Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2017 ПО ДЕЛУ N А33-25931/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2017 г. по делу N А33-25931/2016


Резолютивная часть постановления объявлена "08" июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" июня 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Ачинск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "04" апреля 2017 года по делу N А33-25931/2016,
принятое судьей Куликовской Е.А.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сибирь" (ИНН 2443021892, ОГРН 1112443002880) (далее - истец, ООО УК "Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному образованию город Ачинск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска (ИНН 2443005530, ОГРН 1022401153807) (далее - ответчик, КУМИ администрации г. Ачинска) о взыскании 61 950 рублей 92 копеек задолженности.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 06.12.2016 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства. Определением от 06.02.2017 Арбитражный суд Красноярского края перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 апреля 2017 года по делу N А33-25931/2016 исковые требования удовлетворены. С муниципального образования город Ачинск в лице КУМИ администрации г. Ачинска за счет казны муниципального образования в пользу ООО УК "Сибирь" взыскано 61 950 рублей 92 копейки задолженности, 2478 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, КУМИ администрации г. Ачинска обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что в данном случае обязанность по содержанию переданного имущества, включая оплату содержания и обслуживанию общего имущества, оплату коммунальных услуг возложена на ссудополучателя, кроме того, договорные отношения между истцом и ответчиком отсутствуют.
ООО УК "Сибирь" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами, указанными в апелляционной жалобе, не согласилось, просило обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайствовали (в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу) о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Муниципальному образованию город Ачинск на праве собственности принадлежит нежилое помещение N 99 площадью 107,7 кв. м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон 9, д. 46 (свидетельство о государственной регистрации права от 25.12.2013).
Согласно протоколу внеочередного общего собрания от 19.03.2014 собственниками многоквартирного дома N 46, расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, выбран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление; в качестве управляющей организации выбрано ООО УК "Сибирь".
Между ООО УК "Сибирь" и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, д. 46, заключен договор на выполнение работ по содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме и оказанию иных услуг от 01.04.2014.
На основании пункта 2.1 договора управляющая компания обязуется по заданию собственника оказать услуги по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также иные услуги, указанные в договоре, а собственники обязуются оплатить эти услуги.
Договор вступает в силу с 01.04.2014 и действует до 01.04.2019 (пункт 7.1).
Между ООО УК "Сибирь" и КУМИ администрации г. Ачинска заключен договор на выполнение работ по содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме и оказанию иных услуг от 01.04.2014.
По условиям договора управляющая компания обязуется по заданию собственника оказывать услуги по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, д. 46, а также иные услуги, указанные в договоре, а собственники обязуются оплатить эти услуги (пункты 1.1, 2.1).
Договор вступает в силу с 01.04.2014 и действует до 01.04.2019 (пункт 7.1).
Согласно протоколу внеочередного общего собрания от 20.03.2015 собственниками многоквартирного дома N 46, расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, утвержден тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 24,14 кв. м на 1 кв. м общей площади с учетом НДС в месяц, а также тариф на сбор и вывоз твердых бытовых отходов в размере 2,20 руб. на 1 кв. м общей площади с учетом НДС в месяц; изменен способ управления многоквартирным домом на управление управляющей организацией; расторгнут договор на выполнение работ по содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме и оказанию иных услуг многоквартирного дома с ООО УК "Сибирь" в связи со сменой формы управления; в качестве управляющей организации выбрано ООО УК "Сибирь", с которым заключен договор управления многоквартирным домом от 30.03.2015.
На основании пункта 2.1 договора управляющая компания обязуется по заданию собственника оказывать услуги по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также иные услуги, указанные в договоре, а собственники обязуются оплатить эти услуги. В отношении коммунальных услуг сохраняется порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавший до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом, т.е. коммунальные услуги предоставляются собственникам МКД непосредственно ресурсоснабжающей организацией, согласно заключенных ранее договоров. Оплата за поставленные ресурсы вносится собственниками непосредственно на счет РСО (пункт 2.1).
