Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2017 N 15АП-10231/2017 ПО ДЕЛУ N А53-5935/2017

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2017 г. N 15АП-10231/2017

Дело N А53-5935/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: Самсонова В.Н. - представитель по доверенности от 21.11.2016
N 16-06/41,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 23.05.2017 по делу N А53-5935/2017,
принятое судьей Бондарчук Е.В.,
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Курс"
о признании незаконным решения и о признании недействительным предписания,

установил:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 25.01.2017 N 23/04 и предписания от 25.01.2017 N 32/04.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Курс".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что министерство, нарушив подпункт "о" пункта 23, пункт 53 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, предъявило к участникам излишние требования, ограничив конкуренцию на торгах.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что право предъявлять требования к квалификации работников обусловлено предметом проводимого предварительного отбора: выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов". По мнению министерства, такую работу не могут выполнять специалисты с образованием в области: "Архитектура и проектирование". Министерством сформирована позиция, в соответствии с которой понятие "предварительный отбор" не включено в понятие "торги".
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей антимонопольного органа и ООО "Курс", уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя министерства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.11.2016 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - организатор торгов) на электронной площадке "Госзакупки" (ЭТП ММВБ) www.etp-micex.ru опубликовано извещение о проведении торгов на выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Согласно протоколу предварительного отбора от 28.12.2016 на участие в предварительном отборе подано 6 заявок.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступила жалоба ООО "Курс" на неправомерные действия организатора торгов.
25.01.2017 по результатам рассмотрения материалов дела комиссией Управления принято решение по уведомлению N 23/04, в соответствии с которым жалоба общества с ограниченной ответственностью ООО "Курс" признана обоснованной, организатор торгов признан нарушившим подпункт "о" пункта 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (вместе с "Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Порядок). Комиссия организатора торгов признана нарушившей пункт 53 Порядка.
Также 25.01.2017 управлением выдано организатору торгов предписание N 32/04 о внесении изменений в документацию о торгах, в соответствии с которым организатору торгов надлежало в срок до 10.03.2017 внести изменения в документацию о торгах путем исключения требования к участникам предварительного отбора о наличии в штате организации сотрудника в области "Строительство", установить требования к участникам предварительного отбора в соответствии с положениями пункта 23 Порядка; продлить срок подачи заявок на участие в предварительном отборе не менее чем на 10 календарных дней со дня размещения на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки (www.etp-micex.ru) изменений в документацию о торгах, при этом ранее поданные заявки считать поступившими в срок подачи заявок; осуществить дальнейшие действия по предварительному отбору в соответствии с требованиями Порядка.
Полагая, что решение управления от 25.01.2017 и предписание от 25.01.2017 N 32/04 о внесении изменений в документацию о торгах, не соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, министерство обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
В силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).
В силу части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Порядок проведения предварительного отбора подрядных организаций регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Порядок).
Под предварительным отбором пунктом 2 Порядка понимается совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.
Постановлением Правительства Ростовской области от 29.07.2016 N 548 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Ростовской области на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области.
Довод министерства об ошибочности позиции антимонопольного органа об отнесении предварительного отбора к торгам подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В данном случае, министерством утверждена документация предварительного отбора подрядных организаций для выполнения работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов.
В силу пункту 8 Порядка предварительный отбор подрядных организаций проводится, в том числе для выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Замена лифта состоит из демонтажа всего оборудования и монтажа нового лифта. После завершения монтажных работ при замене и модернизации проводится полный комплекс пусконаладочных работ лифтов.
Из подпункту "о" пункта 23 Порядка следует, что при проведении предварительного отбора устанавливается требование к участникам предварительного отбора о наличии у участника в штате минимального количества квалифицированного персонала, устанавливаемого в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора и указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету разрешенной деятельности.
В подпункте "а" статьи 53 Порядка предусмотрено, что решение об отказе во включении участника предварительно 1-го отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в случае несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 Порядка.
Раздел V документации содержит требование о наличии у участника предварительного отбора в штате определенного количества квалифицированного персонала, имеющего высшее техническое образование по направлению "Строительство".
Согласно статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы).
Согласно Приказу Министерства труда Российской Федерации от 02.11.2015 N 832 "Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования" архитектор осуществляет, в том числе разработку архитектурно-строительной части проектов.
Согласно пункту 4.3 Приказа Министерств образования и науки Российской Федерации от 21.04.2016 N 463 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 07.03.01 "Архитектура" к видам профессиональной деятельности выполняемых архитектором относится "проектирование".
Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" архитектурная деятельность-профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов.
Таким образом, работы, соответствующие предмету предварительного отбора, могут выполнять специалисты, не имеющие образования по направлению "Строительство".
Так, в нарушение п. 53 Порядка министерство отклонило заявку ООО "Трансэнерго", имеющего сотрудников с высшим техническим образованием по специальности "Архитектор", а также заявку ИП Крижановского О.В. в связи с тем, что наименование должности в его организации не соответствует наименованию, указанному в документации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требования министерства к квалификации сотрудников исключительно по направлению "Строительство" в данном случае являются завышенными.
Следовательно, действия министерства создают неоправданные препятствия как фактическим, так и потенциальным участникам предварительного отбора к торгам, что ведет к ограничению конкуренции.
Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, о том, что оспариваемые решение от 25.01.2017 N 23/04 и предписание от 25.01.2017 N 32/04 соответствуют закону.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2017 по делу N А53-5935/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН

Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)