Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Полный текст постановления изготовлен 26.04.2016 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.Б. Романовой
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ТСЖ "Ярославская 54" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.02.2016 г. по делу N А27-24828/2015 (07АП-1910/16) (судья Е.И. Семенычева)
по исковому заявлению Товарищества собственников жилья "Ярославская 54" (Кемеровская область, г. Новокузнецк, ИНН 4218022730) к муниципальному образованию "город Новокузнецк в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка (Кемеровская область, г. Новокузнецк, ИНН 4217131091) о взыскании 81006,90 рублей убытков, 3240 руб. расходов на оплату государственной пошлины, 12000 руб. расходов по оплате услуг представителя,
установил:
Товарищество собственников жилья "Ярославская 54" (далее - ТСЖ "Ярославская 54", товарищество) обратилось в арбитражный суд к муниципальному образованию "город Новокузнецк" в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка (далее - Комитет) с заявлением о взыскании убытков в сумме 81006,90 руб.
Исковые требования мотивированны тем, что у муниципального образования имеется обязанность возместить убытки, возникшие в результате установления тарифа на коммунальные услуги ниже экономически обоснованного размера.
Дело судом рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.02.2016 г. года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ "Ярославская 54" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом не учтены доводы истца о том, что срок исковой давности прерывался, так как 20.06.2015 г. между сторонами был подписан акт сверки на сумму 81 006, 90 руб.; считает, что судом нарушены нормы процессуального права, так как отзыв ответчиком подан после срока, установленного в определении суда, соответственно не должен был рассматриваться судом.
Комитет в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда от 09.02.2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между муниципальным учреждением "Дирекция единого заказчика" и ТСЖ "Ярославская 54" был заключен муниципальный контракт от 20.02.2009 N 45 "на выплату субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек".
Пунктом 1.1. указанного контракта установлено, что в соответствии с Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.01.2009 N 1/6 "Об установлении порядка выплаты компенсаций выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек", предметом настоящего контракта является порядок расчета и выплаты субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, (далее - компенсация выпадающих доходов) исполнителю.
Срок действия контракта определен с 01.01.2009 до 31.12.2009 в соответствии с пунктом 4.1 муниципального контракта.
В соответствии с разделом 2 муниципального контракта основанием для расчета суммы выплаты из городского бюджета является Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.01.2009 г. N 1/5 "Об установлении размеров компенсаций выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек".
Согласно пунктам 2.2. - 2.4. контракта сумма компенсации выпадающих доходов определяется на основании объемов услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, предоставленных исполнителем населению. Сумма, предусмотренная настоящим контрактом в расчете на 1 кв. м по содержанию и ремонту жилищного фонда, составляет 6,64 руб. (с НДС - 18%.) Сумма на 2 697,0 кв. м общей площади жилых помещений, оплачиваемых населением, рассчитывается согласно Приложению N 1 "Адресный список жилых домов и их характеристика", и Приложению N 2 "Расчет компенсации выпадающих доходов из городского бюджета организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда", по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, которые являются неотъемлемой частью контракта. Среднемесячная сумма контракта составляет 17 908,79 (с НДС-18%). Ориентировочная сумма контракта с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. составляет 214 905,42 руб. (с НДС- 18%).
В соответствии с пунктом 2.5. муниципального контракта оплата Учреждением компенсации выпадающих доходов производится по окончании месяца на основании счетов-фактур и согласованных сторонами актов выполненных работ согласно Приложению N 3. Счета - фактуры выставляются Учреждению в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, за декабрь месяц - в срок до 30 января.
В 2009 году главным распорядителем бюджетных средств в области жилищно-коммунального хозяйства Новокузнецкого городского округа являлось Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" (с учетом изменения наименования и типа бюджетного учреждения - Муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция ЖКТ" города Новокузнецка).
Разделом 3 "Порядка выплаты компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, услуги водоснабжения, теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек", утвержденного Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.01.2009 N 1/6, обязанность по оплате субсидии из городского бюджета в течение года была возложена на Муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция ЖКТ" города Новокузнецка.
С 01.01.2011 функции главного распорядителя бюджетных средств были переданы вновь образованному решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.10.2010 N 12/158 с 01.01.2011 в структуре администрации города Новокузнецка Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка.
Согласно пункту 1.1. Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка он является отраслевым органом администрации города Новокузнецка в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с пунктом 3.4.1. Положения Комитет выполняет бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, с 01.01.2011 утратил силу Порядок выплаты компенсаций, утвержденный Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.01.2009 N 1/6 и вступил в силу новый "Порядок расчета и организации предоставления из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению услуги горячего водоснабжения и отопления", утвержденный Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 21.12.2010 N 15/201.
Пунктами 2.1, 2.3 указанного Порядка полномочия по заключению муниципальных контрактов на выплату субсидий, перерасчету и выплате суммы субсидий по итогам истекшего года были возложены на Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка.
10.12.2015 Товарищество собственников жилья "Ярославская 54" обратилось с иском в суд, ссылаясь на отсутствие оплаты по вышеуказанному контракту.
