Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2016 N 02АП-4169/2016 ПО ДЕЛУ N А17-109/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2016 г. по делу N А17-109/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ивгортеплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.03.2016 по делу N А17-109/2016, принятое судом в составе судьи Тимошкина К.А.,
по заявлению акционерного общества "Ивгортеплоэнерго"
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании незаконным ненормативного правового акта,
установил:

акционерное общество "Ивгортеплоэнерго" (далее - заявитель, АО "ИвГТЭ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Ивгосжилинспекция) о признании недействительным предписания от 10.11.2015 N 53-ил.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 29.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, АО "ИвГТЭ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, заявитель полагает, что выводы суда об отсутствии у потребителей коммунальных услуг обязанности оплачивать коммунальный ресурс по тарифу, превышающему плату для населения, а также о том, что АО "ИвГТЭ", владея объектами, через которые осуществлялось теплоснабжение, и осуществляя регулируемый вид деятельности, было не вправе взимать с потребителей плату сверх установленного на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя на нужды горячего водоснабжения тарифа основаны на неправильном применении норм материального права.
Ивгосжилинспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик считает, что всем доводам заявителя, изложенным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана правильная оценка, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований являются обоснованными.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в период с 15.10.2015 по 10.11.2015 на основании приказа от 24.09.2015 N 1363 Ивгосжилинспекцией была проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении от 09.09.2015 N 2763ж(14) по вопросу оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданином, проживающим в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Иваново, 30-й Микрорайон, д. 33 кв. <...>.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 10.11.2015 N 117-ил.
По результатам проверки Службой выдано в адрес АО "Ивгортеплоэнерго" предписание от 10.11.2015 N 53-ил, в котором отражено, что Общество в нарушение ч. 4 ст. 154, ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 69 и п. 70 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" с августа по сентябрь 2015 года выставляло в платежных документах собственнику кв. <...> д. 33 по 30-му Микрорайону г. Иваново плату за "Содержание жилья" в размере 0,28 руб. за кв. м.
Предписанием Общество в целях устранения выявленных нарушений обязывалось произвести возврат денежных средств собственнику кв. <...> д. 33 по 30-му Микрорайону г. Иваново, выставленных АО "Ивгортеплоэнерго" за период с мая по сентябрь 2015 года по статье "Содержание жилья", согласно платежным документам АО "Ивгортеплоэнерго" за август - сентябрь 2015 года и оплаченных собственником.
Полагая, что выданное Службой предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ и необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 названного Кодекса.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого предписания) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В настоящем деле АО "Ивгортеплоэнерго" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в многоквартирный дом N 33 по 30-му Микрорайону г. Иваново коммунальный ресурс в виде тепловой энергии.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, 24.05.2015 внеочередным общим собранием собственников помещений рассматриваемого МКД принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "Компания "Дома". Поскольку в апреле 2015 года данной управляющей компании было отказано в выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами с 01.05.2015 АО "Ивгортеплоэнерго" производило начисление платы за коммунальные ресурсы (тепловая энергия и теплоноситель) на нужды горячего водоснабжения.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого предписания) установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных указанной нормой, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) в платежном документе за коммунальные услуги в числе прочего указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике, либо нанимателе помещения;
б) наименование и адрес исполнителя;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
В соответствии с п. 70 Правил N 354 в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками.
В этой связи суд первой инстанции пришел к верному выводу, что АО "Ивгортеплоэнерго", владея объектами, через которые осуществлялось теплоснабжение, и осуществляя регулируемый вид деятельности, было не вправе взимать с потребителей плату сверх установленного на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя на нужды горячего водоснабжения тарифа. Издание ОАО "Ивгортеплоэнерго" внутреннего Приказа "О введении в действие ставки платы за ежемесячное выставление платежных документов потребителям ОАО "ИвГТЭ" не могло служить основанием для взимания Обществом с потребителей денежных средств за осуществление расчетов за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, плата за содержание жилья, не являющаяся в соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ платой за коммунальные услуги, не подлежала выставлению в платежных документах за предоставляемые АО "Ивгортеплоэнерго" коммунальные ресурсы (тепловая энергия и теплоноситель) на нужды горячего водоснабжения.
Доводы Общества о правомерном отражении платы за оказание услуг по выставлению платежного документа по строке "Содержание жилья" судом апелляционной инстанции отклоняются в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 21 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Таким образом, в рассматриваемом случае затраты на изготовление и рассылку платежных документов потребителям подлежали отнесению на ресурсоснабжающую организацию.
Кроме того, при выборе способа управления домом управляющей организацией в случае принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома соответствующего решения жители могут осуществлять расчеты напрямую с ресурсоснабжающей организацией, но только в отношении коммунальных услуг (поставленных коммунальных ресурсов); плата за содержание и ремонт жилых помещений не включена в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав платы за коммунальные услуги, в связи с чем она вообще не подлежала выставлению в платежных документах за предоставляемые Обществом коммунальные ресурсы.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных АО "Ивгортеплоэнерго" требований, поскольку оспариваемое предписание Ивгосжилинспекции от 10.11.2015 N 53-ил соответствует приведенным выше положениям ЖК РФ и Правил N 354 и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, однако они не могут быть положены в основу отмены решения суда первой инстанции, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.03.2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1500 руб.
Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 1500 руб. по платежному поручению от 26.04.2016 N 2391, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату акционерному обществу "Ивгортеплоэнерго" на основании выданной ему справки на возврат государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.03.2016 по делу N А17-109/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Ивгортеплоэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)