Договор вступает в силу с 30.03.2015 и действует до 30.03.2020 (пункт 7.1).
Между ООО УК "Сибирь" (управляющая компания) и КУМИ администрации г. Ачинска (собственник) заключен договор управления муниципальной долей от 30.03.2015.
По договору управляющая компания обязуется по заданию собственника оказывать услуги по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также иные услуги указанные в договоре, а собственники обязуются оплатить эти услуги. В отношении коммунальных услуг сохраняется порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавший до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом, т.е. коммунальные услуги предоставляются собственникам МКД непосредственно ресурсоснабжающей организацией, согласно заключенных ранее договоров. Оплата за поставленные ресурсы вносится собственниками непосредственно на счет РСО (пункт 2.1).
Договор вступает в силу с 30.03.2015 и действует до 30.03.2020 (пункт 7.1).
04.07.2005 между КУМИ администрации г. Ачинска (ссудодатель) и Ачинской межрайонной (территориальной) профсоюзной организацией общественной организации "Общероссийский профессиональный союз рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (Профсоюз жизнеобеспечения)" (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования объектами муниципальной собственности N 14-БВП, предметом которого, в силу пункта 1.1, является муниципальное имущество, находящееся по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, д. 46 - нежилое помещение на 1 этаже площадью 106,5 кв. м (далее - имущество), стоимость которого на 01.07.2005 составляет 193 283 рубля, передаваемое ссудополучателю в безвозмездное пользование по акту приема-передачи (приложение N 1 к договору). Договор заключен на 363 дня (пункт 10.2).
На основании заявления от 25.01.2016, между ООО УК "Сибирь" (исполнитель) и Ачинской межрайонной (территориальной) организацией общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения" (заказчик) заключен контракт на содержание и техническое обслуживание общего имущества дома от 01.02.2016 N 9-46-1/С, по которому заказчик, у которого находится в безвозмездном пользовании часть нежилого помещения N 99 общей площадью 41,1 кв. м, на основании настоящего договора обязуется оплачивать расходы исполнителя по техническому содержанию и ремонту общего имущества дома по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, д. 46 (пункт 1.1).
Контракт вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, сложившиеся с 01.02.2016 и действует до 31.12.2016 (пункт 5.1).
Ответчиком расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме пропорционально площади нежилого помещения N 99 в размере 107,7 кв. м за период с 01.04.2014 по 31.01.2016 и площади нежилого помещения N 99 в размере 66,6 кв. м за период с 01.02.2016 по 31.05.2016 (в связи с заключением с Ачинской межрайонной (территориальной) организацией общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения" (заказчик) контракта на содержание и техническое обслуживание общего имущества дома от 01.02.2016 N 9-46-1/С в отношении 41,1 кв. м площади нежилого помещения N 99), не понесены, задолженность составила 61 950 рублей 92 копейки.
Указанную сумму долга истец предложил ответчику уплатить в течение десяти рабочих дней с момента получения претензии от 05.10.2016 N 01-41/246, которая была вручена должнику 06.10.2016.
Задолженность ответчиком не погашена, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным иском.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Исходя из содержания статей 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. При этом, отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения собственника от участия в таких расходах.
Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу подпункта "а" пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Согласно пункту 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Довод о том, что договорные отношения между истцом и ответчиком отсутствуют, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку само по себе отсутствие договора на оказание жилищно-коммунальных услуг, заключенного между управляющей компанией и собственником, не имеет правового значения, поскольку в силу вышеприведенных норм права не освобождает последнего от несения расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Кроме того, указанный довод не соответствует доказательствам, представленным в материалы дела. Так в материалы дела представлены: договор на выполнение работ по содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме и оказанию иных услуг от 01.04.2014, заключенный между ООО УК "Сибирь" (управляющая компания) и комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска (собственник), а также договор управления муниципальной долей от 30.03.2015, ООО УК "Сибирь" (управляющая компания) и КУМИ администрации г. Ачинска (собственник). Доказательств того, что указанные договоры признаны незаключенными, недействительными (ничтожными), расторгнутыми, в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела, истец в спорный период осуществлял деятельность по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, д. 46 и в полном объеме нес все расходы, необходимые для осуществления указанной деятельности в спорный период. Данный факт ответчиком не оспаривается.