Арбитражный суд Кемеровской области, отказывая в удовлетворении исковых требований, принял по существу правильный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Согласно правовой позиции Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Поддерживая правильность выводов суда первой инстанции о применении срока исковой давности, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Учитывая положения, установленные в пункте 2.5. муниципального контракта о сроке оплаты компенсации выпадающих доходов производится по окончании месяца на основании счетов-фактур и согласованных сторонами актов выполненных работ согласно Приложению N 3. Счета - фактуры выставляются Учреждению в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, за декабрь месяц - в срок до 30 января, следовательно, течение срока исковой давности начинается с 01.02.2010.
В связи с чем трехлетний срок исковой давности истек 01.02.2013. Исходя из штампа на почтовом конверте исковое заявление направлено в суд 08.12.2015, т.е. после истечения срока исковой давности.
Проведение сторонами сверки осуществляется для определения размера выпадающих доходов по итогам истекшего года. Ни самим муниципальным контрактом, ни нормативными актами дата проведения сверки не зафиксирована в качестве срока оплаты и может расцениваться лишь в качестве обстоятельства, прерывающего течение срока исковой давности, если течение этого срока уже началось. Срок исковой давности начинает течь именно по окончании срока оплаты.
Суд обоснованно отклонил доводы истца о перерыве срока исковой давности актом сверки взаимных расчетов по муниципальному контракту от 20.02.2009 N 45, так как дата его составления отсутствует, акт не подписан руководителем ответчика, в связи с чем не может квалифицироваться как доказательство признания долга.
Довод истца о том, что суд первой инстанции рассмотрел дело с нарушением норм процессуального права, приняв во внимание отзыв, представленный после срока, установленного для его представления, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Определением от 14.12.2015 о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства арбитражным судом установлен срок для направления документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции - до 03.02.2016. Отзыв с заявлением о применении исковой давности поступил в суд 20.01.2016.
Кроме того, исходя из принципа эффективности правосудия, норма части 4 статьи 228 АПК РФ не исключает права суда принять поступившие возражения и доказательства в целях рассмотрения спора по существу.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Довод о неприменении судом норм права, подлежащих применению, и неверной оценке обстоятельств отклоняется, как необоснованный и противоречащий представленным доказательствам.
Оценка доказательств по настоящему спору произведена арбитражным судом области в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ.
При принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. ст. 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.02.2016 г. по делу N А27-24828/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий
О.Б.НАГИШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2016 N 07АП-1910/2016 ПО ДЕЛУ N А27-24828/2015
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2016 г. по делу N А27-24828/2015
Полный текст постановления изготовлен 26.04.2016 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.Б. Романовой
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ТСЖ "Ярославская 54" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.02.2016 г. по делу N А27-24828/2015 (07АП-1910/16) (судья Е.И. Семенычева)
по исковому заявлению Товарищества собственников жилья "Ярославская 54" (Кемеровская область, г. Новокузнецк, ИНН 4218022730) к муниципальному образованию "город Новокузнецк в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка (Кемеровская область, г. Новокузнецк, ИНН 4217131091) о взыскании 81006,90 рублей убытков, 3240 руб. расходов на оплату государственной пошлины, 12000 руб. расходов по оплате услуг представителя,
установил:
Товарищество собственников жилья "Ярославская 54" (далее - ТСЖ "Ярославская 54", товарищество) обратилось в арбитражный суд к муниципальному образованию "город Новокузнецк" в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка (далее - Комитет) с заявлением о взыскании убытков в сумме 81006,90 руб.
Исковые требования мотивированны тем, что у муниципального образования имеется обязанность возместить убытки, возникшие в результате установления тарифа на коммунальные услуги ниже экономически обоснованного размера.
Дело судом рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.02.2016 г. года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ "Ярославская 54" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом не учтены доводы истца о том, что срок исковой давности прерывался, так как 20.06.2015 г. между сторонами был подписан акт сверки на сумму 81 006, 90 руб.; считает, что судом нарушены нормы процессуального права, так как отзыв ответчиком подан после срока, установленного в определении суда, соответственно не должен был рассматриваться судом.
Комитет в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда от 09.02.2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, между муниципальным учреждением "Дирекция единого заказчика" и ТСЖ "Ярославская 54" был заключен муниципальный контракт от 20.02.2009 N 45 "на выплату субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек".
Пунктом 1.1. указанного контракта установлено, что в соответствии с Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.01.2009 N 1/6 "Об установлении порядка выплаты компенсаций выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек", предметом настоящего контракта является порядок расчета и выплаты субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, (далее - компенсация выпадающих доходов) исполнителю.
Срок действия контракта определен с 01.01.2009 до 31.12.2009 в соответствии с пунктом 4.1 муниципального контракта.
В соответствии с разделом 2 муниципального контракта основанием для расчета суммы выплаты из городского бюджета является Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.01.2009 г. N 1/5 "Об установлении размеров компенсаций выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек".
