Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Монаковой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.Е., в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2016 года по делу N А10-1964/2014 по исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (660021, Красноярский край, Красноярск город, Бограда улица, 144а, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) в лице филиала "Бурятэнерго" к автономному учреждению Республики Бурятия "Республиканский центр "Семья" (670009, Бурятия Республика, Улан-Удэ город, Комарова улица, 12, ОГРН 1130327017853, ИНН 0326518180) о взыскании 385 486 руб. 47 коп.,
с привлечением к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Токтохоевой Анастасии Константиновны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Гармаевой Аюны Мэлсовны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Батомункуева Алексея Вячеславовича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Семенова Юрия Леонидовича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Колодиной Натальи Иннокентьевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Жарниковой Анны Николаевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Цыбикова Александра Баяровича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Яковлева Вадима Александровича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Балгановой Ольги Сергеевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Москвитиной Маргариты Алексеевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Цыремпиловой Дианы Абрамовны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Тететиной Ксении Андреевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Шевцовой (Игумновой) Натальи Георгиевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Мостовщикова Сергея Владимировича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Хмелева Вячеслава Михайловича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Шаныгина Александра Яковлевича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Степанова Алексея Михайловича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Осеева Николая Сергеевича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Гармаева Баира Мэлсовича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Цырендоржиева Аюра Дамбаевича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Абидуева Самба Федоровича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Красиковой Людмилы Ивановны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Осеевой Анны Сергеевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Бадмаевой Аюны Валерьевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Жамбаловой Елены Николаевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 54, каб. 330, ИНН 0326471904, ОГРН 1070326007641), Министерства социальной защиты Республики Бурятия (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 54, каб. 330, ИНН 0326471904, ОГРН 1070326007641),
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
- от истца: представитель Ербахаев С.А., доверенность от 21.12.2015 года;
- от ответчика: представитель Тубчинов А.В., доверенность от 12.09.2016 года
от Министерства социальной защиты Республики Бурятия: представитель Тубчинов А.В., доверенность от 21.07.2016 года
и
установил:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, с последующими уточнениями, к автономному учреждению Республики Бурятия "Республиканский центр "Семья" о взыскании 363 637 рублей 47 копеек задолженности по оплате за электрическую энергию, поставленную в период с 29.11.2013 по 22.02.2014, и 21 849 рублей - процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Токтохоева Анастасия Константиновны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Гармаевой Аюны Мэлсовны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Батомункуева Алексея Вячеславовича(Республика Бурятия, г. Кяхта), Семенова Юрия Леонидовича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Колодиной Натальи Иннокентьевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Жарниковой Анны Николаевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Цыбикова Александра Баяровича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Яковлева Вадима Александровича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Балгановой Ольги Сергеевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Москвитиной Маргариты Алексеевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Цыремпиловой Дианы Абрамовны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Тететиной Ксении Андреевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Шевцовой (Игумновой) Натальи Георгиевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Мостовщикова Сергея Владимировича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Хмелева Вячеслава Михайловича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Шаныгина Александра Яковлевича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Степанова Алексея Михайловича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Осеева Николая Сергеевича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Гармаева Баира Мэлсовича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Цырендоржиева Аюра Дамбаевича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Абидуева Самба Федоровича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Красиковой Людмилы Ивановны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Осеевой Анны Сергеевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Бадмаевой Аюны Валерьевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Жамбаловой Елены Николаевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 февраля 2015 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2015 года решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.10.2015 решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 февраля 2015 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2015 года отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Определением от 18.01.2016 принято изменение организационно-правовой формы истца на публичное акционерное общество.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ПАО "МРСК Сибири" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В силу обстоятельств, соответствующих п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг, в спорный период Истец (ресурсоснабжающая организация) являлся также исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в отношении МКД. Все помещения в МКД находятся в собственности Республики Бурятия, которой не установлен порядок управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в собственности Республики Бурятия, в т.ч. посредством управления товариществом собственников жилья либо управляющей организацией. В связи с чем, по мнению истца, в спорный период в отношении МКД осуществлялось непосредственное управление.
На основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия N 04-01-04-1015/13 от 27.11.2013 г. все помещения в МКД были закреплены на праве оперативного управления за Ответчиком, следовательно, по мнению истца, МКД находится в непосредственном управлении Ответчика.
Ответчик как наймодатель в силу требований п. 11 и п. 12 Правил предоставления коммунальных услуг обязан был заключить договор с Истцом о предоставлении коммунальных услуг.
Ответчик предоставил жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (третьим лицам, нанимателям). Как следует из имеющихся в материалах дела копий договоров найма специализированных жилых помещений наймодатель (Ответчик) принял на себя обязательства обеспечивать предоставление нанимателям коммунальных услуг (п. 15), и при этом, имеет право требовать от нанимателей своевременного внесения платы за коммунальные услуги (п. 14). При этом, договорами найма не предусмотрено, что наниматели должны самостоятельно вносить коммунальные платежи. Таким образом, наниматели жилых помещений должны были вносить плату за коммунальные услуги не Истцу (исполнителю коммунальных услуг), а Ответчику (наймодателю).
Как следует из представленных доказательств, Истец поставил Ответчику электрическую энергию на точку поставки, указанную в акте разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности, Ответчик принял и потребил электрическую энергию в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг по электроснабжению. Следовательно, именно Ответчик (наймодатель) в спорный период принял и потребил электроэнергию на вводе в МКД в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг по электроснабжению. Отсутствие договора электроснабжения с Истцом не может освобождать Ответчика от обязанности оплаты фактически потребленной электрической энергии в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг по электроснабжению.
В письменных пояснениях указал на невыполнение указания суда кассационной инстанции относительно исследования обстоятельств расхода электроэнергии в процессе эксплуатации 2 электрокотлов, используемых для отопления спорного многоквартирного дома.
Ответчик в письменных пояснениях указал на ошибочность толкования истцом норм материального права, решение суда считает законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Республика Бурятия является собственником жилых помещений, расположенных по адресу: город Кяхта, ул. Заречная, дом 22, квартиры N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 03-АА 411953 от 13.11.2013, 03-АА 411954 от 13.11.2013, 03-АА 411955 от 13.11.2013, 03-АА 411956 от 13.11.2013, 03-АА 411957 от 13.11.2013, 03-АА 411958 от 13.11.2013, 03-АА 411966 от 13.11.2013, 03-АА 411967 от 13.11.2013, 03-АА 411968 от 13.11.2013, 03-АА 411959 от 13.11.2013, 03-АА 411960 от 13.11.2013, 03-АА 411961 от 13.11.2013, 03-АА 411962 от 13.11.2013, 03-АА 411963 от 13.11.2013, 03-АА 411964 от 13.11.2013, 03-АА 411965 от 13.11.2013, 03-АА 411969 от 13.11.2013, 03-АА 411970 от 13.11.2013, 03-АА 411971 от 13.11.2013, 03-АА 411972 от 13.11.2013, 03-АА 411973 от 13.11.2013, 03-АА 411974 от 13.11.2013, 03-АА 411975 от 13.11.2013, 03-АА 411976 от 1311.2013, 03-АА 411977 от 13.11.2013, 03-АА 411978 от 13.11.2013.
На основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 27.11.2013 N 04-01-04-1015/13, Передаточного акта о закреплении на праве оперативного управления за автономным учреждением Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" республиканского имущества N 1246 от 27.11.2013 жилые помещения, расположенные по адресу: город Кяхта, ул. Заречная, дом 22, квартиры N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, закреплены на праве оперативного управления за автономным учреждением Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 03-АА 417719 от 28.11.2013, 03-АА 417720 от 28.11.2013, 03-АА 417633 от 28.11.2013, 03-АА 417634 от 28.11.2013, 03-АА 417635 от 28.11.2013, 03-АА 417636 от 28.11.2013, 03-АА 417637 от 28.11.2013, 03-АА от 417652 от 29.11.2013, 03-АА 417653 от 29.11.2013, 03-АА 417654 от 29.11.2013, 03-АА 417655 от 29.11.2013, 03-АА 417656 от 29.11.2013, 03-АА 417657 от 29.11.2013, 03-АА 417658 от 29.11.2013, 03-АА 417659 от 29.11.2013, 03-АА 417660 от 29.11.2013, 03-АА 417661 от 29.11.2013, 03-АА 417662 от 29.11.2013, 03-АА 417663 от 29.11.2013, 03-АА 417667 от 29.11.2013, 03-АА 417668 от 29.11.2013, 03-АА 417669 от 29.11.2013, 03-АА 417670 от 29.11.2013, 03-АА 417664 от 29.11.2013, 03-АА 417665 от 29.11.2013, 03-АА 417666 от 29.11.2013.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия N 04-01-04-382/14 от 23.01.2014 жилые помещения, расположенные по адресу: город Кяхта, ул. Заречная, дом 22, квартиры N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 включены в специализированный жилищный фонд Республики Бурятия.
Все спорные жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме по адресу: город Кяхта, ул. Заречная, дом 22, предоставлены нанимателям по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда N 13 от 28.11.2013, N 23 от 29.11.2013, N 97а от 30.12.2013, N 22 от 29.11.2013, N 122 от 24.01.2014, N 9 от 29.11.2013, N 16 от 29.11.2013, N 18 от 29.11.2013, N 28 от 29.11.2013, N 96а от 30.12.2013, N 118 от 17.01.2014, N 14 от 29.11.2013, N 124 от 24.01.2014, N 15 от 29.11.2013, N 26 от 29.11.2013, N 20 от 29.11.2013, N 19 от 29.11.2013, N 117 от 17.01.2014, N 121 от 24.01.2014, N 12 от 29.11.2013, N 10 от 29.11.2013, N 89а от 30.12.2013, N 123 от 24.01.2014, N 120 от 17.01.2014, N 11 от 29.11.2013, а также дополнительно представленным договорам: N 25 от 29.11.2013, N 24 от 29.11.2013, N 121 от 24.01.2014, N 17 от 29.11.2013, N 117 от 17.01.2014, N 27 от 29.11.2013, N 119 от 17.01.2014, N 93а от 29.11.2013, N 120 от 17.01.2014, N 123 от 24.01.2014, N 21 от 29.01.2013, N 92а от 29.11.2013, N 96а от 30.12.2013, N 124 от 24.01.2014, N 118 от 17.01.2014 (том 7).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 25 апреля 2013 года N 211 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации" функции гарантирующего поставщика по Республике Бурятия на основании пунктов 199, 202 и 205 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 и в связи с лишением открытого акционерного общества "Бурятэнергосбыт" статуса субъекта оптового рынка, решением Наблюдательного совета НП "Совет рынка" от 24 апреля 2013 года N 11- II/2013 открытому акционерному обществу "МРСК Сибири" присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности открытого акционерного общества "Бурятэнергосбыт" с 1 мая 2013 года.
Истец просит взыскать задолженность за потребленную электроэнергию за период с 29.11.2013 по 22.02.2014 с ГБУ РБ "Семья", как владельца спорного жилого фонда, принадлежащему ему на праве оперативного управления.
Суд первой инстанции, установив, что в спорный период времени все квартиры были заселены, отказал в иске как предъявленному к ненадлежащему лицу.
Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
В части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено иное, а именно: до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Собственники несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 67 и частью 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно абзацу третьему статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение; если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
В пунктах 1 и 3 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения таких договоров.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги до заселения этих помещений (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, гражданское и жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам найма специализированного жилого помещения, вносить плату за коммунальные услуги, при этом по общему правилу соответствующая плата должна вноситься ими непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Органы государственной власти и управомоченные ими лица несут расходы на оплату коммунальных услуг только до заселения жилых помещений государственного жилищного фонда.
