Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Котеговой Л.А.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТагилТеплоСбыт" (ИНН 7731438233, ОГРН 1127747254722) - Козяр Д.А., доверенность от 16.09.2014,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773) - Долгорукова К.С., доверенность от 19.07.2016, Котыгин И.О., доверенность от 27.01.2016,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 июля 2016 года
по делу N А60-29784/2016
принятое судьей С.Е.Калашником
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТагилТеплоСбыт"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
о признании незаконными решений от 11.01.2016 N 19858/15, 19857/15,
Общество "ТагилТеплоСбыт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области от 11.01.2016 N 19858/15, 19857/15.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что в силу ст. 39, 146, 168 НК РФ передача тепловой энергии в целях компенсации потерь энергии из-за технологических особенностей транспортировки признается реализацией товаров и, соответственно, облагается НДС, то есть налоговая база определяется исходя из стоимости услуг, фактически оказанных населению, не имеющему прибора учета, в каждом налоговом периоде, в котором возникает объект налогообложения; нормативные потери в тепловых сетях являются неизбежным содержанием процесса эксплуатации тепловых сетей и передачи тепловой энергии, поэтому независимо от предъявления или непредъявления к оплате абонентам тепловой энергии и горячей воды, весь объем распределяемой тепловой энергии и горячей воды включается в базу по НДС; потери тепловой энергии во втором квартале 2015 года первичными документами не подтверждены; заявителем также не доказано, что потери произошли не по вине налогоплательщика.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией в период с 23.07.2015 по 23.10.2015 проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом "ТагилТеплоСбыт" 23.07.2015 первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за II квартал 2015 года.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 09.11.2015 N 30632/15, вынесено решение от 03.11.2015 N 19102/15 о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере 4 328 729 руб. Также вынесено решение от 11.01.2016 N 19858/15 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 11.01.2016 N 19857/15 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавлению стоимость, заявленной к возмещению, которыми отказано в возмещении суммы НДС в размере 723 873 руб.
Основанием для отказа в возмещении суммы НДС в размере 723 873 руб. явился вывод инспекции о том, что обществом "ТагилТеплоСбыт" за II квартал 2015 года неправомерно предъявлен в завышенном размере к возмещению из бюджета НДС в сумме 723 873 руб. в результате занижения налоговой базы на сумму сверхнормативных потерь тепловой энергии, передаваемой муниципальному унитарному предприятию "Тагилэнерго" (далее - предприятие "Тагилэнерго").
Решением УФНС России по Свердловской области от 15.03.2016 N 173/16 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Считая решения налогового органа незаконными и необоснованными, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что в силу ст. 39, 146, 168 НК РФ передача тепловой энергии в целях компенсации потерь энергии из-за технологических особенностей транспортировки признается реализацией товаров и, соответственно, облагается НДС, то есть налоговая база определяется исходя из стоимости услуг, фактически оказанных населению, не имеющему прибора учета, в каждом налоговом периоде, в котором возникает объект налогообложения; нормативные потери в тепловых сетях являются неизбежным содержанием процесса эксплуатации тепловых сетей и передачи тепловой энергии, поэтому независимо от предъявления или непредъявления к оплате абонентам тепловой энергии и горячей воды, весь объем распределяемой тепловой энергии и горячей воды включается в базу по НДС; потери тепловой энергии во втором квартале 2015 года первичными документами не подтверждены; заявителем также не доказано, что потери произошли не по вине налогоплательщика.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации организации признаются налогоплательщиками НДС.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Согласно п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата производится за фактически потребленное количество энергии, определенное на основании показаний прибора учета. Вместе с тем, по смыслу указанной нормы при отсутствии прибора учета в многоквартирных домах размер платы определяется по другим правилам, установленным законом и иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с упомянутой нормой ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, каковыми являются месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Правоотношения поставщика (налогоплательщика) и потребителей теплоэнергии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в действующей части, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Исходя из методики, предусмотренной Правилами N 307 и Правилами N 354, общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, определяется с учетом показаний индивидуальных приборов учета, а в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, а также объема этого ресурса на общедомовые нужды.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При фактическом использовании потребителями теплоэнергии в объеме, превышающем установленный норматив потребления, налогоплательщик лишен возможности получить оплату за поставленную энергию.
