Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2017 N 06АП-3706/2017 ПО ДЕЛУ N А73-3120/2017

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2017 г. N 06АП-3706/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания": Вагиной Ю.В., представителя по доверенности от 10.07.2017 (сроком на один год);
- от Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Жигаревич М.В., представителя по доверенности от 09.01.2017 N 2 (сроком по 31.12.2017);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания"
на решение от 17.05.2017
по делу N А73-3120/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания"
к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным предписания

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания" (далее - ООО "УК "ДВСРК"; общество; заявитель; управляющая компания; управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Управление; уполномоченный орган) о признании незаконным предписания от 13.02.2017 N П2017-12-0062.
Решением суда от 17.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "ДВСРК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положения Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статью 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), часть 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", указывает на то, что: судом первой инстанции неправомерно не приняты доводы общества о проведении проверки в отсутствие правовых оснований для проведения внеплановой проверки (судом применена норма, не подлежащая применению); вывод суда о наличии правовых оснований для проведения проверки, согласно имеющегося в материалах дела обращения, нормативно не обоснован; не обосновано отклонение доводов общества о том, что 13.02.2017 выездная проверка не проводилась; к акту проверки не представлены, в том числе протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, и иных, связанных с результатами проверки документов или их копий; в отношении п. 6 оспариваемого предписания - выводы суда о том, что общество производило индексирование размера платы ранее, в том числе 31.12.2012, 31.12.2015 не подтверждаются материалами дела (ответ МУП РКЦ), кроме того, вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска постановление мирового судьи от 11.04.2017 которым общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, отменено за отсутствием состава вменяемого правонарушения (суд не усмотрел нарушений в действиях общества при применении и изменении размера платы за жилье на основании решения собственников).
Вместе с апелляционной жалобой, обществом представлен, в том числе экземпляр решения Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 23.05.2017 по делу N 12-393/17.
В своем отзыве на апелляционную жалобу, представленном в суд, Управление доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 19.01.2017 N 121-р главным специалистом Хабаровского отдела государственного жилищного надзора Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края и консультантом отдела контроля за соблюдением законодательства в сфере организации управления многоквартирными домами Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края проведена внеплановая выездная проверка ООО "Управляющая компания "Дальневосточная сервисно-ремонтная компания" в целях осуществления лицензионного контроля в связи с поступившим обращением гражданина, зарегистрированным за номером ЭП/В-12098ж от 17.12.2016, при этом ее задачами являлась проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 102.
В ходе проверки установлено, что: на ограждающих конструкциях лестничных клеток МКД имеется местное отслоение окрасочного слоя от основания; на потолке лестничной клетки 5-го этажа подъезда N 1 МКД наличие сухих следов от протечек кровли; в подъезде N 1 МКД на лестничной площадке между этажами N 1 и N 2 отсутствует предохранительная сетка (металлическое ограждение), местами в подъездах МКД отсутствует металлическое наполнение лестничных маршей; почтовые ящики N 1, N 3 в подъезде N 1 МКД не исправны (отсутствуют дверцы); окна в подъездах МКД имеют неплотный притвор по периметру (щели), отсутствует фурнитура, заполнение оконных проемов выполнено из фрагментов, в подъезде N 1 на 5-м этаже повреждено наружное остекление (разбито), стекла имеют потеки от краски, известки, налет пыли и грязи; деревянная конструкция кровли входной группы в подвальное помещение МКД имеет следы гниения, наледи, а также нарушено соединение между деревянными элементами обрешетки; поверхность отмостки МКД (слева от подъезда N 1) имеет разрушение асфальтового покрытия, просадки, трещины, не обеспечен отвод воды от стен МКД, на придомовой территории (между подъездами МКД) разрушено асфальтовое покрытие (просадка грунта с образованием ямы); земляные полы в подвальном помещении местами увлажнены, продухи закрыты, исключена возможность проветривания подвального помещения, приямок для сбора воды не очищен от мусора (куски бетона, фрагменты досок, грунт), в одном из отсеков подвала (под подъездом N 2) установлено наличие илового отложения; с июля 2012 ООО "УК "ДВСРК" произвело увеличение платы за содержание и ремонт жилья на процент уровня инфляции, чем нарушены требования части 1 статьи 156, части 7 статьи 156, части 7 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Выводы проверки отражены в акте от 13.02.2017 N П2017-12-0062, по результатам рассмотрения которого 13.02.2017 Управлением ООО "УК "ДВСРК" выдано предписание N П2017-11-0062, где обществу предписано устранить выявленные нарушения в сроки до 15.03.2017, 13.04.2017, 31.05.2017.
