Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: И.А. Мильчиной, Е.П. Филимоновой
при участии:
- от заявителя: ФКУ "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" - представитель не явился;
- от УФАС России по Хабаровскому краю - Легчило А.Н., представитель по доверенности от 14.06.2016 N 3/6023;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю"
на решение от 31.05.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016
по делу N А73-3120/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.А. Шапошникова; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Г. харьковская, И.И. Балинская, Т.Д. Пескова
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (ОГРН 1022700597700, ИНН 2704012334, место нахождения: 682800, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, 5)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Запарина, 67)
о признании незаконным и отмене постановления
Федеральное казенное учреждение исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - учреждение, ФКУ ИК-5) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, административный орган) от 04.02.2016 N 4 по делу об административном правонарушении N 3-04/53, которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 562 500 руб.
Решением суда от 31.05.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016, постановление административного органа изменено: размер административного штрафа снижен с 562 500 руб. до 281 250 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на то, что выводы судов, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт о признании постановления административного органа незаконным полностью.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов, о том что: учреждение является исполнителем коммунальных услуг для населения, проживающего по адресу г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, 1, 3, 9; началом отопительного сезона следует считать 10.10.2014 вне зависимости от установления среднесуточных температур ниже восьми градусов в течение пяти дней подряд.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своего представителя, возражая относительно приведенных в ней доводов, просили оставить ее без удовлетворения. Указали на установленные судами в судебных актах обстоятельства, подтверждающие наличие совокупности условий, позволяющих признать состав вмененного учреждению правонарушения.
Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя административного органа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено следующее.
Решением Комиссии УФАС России по Хабаровскому краю от 11.08.2015 N 18, установлено, что ФКУ ИК-5 в 2014 году и ранее осуществляло деятельность по продаже коммунального ресурса - тепловой энергии, явилось и является теплоснабжающей организацией, а в отношении многоквартирных домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской в г. Советская Гавань является ресурсоснабжающей организацией.
Также данным решением учреждение признано занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения (продажи, реализации тепловой энергии) на территории города Советская Гавань в зоне расположения своих сетей (в границах присоединенных сетей), в том числе, в границах домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской.
Этим же решением учреждение признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2012 N 41/29 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" в городе Советская Гавань были утверждены тарифы на тепловую энергию на 2013 год.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 03.12.2014 N 37/12 учреждению утверждены тарифы на тепловую энергию на период 2015-2017 годы.
Решение Комиссии УФАС России по Хабаровскому краю от 11.08.2015 N 18, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, явилось поводом к возбуждению в соответствии с частью 1.2. статьи 28.1. КоАП РФ в отношении учреждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31. КоАП РФ, о чем 23.10.2015 вынесено соответствующее определение.
22.12.2015 в отношении ФКУ ИК-5 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31. КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 04.02.2016 N 4 по делу N 3-04/53 о привлечении ФКУ ИК-5 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 562 500 рублей.
Постановление административного органа о привлечении к административной ответственности оспорено ФКУ ИК-5 в арбитражный суд, который, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, применив нормы материального права, пришел к выводу о законность вынесенного антимонопольным органом постановления. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа считает, что при этом суды обоснованно приняли в внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 14.31. КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей. Порядок определения размера штрафа определен в Приложении N 4 к статье.
Судами из материалов дела установлено, что жилые дома N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской присоединены через тепловые сети МООО "Советско-Гаванские тепловые сети", находящиеся у них в аренде, к системе теплоснабжения ФКУ ИК-5.
По результатам анализа состояния конкуренции установлено, что с учетом технической возможности и целесообразности подключения (в целях покупки тепловой энергии) к иным источникам теплоснабжения, кроме ФКУ ИК-5 (через существующие сети МООО "Советско-Гаванские теплосети") отсутствует; в географических границах территории расположения домов N N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской единственной теплоснабжающей организацией является ФКУ ИК-5.
Решением от 11.08.2015 N 18 учреждение признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в бездействии путем не обеспечения оказания коммунальной услуги отопления в отношении собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, 1, 3, 9 в период с 10.10.2014 по 30.10.2014 в сроки начала отопительного сезона 2014-2015 годов (с 10.10.2014), определенные постановлением администрации городского поселения "Город Советская Гавань" от 02.10.2014 N 757 "О начале отопительного сезона 2014-2015 годов на территории города Советская Гавань".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.04.2015 по делу N А73-845/2015 установлено, что котельная, принадлежащая учреждению, является единственным поставщиком тепловой энергии в жилые дома N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской г. Советская Гавань.