Поскольку вышеперечисленными актами жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственности в виде возмещения убытков в связи со сверхнормативным потреблением гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлено, стоимость переданной, но не подлежащей оплате теплоэнергии не может быть включена в налоговую базу по НДС, так как фактической реализации в адрес потребителей в рассматриваемом случае не происходит, потребитель получает сверхнормативный объем непосредственно из сети налогоплательщика (вне его воли), стоимость неоплаченной энергии представляет собой убытки теплоснабжающей или теплосетевой компании.
При этом действующим законодательством включение в налоговую базу по НДС убытков не предусмотрено.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Правилами установлены и учтены особенности определения количества отпускаемого теплоснабжающей организацией исполнителю коммунальных услуг товара - тепловой энергии при отсутствии приборов учета в многоквартирном доме и потребляемого последним с целью предоставления гражданам соответствующих коммунальных услуг.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2010 N ВАС-12425/10 признана соответствующей положениям ст. 1, 2, 223, 224, 541, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 167, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" обязанность теплоснабжающих организаций определять количество тепловой энергии, поставленной абонентам - исполнителям коммунальных услуг, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из факта потребления ресурса; указывать в актах приема-передачи товара (тепловой энергии), предоставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах-фактурах, выставляемых (по факту поставки) абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах, выставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что в налоговой декларации обществом "ТагилТеплоСбыт" заявлена налоговая база в размере 161 463 539 руб., сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) исчислена в сумме 29 063 437 руб., сумма НДС, подлежащая вычету, в размере 34 258 827 руб. Согласно представленной налоговой декларации налогоплательщиком исчислена сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, в размере 5 052 602 руб.
В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что общество "ТагилТеплоСбыт" по договору теплоснабжения приобретает через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде у открытого акционерного общества "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" (далее - общество "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат"), а затем передает по договору оказания услуг тепловую энергию предприятию "Тагилэнерго" к точке приема для передачи по сетям до своих потребителей.
Обществом "ТагилТеплоСбыт" представлены в инспекцию балансы тепловой энергии и теплоносителя за II квартал 2015 года, в соответствии с которыми приобретение тепловой энергии у общества "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" составило 193 499,65 Гкал; реализация тепловой энергии в количестве 167 803,01 Гкал; нормативные потери МУП "Тагилэнерго" составили 20 781,863 Гкал.
Обществом "ТагилТеплоСбыт" представлены письменные пояснения от 21.10.2015 N 12-52-2920 о том, что 4 914,777 Гкал - это сверхнормативные потери. Расчет сверхнормативных потерь производится путем математических вычислений: объем закупа тепловой энергии минус объем реализации тепловой энергии минус нормативные потери предприятия "Тагилэнерго" по договору N 20ТТС 14 на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя в тепловых сетях. Предприятие "Тагилэнерго" компенсирует обществу "ТагилТеплоСбыт" стоимость потерь тепловой энергии и теплоносителя, возникшие в результате транспортировки тепловой энергии через его тепловую сеть.
Согласно постановлению РЭК Свердловской области от 15.12.2015 N 205-ПК "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области" для общества "ТагилТеплоСбыт" с 01.01.2015 по 30.06.2015 для населения составили: тепловая энергия (одноставочный, руб./Гкал) - 965 руб. 54 коп. с НДС (без НДС - 818 руб. 25 коп./Гкал). Сверхнормативные потери за II квартал 2015 года, согласно представленной обществом "ТагилТеплоСбыт" информации, составили 4914,777 Гкал.
Налоговым органом рассчитана налоговая база по НДС, которая не учтена налогоплательщиком при исчислении налога, - 4 021 516 руб., занижение НДС составило 723 873 руб. По результатам проверки инспекцией исчислена налоговая база в сумме 165 485 055 руб., сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) в размере 29 787 310 руб., сумма НДС, подлежащая вычету, в размере 34 258 827 руб.
Однако, тепловая энергия приобреталась у ресурсоснабжающей организации обществом "ТагилТеплоСбыт" для ее транспортировки по сетям предприятия "Тагилэнерго" конечным потребителям (населению).
