Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.04.2016 N 17АП-3289/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А50-15036/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2016 г. N 17АП-3289/2016-ГК

Дело N А50-15036/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д.Ю.,
судей Лихачевой А.Н., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
в отсутствие представителей сторон,
надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСпецПром",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 февраля 2016 года,
принятое судьей Заляевой Л.С.,
по делу N А50-15036/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью УК "ТВМ" (ОГРН 1085920000979, ИНН 5920029708)
к обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСпецПром" (ОГРН 1075904008696, ИНН 5904164851)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ТеплоВодоМер"
о признании недействительным акта ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета на трубопроводе отопления в жилом многоквартирном доме, об обязании сдать в эксплуатацию общедомовой прибор учета на тепловую энергию,
установил:

общество с ограниченной ответственностью УК "ТВМ" (далее - ООО УК "ТВМ", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестСпецПром" (далее - ООО "ИнвестСпецПром", ответчик) с иском о признании недействительным акта ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета от 25.06.2014 на трубопроводе отопления в жилом многоквартирном доме; об обязании ООО "ИнвестСпецПром" сдать в эксплуатацию общедомовой прибор учета на тепловую энергию.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.02.2016 исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что 25.11.2015 узел учета тепловой энергии, установленный по адресу: г. Чайковский, ул. Вокзальная, 3, был введен в эксплуатацию, что подтверждается актом допуска (повторного допуска) в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 25.11.2015, подписанным представителем энергоснабжающей организации ООО "ИнвестСпецПром" и представителем потребителя ООО "УК "ТВМ". Федеральным законом N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации установить прибор учета, оборудованный расходомерами по горячему водоснабжению. Ответчик считает, что оборудование прибора учета расходомерами по горячему водоснабжению является должно быть осуществлено самим обществом "УК "ТВМ", как управляющей компанией в отношении дома N 3 по ул. Вокзальная в г. Чайковский.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также уведомил суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
До начала судебного заседания от ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не подготовило, представителя в судебное заседание не направило.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения спора в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО УК "ТВМ" является управляющей компанией в отношении многоквартирного жилого дома N 3 по ул. Вокзальная в г. Чайковский Пермского края с 01.04.2015, что подтверждается протоколом N 2 общего собрания собственников указанного дома от 20.12.2014 (л.д. 21).
До 31.03.2015 управление многоквартирным жилым домом N 3 по ул. Вокзальная в г. Чайковский Пермского края осуществляло ООО "УК ТеплоВодоМер".
Согласно акту допуска (повторного допуска) в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 25.06.2014 по адресу: г. Чайковский, ул. Вокзальная, 3 были выполнены работы по установке узла учета тепловой энергии у потребителя ООО "УК ТеплоВодоМер" (л.д. 20).
Истец, ссылаясь на то, что акт от 25.06.2014 не соответствует требованиям закона, процедура ввода прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию у потребителя ООО "УК "ТеплоВодоМер" нарушена, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела документы по правилам ст. 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что ответчик не исполнил обязанность по сдаче прибора учета в эксплуатацию, и не доказал отсутствие правовых оснований для сдачи в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии с учетом п.п. 37, 38 Методики, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд оснований для удовлетворения жалобы не установил.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения.
Частью 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
На основании части 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ до 01 июля 2013 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа.
Частью 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ установлено, что лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
С учетом изложенных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Из материалов дела следует, что ООО "ИнвестСпецПром" 25.06.2014 в рамках федеральной программы осуществлена установка общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 3 по ул. Вокзальная в г. Чайковский.
В соответствии с п. 61, 62 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034) смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Как верно установил суд первой инстанции и не оспаривается ответчиком, акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 25.06.2014 составлен с нарушением п.п. 61, 62 Правил учета без участия представителя потребителя (л.д. 20, 131), а также представителя организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета, в связи с чем признан судом недействительным.
Кроме того, в связи с непредставлением надлежащих доказательств ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, соответствующего требованиям законодательства, суд первой инстанции также удовлетворил требования истца об обязании ООО "ИнвестСпецПром" сдать в эксплуатацию общедомовой прибор учета на тепловую энергию.