В силу статьи 69 АПК РФ данное обстоятельство не подлежало доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела, решением комиссии Хабаровского УФАС России от 11.08.2015 N 18 установлено, что ФКУ ИК-5 в 2014 году и ранее осуществляло деятельность по продаже коммунального ресурса - тепловой энергии, являлось и является теплоснабжающей организацией, а в отношении многоквартирных домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской в г. Советская Гавань является ресурсоснабжающей организацией. При этом в установленном порядке учреждение признано занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения (продажи, реализации тепловой энергии) на территории г. Советская Гавань в зоне расположения своих сетей (в границах присоединенных сетей), в том числе, в границах домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской. Данное решение антимонопольного органа вступило в силу.
С учетом установленных судами обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, суды согласились с выводами антимонопольного органа, изложенными в решении УФАС от 11.08.2015 N 18 по делу N 3-1/263.
Суд кассационной инстанции также согласен с судами, признавшими состоятельными выводы антимонопольного органа, сделанные им в связи с проведенным анализом состояния конкуренции на товарном рынке по предоставлению услуг теплоснабжения и определению положения на этом рынке ФКУ ИК-5, о том что учреждение занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения (продажи, реализации тепловой энергии) на территории г. Советская Гавань в зоне расположения своих сетей (в границах присоединенных сетей), в том числе, в границах домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской.
Постановлением администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 02.10.2014 N 757 установлено начало отопительного сезона 2014/2015 на территории города Советская Гавань с 10.10.2014 при условии установления среднесуточных температур наружного воздуха ниже +8 градусов С в течение пяти суток подряд, с первоочередным подключением социально значимых объектов и жилищного фонда.
Согласно пункту 2.3 названного постановления, в случае понижения среднесуточной температуры наружного воздуха в течение пяти дней подряд ниже +8 градусов С до либо после даты начала отопительного сезона, обозначенной в пункте 1 настоящего постановления, по согласованию с Администрацией города Советская Гавань следует начать отопительный сезон со дня, следующего за днем окончания данного пятидневного периода.
Из анализа данных пунктов постановления суды пришли к обоснованным выводам о том, что отопительный сезон 2014-2015 г.г. в городе Советская Гавань определен органом местного самоуправления с 10.10.2014, а иная дата начала отопительного сезона в случае понижения температуры наружного воздуха в течение пяти дней подряд ниже + 8 градусов С (до либо после начала отопительного сезона) должна быть согласована с Администрацией города Советская Гавань.
Материалами дела подтверждается не исполнение учреждением постановления администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 02.10.2014 N 757.
При таких обстоятельствах, установленное в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также при рассмотрении дела в арбитражных судах обеих инстанций, бездействие учреждения выразившиеся в не обеспечении коммунальной услугой отопления в отношении собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, 1, 3, 9 в период с 10.10.2014 по 30.10.2014 в сроки начала отопительного сезона 2014-2015 г.г. свидетельствует о нарушении ФКУ ИК-5 как лицом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания коммунальной услуги отопления, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ущемлении прав собственников и нанимателей жилых помещений вышепоименованных многоквартирных домов, в том числе, выразившемся в создании угрозы причинения вреда здоровью граждан, проживающих в этих домах.
Данные действия (бездействие) учреждения образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31. КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судами не установлено. Административное наказание назначено с учетом правил, установленных КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, судом правомерно отказано ФКУ ИК-5 в удовлетворении заявленных требований по существу спора, так как постановление антимонопольного органа не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В то же время на основании частей 3.2., 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ суд первой инстанции с учетом характера деятельности учреждения, конкретных обстоятельств дела снизил штраф с 562 500 руб. до 281 250 руб., изменив в данной части постановление антимонопольного органа от 04.02.2016 N 4.
Доводы кассационной жалобы о том, что учреждение не является исполнителем коммунальных услуг для населения, проживающего по адресу г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, 1, 3, 9 поскольку отсутствуют письменные договора, заключенные с управляющей организацией, судом кассационной инстанции как и судом первой инстанции отклоняются как ошибочные.
Правилами о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (пункт 6 Правил). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами. Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 7).
Судами из материалов дела установлено, что собственниками помещений многоквартирных домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской г. Советская Гавань на общих собраниях приняты решения от 11.10.2014 об оплате за коммунальные услуги отопления непосредственно ФКУ ИК-5.
Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для учреждения установлены тарифы на передачу тепловой энергии.
