Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В выкупе части здания, находящегося в аварийном состоянии, отказано со ссылкой на проект, предусматривающий восстановление спорной части здания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Татариновой И.А., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Березники (далее - Администрация) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 делу N А50-22040/2015 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: Администрации - Ворошкова С.А. (доверенность от 23.10.2015 N 01-26-39); индивидуальный предприниматель Опарина Юлия Геннадьевна (далее - предприниматель Опарина Ю.Г.), лично (паспорт).
Предприниматель Опарина Ю.Г. обратилась Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Администрации об отказе в выкупе части здания, расположенной в 5-этажном панельно-кирпичном доме на 1 этаже, состоящего из 15 помещений общей площадью 252,0 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Тельмана, 4, выраженного в письме от 12.08.2015 N 08-03-09/419-0; об обязании Администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2015 (судья Аликина Е.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 (судьи Макаров Т.В., Виноградова Л.Ф., Жукова Т.М.) решение суда отменено, заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Администрации об отказе в выкупе части помещений площадью 252 кв. м, в доме N 4 по ул. Тельмана, г. Березники Пермского края, выраженное в письме от 12.08.2015 N 08-03-09/419-0. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Опариной Ю.Г.
В кассационной жалобе Администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильного применение п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 209, 235, 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положений Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ). Заявитель указывает, что право собственности предпринимателя Опариной Ю.Г. на нежилое помещение не утрачено, указанное помещение для муниципальных нужд не изымалось. По его мнению, земельный участок, занимаемый подъездами N 6, N 7 жилого дома, для государственных и муниципальных нужд не изымался в том смысле, в котором этого требует норма п. 1 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель отмечает, что Администрация в 2008 году предоставляла предпринимателю Опариной Ю.Г. на праве аренды иное помещение, которое впоследствии было выкуплено в порядке приватизации арендуемого имущества.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Опарина Ю.Г. просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю Опариной Ю.Г. принадлежит на праве собственности часть здания, расположенная в 5-этажном панельно-кирпичном доме на 1-этаже, состоящая из 15 помещений общей площадью 252,0 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Пермский край, г. Березники, ул. Тельмана, дом N 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.10.2012 серии 59-БГ N 609028.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 814-р в целях осуществления первоочередных мероприятий по предотвращению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в г. Березники (Пермский край), в границах зоны вероятных разрушений, согласованных Ростехнадзором, а также учитывая федеральный характер указанной чрезвычайной ситуации, органам государственной власти Российской Федерации и Правительству Пермского края предписано принять ряд мер, в частности: утвердить список граждан, подлежащих переселению из зоны вероятных разрушений, площадь жилого фонда, находящегося в границах зоны вероятных разрушений, а также перечень объектов, подлежащих строительству, с указанием пообъектного финансирования; организовать работы по переселению граждан из жилых помещений, находящихся в границах зоны вероятных разрушений; определить размер средств, необходимых для покрытия расходов, связанных с переселением граждан, и источники средств федерального бюджета, необходимых для покрытия указанных расходов; внести в Правительство Российской Федерации проект постановления о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, предусмотрев в качестве основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу их расположение в зоне вероятных разрушений при техногенной аварии; представить соответствующие расчеты размера средств, необходимых для осуществления мероприятий по предотвращению негативных последствий чрезвычайной ситуации; подготовить предложения по финансированию мероприятий по предотвращению негативных последствий чрезвычайной ситуации.
Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Стройдиагностика" на основании муниципального контракта от 12.11.2007 N 1-194/07 проведено обследование строительных конструкций жилого дома по ул. Тельмана, 4 в г. Березники Пермского края, по результатам которого составлен отчет. Из указанного отчета следует, что техническое состояние строительных конструкций здания аварийное. Техническое состояние здания назначено по состоянию стен в осях 29-34. Несущие конструкции, а именно: стены по осям 29, 30, 32, 33 не соответствуют требованиям эксплуатационных качеств первой группы. Ограждающие конструкции не соответствуют требованиям эксплуатационных качеств второй группы в части обеспечения требуемой герметичности и воздухопроницаемости. Строительные конструкции в пределах жилых и нежилых помещений в осях 29-34 (подъезды N 6, 7) не пригодны для дальнейшей эксплуатации. Рекомендовано: провести срочные противоаварийные мероприятия в осях 29-30/В-Д и 31034. В осях 30-34 в качестве противоаварийных мероприятий рекомендуется выполнить устройство систем стоек и балок из бруса, расположенных в помещениях вдоль стен по осям 30 в осях В-Д, 32 и 33 и воспринимающих на себя часть нагрузки перекрытий. Стену по оси 29 закрепить от дальнейшего смещения. Незамедлительно провести временное отселение жильцов из 4-хкомнатных квартир подъезда N 6 и из всех квартир подъезда N 7 на срок до конца ремонтно-восстановительных работ. Торговый зал магазина, расположенного на 1 этаже в осях 33.34 закрыть для эксплуатации на указанный выше период.
