Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 10.05.2017 ПО ДЕЛУ N 33-17603/2017

Требование: О взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком допущено нарушение обязанности по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 мая 2017 г. по делу N 33-17603


Судья Романовская А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Куприенко С.Г.,
судей Сальниковой М.Л., фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сальниковой М.Л., дело по апелляционной жалобе ответчика фио на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от дата, которым постановлено:
Иск Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Жилищник района Крюково" к фио о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги, удовлетворить частично.
Взыскать с фио в пользу Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Жилищник района Крюково" задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере сумма, пени в размере сумма 93 коп., судебные расходы в размере сумма 81 коп., а всего взыскать денежную сумму в размере сумма.
установила:

Истец ГБУ г. Москвы "Жилищник района Крюково" обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, указав, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: город Москва, адрес, ответчиком за период с дата по дата допущено нарушение обязанности по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что привело к образованию задолженности. Истец просил взыскать с ответчика задолженность за вышеуказанный период в размере сумма, расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма.
Представителем истца в процессе рассмотрения дела были уточнены заявленные исковые требования, окончательно истец просил взыскать с ответчика фио задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с дата по дата в размере сумма, пени в размере сумма, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма.
Ответчик фио в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, представил письменные возражения, в которых указал, что требования иска выходят за пределы срока давности, просил применить последствия пропуска истцом срока исковой давности; полагает, что расчет истца не обоснован, а потому не может быть проверен; он действительно является собственником квартиры 206 в корп. дата Зеленограда, но постоянно проживает по адресу регистрации в кв. 190 корп. 166 г. Зеленограда, где уплачивает коммунальные платежи; кроме того, он является пенсионером, в связи с чем при расчете должна быть учтена субсидия.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился ответчик, указав в жалобе, что в материалы дела истцом не были приложены основания для расчета задолженности, не были обоснованы и не были указаны применяемые тарифы, нормативы, ставки, действующие в период, за который взыскана задолженность, не был представлен расчет расхода потребляемой воды, в связи с чем сумма задолженности, представленная истцом, является голословной, ничем не подтвержденной и не доказанной.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель истца ГБУ г. Москвы "Жилищник района Крюково", ответчик фио не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик фио является собственником без регистрации жилого помещения - квартиры, расположенной на 10 этаже многоквартирного дома по адресу: город Москва, адрес, на основании договора купли-продажи N 2-телефон от дата.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. (ст. 30 ЖК РФ).
В соответствии со ст. ст. 10, 11, 31, 153, 154, 155 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового марка автомобиля в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика), в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. п. 2, 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 354 - "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с ч. 7 адрес ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
дата между Государственным унитарным предприятием города Москвы "Дирекция единого заказчика района Крюково" и ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Зеленоградского АО" заключен договор управления многоквартирным домом N 1522/2013, согласно которому управляющей организацией в отношении корп. 1522 города Зеленограда города Москвы являлось ГУП ДЕЗ района Крюково (л.д. 11 - 21).
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от дата N 146-ПП "О проведении эксперимента по оптимизации деятельности отдельных государственных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере городского хозяйства города Москвы" (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Москвы от дата N 672-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 146-ПП" и от дата N 572-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от дата N 146-ПП") постановлено реорганизовать государственные унитарные предприятия дирекции единого заказчика районов города Москвы согласно Приложению 1 к настоящему постановлению путем преобразования в государственные бюджетные учреждения города Москвы, являющиеся правопреемниками соответствующих государственных унитарных предприятий города Москвы по всем правам и обязанностям в соответствии с передаточными актами.
В соответствии с Приложением 1 к указанному выше постановлению Правительства Москвы ГУП "ДЕЗ района Крюково" реорганизовано путем преобразования в ГБУ "Жилищник района Крюково".
В соответствии с Уставом ГБУ "Жилищник района Крюково" (л.д. 7 - 9) ГБУ "Жилищник района Крюково" является юридическим лицом и правопреемником ГУП "ДЕЗ района Крюково".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управляющей организацией в отношении корп. 1522 города Зеленограда города Москвы за спорный период являлось ГБУ "Жилищник района Крюково", в том числе, как правопреемник ГУП "ДЕЗ района Крюково".
С учетом заявленного ответчиком ходатайства о применении срока исковой давности, суд применил срок исковой давности в отношении заявленных исковых требований о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с дата по дата включительно и в указанной части истцу в удовлетворении заявленных исковых требований обоснованно отказал.
