Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2017 N 12АП-7858/2017 ПО ДЕЛУ N А57-22705/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2017 г. по делу N А57-22705/2016


Резолютивная часть постановления объявлена "29" августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Энергия-1" - Никоновой М.Н., действующей на основании доверенности от 31.03.2017,
представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Майбородина В.А., действующего на основании доверенности от 06.06.2017 N 02-63-02/670,
в отсутствие иных участников процесса, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Т Плюс", комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 июня 2017 года по делу N А57-22705/2016, (судья М.Г. Штремплер), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергия-1", (ИНН 6451007384, ОГРН 1156451016457, г. Саратов) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", (ИНН 6450049166, ОГРН 1026402204950, г. Саратов), публичному акционерном обществу "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия), к администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280, г. Саратов), третьи лица: комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области (ИНН 6450000788, ОГРН 1026402196622, г. Саратов), комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246, г. Саратов) об обязании муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. А57-22705/2016 Усиевича, 17/1, ул. Усиевича, 33, восстановить проектную схему подачи горячего водоснабжения с указанных ЦТП, а также с ЦТП ул. 1- ая Пионерская, 69/75, ул. Огородная, 87, и котельной по ул. Огородная, 91 и внутриквартальные тепловые сети от ЦТП и котельной к жилым домам, расположенным по адресам: г. Саратов, ул. Ново-Астраханская, д. 61/67, ул. Усиевича, д. 17/1, Огородная, 83, 87а, 876, 89, ул. Огородная, 76/786, 78/90; ул. 1-ая Пионерская, 61/67, 69/75; 5-ый Нагорный проезд, 7/15, ул. Огородная, 916, 91в, 91 г., об обязании ПАО "Т Плюс" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 1-ая Пионерская, 69/75, ул. Огородная, 87, и котельной по ул. Огородная, 91,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Энергия-1" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов", к публичному акционерному обществу "Т Плюс", третьи лица: комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", об обязании ответчиков провести реконструкцию ЦТП и восстановить проектную схему подачи горячего водоснабжения.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, по ходатайству истца, привлечена к участию в деле в качестве соответчика администрация муниципального образования "Город Саратов".
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции истец, с учетом проведенной судебной экспертизы в ходе рассмотрения спора, заявил ходатайство об изменении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которого просил суд обязать муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ Администрации МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. Усиевича, 17/1, ул. Усиевича, 33, ул. 1- ая Пионерская, 69/75, ул. Огородная, 87, и котельной по ул. Огородная, 91, до вводов в жилые дома, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Ново-Астраханская, д. 61/67, ул. Усиевича, д. 17/1, Огородная, 83, 87а, 87б, 89, ул. Огородная, 76/78б, 78/90; ул. 1-ая Пионерская, 61/67, 69/75; 5-ый Нагорный проезд, 7/15, ул. Огородная, 91б, 91в, 91 г.; обязать муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ Администрации МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. Усиевича17/1, ул. Усиевича, 33, (с условием восстановления циркуляционного трубопровода Т4); обязать муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ Администрации МО "Город Саратов" восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. Усиевича, 17/1, ул. Усиевича, 33, ул. 1-ая Пионерская, 69/75, ул. Огородная, 87, и котельной по ул. Огородная, 91, к жилым домам, расположенным по адресам: г. Саратов, ул. Ново-Астраханская, д. 61/67, ул. Усиевича, д. 17/1, Огородная, 83, 87а, 87б, 89, ул. Огородная, 76/78б, 78/90; ул. 1-ая Пионерская, 61/67, 69/75; 5-ый Нагорный проезд, 7/15, ул. Огородная, 91б, 91в, 91г, в соответствии с принятыми проектными решениями; обязать муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ Администрации МО "Город Саратов" провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. Усиевича17/1, ул. Усиевича, 33, в соответствии с принятыми проектными решениями; обязать ПАО "Т Плюс" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 1-ая Пионерская, 69/75, ул. Огородная, 87, и котельной по ул. Огородная, 91 (с условием восстановления циркуляционного трубопровода Т4); обязать ПАО "Т Плюс" провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 1-ая Пионерская, 69/75, ул. Огородная, 87, и котельной по ул. Огородная, 91 в соответствии с принятыми проектными решениями.