Межведомственная комиссия, назначенная распоряжениями главы г. Березники от 27.06.2007 N 684-р, от 06.08.2007 N 819-р, приняла решение о признании подъездов N 6 и N 7 - часть дома N 4 по ул. Тельмана в г. Березники аварийными и подлежащими реконструкции, о чем составлено заключение от 25.01.2008 N 1.
Постановлением главы г. Березники от 22.02.2008 N 231 предписано, в том числе владельцу магазина "Мастер" (предпринимателю Опарина Ю.Г.), расположенного в нежилом помещении в подъезде N 6 дома N 4 по ул. Тельмана г. Березники закрыть для эксплуатации магазин с 03 марта 2008 года до завершения работ по реконструкции подъездов (п. 7).
Постановлением главы г. Березники от 29.02.2008 N 276 земельный участок площадью 1121 кв. м с кадастровым номером 59:03:04 00 110:0111, занимаемый подъездами N 6 и 7 многоквартирного дома N 4 по ул. Тельмана г. Березники изъят для муниципальных нужд.
Предприниматель Опарина Ю.Г. обратилась в Администрацию с заявлением о выкупе у нее части здания, расположенного в 5-этажном панельно-кирпичном доме на 1 этаже, состоящего из 15 помещений общей площадью 252,0 кв. м по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Тельмана, 4.
Письмом от 12.08.2015 N 08-03-09/419-о предпринимателю Опариной Ю.Г. было отказано в выкупе в связи с тем, что 14.11.2014 ГКАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" выдано положительное заключение на проектную документацию по объекту "Демонтаж строительных конструкций части здания многоквартирного дома N 4 по ул. Тельмана, в пределах подъезда N 7 с сохранением и восстановлением эксплуатационных качеств оставшейся части здания". Указанным проектом предусмотрен демонтаж подъезда N 7 дома N 4 по ул. Тельмана, ремонт и восстановление строительных конструкций 6-го и 8-го подъездов (с выполнением работ по утеплению и усилению стен в подъездах) с сохранением помещения магазина, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Полагая, что отказ в выкупе нежилого помещения не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы, предприниматель Опарина Ю.Г. обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок, занимаемый подъездами N 6 и 7 жилого дома для государственных и муниципальных нужд в смысле, придаваемом ч. 1 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления не изымался, оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по выкупу нежилого помещения, не имеется, поскольку право собственности заявителя на нежилое помещение не утрачено.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка на основании ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством прямо не урегулированы. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности положения ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в частности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Пунктом 1 ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст. 279 - 282 и 284 - 286 данного Кодекса.
Судом установлено, что земельный участок, занимаемый подъездами N 6, 7 в доме N 4 по ул. Тельмана в г. Березники был изъят для муниципальных нужд на основании постановления Главы города Березники от 29.02.2008 N 276.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд указал, что предприниматель Опарина Ю.Г. до настоящего времени лишена возможности использования принадлежащего ей имущества; после реконструкции нежилое помещение утратит свои технические и качественные характеристики; решение о предстоящем сносе здания, которое принято и находится в стадии исполнения, свидетельствует о фактическом изъятии из владения и прекращении права собственности.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь перечисленными нормами права, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Администрации нарушает законные права предпринимателя Опариной Ю.Г. как собственника соответствующего объекта недвижимости, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Оснований для переоценки выводов суда, установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда не опровергают, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанций норм материального права.
Ссылка на то обстоятельство, что Администрация предоставляла предпринимателю Опариной Ю.Г. на праве аренды иное помещение, впоследствии выкупленное в порядке приватизации арендованного имущества, не может быть принята во внимание, поскольку указанное помещение было возмездно приобретено предпринимателем Опариной Ю.Г.