Из расчета исковых требований следует, что размер платы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в общей сумме 61 950 рублей 92 копейки за общий период с 01.04.2014 по 31.05.2016 определен истцом пропорционально площади нежилого помещения N 99 в размере 107,7 кв. м за период с 01.04.2014 по 31.01.2016 (55 297 рублей 66 копеек) и 66,6 кв. м за период с 01.02.2016 по 31.05.2016 (6653 рубля 26 копеек) (в связи с заключением с Ачинской межрайонной (территориальной) организацией общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения" (заказчик) контракта на содержание и техническое обслуживание общего имущества дома от 01.02.2016 N 9-46-1/С в отношении 41,1 кв. м площади нежилого помещения N 99). Размер платы за период с 01.04.2014 по 31.03.2015 определен с применением тарифов, утвержденных постановлением администрации г. Ачинска от 14.06.2012 N 212-п (13 рублей 05 копеек - содержание общего имущества, 6 рублей 16 копеек - текущий ремонт общего имущества), за период с 01.04.2015 по 31.05.2016 - протоколом общего собрания собственников от 20.03.2015 (13 рублей 30 копеек без НДС содержание общего имущества, текущий ремонт общего имущества - 7 рублей 16 копеек без НДС. При этом истец указал, что в период с 01.04.2016 по 31.05.2016 тариф на основании пункта 4.2.5 договора управления от 30.03.2015 индексирован с учетом уровня инфляции (14 рублей 25 копеек без НДС - содержание общего имущества, 7 рублей 62 копейки без НДС - ремонт общего имущества).
Ответчик арифметическую правильность расчета задолженности не оспорил, контррасчет не представил.
Ответчик также не оспаривает факт оказания услуг и наличие долга в размере, указанном истцом, доказательств оплаты задолженности суду не представлено.
Суд первой инстанции, обосновано отклонил довод ответчика о том, что в спорный период обязанность по несению расходов по содержанию и текущему ремонту имущества в спорном многоквартирном доме возложена на ссудодателя.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10, в случае передачи помещения в аренду основанием для возникновения у арендатора обязанности по оплате стоимости оказываемых услуг и выполняемых работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества будет являться договор, заключенный непосредственно между управляющей организацией и арендатором. В противном случае (при отсутствии гражданско-правового договора, заключенного между арендатором и управляющей организацией) в качестве лица, обязанного нести расходы по содержанию общего имущества в силу закона и заключенного договора управления, будет рассматриваться собственник нежилого помещения.
Аналогичный вывод также содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2015 по делу N 305-ЭС15-7462.
Таким образом, правовое значение для взыскания расходов на содержание общего имущества не с собственника, а иного лица, в пользование которого находится имущество (при этом не имеет значение в рамках какого договора - аренды или безвозмездного пользования), имеет только наличие заключенного договора между управляющей компанией и соответствующим лицом.
В материалах дела отсутствуют доказательства заключения договора между истцом и ссудополучателем (Ачинской межрайонной (территориальной) профсоюзной организацией общественной организации "Общероссийский профессиональный союз рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (Профсоюз жизнеобеспечения)") в период с 01.04.2014 по 31.01.2016. Соответствующий контракт на содержание и техническое обслуживание общего имущества дома заключен между истцом и ссудополучателем только 01.02.2016. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства передачи кому-либо муниципального имущества, находящегося по адресу: г. Ачинск, микрорайон 9, д. 46, площадью 66,6 кв. м в период с 01.02.2016 по 31.05.2016.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, представленные истцом доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исковые требования о взыскании с ответчика 61 950 рублей 92 копейки задолженности подлежат удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 апреля 2017 года по делу N А33-25931/2016 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы ответчик на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" апреля 2017 года по делу N А33-25931/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Д.В.ЮДИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)