Обращаясь с апелляционной жалобой, ответчик указывает, что узел учета тепловой энергии, установленный по адресу: г. Чайковский, ул. Вокзальная, 3, был введен в эксплуатацию 25.11.2015, что подтверждается актом допуска (повторного допуска) в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 25.11.2015, подписанным представителем энергоснабжающей организации ООО "ИнвестСпецПром" и представителем потребителя ООО "УК "ТВМ".
Между тем, акт допуска (повторного допуска) в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 25.11.2015 подписан представителем ООО "УК "ТВМ" с замечаниями: о том, что узел учета тепловой энергии для открытой системы не соответствует п. 37, 38 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя", утвержденной Приказом Минстроя России 17.03.2014 N 99/пр (л.д. 158).
Таким образом, указанный акт от 25.11.2015 не свидетельствует о принятии в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии потребителем.
Согласно п. 36 Методики теплосчетчики узла учета потребителей должны регистрировать за каждый час (сутки, отчетный период) количество полученной тепловой энергии, а также следующие параметры:
а) массу теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу, т;
б) массу теплоносителя, возвращенного по обратному трубопроводу, т;
в) средневзвешенные значения температуры теплоносителя, °C;
г) среднее значение давления теплоносителя, Мпа;
д) массу теплоносителя, использованного на подпитку, т;
е) время работы теплосчетчика в штатном и нештатном режимах, ч.
В силу п. 37 Методики дополнительно в системе горячего водоснабжения регистрируются следующие параметры:
а) масса, давление и температура горячей воды;
б) масса, давление и температура циркуляционной воды (теплоносителя).
Варианты принципиальной схемы размещения точек измерения количества тепловой энергии и массы (объема) теплоносителя, а также его регистрируемых параметров в открытых системах теплоснабжения представлены на рисунке 6. (п. 38 Методики).
Доводы ответчика о том, что обязанность по установке расходомеров у энергоснабжающей организации не имеется, обязанность по добровольному установлению прибора учета расходомерами по горячему водоснабжению лежит на ООО "УК "ТВМ", как на управляющей компании в отношении дома N 3 по ул. Вокзальная в г. Чайковский, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм права.
На ООО "ИнвестСпецПром" в соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении возложена обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, соответствующих требованиям Закона об энергоснабжении, Правилам N 1034.
Однако, ООО "ИнвестСпецПром", осуществив установку узла учета тепловой энергии, не произвело установку расходомеров по горячему водоснабжению, предусмотренных для открытой системы теплоснабжения, в соответствии с п. 37 Методики.
Доказательств установки на общедомовом узле учета тепловой энергии расходомеров по горячему водоснабжению ответчиком не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Между тем, в отсутствие расходомера горячей воды, не учитывается масса (объем) теплоносителя, израсходованного на нужды горячего водоснабжения. Кроме того, узлы учета (в отсутствие расходомера) не позволяют определить количество потребленной тепловой энергии и количество теплоносителя, израсходованного на водоразбор ГВС из тепловой сети.
При таких обстоятельствах, узел учета тепловой энергии, установленный ООО "ИнвестСпецПром" в доме N 3 по ул. Вокзальная в г. Чайковский, не соответствует требованиям Закона об энергосбережении, Правилам N 1034 и не может быть допущен к эксплуатации в отсутствие расходомеров горячего водоснабжения.
Следовательно, доводы истца правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными и подтвержденными материалами дела.
Нарушенное право истца подлежит судебной защите. Истец вправе требовать от ответчика как ресурсоснабжающей организации исполнения его обязанности по сдаче в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии с вынесением решения арбитражного суда (статьи 11, 12 ГК РФ).
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют обстоятельствам дела; нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Решение суда первой инстанции от 08.02.2016 является законным, основанным на представленных в дело доказательствах и соответствующим обстоятельствам дела. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 февраля 2016 года по делу N А50-15036/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Д.Ю.ГЛАДКИХ
Судьи
А.Н.ЛИХАЧЕВА
С.А.ЯРИНСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)