Суд первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ принял указанные уточнения исковых требований.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 июня 2017 года по делу N А57-22705/2016 муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" обязано за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. Усиевича, 17/1, ул. Усиевича, 33, ул. 1-ая Пионерская, 69/75, ул. Огородная, 87, и котельной по ул. Огородная, 91, до вводов в жилые дома, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Ново-Астраханская, д. 61/67, ул. Усиевича, д. 17/1, Огородная, 83, 87а, 87б, 89, ул. Огородная, 76/78б, 78/90; ул. 1-ая Пионерская, 61/67, 69/75; 5-ый Нагорный проезд, 7/15, ул. Огородная, 91б, 91 в, 91 г.;
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. Усиевича17/1, ул. Усиевича, 33, (с условием восстановления циркуляционного трубопровода Т4).
Муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ Администрации МО "Город Саратов" обязано
- - восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. Усиевича, 17/1, ул. Усиевича, 33, ул. 1-ая Пионерская, 69/75, ул. Огородная, 87, и котельной по ул. Огородная, 91, к жилым домам, расположенным по адресам: г. Саратов, ул. Ново-Астраханская, д. 61/67, ул. Усиевича, д. 17/1, Огородная, 83, 87а, 87б, 89, ул. Огородная, 76/78б, 78/90; ул. 1-ая Пионерская, 61/67, 69/75; 5-ый Нагорный проезд, 7/15, ул. Огородная, 91 б, 91 в, 91 г, в соответствии с принятыми проектными решениями;
- - провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. Усиевича, 17/1, ул. Усиевича, 33, в соответствии с принятыми проектными решениями.
Публичное акционерное общество "Т Плюс" обязано в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 1-ая Пионерская, 69/75, ул. Огородная, 87, и котельной по ул. Огородная, 91 (с условием восстановления циркуляционного трубопровода Т4).
Публичное акционерное общество "Т Плюс" обязано провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 1-ая Пионерская, 69/75, ул. Огородная, 87, и котельной по ул. Огородная, 91 в соответствии с принятыми проектными решениями.
С муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергия-1" взысканы судебные расходы, понесенные за проведение судебной экспертизы в размере 22 500 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
С публичного акционерного общества "Т Плюс" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергия-1" взысканы судебные расходы, понесенные за проведение судебной экспертизы в размере 22 500 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
В иске к администрации муниципального образования "Город Саратов" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, публичное акционерное общество "Т Плюс", комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, по основаниям, изложенным в жалобах, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" указывает, что судом первой инстанции не учтено, что по заявленным требованиям Комитет ЖКХ является ненадлежащим ответчиком. Спорное имущество было передано в 2006 году балансодержателем - МУ "Городской центр механизации ЖКХ". По мнению заявителя жалобы, истцом не представлены сведения о том, что для обеспечения жилых домов бесперебойной, качественной услугой по горячему водоснабжению, необходимо провести мероприятия, указанные в исковом заявлении.
В обоснование апелляционной жалобы публичное акционерное общество "Т Плюс" указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил суду апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ООО "Энергия-1" является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг, в частности, горячего водоснабжения для многоквартирных домов ул. Ново-Астраханская, д. 61/67, ул. Усиевича, д. 17/1, Огородная, 83, 87а, 87б, 89, ул. Огородная, 76/78б, 78/90; ул. 1-ая Пионерская, 61/67, 69/75; 5-ый Нагорный проезд, 7/15, ул. Огородная, 91б, 91в, 91 г на основании Устава и заключенных с собственниками договоров Управления. В соответствии с пунктом 3.4.8. Договоров управления ООО вправе от имени Собственников помещений многоквартирного дома представлять интересы Собственников в судах, государственных и иных органах и организациях по вопросам, связанным с исполнением условий настоящего Договора.
В соответствии со статьей 161 раздела VIII Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг). При этом:
- "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов;
- "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанностью закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг).
В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N 20.
Кроме того, 30 марта 1999 года был принят Федеральный закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно преамбулы которого он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 3, 19, 39 указанного Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19).
Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 39).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.09 г. N 20, которым утвержден СанПиН 2.1.4.2496-09 зарегистрировано в Минюсте РФ 05 мая 2009 года под регистрационным N 13891 и его текст опубликован в "Российской газете" от 22 мая 2009 г. N 92.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Указанная обязанность корреспондируется с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которого исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.
Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг). В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09.
В свою очередь пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качеств, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Все спорные многоквартирные дома снабжаются горячим водоснабжением от ЦТП, расположенной по адресам: ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. Усиевича17/1, ул. Усиевича, 33, ул. 1-ая Пионерская, 69/75, по ул. Огородная, 87, и котельной, расположенной по ул. Огородная, 91, с которыми они соединены внутриквартальными сетями, что подтверждается материалами дела.
При этом, по мнению истца, подача горячего водоснабжения в спорные жилые дома производится по тупиковой схеме (без циркуляции), в отсутствие циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения, в связи с чем, необходимо провести работы по восстановлению линий циркуляции горячего водоснабжения.