Полученная конечными потребителями тепловая энергия, учитывая отсутствие у них коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета потребленной тепловой энергии, оплачивалась потребителями исходя из установленного тарифа по нормативам потребления.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что общество "ТагилТеплоСбыт" правомерно не включило в налоговую базу стоимость переданной, но не оплаченной потребителями тепловой энергии (сверхнормативные потери).
Доводы заявителя апелляционной жалобы том, что в силу ст. 39, 146, 168 НК РФ передача тепловой энергии в целях компенсации потерь энергии из-за технологических особенностей транспортировки признается реализацией товаров и, соответственно, облагается НДС, то есть налоговая база определяется исходя из стоимости услуг, фактически оказанных населению, не имеющему прибора учета, в каждом налоговом периоде, в котором возникает объект налогообложения; нормативные потери в тепловых сетях являются неизбежным содержанием процесса эксплуатации тепловых сетей и передачи тепловой энергии, поэтому независимо от предъявления или не предъявления к оплате абонентам тепловой энергии и горячей воды, весь объем распределяемой тепловой энергии и горячей воды включается в базу по НДС, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка.
Тепловая энергия не была в полном объеме предъявлена покупателям к оплате, оплачена ими с учетом НДС, то есть не была использована для получения прибыли в деятельности, облагаемой НДС.
Фактическое потребление тепловой энергии в части превышения нормативов не может быть признано реализацией товаров (работ, услуг) по смыслу ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма НДС не может быть начислена по правилам п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации для случаев безвозмездной реализации имущества.
Довод заявителя апелляционной жалобы том, что потери тепловой энергии во втором квартале 2015 года первичными документами не подтверждены, не принимается, так как заявителем представлены счета-фактуры, выставленные ООО "ТагилТеплоСбыт" в адрес потребителей на сумму 167 803,01 Гкал.
Довод заявителя апелляционной жалобы том, что не доказано, что потери произошли не по вине налогоплательщика, не принимается. Поскольку отсутствовали правовые основания для взыскания с конечных потребителей стоимости фактически полученной ими тепловой энергии, следовательно, выбытие имущества без его оплаты имело место по причинам, не зависящим от воли налогоплательщика.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2016 года по делу N А60-29784/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2016 N 17АП-13942/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-29784/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2016 г. N 17АП-13942/2016-АК
Дело N А60-29784/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Котеговой Л.А.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТагилТеплоСбыт" (ИНН 7731438233, ОГРН 1127747254722) - Козяр Д.А., доверенность от 16.09.2014,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773) - Долгорукова К.С., доверенность от 19.07.2016, Котыгин И.О., доверенность от 27.01.2016,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 июля 2016 года
по делу N А60-29784/2016
принятое судьей С.Е.Калашником
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТагилТеплоСбыт"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
о признании незаконными решений от 11.01.2016 N 19858/15, 19857/15,
установил:
Общество "ТагилТеплоСбыт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области от 11.01.2016 N 19858/15, 19857/15.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что в силу ст. 39, 146, 168 НК РФ передача тепловой энергии в целях компенсации потерь энергии из-за технологических особенностей транспортировки признается реализацией товаров и, соответственно, облагается НДС, то есть налоговая база определяется исходя из стоимости услуг, фактически оказанных населению, не имеющему прибора учета, в каждом налоговом периоде, в котором возникает объект налогообложения; нормативные потери в тепловых сетях являются неизбежным содержанием процесса эксплуатации тепловых сетей и передачи тепловой энергии, поэтому независимо от предъявления или непредъявления к оплате абонентам тепловой энергии и горячей воды, весь объем распределяемой тепловой энергии и горячей воды включается в базу по НДС; потери тепловой энергии во втором квартале 2015 года первичными документами не подтверждены; заявителем также не доказано, что потери произошли не по вине налогоплательщика.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией в период с 23.07.2015 по 23.10.2015 проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом "ТагилТеплоСбыт" 23.07.2015 первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за II квартал 2015 года.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 09.11.2015 N 30632/15, вынесено решение от 03.11.2015 N 19102/15 о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере 4 328 729 руб. Также вынесено решение от 11.01.2016 N 19858/15 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 11.01.2016 N 19857/15 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавлению стоимость, заявленной к возмещению, которыми отказано в возмещении суммы НДС в размере 723 873 руб.