Следует отметить, что в отзыве на кассационную жалобу предприниматель Опарина Ю.Г. указала, что в настоящее время издано постановление Администрации о сносе дома по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Тельмана, 4. В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации подтвердил данное обстоятельство.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу N А50-22040/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Березники - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ
Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.07.2016 N Ф09-7115/16 ПО ДЕЛУ N А50-22040/2015
Требование: О признании незаконным отказа в выкупе принадлежащей предпринимателю части здания, обязании устранить нарушение.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В выкупе части здания, находящегося в аварийном состоянии, отказано со ссылкой на проект, предусматривающий восстановление спорной части здания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. N Ф09-7115/16
Дело N А50-22040/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Татариновой И.А., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Березники (далее - Администрация) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 делу N А50-22040/2015 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: Администрации - Ворошкова С.А. (доверенность от 23.10.2015 N 01-26-39); индивидуальный предприниматель Опарина Юлия Геннадьевна (далее - предприниматель Опарина Ю.Г.), лично (паспорт).
Предприниматель Опарина Ю.Г. обратилась Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Администрации об отказе в выкупе части здания, расположенной в 5-этажном панельно-кирпичном доме на 1 этаже, состоящего из 15 помещений общей площадью 252,0 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Тельмана, 4, выраженного в письме от 12.08.2015 N 08-03-09/419-0; об обязании Администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.12.2015 (судья Аликина Е.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 (судьи Макаров Т.В., Виноградова Л.Ф., Жукова Т.М.) решение суда отменено, заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Администрации об отказе в выкупе части помещений площадью 252 кв. м, в доме N 4 по ул. Тельмана, г. Березники Пермского края, выраженное в письме от 12.08.2015 N 08-03-09/419-0. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Опариной Ю.Г.
В кассационной жалобе Администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильного применение п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 209, 235, 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положений Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ). Заявитель указывает, что право собственности предпринимателя Опариной Ю.Г. на нежилое помещение не утрачено, указанное помещение для муниципальных нужд не изымалось. По его мнению, земельный участок, занимаемый подъездами N 6, N 7 жилого дома, для государственных и муниципальных нужд не изымался в том смысле, в котором этого требует норма п. 1 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель отмечает, что Администрация в 2008 году предоставляла предпринимателю Опариной Ю.Г. на праве аренды иное помещение, которое впоследствии было выкуплено в порядке приватизации арендуемого имущества.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Опарина Ю.Г. просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю Опариной Ю.Г. принадлежит на праве собственности часть здания, расположенная в 5-этажном панельно-кирпичном доме на 1-этаже, состоящая из 15 помещений общей площадью 252,0 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Пермский край, г. Березники, ул. Тельмана, дом N 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.10.2012 серии 59-БГ N 609028.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 814-р в целях осуществления первоочередных мероприятий по предотвращению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в г. Березники (Пермский край), в границах зоны вероятных разрушений, согласованных Ростехнадзором, а также учитывая федеральный характер указанной чрезвычайной ситуации, органам государственной власти Российской Федерации и Правительству Пермского края предписано принять ряд мер, в частности: утвердить список граждан, подлежащих переселению из зоны вероятных разрушений, площадь жилого фонда, находящегося в границах зоны вероятных разрушений, а также перечень объектов, подлежащих строительству, с указанием пообъектного финансирования; организовать работы по переселению граждан из жилых помещений, находящихся в границах зоны вероятных разрушений; определить размер средств, необходимых для покрытия расходов, связанных с переселением граждан, и источники средств федерального бюджета, необходимых для покрытия указанных расходов; внести в Правительство Российской Федерации проект постановления о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, предусмотрев в качестве основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу их расположение в зоне вероятных разрушений при техногенной аварии; представить соответствующие расчеты размера средств, необходимых для осуществления мероприятий по предотвращению негативных последствий чрезвычайной ситуации; подготовить предложения по финансированию мероприятий по предотвращению негативных последствий чрезвычайной ситуации.
Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Стройдиагностика" на основании муниципального контракта от 12.11.2007 N 1-194/07 проведено обследование строительных конструкций жилого дома по ул. Тельмана, 4 в г. Березники Пермского края, по результатам которого составлен отчет. Из указанного отчета следует, что техническое состояние строительных конструкций здания аварийное. Техническое состояние здания назначено по состоянию стен в осях 29-34. Несущие конструкции, а именно: стены по осям 29, 30, 32, 33 не соответствуют требованиям эксплуатационных качеств первой группы. Ограждающие конструкции не соответствуют требованиям эксплуатационных качеств второй группы в части обеспечения требуемой герметичности и воздухопроницаемости. Строительные конструкции в пределах жилых и нежилых помещений в осях 29-34 (подъезды N 6, 7) не пригодны для дальнейшей эксплуатации. Рекомендовано: провести срочные противоаварийные мероприятия в осях 29-30/В-Д и 31034. В осях 30-34 в качестве противоаварийных мероприятий рекомендуется выполнить устройство систем стоек и балок из бруса, расположенных в помещениях вдоль стен по осям 30 в осях В-Д, 32 и 33 и воспринимающих на себя часть нагрузки перекрытий. Стену по оси 29 закрепить от дальнейшего смещения. Незамедлительно провести временное отселение жильцов из 4-хкомнатных квартир подъезда N 6 и из всех квартир подъезда N 7 на срок до конца ремонтно-восстановительных работ. Торговый зал магазина, расположенного на 1 этаже в осях 33.34 закрыть для эксплуатации на указанный выше период.