В данном случае правовое регулирование, основанное на указанных выше нормах, является специальным по отношению к норме статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, носящей общий характер и предусматривающей возможность иного регулирования, если это установлено законом или договором.
Соответствующая правовая позиция о том, что обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе, изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 4).
Судом первой инстанции установлено, что управляющая компания для управления многоквартирным жилым домом 22 по ул. Заречная в г. Кяхта не избрана.
Государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия "Республиканский центр "Семья" функциями управления указанным многоквартирным домом не наделено. Согласно Уставу учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет предоставления субсидий из республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством. Предметом деятельности учреждения является социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целями деятельности ответчика является координация деятельности по обеспечению жильем и создание условий для реализации государственной политики в сфере социальной защиты семьи и детей.
Следовательно, у государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Республиканский центр "Семья" отсутствует установленная законом обязанность перед ПАО "МРСК Сибири" по внесению платы за потребленную электроэнергию, в связи с наличием такой обязанности у нанимателей квартир, что соответствует названным нормам права, а также согласуется с правовой позицией, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 11.06.2013 N 15066/12.
Материалами дела подтверждается, и не оспаривается истцом, что все спорные жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме по адресу: город Кяхта, ул. Заречная, дом 22, в спорный период были предоставлены нанимателям по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, о чем заключены соответствующие договоры от 29.11.2013 года.
В рамках настоящего дела истцом предъявлена ко взысканию задолженность за общий объем поставленной в многоквартирный дом электрической энергии, который включает как электрическую энергию, поставленную непосредственно в жилые помещения дома, так и электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.
В силу пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из материалов дела, истцом предъявлена стоимость потребленной электроэнергии в размере 363 637,47 руб. за период с 29.11.2013 по 22.02.2014, и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 21 849 руб.
Количество потребленной электроэнергии истец формирует по показанию общедомового прибора учета, согласно ведомости электропотребления N 280214 от 28.02.2014 (л.д. 14 т. 1). Из ведомости электропотребления следует, что разность показаний составляет 2 764 квт/час. С учетом коэффициента трансформации тока (50), расход электроэнергии составляет 138 200 квт/час.
При новом рассмотрении дела истцом представлены в материалы дела расчеты объемов и стоимости потребленной электрической энергии, и поставленной на общедомовые нужды.
Согласно представленному расчету истца, стоимость потребленной электрической энергии по показанию прибора учета, и электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, предъявляется за период после заключения договоров социального найма.
Так, из расчетов истца следует, что по состоянию на 29.11.2013 (дата заключения договоров социального найма) отсутствуют показания как общедомового, так и индивидуальных приборов учета. Показания индивидуальных приборов учета сформированы по состоянию на 22.02.2014.
Кроме этого, в судебном заседании 23.05.2016 ответчиком представлены аналогичные данные о полезном отпуске электроэнергии нанимателям жилых помещений по дому N 22 ул. Заречная г. Кяхта, сформированные ПАО "МРСК Сибири".
Доводы истца о не исследованности обстоятельств расхода электроэнергии в процессе эксплуатации 2 электрокотлов, используемых для отопления спорного многоквартирного дома судом не принимаются как не имеющие правового значения при предъявлении требований к ненадлежащему лицу.
При таких обстоятельствах, учитывая установленную законодателем обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам найма специализированного жилого помещения, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, судом обоснованно отказано в требовании истца.