Основанием для отказа в возмещении суммы НДС в размере 723 873 руб. явился вывод инспекции о том, что обществом "ТагилТеплоСбыт" за II квартал 2015 года неправомерно предъявлен в завышенном размере к возмещению из бюджета НДС в сумме 723 873 руб. в результате занижения налоговой базы на сумму сверхнормативных потерь тепловой энергии, передаваемой муниципальному унитарному предприятию "Тагилэнерго" (далее - предприятие "Тагилэнерго").
Решением УФНС России по Свердловской области от 15.03.2016 N 173/16 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Считая решения налогового органа незаконными и необоснованными, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что в силу ст. 39, 146, 168 НК РФ передача тепловой энергии в целях компенсации потерь энергии из-за технологических особенностей транспортировки признается реализацией товаров и, соответственно, облагается НДС, то есть налоговая база определяется исходя из стоимости услуг, фактически оказанных населению, не имеющему прибора учета, в каждом налоговом периоде, в котором возникает объект налогообложения; нормативные потери в тепловых сетях являются неизбежным содержанием процесса эксплуатации тепловых сетей и передачи тепловой энергии, поэтому независимо от предъявления или непредъявления к оплате абонентам тепловой энергии и горячей воды, весь объем распределяемой тепловой энергии и горячей воды включается в базу по НДС; потери тепловой энергии во втором квартале 2015 года первичными документами не подтверждены; заявителем также не доказано, что потери произошли не по вине налогоплательщика.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации организации признаются налогоплательщиками НДС.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Согласно п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата производится за фактически потребленное количество энергии, определенное на основании показаний прибора учета. Вместе с тем, по смыслу указанной нормы при отсутствии прибора учета в многоквартирных домах размер платы определяется по другим правилам, установленным законом и иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с упомянутой нормой ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, каковыми являются месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Правоотношения поставщика (налогоплательщика) и потребителей теплоэнергии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в действующей части, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Исходя из методики, предусмотренной Правилами N 307 и Правилами N 354, общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, определяется с учетом показаний индивидуальных приборов учета, а в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, а также объема этого ресурса на общедомовые нужды.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При фактическом использовании потребителями теплоэнергии в объеме, превышающем установленный норматив потребления, налогоплательщик лишен возможности получить оплату за поставленную энергию.
Поскольку вышеперечисленными актами жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственности в виде возмещения убытков в связи со сверхнормативным потреблением гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлено, стоимость переданной, но не подлежащей оплате теплоэнергии не может быть включена в налоговую базу по НДС, так как фактической реализации в адрес потребителей в рассматриваемом случае не происходит, потребитель получает сверхнормативный объем непосредственно из сети налогоплательщика (вне его воли), стоимость неоплаченной энергии представляет собой убытки теплоснабжающей или теплосетевой компании.
При этом действующим законодательством включение в налоговую базу по НДС убытков не предусмотрено.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Правилами установлены и учтены особенности определения количества отпускаемого теплоснабжающей организацией исполнителю коммунальных услуг товара - тепловой энергии при отсутствии приборов учета в многоквартирном доме и потребляемого последним с целью предоставления гражданам соответствующих коммунальных услуг.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2010 N ВАС-12425/10 признана соответствующей положениям ст. 1, 2, 223, 224, 541, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 167, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" обязанность теплоснабжающих организаций определять количество тепловой энергии, поставленной абонентам - исполнителям коммунальных услуг, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из факта потребления ресурса; указывать в актах приема-передачи товара (тепловой энергии), предоставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах-фактурах, выставляемых (по факту поставки) абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах, выставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что в налоговой декларации обществом "ТагилТеплоСбыт" заявлена налоговая база в размере 161 463 539 руб., сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) исчислена в сумме 29 063 437 руб., сумма НДС, подлежащая вычету, в размере 34 258 827 руб. Согласно представленной налоговой декларации налогоплательщиком исчислена сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, в размере 5 052 602 руб.
В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что общество "ТагилТеплоСбыт" по договору теплоснабжения приобретает через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде у открытого акционерного общества "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" (далее - общество "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат"), а затем передает по договору оказания услуг тепловую энергию предприятию "Тагилэнерго" к точке приема для передачи по сетям до своих потребителей.