Размер задолженности определен судом за период с дата по дата в размере сумма на основании расчета истца (с учетом применения сроков исковой давности) (л.д. 71).
Судебная коллегия соглашается с размером задолженности, поскольку он арифметически верен и подтверждается материалами дела, а именно: справкой о финансовом состоянии лицевого счета (л.д. 27 - 29, 67 - 70), единым жилищным документом по состоянию на дата (л.д. 24 - 26), сводной ведомостью начислений и оплат (л.д. 75 - 86), в которых подробно указано какие именно услуги предоставлялись ответчику и на какую сумму.
Оценив представленные стороной истца доказательства, и при отсутствии у ответчика доказательств, подтверждающих факт оплаты жилищно-коммунальных услуг за спорный период, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у ответчика задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с дата по дата и о необходимости удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика фио задолженности за жилищно-коммунальные и связанные с ними услуги за указанный период в размере сумма.
Довод жалобы ответчика о том, что расчет платы за жилое помещение истцом не обоснован, судебная коллегия находит не состоятельным по следующим основаниям.
Подробный расчет задолженности, включая стоимость каждой предоставленной управляющей организацией услуги представлен в сводной ведомости начислений и оплат за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги, представленной МФЦ района Крюково г. Москвы (л.д. 75 - 86).
За период с дата по дата ежемесячная плата за жилое помещение включала: домофон, коллективная антенна, отопление основной площади, радио и техническое обслуживание вторичного жилья; с дата по дата в ежемесячную плату дополнительно включен взнос на капитальный ремонт, а с октября 2015 по дата в размер платы включались следующие предоставляемые коммунальные услуги: взнос на капитальный ремонт, горячая вода по домовым приборам, домофон, канализация по домовым приборам, коллективная антенна, отопление основной площади, радио, техническое обслуживание вторичного жилья, холодное и горячее водоснабжение по домовым приборам, холодная вода по домовым приборам.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно ч. 3 ст. 156 ЖК РФ платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4.1 договора управления многоквартирным домом N 1522/2013 от дата цена договора и размер платы за помещение устанавливается в соответствии с долей в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорционально принадлежащему собственнику жилого помещения. Размер платы для собственника устанавливается по ценам и ставкам за содержание и ремонт жилого помещения за 1 кв. м в месяц, устанавливаемым Правительством Москвы на очередной календарный год.
Как указано в п. 4.3 договора управления многоквартирным домом ежемесячная плата собственника за содержание и ремонт имущества в доме определяется как произведение общей площади его помещений на размер платы на 1 кв. м такой площади в месяц. В силу п. 4.5 договора размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти г. Москвы, в порядке, установленном федеральным законом. В пункте 4.7 договора предусмотрено, что расчеты за жилищные, коммунальные и прочие услуги, осуществляются через систему ГБУ "МФЦ Зел. АО г. Москвы".
В п. 3.1.3, 3.1.4 договора определен перечень услуг, предоставляемых управляющей компанией, пользователю жилого помещения, включая, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление; интернет; радиовещание; телевидение; обеспечение работы домофона, кодового замка двери подъезда и др.
Таким образом, согласно действующему законодательству, а также договору управления многоквартирным домом определение цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения осуществляется Правительством Москвы, которое в юридически значимый для рассмотрения дела период приняло следующие нормативные акты:
Постановление Правительства Москвы от дата N 671-ПП (ред. от дата) "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на дата" (с изм. и доп., вступающими в силу с дата).
Постановление Правительства Москвы от дата N 280-ПП (ред. от дата) "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения".
В соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В силу вышеприведенных норм, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается:
- - решениями органов управления ТСЖ, ЖСК (иного специализированного потребительского кооператива), если таковые созданы в многоквартирном доме;
- - решением общего собрания собственником помещений дома с учетом предложений управляющей организации, если собственники помещений дома выбрали способ управления домом - управление управляющей организацией;
- - органом местного самоуправления (в Москве - органом государственной власти), если собственники помещений дома либо не приняли решение о выборе способа управления домом (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ), либо не приняли решение об установлении размера такой платы тогда, когда способ управления домом ими выбран (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
Согласно требованиям ч. 1 ст. 156 ЖК РФ во взаимосвязи с другими положениями ст. ст. 156, 158 ЖК РФ, иным способом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен быть не может.