Не согласившись с вынесенным предписанием Управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из анализа положений статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами; надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, управляющая организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирными домами, обязана оказывать все услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в данном доме лицам, в соответствии с требованиями технических регламентов и установленными Правительством Российской Федерации правилами.
Как следует из материалов дела, поскольку ООО "УК "ДВСРК" на основании договора от 31.12.2009 N П102, лицензии от 23.04.2015 N 027-000124 осуществляет управление многоквартирным домом N 102 по проспекту 60-летия Октября в городе Хабаровске, то именно общество, как управляющая организация является лицом, ответственным за выполнение обязательств по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) также предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Как указано выше, в ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО "УК "ДВСРК" на предмет соблюдения обществом лицензионных требований по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: город Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 102, специалистами Управления установлено, что на ограждающих конструкциях лестничных клеток МКД имеется местное отслоение окрасочного слоя от основания; на потолке лестничной клетки 5-го этажа подъезда N 1 МКД наличие сухих следов от протечек кровли; в подъезде N 1 МКД на лестничной площадке между этажами N 1 и N 2 отсутствует предохранительная сетка (металлическое ограждение), местами в подъездах МКД отсутствует металлическое наполнение лестничных маршей; почтовые ящики N 1, N 3 в подъезде N 1 МКД не исправны (отсутствуют дверцы); окна в подъездах МКД имеют неплотный притвор по периметру (щели), отсутствует фурнитура, заполнение оконных проемов выполнено из фрагментов, в подъезде N 1 на 5-м этаже повреждено наружное остекление (разбито), стекла имеют потеки от краски, известки, налет пыли и грязи; деревянная конструкция кровли входной группы в подвальное помещение МКД имеет следы гниения, наледи, а также нарушено соединение между деревянными элементами обрешетки; поверхность отмостки МКД (слева от подъезда N 1) имеет разрушение асфальтового покрытия, просадки, трещины, не обеспечен отвод воды от стен МКД, на придомовой территории (между подъездами МКД) разрушено асфальтовое покрытие (просадка грунта с образованием ямы); земляные полы в подвальном помещении местами увлажнены, продухи закрыты, исключена возможность проветривания подвального помещения, приямок для сбора воды не очищен от мусора (куски бетона, фрагменты досок, грунт), в одном из отсеков подвала (под подъездом N 2) установлено наличие илового отложения.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты; границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу подпунктов "а", "в", "г", "е" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются: - помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в МКД, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции МКД; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Подпунктам "а", "в", "г", "з" пункта 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в силу пунктов 3.2.1, 3.2.8, 4.6.1.1, 4.8.1 которых содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий; мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках; окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу абзаца 6 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.
Пунктом 4.7.1. Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей.
В соответствии с пунктом 4.7.2 Правил N 170 неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
Согласно пункту 4.8.14. Правил N 170 на лестничных клетках должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктами 4.2.1.1, 4.1.6, 4.1.7 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен; отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03; поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см; ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками); просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
В силу пунктов 4.10.2.1, 3.4.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.); организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья.
Пунктом 3.4.3 Правил N 170 предусмотрено, что подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Таким образом, установив в ходе проверки, что на ограждающих конструкциях лестничных клеток многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 102, имеется местное отслоение окрасочного слоя от основания; на потолке лестничной клетки 5-го этажа подъезда N 1 МКД наличие сухих следов от протечек кровли; в подъезде N 1 МКД на лестничной площадке между этажами N 1 и N 2 отсутствует предохранительная сетка (металлическое ограждение), местами в подъездах МКД отсутствует металлическое наполнение лестничных маршей; почтовые ящики N 1, N 3 в подъезде N 1 МКД не исправны (отсутствуют дверцы); окна в подъездах МКД имеют неплотный притвор по периметру (щели), отсутствует фурнитура, заполнение оконных проемов выполнено из фрагментов, в подъезде N 1 на 5-м этаже повреждено наружное остекление (разбито), стекла имеют потеки от краски, известки, налет пыли и грязи; деревянная конструкция кровли входной группы в подвальное помещение МКД имеет следы гниения, наледи, а также нарушено соединение между деревянными элементами обрешетки; поверхность отмостки МКД (слева от подъезда N 1) имеет разрушение асфальтового покрытия, просадки, трещины, не обеспечен отвод воды от стен МКД, на придомовой территории (между подъездами МКД) разрушено асфальтовое покрытие (просадка грунта с образованием ямы); земляные полы в подвальном помещении местами увлажнены, продухи закрыты, исключена возможность проветривания подвального помещения, приямок для сбора воды не очищен от мусора (куски бетона, фрагменты досок, грунт), в одном из отсеков подвала (под подъездом N 2) установлено наличие илового отложения, что является нарушением вышеприведенных норм права, Управление правомерно выдало ООО "УК "ДВСРК" предписание от 13.02.2017 N П2017-11-0062, в том числе пунктами 1 - 5 которого обществу указано устранить выявленные нарушения в сроки до 15.03.2017 и до 31.05.2017.
