Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.02.2016 ПО ДЕЛУ N 44А-102/2016

Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. по делу N 44а-102/2016


Заместитель председателя Пермского краевого суда Гилева М.Б., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭП", поданную защитником Надыршиной Е.Ю., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 Орджоникидзевского судебного района г. Перми от 15.09.2015 и решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 05.11.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭП" (далее - ООО "Управляющая компания РЭП"),

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Орджоникидзевского судебного района г. Перми от 15.09.2015 ООО "Управляющая компания РЭП" (ИНН <...>) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей (л.д. 101-103).
Решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 05.11.2015 постановление мирового судьи судебного участка N 5 Орджоникидзевского судебного района г. Перми от 15.09.2015 оставлено без изменения, жалоба представителя ООО "Управляющая компания РЭП" - без удовлетворения (л.д. 145-148).
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 30.12.2015, заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений, прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении истребовано 12.01.2016, поступило в Пермский краевой суд 22.01.2016.
Изучив дело об административном правонарушении, считаю, что доводы, изложенные в жалобе, в соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ не могут повлечь отмену или изменение судебных постановлений.
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Из ч. 2 названной статьи следует, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила).
Согласно п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а"-"д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с п. 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО "Управляющая компания РЭП" является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
С целью рассмотрения поступившего обращения гражданина от 16.07.2015 по факту ненадлежащего содержания общего имущества по адресу: <...>, государственным жилищным инспектором Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края П. на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края П1. от 29.07.2015 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Управляющая компания РЭП" лицензионных требований, по результатам которой по указанному адресу 06.08.2015 установлено несоблюдение лицензиатом - ООО "Управляющая компания РЭП" лицензионного требования, предусмотренного ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме N <...> по ул. <...> г. Перми: в подъезде N 2 на этажах с 1 по 5 на лестничной клетке на стенах разрушение штукатурного и окрасочного слоев по всей поверхности; в подъезде N 2 на этажах с 1 по 5 на лестничной клетке остекление оконных проемов не исправно (стекла не целые, загрязнены); в подъезде N 2 на этажах с 1 по 5 на лестничной клетке освещение неисправно (осветительные приборы не функционируют); на цокольной части по всему периметру многоквартирного дома разрушение штукатурного слоя, обрастание мхом; на отмостке по всему периметру многоквартирного дома сколы, трещины, выбоины; в подъезде N 8 на этажах с 1 по 5 на лестничной клетке остекление оконных проемов неисправно (стекла не целые, загрязнены); на кровле отслоение, вздутие, растрескивание кровельного материала; разрушение вентиляционных шахт (сколы штукатурного слоя, трещины); разрушение парапетов на кровле, строительный мусор (кирпичи, кровельный материал); высота канализационных труб на кровле ниже края вентшахты.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19.08.2015 (л.д. 2); лицензией на осуществление ООО "Управляющая компания РЭП" предпринимательской деятельности (л.д. 26); распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки N <...> от 29.07.2015 (л.д. 14-15); актом проверки от 06.08.2015 N <...> (л.д. 16-19); предписанием от 06.08.2015 N <...> (л.д. 21-22); жалобой жителя дома N <...> по ул. <...> г. Перми (л.д. 4); договором управления многоквартирным домом от 20.10.2006 с приложениями (л.д. 29-50), актами осмотра (л.д. 55-60), которые получили оценку в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия ООО "Управляющая компания РЭП", выразившиеся в несоблюдении, в том числе, ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, установив нарушение ООО "Управляющая компания РЭП" лицензионных требований в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассматривая жалобу привлекаемого лица, согласился с выводом мирового судьи о наличии и доказанности в действиях ООО "Управляющая компания РЭП" состава вмененного административного правонарушения.
Выводы судебных инстанций мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Действия ООО "Управляющая компания РЭП" по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ квалифицированы верно. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен.
В жалобе заявитель приводит доводы о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку судебные инстанции не учли, что в силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг. Так как нарушение указанных Правил является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а не только организаций, управляющих многоквартирными домами на основании договора управления, нарушение данных норм управляющей компанией в период осуществления такой деятельности не может быть признано лицензионным требованием. При этом суд необоснованно не принял во внимание, что часть выявленных нарушений относится к работам по капитальному ремонту, остальные нарушения относятся к работам по текущему ремонту, но в связи с их характером и объемом требуют длительного времени для их устранения. Обществом подана заявка в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми на предоставление финансовой поддержки для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома; таким образом, лицо, привлеченное к административной ответственности, не бездействовало, предпринимало все возможные меры по соблюдению установленных требований.
Указанные доводы не являются основанием для отмены вступивших в законную силу постановленных по делу судебных актов.
Доводы жалобы о том, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), основаны на ошибочном толковании норм права.
Начиная с 01.05.2015, деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, ведется на основании лицензии. Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах является лицензионным требованием (п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110). Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований представляет собой состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов).
Учитывая, что ООО "Управляющая компания РЭП" является лицензиатом и при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами допустило нарушение лицензионных требований, оснований для прекращения производства в связи с отсутствием состава административного правонарушения по делу об административном правонарушении не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы о том, что допущенные ООО "Управляющая компания РЭП" нарушения не являются нарушением лицензионных требований, несостоятельны.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, своевременно принимать меры для устранения выявленных нарушений по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что ООО "Управляющая компания РЭП" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N <...> по ул. <...> г. Перми на основании договора управления многоквартирным домом от 20.10.2006 и имеет лицензию от 30.04.2015 (л.д. 29-50, 26).
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 20.10.2006 ООО "Управляющая компания РЭП" обязана оказывать собственникам жилых помещений услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (п. 3.1.2, 3.1.3).
Судом установлено, что обществом не исполнялись обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, что является нарушением управляющей организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, именно лицензионных требований, поскольку обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества в управляемом доме является содержанием лицензируемого вида деятельности управляющей организации в силу прямого указания закона и подзаконных актов (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Приведенный довод об осуществлении ООО "Управляющая компания РЭП" всех зависящих от него мер по соблюдению соответствующих требований, противоречит обстоятельствам дела; материалами дела подтверждается, что в течение длительного периода времени (как до получения лицензии, так и после ее получения) лицензиату было известно о неудовлетворительном состоянии общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, эффективные меры по устранению неблагоприятной, опасной ситуации им не предприняты. Доказательства того, что общество предприняло все возможные и зависящие от него меры по предотвращению нарушений до их выявления лицензирующим органом, в материалах дела отсутствуют. Подача одной заявки в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми на предоставление финансовой поддержки для проведения капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома не свидетельствует о принятии всех возможных и зависящих мер по предотвращению выявленных нарушений.
Таким образом, оснований для пересмотра вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы не имеется.
Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, принципов соразмерности и справедливости, соответствия наказания содеянному.
Постановление о привлечении ООО "Управляющая компания РЭП" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 5 Орджоникидзевского судебного района г. Перми от 15.09.2015, решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 05.11.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭП" оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭП", поданную защитником Надыршиной Е.Ю. - без удовлетворения.

Заместитель председателя
Пермского краевого суда
ГИЛЕВА М.Б.




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)