Отсутствие указанных трубопроводов делает невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 2.
Вышеуказанные обстоятельства, в том числе подтверждается распечатками общедомовых приборов учета вышеуказанных многоквартирных жилых домов.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Приоритет-оценка" (410056, г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти, д. 21), экспертам Сидоренко А.С., Афанасьевой А.В. На разрешение экспертизы поставлены следующие вопросы:
1. Соответствует ли схема теплоснабжения жилых домов: ул. Огородная, 91б, 91в, 91г, ул. Огородная, 76/78б, 78/90; ул. 1-ая Пионерская, 61/67, 69/75; 5-ый Нагорный проезд, 7/15, ул. Огородная, 83, 87a, 87б, 89, ул. Ново-Астраханская, 61/67, ул. Усиевича, 17/1 в г. Саратове требованиям строительных норм и правил (СНиП), обеспечивающая круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующей температуры, требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354?
2. Соответствуют ли параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирных жилых домов: ул. Огородная, 91б, 91в, 91г, ул. Огородная, 76/78б, 78/90; ул. 1-ая Пионерская, 61/67, 69/75; 5-ый Нагорный проезд, 7/15, ул. Огородная, 83, 87а, 87б, 89, ул. Ново-Астраханская, 61/67, ул. Усиевича, 17/1, в г. Саратове требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354? Если нет, то каковы причины несоответствия параметров качества горячего водоснабжения? Может ли, существующая внутридомовая система спорных жилых домов обеспечивать подачу горячего водоснабжения надлежащего качества? Если нет, то почему?
3. Какие работы, их объем и стоимость необходимо произвести, как в самом центральном тепловом пункте центральный тепловой пункт (ЦТП) по адресному ориентиру ул. 1-ая Пионерская, 69/75; (ЦТП) по адресному ориентиру Огородная, 87а; центральный тепловой пункт (ЦТП) по адресному ориентиру 2-ая ПИОНЕРСКАЯ, 30/36 (ЦТП), центральный тепловой пункт (ЦТП) по адресному ориентиру Усиевича, (ЦТП), котельная по адресному ориентиру Огородная, 91, так и на тепловых сетях на участке от этих ЦТП до многоквартирных жилых домов: ул. Огородная, 91б, 91в, 91г, ул. Огородная, 76/78б, 78/90; ул. 1-ая Пионерская, 61/67, 69/75; 5-ый Нагорный проезд, 7/15, ул. Огородная, 83, 87а, 87б, 89, ул. Ново-Астраханская, 61/67, ул. Усиевича, 17/1, в г. Саратове для обеспечения их помещений бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354? Какой срок выполнения данных монтажно-строительных работ, с учетом изготовления?
Согласно заключению эксперта N 12/16-88 от 29 декабря 2016 г. в ходе проведения судебной экспертизы эксперты пришли к следующим выводам:
Схема теплоснабжения жилых домов: ул. Огородная, д. NN 91б, 91в, 91г; ул. Огородная, д. NN 76/78б, 78/90; ул. 1-я Пионерская, д. NN 61/67, 69/75; 5-й Нагорный проезд, д. N 7/15; ул. Огородная, д. NN 83, 87а, 87б, 89; ул. Ново-Астраханская, д. N 61/67; ул. Усиевича, д. N 17/1 в г. Саратове не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), обеспечивающая круглосуточную (без какого либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующие температуры, требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СНиП 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20.
Параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирных жилых домов: ул. Огородная, д. NN 91б, 91в, 91г; ул. Огородная, д. NN 76/78б, 78/90; ул. 1-я Пионерская, д. NN 61/67, 69/75; 5-й Нагорный проезд, д. N 7/15; ул. Огородная, д. NN 83, 87а, 87б, 89; ул. Ново-Астраханская, д. N 61/67; ул. Усиевича, д. N 17/1 в г. Саратове не соответствуют требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СНиП 2.1.4.2496-09.
Причинами несоответствия параметров качества горячего водоснабжения является следующее:
- - отсутствие циркуляции во внутриквартальных сетях системы ГВС (применена тупиковая схема ГВС - 3х трубная) - при существующей тупиковой схеме подачи ГВС по внутриквартальным сетям происходит остывание горячей воды в трубопроводах в период снижения или отсутствии водоразбора;
- - частичные потери тепла (остывание) горячей воды за счет отсутствия тепловой изоляции трубопроводов - часть трубопроводов тепловых сетей не обеспечена теплоизоляцией, либо теплоизоляция находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены;
- - отсутствие внутридомовой циркуляции.