Акт проверки от 13.02.2017 составлен по окончании проверки в рамках срока, определенного распоряжением о проведении проверки, и вручен заявителю 13.02.2017, что соответствует положениям статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ; в фототаблицах отражено, что они являются приложением к акту проверки N П2017-12-0062 от 13.02.2017.
Доводы заявителя жалобы о том, что проверка проведена в отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки, 13.02.2017 выездная проверка не проводилась, к акту проверки не представлены, в том числе протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, и иных, связанных с результатами проверки документов или их копий, были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
В отношении заявления общества о не правомерности пункта 6 оспариваемого предписание судом установлено следующее.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частями 1 и 7 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В соответствии с пунктом 28 Правил N 491, в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления МКД управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно пункту 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления МКД, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации; указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
То есть, решение вопроса об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений жилого дома.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме и может быть изменен также по решению собрания собственников помещений.
Данные нормы направлены на защиту прав и законных интересов собственников жилых помещений многоквартирного дома, а также на пресечение действий со стороны управляющих компаний в одностороннем порядке по собственному усмотрению изменять плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки ООО "УК "ДВСРК" Управлением установлено, что с июля 2012 ОО "УК "ДВСРК" произвело увеличение платы за содержание и ремонт жилого помещения на процент уровня инфляции, в связи с чем, плата за содержание и ремонт жилья в МКД составила: по состоянию на июль 2012 - 27,19 руб./кв. м; по состоянию на январь 2013 - 28,31 руб./кв. м; по состоянию на январь 2015 - 28,52 руб./кв. м; по состоянию на февраль 2015 - 30,10 руб./кв. м.
Суд первой инстанции принял во внимание пункт 4.2 договора управления МКД от 31.12.2009 N П 102, утвержденного протоколом общего собрания собственников помещений МКД от 31.12.2009, согласно которому размер платы за содержание и ремонт жилого помещения составил 23,3 руб./кв. м, включая стоимость работ по капитальному ремонту в размере 2,88 руб./кв. м, в то время как в июле 2012 плата за содержание и ремонт жилья в МКД составляла 27,19 руб./кв. м, в январе 2013 - 28,31 руб./кв. м, в январе 2015 - 28,52 руб./кв. м, в феврале 2015 - 30,10 руб./кв. м, и пришел к верному выводу о том, что такое изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД не соответствует положениям части 7 статьи 156 ЖК РФ и нарушает права собственников жилых помещений МКД (поскольку размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД был установлен собственниками помещений МКД 31.12.2009, изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД могло иметь место не ранее одного года, на который устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД, то есть не ранее 31.12.2010, 31.12.2011, 31.12.2012 и т.д., однако изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД производилось управляющей компанией ранее истечения одного года, на который устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД: в июле 2012, январе 2013, январе и в феврале 2015).
Доказательств того, что это изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД было произведено управляющей организацией на законных основаниях, в материалы настоящего дела обществом не представлено.
Ссылка общества на вступившее в законную силу решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 23.05.2017 по делу N 12-393/17, не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого решения суда первой инстанции, поскольку суд общей юрисдикции, делая вывод о законности действий общества по увеличению платы за услуги по содержанию и ремонту жилья в МКД, рассматривал их как действия по ежегодному увеличению размера платы за такие услуги в 2012 году, в 2013 году и т.д.
Поскольку собственниками МКД не принимались решения об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД с июля 2012 в размере 27,19 руб./кв. м, с января 2013 - в размере 28,31 руб./кв. м, с января 2015 - в размере 28,52 руб./кв. м, с февраля 2015 - в размере 30,10 руб./кв. м, то применению подлежали тарифы, установленные постановлением органа местного самоуправления и действующие в соответствующий период, в данном случае - Постановлением Администрации города Хабаровска от 28.04.2012 N 1711.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований общества.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
При установленных обстоятельствах, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 мая 2017 года по делу N А73-3120/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА

Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)