В этой связи, как правильно отметили суды, отсутствие заключенного в письменном виде договора с управляющей организацией не могло являться для ресурсоснабжающей организации препятствием предоставления коммунальной услуги потребителям, учитывая принятые собственниками помещений многоквартирных домов решения общих собраний.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде округа.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 31.05.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 по делу N А73-3120/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2016 N Ф03-4807/2016 ПО ДЕЛУ N А73-3120/2016
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке услуг теплоснабжения (продажи, реализации тепловой энергии).Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2016 г. N Ф03-4807/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: И.А. Мильчиной, Е.П. Филимоновой
при участии:
- от заявителя: ФКУ "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" - представитель не явился;
- от УФАС России по Хабаровскому краю - Легчило А.Н., представитель по доверенности от 14.06.2016 N 3/6023;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю"
на решение от 31.05.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016
по делу N А73-3120/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.А. Шапошникова; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Г. харьковская, И.И. Балинская, Т.Д. Пескова
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (ОГРН 1022700597700, ИНН 2704012334, место нахождения: 682800, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, 5)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Запарина, 67)
о признании незаконным и отмене постановления
Федеральное казенное учреждение исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - учреждение, ФКУ ИК-5) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, административный орган) от 04.02.2016 N 4 по делу об административном правонарушении N 3-04/53, которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 562 500 руб.
Решением суда от 31.05.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016, постановление административного органа изменено: размер административного штрафа снижен с 562 500 руб. до 281 250 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на то, что выводы судов, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт о признании постановления административного органа незаконным полностью.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов, о том что: учреждение является исполнителем коммунальных услуг для населения, проживающего по адресу г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, 1, 3, 9; началом отопительного сезона следует считать 10.10.2014 вне зависимости от установления среднесуточных температур ниже восьми градусов в течение пяти дней подряд.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своего представителя, возражая относительно приведенных в ней доводов, просили оставить ее без удовлетворения. Указали на установленные судами в судебных актах обстоятельства, подтверждающие наличие совокупности условий, позволяющих признать состав вмененного учреждению правонарушения.
Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя административного органа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено следующее.
Решением Комиссии УФАС России по Хабаровскому краю от 11.08.2015 N 18, установлено, что ФКУ ИК-5 в 2014 году и ранее осуществляло деятельность по продаже коммунального ресурса - тепловой энергии, явилось и является теплоснабжающей организацией, а в отношении многоквартирных домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской в г. Советская Гавань является ресурсоснабжающей организацией.
Также данным решением учреждение признано занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения (продажи, реализации тепловой энергии) на территории города Советская Гавань в зоне расположения своих сетей (в границах присоединенных сетей), в том числе, в границах домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской.
Этим же решением учреждение признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2012 N 41/29 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" в городе Советская Гавань были утверждены тарифы на тепловую энергию на 2013 год.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 03.12.2014 N 37/12 учреждению утверждены тарифы на тепловую энергию на период 2015-2017 годы.
Решение Комиссии УФАС России по Хабаровскому краю от 11.08.2015 N 18, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, явилось поводом к возбуждению в соответствии с частью 1.2. статьи 28.1. КоАП РФ в отношении учреждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31. КоАП РФ, о чем 23.10.2015 вынесено соответствующее определение.
22.12.2015 в отношении ФКУ ИК-5 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31. КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 04.02.2016 N 4 по делу N 3-04/53 о привлечении ФКУ ИК-5 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 562 500 рублей.
Постановление административного органа о привлечении к административной ответственности оспорено ФКУ ИК-5 в арбитражный суд, который, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, применив нормы материального права, пришел к выводу о законность вынесенного антимонопольным органом постановления. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа считает, что при этом суды обоснованно приняли в внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 14.31. КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей. Порядок определения размера штрафа определен в Приложении N 4 к статье.
Судами из материалов дела установлено, что жилые дома N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской присоединены через тепловые сети МООО "Советско-Гаванские тепловые сети", находящиеся у них в аренде, к системе теплоснабжения ФКУ ИК-5.
По результатам анализа состояния конкуренции установлено, что с учетом технической возможности и целесообразности подключения (в целях покупки тепловой энергии) к иным источникам теплоснабжения, кроме ФКУ ИК-5 (через существующие сети МООО "Советско-Гаванские теплосети") отсутствует; в географических границах территории расположения домов N N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской единственной теплоснабжающей организацией является ФКУ ИК-5.
Решением от 11.08.2015 N 18 учреждение признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в бездействии путем не обеспечения оказания коммунальной услуги отопления в отношении собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, 1, 3, 9 в период с 10.10.2014 по 30.10.2014 в сроки начала отопительного сезона 2014-2015 годов (с 10.10.2014), определенные постановлением администрации городского поселения "Город Советская Гавань" от 02.10.2014 N 757 "О начале отопительного сезона 2014-2015 годов на территории города Советская Гавань".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.04.2015 по делу N А73-845/2015 установлено, что котельная, принадлежащая учреждению, является единственным поставщиком тепловой энергии в жилые дома N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской г. Советская Гавань.