Существующая внутридомовая система спорных жилых домов не может обеспечивать подачу горячего водоснабжения надлежащего качества, т. к. отсутствует внутридомовая циркуляция системы ГВС.
Для восстановления работоспособности системы горячего водоснабжения, а также соответствия параметров температуры горячего водоснабжения в исследуемых многоквартирных домах необходимо выполнить следующие работы:
- - восстановить внутридомовую циркуляцию системы ГВС (с учетом переустройства узла ввода, а также установкой приборов учета и контрольно-измерительных приборов и автоматики) с учетом действующих строительных норм и правил;
- - проложить циркуляционный трубопровод (Т4) от исследуемых ЦТП до вводов в исследуемые многоквартирные жилые дома;
- - выполнить реконструкцию исследуемых ЦТП в соответствии с принятыми проектными решениями (с условием восстановления циркуляционного трубопровода Т4) и в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
Реконструкцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения, а также ЦТП (при необходимости) следует производить в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании, нормативными документами и разработанной и согласованной проектной документацией.
Точные объемы и стоимость материалов, а также работ по реконструкции внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП до многоквартирных жилых домов могут быть определены только после выполнения проектно-сметной документации. Сроки выполнения строительно-монтажных работ зависят от решений принятых в проекте.
Допрошенный в ходе судебного заседания эксперт Сидоренко А.С. подтвердил выводы, изложенные в экспертном заключении, а также пояснил, что причинами поставки горячего водоснабжения в спорные многоквартирные дома ненадлежащего качества являются отсутствие циркуляционного трубопровода от ЦТП и котельной до спорных домов, что влечет за собой необходимость восстановления внутридомовой системы циркуляции, реконструкцию ЦТП и котельной и прокладку циркуляционного трубопровода.
Таким образом, представленные в материалах дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, проведенной в рамках рассматриваемого дела, с участием представителей сторон, подтверждают, что причиной предоставления населению услуг горячего водоснабжения ненадлежащего качества является отсутствие внутридомовой циркуляции, отсутствие внутриквартальных циркуляционных трубопроводов, надлежащего оборудования и циркуляционных трубопроводов в спорных центральных тепловых пунктах (ЦТП) и котельной.
Оборудование ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, по ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ЦТП по ул. Усиевича17/1, ЦТП по ул. Усиевича, 33, и внутриквартальные тепловые сети к жилым домам от них, находящимся под управлением ООО, являются собственностью МО "Город Саратов". ЦТП по ул. 1-ая Пионерская, 69/75, по ул. Огородная, 87, котельная по ул. Огородная, 91, являются собственностью ПАО "Т Плюс", а внутриквартальные тепловые сети к жилым домам от них, - в собственности МО "Город Саратов", что не оспаривается ответчиками и подтверждается комитетом по управлению имуществом администрации "Город Саратов" и свидетельствами о праве собственности на вышеуказанные объекты.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ - имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 08 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ") к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статьи 50 Закона N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как правильно установил суд первой инстанции, вышеуказанные нормы отражены и в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года.
С учетом изложенного, муниципальное образование "Город Саратов", в силу имеющихся в деле доказательств, норм права, а также согласно заключения судебной теплотехнической экспертизы для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Саратов, г. Саратов, ул. Ново-Астраханская, д. 61/67, ул. Усиевича, д. 17/1, Огородная, 83, 87а, 87б, 89, ул. Огородная, 76/78б, 78/90; ул. 1-ая Пионерская, 61/67, 69/75; 5-ый Нагорный проезд, 7/15, ул. Огородная, 91б, 91в, 91 г., бесперебойным горячим водоснабжение, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 обязано провести следующие работы:
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. Усиевича, 17/1, ул. Усиевича, 33, ул. 1-ая Пионерская, 69/75, ул. Огородная, 87, и котельной по ул. Огородная, 91, до вводов в жилые дома, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Ново-Астраханская, д. 61/67, ул. Усиевича, д. 17/1, Огородная, 83, 87а, 87б, 89, ул. Огородная, 76/78б, 78/90; ул. 1-ая Пионерская, 61/67, 69/75; 5-ый Нагорный проезд, 7/15, ул. Огородная, 91б, 91 в, 91 г.;
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. Усиевича17/1, ул. Усиевича, 33, (с условием восстановления циркуляционного трубопровода Т4).
- - восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. Усиевича, 17/1, ул. Усиевича, 33, ул. 1-ая Пионерская, 69/75, ул. Огородная, 87, и котельной по ул. Огородная, 91, к жилым домам, расположенным по адресам: г. Саратов, ул. Ново-Астраханская, д. 61/67, ул. Усиевича, д. 17/1, Огородная, 83, 87а, 87б, 89, ул. Огородная, 76/78б, 78/90; ул. 1-ая Пионерская, 61/67, 69/75; 5-ый Нагорный проезд, 7/15, ул. Огородная, 91 б, 91 в, 91 г, в соответствии с принятыми проектными решениями;
- - провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-ая Пионерская, 30/36, ул. Усиевича, 17/1, ул. Усиевича, 33, в соответствии с принятыми проектными решениями.