Обществом "ТагилТеплоСбыт" представлены в инспекцию балансы тепловой энергии и теплоносителя за II квартал 2015 года, в соответствии с которыми приобретение тепловой энергии у общества "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" составило 193 499,65 Гкал; реализация тепловой энергии в количестве 167 803,01 Гкал; нормативные потери МУП "Тагилэнерго" составили 20 781,863 Гкал.
Обществом "ТагилТеплоСбыт" представлены письменные пояснения от 21.10.2015 N 12-52-2920 о том, что 4 914,777 Гкал - это сверхнормативные потери. Расчет сверхнормативных потерь производится путем математических вычислений: объем закупа тепловой энергии минус объем реализации тепловой энергии минус нормативные потери предприятия "Тагилэнерго" по договору N 20ТТС 14 на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя в тепловых сетях. Предприятие "Тагилэнерго" компенсирует обществу "ТагилТеплоСбыт" стоимость потерь тепловой энергии и теплоносителя, возникшие в результате транспортировки тепловой энергии через его тепловую сеть.
Согласно постановлению РЭК Свердловской области от 15.12.2015 N 205-ПК "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области" для общества "ТагилТеплоСбыт" с 01.01.2015 по 30.06.2015 для населения составили: тепловая энергия (одноставочный, руб./Гкал) - 965 руб. 54 коп. с НДС (без НДС - 818 руб. 25 коп./Гкал). Сверхнормативные потери за II квартал 2015 года, согласно представленной обществом "ТагилТеплоСбыт" информации, составили 4914,777 Гкал.
Налоговым органом рассчитана налоговая база по НДС, которая не учтена налогоплательщиком при исчислении налога, - 4 021 516 руб., занижение НДС составило 723 873 руб. По результатам проверки инспекцией исчислена налоговая база в сумме 165 485 055 руб., сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) в размере 29 787 310 руб., сумма НДС, подлежащая вычету, в размере 34 258 827 руб.
Однако, тепловая энергия приобреталась у ресурсоснабжающей организации обществом "ТагилТеплоСбыт" для ее транспортировки по сетям предприятия "Тагилэнерго" конечным потребителям (населению).
Полученная конечными потребителями тепловая энергия, учитывая отсутствие у них коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета потребленной тепловой энергии, оплачивалась потребителями исходя из установленного тарифа по нормативам потребления.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что общество "ТагилТеплоСбыт" правомерно не включило в налоговую базу стоимость переданной, но не оплаченной потребителями тепловой энергии (сверхнормативные потери).
Доводы заявителя апелляционной жалобы том, что в силу ст. 39, 146, 168 НК РФ передача тепловой энергии в целях компенсации потерь энергии из-за технологических особенностей транспортировки признается реализацией товаров и, соответственно, облагается НДС, то есть налоговая база определяется исходя из стоимости услуг, фактически оказанных населению, не имеющему прибора учета, в каждом налоговом периоде, в котором возникает объект налогообложения; нормативные потери в тепловых сетях являются неизбежным содержанием процесса эксплуатации тепловых сетей и передачи тепловой энергии, поэтому независимо от предъявления или не предъявления к оплате абонентам тепловой энергии и горячей воды, весь объем распределяемой тепловой энергии и горячей воды включается в базу по НДС, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка.
Тепловая энергия не была в полном объеме предъявлена покупателям к оплате, оплачена ими с учетом НДС, то есть не была использована для получения прибыли в деятельности, облагаемой НДС.
Фактическое потребление тепловой энергии в части превышения нормативов не может быть признано реализацией товаров (работ, услуг) по смыслу ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма НДС не может быть начислена по правилам п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации для случаев безвозмездной реализации имущества.
Довод заявителя апелляционной жалобы том, что потери тепловой энергии во втором квартале 2015 года первичными документами не подтверждены, не принимается, так как заявителем представлены счета-фактуры, выставленные ООО "ТагилТеплоСбыт" в адрес потребителей на сумму 167 803,01 Гкал.
Довод заявителя апелляционной жалобы том, что не доказано, что потери произошли не по вине налогоплательщика, не принимается. Поскольку отсутствовали правовые основания для взыскания с конечных потребителей стоимости фактически полученной ими тепловой энергии, следовательно, выбытие имущества без его оплаты имело место по причинам, не зависящим от воли налогоплательщика.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2016 года по делу N А60-29784/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА
И.В.БОРЗЕНКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)