В силу статьи 69 АПК РФ данное обстоятельство не подлежало доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела, решением комиссии Хабаровского УФАС России от 11.08.2015 N 18 установлено, что ФКУ ИК-5 в 2014 году и ранее осуществляло деятельность по продаже коммунального ресурса - тепловой энергии, являлось и является теплоснабжающей организацией, а в отношении многоквартирных домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской в г. Советская Гавань является ресурсоснабжающей организацией. При этом в установленном порядке учреждение признано занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения (продажи, реализации тепловой энергии) на территории г. Советская Гавань в зоне расположения своих сетей (в границах присоединенных сетей), в том числе, в границах домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской. Данное решение антимонопольного органа вступило в силу.
С учетом установленных судами обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, суды согласились с выводами антимонопольного органа, изложенными в решении УФАС от 11.08.2015 N 18 по делу N 3-1/263.
Суд кассационной инстанции также согласен с судами, признавшими состоятельными выводы антимонопольного органа, сделанные им в связи с проведенным анализом состояния конкуренции на товарном рынке по предоставлению услуг теплоснабжения и определению положения на этом рынке ФКУ ИК-5, о том что учреждение занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг теплоснабжения (продажи, реализации тепловой энергии) на территории г. Советская Гавань в зоне расположения своих сетей (в границах присоединенных сетей), в том числе, в границах домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской.
Постановлением администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 02.10.2014 N 757 установлено начало отопительного сезона 2014/2015 на территории города Советская Гавань с 10.10.2014 при условии установления среднесуточных температур наружного воздуха ниже +8 градусов С в течение пяти суток подряд, с первоочередным подключением социально значимых объектов и жилищного фонда.
Согласно пункту 2.3 названного постановления, в случае понижения среднесуточной температуры наружного воздуха в течение пяти дней подряд ниже +8 градусов С до либо после даты начала отопительного сезона, обозначенной в пункте 1 настоящего постановления, по согласованию с Администрацией города Советская Гавань следует начать отопительный сезон со дня, следующего за днем окончания данного пятидневного периода.
Из анализа данных пунктов постановления суды пришли к обоснованным выводам о том, что отопительный сезон 2014-2015 г.г. в городе Советская Гавань определен органом местного самоуправления с 10.10.2014, а иная дата начала отопительного сезона в случае понижения температуры наружного воздуха в течение пяти дней подряд ниже + 8 градусов С (до либо после начала отопительного сезона) должна быть согласована с Администрацией города Советская Гавань.
Материалами дела подтверждается не исполнение учреждением постановления администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 02.10.2014 N 757.
При таких обстоятельствах, установленное в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также при рассмотрении дела в арбитражных судах обеих инстанций, бездействие учреждения выразившиеся в не обеспечении коммунальной услугой отопления в отношении собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, 1, 3, 9 в период с 10.10.2014 по 30.10.2014 в сроки начала отопительного сезона 2014-2015 г.г. свидетельствует о нарушении ФКУ ИК-5 как лицом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания коммунальной услуги отопления, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ущемлении прав собственников и нанимателей жилых помещений вышепоименованных многоквартирных домов, в том числе, выразившемся в создании угрозы причинения вреда здоровью граждан, проживающих в этих домах.
Данные действия (бездействие) учреждения образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31. КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судами не установлено. Административное наказание назначено с учетом правил, установленных КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, судом правомерно отказано ФКУ ИК-5 в удовлетворении заявленных требований по существу спора, так как постановление антимонопольного органа не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В то же время на основании частей 3.2., 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ суд первой инстанции с учетом характера деятельности учреждения, конкретных обстоятельств дела снизил штраф с 562 500 руб. до 281 250 руб., изменив в данной части постановление антимонопольного органа от 04.02.2016 N 4.
Доводы кассационной жалобы о том, что учреждение не является исполнителем коммунальных услуг для населения, проживающего по адресу г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, 1, 3, 9 поскольку отсутствуют письменные договора, заключенные с управляющей организацией, судом кассационной инстанции как и судом первой инстанции отклоняются как ошибочные.
Правилами о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (пункт 6 Правил). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами. Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 7).
Судами из материалов дела установлено, что собственниками помещений многоквартирных домов N 1, 3, 9 по ул. Кишиневской г. Советская Гавань на общих собраниях приняты решения от 11.10.2014 об оплате за коммунальные услуги отопления непосредственно ФКУ ИК-5.
Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для учреждения установлены тарифы на передачу тепловой энергии.
В этой связи, как правильно отметили суды, отсутствие заключенного в письменном виде договора с управляющей организацией не могло являться для ресурсоснабжающей организации препятствием предоставления коммунальной услуги потребителям, учитывая принятые собственниками помещений многоквартирных домов решения общих собраний.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде округа.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 31.05.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 по делу N А73-3120/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ
Судьи
И.А.МИЛЬЧИНА
Е.П.ФИЛИМОНОВА
И.М.ЛУГОВАЯ
Судьи
И.А.МИЛЬЧИНА
Е.П.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)