ПАО "Т Плюс", как собственник ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 1-ая Пионерская, 69/75, ул. Огородная, 87, и котельной по ул. Огородная, 91, в свою очередь, обязано разработать и согласовать проектно-сметную документацию на их реконструкцию и провести обсуждаемую реконструкцию в соответствии с принятыми проектными решениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами.
Данная норма права не устанавливает для субъектов гражданских правоотношений ограничений в выборе способа защиты права и не исключает возможности использования нескольких способов защиты.
Следовательно, право выбора способа защиты принадлежит стороне правоотношения.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, следует понимать обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодным для эксплуатации, в соответствии с назначением имущества состоянии.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник), обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательства положение статьи 12 ГК РФ как один из способов защиты гражданских прав предусматривает присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Суд первой инстанции правильно счел необоснованным заявленный в отзыве комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" довод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" в его лице не должно отвечать по заявленному иску, исходя и следующего.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, у установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Пунктом 1.1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 21-202 от 25 октября 2007 года, предусмотрено, что комитет по ЖКХ является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова.
Комитет в пределах своих полномочий представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета по ЖКХ.
К числу основных задач Комитета по ЖКХ, связанных с решением вопросов местного значения, пунктом 2.1.1. Положения о комитете отнесено участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Комитет по ЖКХ в соответствии с возложенными на него задачами обладает следующими полномочиями в сфере участия в организации в границах города в электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения: участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения комитет по ЖКХ осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Саратов", осуществляет функции муниципального заказчика, а в соответствии с пунктом 1.3 Положения представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Таким образом, надлежащим ответчиком от имени муниципального образования "Город Саратов" признается Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Доводы подателя жалобы о передаче спорного имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" обоснованно отклонены, поскольку из условий договора от 1 января 2006 года N 154 и приложений к нему не следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения переданы в безвозмездное пользование последнему.
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью "Энергия-1", как управляющая организация, поддерживая исковые требования, защищает не только законные интересы собственников и нанимателей помещений в спорных многоквартирных жилых домах на право ими получения горячего водоснабжения надлежащего качества, но и представляет фактически интересы граждан-жильцов, которые получают горячее водоснабжение ненадлежащего качества.
Заявленные требования также направлены на защиту прав непосредственно общества с ограниченной ответственностью "Энергия-1", как управляющей организации и как исполнителя коммунальных услуг, поскольку за их предоставление не надлежащего качества Общество может быть подвергнуто административному воздействию со стороны судебных органов, а также со стороны административного органа в лице Государственной жилищной инспекции Саратовской области, что в соответствии со статьями 198, 199 Жилищного кодекса РФ может повлечь аннулирование лицензии и прекращение деятельности юридического лица, в качестве управляющей организации.
Пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в части 4 статьи 157 ЖК РФ, согласно которой - при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 - внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
При отсутствии циркуляции происходит остывание горячей воды в сетях, в связи с чем жители спорных многоквартирных домов получают горячее водоснабжение ненадлежащего качества. Наличие циркуляции в сетях, даже в тех домах, стояки горячего водоснабжения в которых являются "тупиковыми" позволят жителям быстрее получать услугу "горячее водоснабжение" надлежащего качества и производить меньший слив воды из системы горячего водоснабжения до нормативных температур.
Кроме того, суд первой инстанции правильно счел, что в спорных правоотношениях не может быть применен срок исковой давности, о чем указывают в отзывах ответчики, поскольку в указанной ситуации следует руководствоваться абзацем 5 статьи 208 ГК РФ (о нераспространении исковой давности на требования собственника), так как у истца отсутствует в данном деле интерес, отличный от интересов собственников и жильцов многоквартирных жилых домов, которых касается настоящий спор.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Надлежащими ответчиками по делу признается муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" и публичное акционерное общество "Т Плюс".
Разработка проектно-сметной документации, проведение реконструкции и восстановление проектной схемы подачи горячего водоснабжения по объектам МО "Город Саратов" осуществляется за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
В иске к администрации муниципального образования "Город Саратов" обоснованно отказано.
Судебные расходы распределены между сторонами по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, пришел к выводу, что они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 июня 2017 года по делу N А57-22705/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Б.ШАЛКИН
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
О.А.ДУБРОВИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)