Согласно пунктам 2.2. - 2.4. контракта сумма компенсации выпадающих доходов определяется на основании объемов услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, предоставленных исполнителем населению. Сумма, предусмотренная настоящим контрактом в расчете на 1 кв. м по содержанию и ремонту жилищного фонда, составляет 6,64 руб. (с НДС - 18%.) Сумма на 2 697,0 кв. м общей площади жилых помещений, оплачиваемых населением, рассчитывается согласно Приложению N 1 "Адресный список жилых домов и их характеристика", и Приложению N 2 "Расчет компенсации выпадающих доходов из городского бюджета организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда", по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, которые являются неотъемлемой частью контракта. Среднемесячная сумма контракта составляет 17 908,79 (с НДС-18%). Ориентировочная сумма контракта с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. составляет 214 905,42 руб. (с НДС- 18%).
В соответствии с пунктом 2.5. муниципального контракта оплата Учреждением компенсации выпадающих доходов производится по окончании месяца на основании счетов-фактур и согласованных сторонами актов выполненных работ согласно Приложению N 3. Счета - фактуры выставляются Учреждению в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, за декабрь месяц - в срок до 30 января.
В 2009 году главным распорядителем бюджетных средств в области жилищно-коммунального хозяйства Новокузнецкого городского округа являлось Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" (с учетом изменения наименования и типа бюджетного учреждения - Муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция ЖКТ" города Новокузнецка).
Разделом 3 "Порядка выплаты компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, услуги водоснабжения, теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек", утвержденного Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.01.2009 N 1/6, обязанность по оплате субсидии из городского бюджета в течение года была возложена на Муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция ЖКТ" города Новокузнецка.
С 01.01.2011 функции главного распорядителя бюджетных средств были переданы вновь образованному решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.10.2010 N 12/158 с 01.01.2011 в структуре администрации города Новокузнецка Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка.
Согласно пункту 1.1. Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка он является отраслевым органом администрации города Новокузнецка в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с пунктом 3.4.1. Положения Комитет выполняет бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, с 01.01.2011 утратил силу Порядок выплаты компенсаций, утвержденный Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.01.2009 N 1/6 и вступил в силу новый "Порядок расчета и организации предоставления из бюджета Новокузнецкого городского округа компенсации выпадающих доходов управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам, ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим населению услуги горячего водоснабжения и отопления", утвержденный Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 21.12.2010 N 15/201.
Пунктами 2.1, 2.3 указанного Порядка полномочия по заключению муниципальных контрактов на выплату субсидий, перерасчету и выплате суммы субсидий по итогам истекшего года были возложены на Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка.
10.12.2015 Товарищество собственников жилья "Ярославская 54" обратилось с иском в суд, ссылаясь на отсутствие оплаты по вышеуказанному контракту.
Арбитражный суд Кемеровской области, отказывая в удовлетворении исковых требований, принял по существу правильный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Согласно правовой позиции Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Поддерживая правильность выводов суда первой инстанции о применении срока исковой давности, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Учитывая положения, установленные в пункте 2.5. муниципального контракта о сроке оплаты компенсации выпадающих доходов производится по окончании месяца на основании счетов-фактур и согласованных сторонами актов выполненных работ согласно Приложению N 3. Счета - фактуры выставляются Учреждению в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, за декабрь месяц - в срок до 30 января, следовательно, течение срока исковой давности начинается с 01.02.2010.
В связи с чем трехлетний срок исковой давности истек 01.02.2013. Исходя из штампа на почтовом конверте исковое заявление направлено в суд 08.12.2015, т.е. после истечения срока исковой давности.
Проведение сторонами сверки осуществляется для определения размера выпадающих доходов по итогам истекшего года. Ни самим муниципальным контрактом, ни нормативными актами дата проведения сверки не зафиксирована в качестве срока оплаты и может расцениваться лишь в качестве обстоятельства, прерывающего течение срока исковой давности, если течение этого срока уже началось. Срок исковой давности начинает течь именно по окончании срока оплаты.
Суд обоснованно отклонил доводы истца о перерыве срока исковой давности актом сверки взаимных расчетов по муниципальному контракту от 20.02.2009 N 45, так как дата его составления отсутствует, акт не подписан руководителем ответчика, в связи с чем не может квалифицироваться как доказательство признания долга.
Довод истца о том, что суд первой инстанции рассмотрел дело с нарушением норм процессуального права, приняв во внимание отзыв, представленный после срока, установленного для его представления, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Определением от 14.12.2015 о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства арбитражным судом установлен срок для направления документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции - до 03.02.2016. Отзыв с заявлением о применении исковой давности поступил в суд 20.01.2016.
Кроме того, исходя из принципа эффективности правосудия, норма части 4 статьи 228 АПК РФ не исключает права суда принять поступившие возражения и доказательства в целях рассмотрения спора по существу.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Довод о неприменении судом норм права, подлежащих применению, и неверной оценке обстоятельств отклоняется, как необоснованный и противоречащий представленным доказательствам.
Оценка доказательств по настоящему спору произведена арбитражным судом области в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ.
При принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. ст. 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.02.2016 г. по делу N А27-24828/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий
О.Б.НАГИШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)