Поскольку основное требование не удовлетворено, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 21 849 рублей.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2016 года по делу N А10-1964/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2016 N 04АП-1377/2015 ПО ДЕЛУ N А10-1964/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2016 г. по делу N А10-1964/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Монаковой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.Е., в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2016 года по делу N А10-1964/2014 по исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (660021, Красноярский край, Красноярск город, Бограда улица, 144а, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) в лице филиала "Бурятэнерго" к автономному учреждению Республики Бурятия "Республиканский центр "Семья" (670009, Бурятия Республика, Улан-Удэ город, Комарова улица, 12, ОГРН 1130327017853, ИНН 0326518180) о взыскании 385 486 руб. 47 коп.,
с привлечением к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Токтохоевой Анастасии Константиновны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Гармаевой Аюны Мэлсовны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Батомункуева Алексея Вячеславовича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Семенова Юрия Леонидовича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Колодиной Натальи Иннокентьевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Жарниковой Анны Николаевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Цыбикова Александра Баяровича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Яковлева Вадима Александровича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Балгановой Ольги Сергеевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Москвитиной Маргариты Алексеевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Цыремпиловой Дианы Абрамовны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Тететиной Ксении Андреевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Шевцовой (Игумновой) Натальи Георгиевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Мостовщикова Сергея Владимировича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Хмелева Вячеслава Михайловича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Шаныгина Александра Яковлевича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Степанова Алексея Михайловича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Осеева Николая Сергеевича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Гармаева Баира Мэлсовича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Цырендоржиева Аюра Дамбаевича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Абидуева Самба Федоровича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Красиковой Людмилы Ивановны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Осеевой Анны Сергеевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Бадмаевой Аюны Валерьевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Жамбаловой Елены Николаевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 54, каб. 330, ИНН 0326471904, ОГРН 1070326007641), Министерства социальной защиты Республики Бурятия (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 54, каб. 330, ИНН 0326471904, ОГРН 1070326007641),
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
- от истца: представитель Ербахаев С.А., доверенность от 21.12.2015 года;
- от ответчика: представитель Тубчинов А.В., доверенность от 12.09.2016 года
от Министерства социальной защиты Республики Бурятия: представитель Тубчинов А.В., доверенность от 21.07.2016 года
и
установил:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, с последующими уточнениями, к автономному учреждению Республики Бурятия "Республиканский центр "Семья" о взыскании 363 637 рублей 47 копеек задолженности по оплате за электрическую энергию, поставленную в период с 29.11.2013 по 22.02.2014, и 21 849 рублей - процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Токтохоева Анастасия Константиновны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Гармаевой Аюны Мэлсовны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Батомункуева Алексея Вячеславовича(Республика Бурятия, г. Кяхта), Семенова Юрия Леонидовича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Колодиной Натальи Иннокентьевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Жарниковой Анны Николаевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Цыбикова Александра Баяровича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Яковлева Вадима Александровича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Балгановой Ольги Сергеевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Москвитиной Маргариты Алексеевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Цыремпиловой Дианы Абрамовны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Тететиной Ксении Андреевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Шевцовой (Игумновой) Натальи Георгиевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Мостовщикова Сергея Владимировича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Хмелева Вячеслава Михайловича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Шаныгина Александра Яковлевича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Степанова Алексея Михайловича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Осеева Николая Сергеевича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Гармаева Баира Мэлсовича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Цырендоржиева Аюра Дамбаевича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Абидуева Самба Федоровича (Республика Бурятия, г. Кяхта), Красиковой Людмилы Ивановны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Осеевой Анны Сергеевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Бадмаевой Аюны Валерьевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Жамбаловой Елены Николаевны (Республика Бурятия, г. Кяхта), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 февраля 2015 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2015 года решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.10.2015 решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 февраля 2015 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2015 года отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Определением от 18.01.2016 принято изменение организационно-правовой формы истца на публичное акционерное общество.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ПАО "МРСК Сибири" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В силу обстоятельств, соответствующих п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг, в спорный период Истец (ресурсоснабжающая организация) являлся также исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в отношении МКД. Все помещения в МКД находятся в собственности Республики Бурятия, которой не установлен порядок управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в собственности Республики Бурятия, в т.ч. посредством управления товариществом собственников жилья либо управляющей организацией. В связи с чем, по мнению истца, в спорный период в отношении МКД осуществлялось непосредственное управление.
На основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия N 04-01-04-1015/13 от 27.11.2013 г. все помещения в МКД были закреплены на праве оперативного управления за Ответчиком, следовательно, по мнению истца, МКД находится в непосредственном управлении Ответчика.
Ответчик как наймодатель в силу требований п. 11 и п. 12 Правил предоставления коммунальных услуг обязан был заключить договор с Истцом о предоставлении коммунальных услуг.
Ответчик предоставил жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (третьим лицам, нанимателям). Как следует из имеющихся в материалах дела копий договоров найма специализированных жилых помещений наймодатель (Ответчик) принял на себя обязательства обеспечивать предоставление нанимателям коммунальных услуг (п. 15), и при этом, имеет право требовать от нанимателей своевременного внесения платы за коммунальные услуги (п. 14). При этом, договорами найма не предусмотрено, что наниматели должны самостоятельно вносить коммунальные платежи. Таким образом, наниматели жилых помещений должны были вносить плату за коммунальные услуги не Истцу (исполнителю коммунальных услуг), а Ответчику (наймодателю).
Как следует из представленных доказательств, Истец поставил Ответчику электрическую энергию на точку поставки, указанную в акте разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности, Ответчик принял и потребил электрическую энергию в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг по электроснабжению. Следовательно, именно Ответчик (наймодатель) в спорный период принял и потребил электроэнергию на вводе в МКД в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг по электроснабжению. Отсутствие договора электроснабжения с Истцом не может освобождать Ответчика от обязанности оплаты фактически потребленной электрической энергии в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг по электроснабжению.
В письменных пояснениях указал на невыполнение указания суда кассационной инстанции относительно исследования обстоятельств расхода электроэнергии в процессе эксплуатации 2 электрокотлов, используемых для отопления спорного многоквартирного дома.
Ответчик в письменных пояснениях указал на ошибочность толкования истцом норм материального права, решение суда считает законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Республика Бурятия является собственником жилых помещений, расположенных по адресу: город Кяхта, ул. Заречная, дом 22, квартиры N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 03-АА 411953 от 13.11.2013, 03-АА 411954 от 13.11.2013, 03-АА 411955 от 13.11.2013, 03-АА 411956 от 13.11.2013, 03-АА 411957 от 13.11.2013, 03-АА 411958 от 13.11.2013, 03-АА 411966 от 13.11.2013, 03-АА 411967 от 13.11.2013, 03-АА 411968 от 13.11.2013, 03-АА 411959 от 13.11.2013, 03-АА 411960 от 13.11.2013, 03-АА 411961 от 13.11.2013, 03-АА 411962 от 13.11.2013, 03-АА 411963 от 13.11.2013, 03-АА 411964 от 13.11.2013, 03-АА 411965 от 13.11.2013, 03-АА 411969 от 13.11.2013, 03-АА 411970 от 13.11.2013, 03-АА 411971 от 13.11.2013, 03-АА 411972 от 13.11.2013, 03-АА 411973 от 13.11.2013, 03-АА 411974 от 13.11.2013, 03-АА 411975 от 13.11.2013, 03-АА 411976 от 1311.2013, 03-АА 411977 от 13.11.2013, 03-АА 411978 от 13.11.2013.
На основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 27.11.2013 N 04-01-04-1015/13, Передаточного акта о закреплении на праве оперативного управления за автономным учреждением Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" республиканского имущества N 1246 от 27.11.2013 жилые помещения, расположенные по адресу: город Кяхта, ул. Заречная, дом 22, квартиры N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, закреплены на праве оперативного управления за автономным учреждением Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 03-АА 417719 от 28.11.2013, 03-АА 417720 от 28.11.2013, 03-АА 417633 от 28.11.2013, 03-АА 417634 от 28.11.2013, 03-АА 417635 от 28.11.2013, 03-АА 417636 от 28.11.2013, 03-АА 417637 от 28.11.2013, 03-АА от 417652 от 29.11.2013, 03-АА 417653 от 29.11.2013, 03-АА 417654 от 29.11.2013, 03-АА 417655 от 29.11.2013, 03-АА 417656 от 29.11.2013, 03-АА 417657 от 29.11.2013, 03-АА 417658 от 29.11.2013, 03-АА 417659 от 29.11.2013, 03-АА 417660 от 29.11.2013, 03-АА 417661 от 29.11.2013, 03-АА 417662 от 29.11.2013, 03-АА 417663 от 29.11.2013, 03-АА 417667 от 29.11.2013, 03-АА 417668 от 29.11.2013, 03-АА 417669 от 29.11.2013, 03-АА 417670 от 29.11.2013, 03-АА 417664 от 29.11.2013, 03-АА 417665 от 29.11.2013, 03-АА 417666 от 29.11.2013.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия N 04-01-04-382/14 от 23.01.2014 жилые помещения, расположенные по адресу: город Кяхта, ул. Заречная, дом 22, квартиры N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 включены в специализированный жилищный фонд Республики Бурятия.
Все спорные жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме по адресу: город Кяхта, ул. Заречная, дом 22, предоставлены нанимателям по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда N 13 от 28.11.2013, N 23 от 29.11.2013, N 97а от 30.12.2013, N 22 от 29.11.2013, N 122 от 24.01.2014, N 9 от 29.11.2013, N 16 от 29.11.2013, N 18 от 29.11.2013, N 28 от 29.11.2013, N 96а от 30.12.2013, N 118 от 17.01.2014, N 14 от 29.11.2013, N 124 от 24.01.2014, N 15 от 29.11.2013, N 26 от 29.11.2013, N 20 от 29.11.2013, N 19 от 29.11.2013, N 117 от 17.01.2014, N 121 от 24.01.2014, N 12 от 29.11.2013, N 10 от 29.11.2013, N 89а от 30.12.2013, N 123 от 24.01.2014, N 120 от 17.01.2014, N 11 от 29.11.2013, а также дополнительно представленным договорам: N 25 от 29.11.2013, N 24 от 29.11.2013, N 121 от 24.01.2014, N 17 от 29.11.2013, N 117 от 17.01.2014, N 27 от 29.11.2013, N 119 от 17.01.2014, N 93а от 29.11.2013, N 120 от 17.01.2014, N 123 от 24.01.2014, N 21 от 29.01.2013, N 92а от 29.11.2013, N 96а от 30.12.2013, N 124 от 24.01.2014, N 118 от 17.01.2014 (том 7).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 25 апреля 2013 года N 211 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации" функции гарантирующего поставщика по Республике Бурятия на основании пунктов 199, 202 и 205 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 и в связи с лишением открытого акционерного общества "Бурятэнергосбыт" статуса субъекта оптового рынка, решением Наблюдательного совета НП "Совет рынка" от 24 апреля 2013 года N 11- II/2013 открытому акционерному обществу "МРСК Сибири" присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности открытого акционерного общества "Бурятэнергосбыт" с 1 мая 2013 года.
Истец просит взыскать задолженность за потребленную электроэнергию за период с 29.11.2013 по 22.02.2014 с ГБУ РБ "Семья", как владельца спорного жилого фонда, принадлежащему ему на праве оперативного управления.
Суд первой инстанции, установив, что в спорный период времени все квартиры были заселены, отказал в иске как предъявленному к ненадлежащему лицу.
Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
В части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено иное, а именно: до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Собственники несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 67 и частью 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно абзацу третьему статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение; если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
В пунктах 1 и 3 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения таких договоров.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги до заселения этих помещений (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, гражданское и жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам найма специализированного жилого помещения, вносить плату за коммунальные услуги, при этом по общему правилу соответствующая плата должна вноситься ими непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Органы государственной власти и управомоченные ими лица несут расходы на оплату коммунальных услуг только до заселения жилых помещений государственного жилищного фонда.
