Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление-7" - Карапетяна А.С. (представителя по доверенности от 20.06.2015), Полуянова А.Н. (представителя по доверенности от 02.11.2015),
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Козловой Л.В. (представителя по доверенности от 05.10.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление-7" на решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2015 по делу N А41-67621/15, принятое судьей Афанасьевой М.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление-7" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) от 11.08.2015 N 39ОГ-39964-28-4-2015.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.12.2015 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представители общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель инспекции в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
В ходе проверки 11.08.2015 общества по вопросу правомерности начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды в жилом доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Набережная, 35, корп. 6, произведен анализ документов, представленных обществом.
По итогам проверки инспекция составила акт от 11.08.2015 N 39ОГ-39964-28-4-2015, в котором записала следующее:
- - в соответствии с техническим паспортом многоквартирного дома, составленного по состоянию на 01.11.2011, общая площадь здания - 13 495,6 кв. м, общая площадь квартир - 9 327,2 кв. м, площадь мест общего пользования - 1 691,3 кв. м, площадь нежилых помещений - 980,8 кв. м, площадь технический помещений - 1 421,9 кв. м, площадь прочих нежилых помещений - 74,4 кв. м;
- - в платежных документах, выставляемых обществом применяются иные показания, а именно: площадь мест общего пользования - 3 187,6 кв. м, что не соответствует требованиям формулы N 15 Правил N 354. Площадь чердаков и подвалов не может учитываться при определении размера платы за электроэнергию, потребленной на общедомовые нужды;
- - обосновывающих документов, подтверждающих правомерность применения данных площадей, обществом как управляющей организацией не представлено.
В связи с этим инспекция 11.08.2015 выдала обществу предписание об устранении выявленных нарушений, а именно предписано совершить следующие действия:
- - в срок до 01.09.2015 осуществить начисление в соответствии с требованиями формулы N 15 Правил N 354;
- - при расчете использовать площадь мест общего пользования в соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 01.11.2011 - 1 691,3 кв. м;
- - произвести перерасчет платы на общедомовые нужды по электроэнергии всем собственникам помещения с января 2015 года.
Не согласившись с инспекцией, общество 28.08.2015 оспорило ее предписание от 11.08.2015 в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 289 Гражданского кодекса собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Таким образом, в настоящее время "электроснабжение на общедомовые нужды" является отдельной коммунальной услугой. Расходы по ее оказанию в плату на содержание и ремонт жилого помещения не входят. Расчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды должен производиться исполнителем в соответствии с Правилами N 354.
В данном случае дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Набережная, 35, корп. 6, не оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии.
Согласно пункту 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды рассчитываются по формуле 15 Приложения N 2 к Правилам N 354 (пункт 17 Приложения).
В пункте 17 Приложения N 2 Правил N 354 предусмотрено, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле N 15:
V{\sub i{\super одн.5 = N{\super одн x S{\super ои x S{\sub i / S{\super об,
где:
- - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами N 306;
- - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, общество при определении размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, обоснованно включало в состав общего имущества управляемого им многоквартирного жилого дома площадь чердака и подвала.
Более того, письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.10.2015 N 33192-0л/04 обществу разъяснено, что при расчете платы за общедомовые нужды необходимо применять величину общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определенную в соответствии с требованиями Жилищного кодекса и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С выводом суда первой инстанции о том, что включение заявителем в площадь мест общего пользования для расчета норматива электроэнергии на общедомовые нужды площадей подвалов и чердаков, является нарушением пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354, согласиться нельзя, принимая во внимание содержание указанной формулы, а также положения пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса и подпункта "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Ссылка суда на то, что согласно пункту 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, подвальные помещения не являются местами общего пользования в многоквартирном доме, является ошибочным: в этом пункте Правил указано иное: "входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери".
Принимая во внимание норму части 1 статьи 156 Жилищного кодекса (плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства), апелляционный суд задал участвующему в судебном заседании представителю инспекции: кто должен оплачивать расходы по освещению подвала и чердаков многоквартирного жилого дома, управляющая компания?
Представитель инспекции затруднился ответить на данный вопрос.
Апелляционный суд исходит из того, что расходы на электроэнергию в части содержания подвала и чердака многоквартирного жилого дома не должны оставаться на управляющей компанией и подлежат оплате собственниками квартир, поскольку они также обладают правом собственности и в отношении подвала и чердака многоквартирного жилого дома.
Судебные расходы общества по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с инспекции как со стороны, проигравшей спор.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2015 по делу N А41-67621/15 отменить.
Заявленное требование удовлетворить: предписание Главного управления Московской области "Государственная Жилищная инспекция Московской области" от 11.08.2015 N 39ОГ-39964-28-4-2015, выданное обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление-7", признать недействительным.