В частности, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не может быть самостоятельно установлен организацией, осуществляющей управление домом.
При таких обстоятельствах при расчете размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения (техническое обслуживание) подлежит применению тариф, установленный Постановлением Правительства Москвы от дата N 671-ПП для собственников жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения или не зарегистрированных в нем в размере сумма Данный тариф действовал до дата.
Постановлением Правительства Москвы от дата N 280-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения" для собственников жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения или не зарегистрированных в нем размер платы за техническое обслуживание установлен в размере сумма. Данный тариф действовал до дата.
Постановлением Правительства Москвы от дата N 280-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения" для собственников жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения или не зарегистрированных в нем размер платы за техническое обслуживание установлен в размере сумма. Данный тариф действовал с дата.
Таким образом, оплата за содержание и ремонт жилых помещений должна составить в месяц сумма (74 кв. м x сумма) в период с дата по дата, сумма (74 кв. м x сумма) за период с дата - по июнь сумма, сумма (74 кв. м x сумма) с дата по дата.
Судом проверен расчет указанной платы, представленный истцом на л.д. 75 - 86, данный расчет соответствует действующему законодательству, арифметически верен, судебная коллегия не усматривает оснований с ним не согласиться.
Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от дата N 833-ПП (ред. от дата) "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт с дата в размере сумма на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц. Таким образом, с дата по дата размер взноса на капитальный ремонт по квартире ответчика составляет сумма (сумма / кв. м x 74 кв. м), который и выставляется истцом ответчику для оплаты.
Расчет оплаты за отопление производится управляющей организацией, исходя из показаний общедомовых приборов учета, с учетом тарифов на тепловую энергию, установленных Постановлениями Правительства Москвы.
Поскольку квартира ответчика не оборудована индивидуальным прибором учета горячей и холодной воды, расчет платы за горячее и холодное водоснабжение производился в соответствии с тарифами, установленными Постановлениями Правительства Москвы, с учетом показаний общедомовых приборов учета.
Судебная коллегия также исходит из положений пунктов 4.2.2 - 4.2.2.2 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Москвы от дата N 77-пп "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы" и Методики распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета воды, которыми установлено, что в квартирах, не оснащенных приборами учета холодной и горячей воды, объемы потребления холодной, горячей воды и водоотведения, определяются расчетным путем с учетом показаний всех установленных в доме приборов учета воды. Размеры ежемесячных платежей и объемы потребления холодной, горячей воды и водоотведения определяются по формуле, исходя из объема потребляемой воды, количества проживающих лиц и количества субабонентов (лиц, имеющих индивидуальные приборы учета), а также действующих тарифов.
При таких обстоятельствах, при расчетах за потребленную холодную, горячую воду, и водоотведение, по квартире ответчика, управляющей организацией применялись цены на услуги холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, для расчетов с населением при отсутствии приборов учета воды.
Тарифы за коммунальные услуги при наличии приборов учета (любых) и при отсутствии таковых за спорный период установлены приведенными выше Постановлением Правительства Москвы от дата N 671-ПП, Постановлением Правительства Москвы от дата N 280-ПП.
Судебная коллегия, также принимает во внимание, что в силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, для получения информации об оказываемых управляющей организацией услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы ответчик фио не лишен был возможности обратиться к истцу с соответствующим запросом. Доказательств того, что ответчик желал воспользоваться своим правом, предусмотренным жилищным законодательством, однако управляющая организация отказала ему в предоставлении данной информации, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия учитывает, что на собственника жилого помещения законодательством возложены обязанности по содержанию принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества, по оплате жилищно-коммунальных услуг, однако ответчик длительное время не исполняет данные обязанности.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд первой инстанции верно указал, что ответчиком не доказан факт не оказания ему услуг по содержанию жилого дома и проведению текущего ремонта со стороны истца, либо факт оказания данных услуг ненадлежащего качества.
В связи с установлением факта задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, руководствуясь положениями п. 14 ст. 155 ЖК РФ, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца неустойку в размере сумма.
Судебная коллегия соглашается в полной мере с выводами суда в указанной части.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы фио фактически аналогичны тем, которые были предметом исследования судом первой инстанции и подтверждения не нашли. В апелляционной жалобе не приведены какие-либо новые, юридически значимые обстоятельства, требующие дополнительной проверки.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы фио не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК РФ отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика фио - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)