Межведомственная комиссия, назначенная распоряжениями главы г. Березники от 27.06.2007 N 684-р, от 06.08.2007 N 819-р, приняла решение о признании подъездов N 6 и N 7 - часть дома N 4 по ул. Тельмана в г. Березники аварийными и подлежащими реконструкции, о чем составлено заключение от 25.01.2008 N 1.
Постановлением главы г. Березники от 22.02.2008 N 231 предписано, в том числе владельцу магазина "Мастер" (предпринимателю Опарина Ю.Г.), расположенного в нежилом помещении в подъезде N 6 дома N 4 по ул. Тельмана г. Березники закрыть для эксплуатации магазин с 03 марта 2008 года до завершения работ по реконструкции подъездов (п. 7).
Постановлением главы г. Березники от 29.02.2008 N 276 земельный участок площадью 1121 кв. м с кадастровым номером 59:03:04 00 110:0111, занимаемый подъездами N 6 и 7 многоквартирного дома N 4 по ул. Тельмана г. Березники изъят для муниципальных нужд.
Предприниматель Опарина Ю.Г. обратилась в Администрацию с заявлением о выкупе у нее части здания, расположенного в 5-этажном панельно-кирпичном доме на 1 этаже, состоящего из 15 помещений общей площадью 252,0 кв. м по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Тельмана, 4.
Письмом от 12.08.2015 N 08-03-09/419-о предпринимателю Опариной Ю.Г. было отказано в выкупе в связи с тем, что 14.11.2014 ГКАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" выдано положительное заключение на проектную документацию по объекту "Демонтаж строительных конструкций части здания многоквартирного дома N 4 по ул. Тельмана, в пределах подъезда N 7 с сохранением и восстановлением эксплуатационных качеств оставшейся части здания". Указанным проектом предусмотрен демонтаж подъезда N 7 дома N 4 по ул. Тельмана, ремонт и восстановление строительных конструкций 6-го и 8-го подъездов (с выполнением работ по утеплению и усилению стен в подъездах) с сохранением помещения магазина, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Полагая, что отказ в выкупе нежилого помещения не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы, предприниматель Опарина Ю.Г. обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок, занимаемый подъездами N 6 и 7 жилого дома для государственных и муниципальных нужд в смысле, придаваемом ч. 1 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления не изымался, оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по выкупу нежилого помещения, не имеется, поскольку право собственности заявителя на нежилое помещение не утрачено.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка на основании ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством прямо не урегулированы. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности положения ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в частности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Пунктом 1 ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст. 279 - 282 и 284 - 286 данного Кодекса.
Судом установлено, что земельный участок, занимаемый подъездами N 6, 7 в доме N 4 по ул. Тельмана в г. Березники был изъят для муниципальных нужд на основании постановления Главы города Березники от 29.02.2008 N 276.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд указал, что предприниматель Опарина Ю.Г. до настоящего времени лишена возможности использования принадлежащего ей имущества; после реконструкции нежилое помещение утратит свои технические и качественные характеристики; решение о предстоящем сносе здания, которое принято и находится в стадии исполнения, свидетельствует о фактическом изъятии из владения и прекращении права собственности.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь перечисленными нормами права, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Администрации нарушает законные права предпринимателя Опариной Ю.Г. как собственника соответствующего объекта недвижимости, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Оснований для переоценки выводов суда, установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда не опровергают, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанций норм материального права.
Ссылка на то обстоятельство, что Администрация предоставляла предпринимателю Опариной Ю.Г. на праве аренды иное помещение, впоследствии выкупленное в порядке приватизации арендованного имущества, не может быть принята во внимание, поскольку указанное помещение было возмездно приобретено предпринимателем Опариной Ю.Г.
Следует отметить, что в отзыве на кассационную жалобу предприниматель Опарина Ю.Г. указала, что в настоящее время издано постановление Администрации о сносе дома по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Тельмана, 4. В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации подтвердил данное обстоятельство.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу N А50-22040/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Березники - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ
Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)