Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-12764/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. по делу N А60-12764/2017


Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 27 июля 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Д.В. Ефимова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розиным К.А. рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению закрытого акционерного общества "ОРДЖОНИКИДЗЕВСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН 6673137722, ОГРН 1069673002101) к обществу с ограниченной ответственностью "АДМИРАЛ" (ИНН 6673180541, ОГРН 1086673003746) о взыскании 405206 руб. 90 коп.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по управлению муниципальным имуществом,
при участии в судебном заседании:
от истца Кузнецов С.В., представитель по доверенности от 09.01.2017,
от ответчика Денисова Н.А., представитель по доверенности от 11.04.2016,
от третьего лица извещен, не явился.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя третьего лица.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику с требованием о взыскании 405206 руб. 90 коп., в том числе 324935 руб. 48 коп. основного долга, 80271 руб. 42 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 29.03.2017 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.
24.04.2017 от ответчика поступил отзыв на иск, с требованиями не согласен, указывает о пропуске истцом срока исковой давности в отношении задолженности, возникшей ранее 23.03.2014, кроме того указывает, что с 21.04.2016 управление спорным домом осуществляет иная управляющая компания.
От третьего лица 21.06.2017 поступил для приобщения к материалам дела отзыв.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

18.12.2014 года между Департаментом по управлению муниципальным имуществом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "АДМИРАЛ" (арендатор) подписан договор аренды объекта муниципального нежилого фонда города Екатеринбурга N 69000643, согласно которому во временное пользование ответчика передано нежилое помещение площадью 206.6 кв. м, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Социалистическая, дом 7а. Срок аренды согласно п. 1.1. договора с 01.12.2014 по 30.11.2019.
Пунктом 3.2.13 договора арендатор обязан заключить договоры с обслуживающими арендуемый объект организациями об эксплуатационном обслуживании объекта, его энергоснабжении, теплоснабжении и водоснабжении, газоснабжении
Истец, ссылаясь на то обстоятельство, что он является управляющей организацией для управления указанным многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Социалистическая, дом 7а, на наличие действующего договора на предоставление коммунальных услуг N 08/10-21 от 04.03.2010, согласно п. 1.1.-1.2. которого Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Социалистическая д. 7 а (далее - дом), в том числе оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества дома на основании заключенного с собственниками помещений дома договор; управления многоквартирным домом, предоставляет Абоненту коммунальные услуги, осуществляет вывоз / утилизацию бытового (крупногабаритного) мусора, образующего в результате деятельности Абонента. Абонент, являясь арендатором нежилых помещений в доме, общей площадью 206,60 кв. м, (в т.ч. подвал 206,6 кв. м, цоколь - кв. м) используемых под _конторское помещение, принимает на себя обязанность участвовать в расходах по содержанию и ремонту общего имущества дома, пропорционально площади занимаемых помещений, оплачивать предоставляемые коммунальные услуги, а также услуги по вывозу и утилизации бытового (крупногабаритного) мусора, образующего в результате его деятельности, указывает, что ответчик не выполняет свои обязательства по оплате коммунальных услуг и расходов в рамках договора N 08/10-21 от 04.03.2010 за период с января 2012 по декабрь 2016, в связи с чем у ответчика перед истцом образовалась задолженность в сумме 324935 руб. 48 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым исковым заявлением.
Спорные отношения сторон регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля на территории Свердловской области и наделен полномочиями выдавать предписания об устранении нарушений требований законодательства. Таким образом, оспариваемое предписание выдано Департаментом в рамках предоставленных полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса к лицензионным требованиям относится, в том числе соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса.
Согласно ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
В соответствии со ст. 192 Жилищного кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 195 Жилищного кодекса сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, включающий в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (ч. 2 ст. 195 Жилищного кодекса).
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, общедоступными и размещены на официальном сайте Департамента http://nadzor.midural.ru в разделе "Лицензирование и лицензионный контроль".
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса).
Как указано в ч. 4 ст. 198 Жилищного кодекса, при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с ч. 7 ст. 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в ч. 7 ст. 198 ЖК РФ настоящей статьи.
В силу ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" многоквартирные дома не включаются в перечень многоквартирных домов, являющийся составной частью реестра лицензий, если юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) не обратилось с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, в срок до 01.04.2015 или такому лицу было отказано в получении лицензии.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 названного Кодекса (ч. 6 ст. 198 Жилищного кодекса). Управление многоквартирным домом в данном случае осуществляется управляющей организацией в силу прямого указания закона.
Включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об управлении многоквартирным домом является необходимым условием для начала управления многоквартирным домом (ч. 4 ст. 198 ЖК РФ), но не является датой начала управления этим домом. Включение в реестр лицензий информации об управлении конкретным многоквартирным домом вновь избранной управляющей организации происходит одномоментно с исключением сведений об управлении этим многоквартирным домом предыдущей управляющей организацией.
Материалами дела подтверждается, что согласно данным Реестра лицензий Свердловской области управление многоквартирным домом, расположенным по адресу Екатеринбург, ул. Социалистическая, 7а, осуществляет ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
Статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, и выбор способа управления многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с п. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников (ст. 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбрать один из трех способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону (п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (п. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Оценив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что ЗАО "ОРДЖОНИКИДЗЕВСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ" утратило полномочия по управлению спорными многоквартирным домом, в связи с чем у ответчика отсутствовала обязанность по оплате коммунальных ресурсов и расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома в спорный период.
Кроме того в силу абз. 1 п. 1 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по исковым требованиям о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг, образовавшейся за период января 2012 по март 2014.
Рассмотрев заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд находит его обоснованным в силу следующего.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности установлен в три года.
Согласно п. 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства (п. 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, исходя из того, что настоящее исковое заявление поступило в Арбитражный суд Свердловской области посредством подачи в канцелярию суда 23.03.2017 г., суд приходит к выводу о то, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о взыскании долга, образовавшегося за период с января 2012 по март 2014.
В силу п. 1 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности).
При изложенных обстоятельствах дела оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований истцу отказано, судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Д.В.ЕФИМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)