Взыскать с Главного управления Московской области "Государственная Жилищная инспекция Московской области" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление-7" 4 500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2016 N 10АП-16772/2015 ПО ДЕЛУ N А41-67621/15
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2016 г. по делу N А41-67621/15
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление-7" - Карапетяна А.С. (представителя по доверенности от 20.06.2015), Полуянова А.Н. (представителя по доверенности от 02.11.2015),
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Козловой Л.В. (представителя по доверенности от 05.10.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление-7" на решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2015 по делу N А41-67621/15, принятое судьей Афанасьевой М.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление-7" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) от 11.08.2015 N 39ОГ-39964-28-4-2015.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.12.2015 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представители общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель инспекции в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
В ходе проверки 11.08.2015 общества по вопросу правомерности начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды в жилом доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Набережная, 35, корп. 6, произведен анализ документов, представленных обществом.
По итогам проверки инспекция составила акт от 11.08.2015 N 39ОГ-39964-28-4-2015, в котором записала следующее:
- - в соответствии с техническим паспортом многоквартирного дома, составленного по состоянию на 01.11.2011, общая площадь здания - 13 495,6 кв. м, общая площадь квартир - 9 327,2 кв. м, площадь мест общего пользования - 1 691,3 кв. м, площадь нежилых помещений - 980,8 кв. м, площадь технический помещений - 1 421,9 кв. м, площадь прочих нежилых помещений - 74,4 кв. м;
- - в платежных документах, выставляемых обществом применяются иные показания, а именно: площадь мест общего пользования - 3 187,6 кв. м, что не соответствует требованиям формулы N 15 Правил N 354. Площадь чердаков и подвалов не может учитываться при определении размера платы за электроэнергию, потребленной на общедомовые нужды;
- - обосновывающих документов, подтверждающих правомерность применения данных площадей, обществом как управляющей организацией не представлено.
В связи с этим инспекция 11.08.2015 выдала обществу предписание об устранении выявленных нарушений, а именно предписано совершить следующие действия:
- - в срок до 01.09.2015 осуществить начисление в соответствии с требованиями формулы N 15 Правил N 354;
- - при расчете использовать площадь мест общего пользования в соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 01.11.2011 - 1 691,3 кв. м;
- - произвести перерасчет платы на общедомовые нужды по электроэнергии всем собственникам помещения с января 2015 года.
Не согласившись с инспекцией, общество 28.08.2015 оспорило ее предписание от 11.08.2015 в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 289 Гражданского кодекса собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Таким образом, в настоящее время "электроснабжение на общедомовые нужды" является отдельной коммунальной услугой. Расходы по ее оказанию в плату на содержание и ремонт жилого помещения не входят. Расчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды должен производиться исполнителем в соответствии с Правилами N 354.
В данном случае дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Пушкино, ул. Набережная, 35, корп. 6, не оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии.
Согласно пункту 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды рассчитываются по формуле 15 Приложения N 2 к Правилам N 354 (пункт 17 Приложения).
В пункте 17 Приложения N 2 Правил N 354 предусмотрено, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле N 15:
V{\sub i{\super одн.5 = N{\super одн x S{\super ои x S{\sub i / S{\super об,
где:
- - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами N 306;
- - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, общество при определении размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, обоснованно включало в состав общего имущества управляемого им многоквартирного жилого дома площадь чердака и подвала.
Более того, письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.10.2015 N 33192-0л/04 обществу разъяснено, что при расчете платы за общедомовые нужды необходимо применять величину общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определенную в соответствии с требованиями Жилищного кодекса и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С выводом суда первой инстанции о том, что включение заявителем в площадь мест общего пользования для расчета норматива электроэнергии на общедомовые нужды площадей подвалов и чердаков, является нарушением пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354, согласиться нельзя, принимая во внимание содержание указанной формулы, а также положения пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса и подпункта "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Ссылка суда на то, что согласно пункту 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, подвальные помещения не являются местами общего пользования в многоквартирном доме, является ошибочным: в этом пункте Правил указано иное: "входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери".
Принимая во внимание норму части 1 статьи 156 Жилищного кодекса (плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства), апелляционный суд задал участвующему в судебном заседании представителю инспекции: кто должен оплачивать расходы по освещению подвала и чердаков многоквартирного жилого дома, управляющая компания?
Представитель инспекции затруднился ответить на данный вопрос.
Апелляционный суд исходит из того, что расходы на электроэнергию в части содержания подвала и чердака многоквартирного жилого дома не должны оставаться на управляющей компанией и подлежат оплате собственниками квартир, поскольку они также обладают правом собственности и в отношении подвала и чердака многоквартирного жилого дома.
Судебные расходы общества по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с инспекции как со стороны, проигравшей спор.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2015 по делу N А41-67621/15 отменить.
Заявленное требование удовлетворить: предписание Главного управления Московской области "Государственная Жилищная инспекция Московской области" от 11.08.2015 N 39ОГ-39964-28-4-2015, выданное обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление-7", признать недействительным.
Взыскать с Главного управления Московской области "Государственная Жилищная инспекция Московской области" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление-7" 4 500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)