В данном случае правовое регулирование, основанное на указанных выше нормах, является специальным по отношению к норме статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, носящей общий характер и предусматривающей возможность иного регулирования, если это установлено законом или договором.
Соответствующая правовая позиция о том, что обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе, изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 4).
Судом первой инстанции установлено, что управляющая компания для управления многоквартирным жилым домом 22 по ул. Заречная в г. Кяхта не избрана.
Государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия "Республиканский центр "Семья" функциями управления указанным многоквартирным домом не наделено. Согласно Уставу учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет предоставления субсидий из республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством. Предметом деятельности учреждения является социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целями деятельности ответчика является координация деятельности по обеспечению жильем и создание условий для реализации государственной политики в сфере социальной защиты семьи и детей.
Следовательно, у государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Республиканский центр "Семья" отсутствует установленная законом обязанность перед ПАО "МРСК Сибири" по внесению платы за потребленную электроэнергию, в связи с наличием такой обязанности у нанимателей квартир, что соответствует названным нормам права, а также согласуется с правовой позицией, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 11.06.2013 N 15066/12.
Материалами дела подтверждается, и не оспаривается истцом, что все спорные жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме по адресу: город Кяхта, ул. Заречная, дом 22, в спорный период были предоставлены нанимателям по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, о чем заключены соответствующие договоры от 29.11.2013 года.
В рамках настоящего дела истцом предъявлена ко взысканию задолженность за общий объем поставленной в многоквартирный дом электрической энергии, который включает как электрическую энергию, поставленную непосредственно в жилые помещения дома, так и электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.
В силу пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из материалов дела, истцом предъявлена стоимость потребленной электроэнергии в размере 363 637,47 руб. за период с 29.11.2013 по 22.02.2014, и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 21 849 руб.
Количество потребленной электроэнергии истец формирует по показанию общедомового прибора учета, согласно ведомости электропотребления N 280214 от 28.02.2014 (л.д. 14 т. 1). Из ведомости электропотребления следует, что разность показаний составляет 2 764 квт/час. С учетом коэффициента трансформации тока (50), расход электроэнергии составляет 138 200 квт/час.
При новом рассмотрении дела истцом представлены в материалы дела расчеты объемов и стоимости потребленной электрической энергии, и поставленной на общедомовые нужды.
Согласно представленному расчету истца, стоимость потребленной электрической энергии по показанию прибора учета, и электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, предъявляется за период после заключения договоров социального найма.
Так, из расчетов истца следует, что по состоянию на 29.11.2013 (дата заключения договоров социального найма) отсутствуют показания как общедомового, так и индивидуальных приборов учета. Показания индивидуальных приборов учета сформированы по состоянию на 22.02.2014.
Кроме этого, в судебном заседании 23.05.2016 ответчиком представлены аналогичные данные о полезном отпуске электроэнергии нанимателям жилых помещений по дому N 22 ул. Заречная г. Кяхта, сформированные ПАО "МРСК Сибири".
Доводы истца о не исследованности обстоятельств расхода электроэнергии в процессе эксплуатации 2 электрокотлов, используемых для отопления спорного многоквартирного дома судом не принимаются как не имеющие правового значения при предъявлении требований к ненадлежащему лицу.
При таких обстоятельствах, учитывая установленную законодателем обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам найма специализированного жилого помещения, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, судом обоснованно отказано в требовании истца.
Поскольку основное требование не удовлетворено, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 21 849 рублей.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2016 года по делу N А10-1964/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Л.В.ОШИРОВА
Судьи
О.В.БАРКОВСКАЯ
О.В.МОНАКОВА
Л.В.ОШИРОВА
Судьи
О.В.БАРКОВСКАЯ
О.В.МОНАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)