Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2007 N 19АП-4677/2007 ПО ДЕЛУ N А14-4292-2007

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2007 г. по делу N А14-4292-2007


Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 30.10.2007 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания Овсянниковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Дубовка" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.08.2007 года по делу N А14-4292-2007/167/25 (судья Романова Л.В.) по заявлению ООО "Дубовка" к ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа о признании недействительным ее решения N 389 от 09.01.2007 г.,
при участии:
от налогоплательщика: Фролова А.Ю., представителя, доверенность N 34 от 20.08.2007 г., паспорт серии <...> N <...> выдан Советским ОМ УВД г. Липецка,
от налогового органа: Кульневой Т.И., начальника отдела, доверенность N 04-19 от 09.01.2007 г., удостоверение УР N 288265 действительно до 31.12.2009 г.,

установил:

ООО "Дубовка" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа о признании недействительным решения N 389 от 09.01.2007 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.08.2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Дубовка" не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа от 10.05.2007 г. N 389, ООО "Дубовка" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога в виде штрафа 20% от неуплаченной суммы налога - 3144 руб. Кроме того, ООО "Дубовка" предложено уплатить в срок указанный в требовании сумму земельного налога - 16064 руб. и пени за несвоевременную уплату налога - 522 руб.
Основанием для доначисления земельного налога, пени и привлечения к налоговой ответственности послужило выявленное налоговым органом в ходе проверки занижение налога ввиду неправильного определения объекта налогообложения, а именно размера занимаемого земельного участка, а также неправильное применение налоговой ставки.
Полагая, что решение ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа противоречит нормам законодательства РФ о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, ООО "Дубовка" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог и арендная плата.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Согласно п/п. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- 1,5% в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с Положением о порядке исчисления и уплаты земельного налога на территории городского округа г. Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 07.10.2005 г. N 162-II (в редакции, действовавшей в 2006 году) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьями 389, 390, 391 НК РФ, и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговые ставки установлены в следующих размерах:
0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков:
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
В силу п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом.
Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника, помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Дубовка" имеет в собственности (свидетельство от 09.11.2005 г. серия 36-АБ N 331543) нежилое помещение площадью 124 кв. м в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Воронеж, пр-т Труда, д. 16.
В налоговой декларации за 2006 год по земельному налогу налогоплательщик указал кадастровую стоимость земельного участка в сумме 986425 руб. (строка 050) исходя из площади нежилого помещения (124 кв. м) и кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка, на котором расположен жилой дом (7955,04 руб.). Подлежащий уплате земельный налог был исчислен налогоплательщиком по ставке 0,03 процента и составил 296 руб.
По данным БТИ Коминтерновского района г. Воронежа, полученным налоговым органом в ответ на запрос, общая площадь дома по адресу: пр-т Труда, д. 16 составляет 2450,5 кв. м, площадь лестничных клеток 209,2 кв. м, площадь хозяйственных помещений - 176,4 кв. м, площадь земельного участка 3396,6 кв. м.
Таким образом, доля ООО "Дубовка" в праве общей долевой собственности на земельный участок 4%.
Земельный участок, на котором располагается данный дом сформирован, имеет кадастровый номер 36:34 02 10 019, площадь (по данным БТИ Коминтерновского района") составляет 3396,6 кв. м. Таким образом, кадастровая стоимость всего земельного участка составляет 27020089 руб. (3396,6 кв. м х 7955,04 руб.). С учетом доли ООО "Дубовка" (4%) в праве общей долевой собственности на земельный участок налоговая база для исчисления земельного налога составляет 1080804 руб.
При исчислении земельного налога за 2006 год ООО "Дубовка" применило налоговую ставку 0,3%. Данная налоговая ставка установлена на территории г. Воронежа для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.
Принадлежащее ООО "Дубовка" помещение является нежилым.
В отношении доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, подлежит применению налоговая ставка 1,5%, установленная в отношении прочих земельных участков.
На основании изложенных выше правовых норм и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в спорный период ООО "Дубовка" как собственник нежилого помещения в многоквартирном доме являлось фактическим пользователем земельного участка, принадлежащего ему на праве общей долевой собственности. В связи с этим обязано было исчислять земельный налог пропорционально доле в общей долевой собственности, применив при этом показатель кадастровой стоимости 1 кв. м в размере 7954,05 руб. и налоговую ставку 1,5% для объектов, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
При этом, судом первой инстанции обоснованно учтено следующее.
На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно ч. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, определение доли подлежащего налогообложению земельного участка, не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, за фактически используемый земельный участок, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего.
Обязанность оформить право пользования земельным участком или его частью, определить его долю и размер, возникает у юридического лица после перехода в собственность здания или помещений в нем. Отсутствие документа о праве пользования землей, а именно о доле земельного участка, получение которого зависит от волеизъявления самого пользователя, не является основанием для освобождения заявителя от уплаты земельного налога.
Если информация о размере доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме отсутствует у налогоплательщика, то сведения, необходимые для исчисления налога, о размере общего имущества в многоквартирном доме и доле каждого собственника в этом имуществе могут быть получены в органах БТИ и (или) в организации, осуществляющей управление многоквартирным домом в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ.
В связи с этим, судом первой инстанции обоснованно приняты данные БТИ Коминтерновского района г. Воронежа о размере земельного участка.
Согласно постановлению Правительства РФ от 04.12.2000 г. "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства" сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, ведения земельного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имущества. В соответствии с абзацем 5 п. 1 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ в ведении муниципальных предприятий в области градостроительства находится организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
Следовательно, сообщение органом БТИ о размере площади земельного участка, относящегося к многоквартирному дому по адресу: г. Воронеж, пр-т Труда, д. 16 не противоречит требованиям действующего законодательства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что принадлежащий ему на праве общей долевой собственности земельный участок не сформирован в целях кадастрового учета не может быть принят судом апелляционной инстанции, так как ООО "Дубовка" предоставлялась в налоговый орган спорная налоговая декларация по земельному налогу с указанием его кадастрового номера.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" проведение государственного кадастрового учета осуществляется на основании заявок заинтересованных правообладателей земельных участков. Несовершение сособственниками земельного участка действий, необходимых для проведения государственного кадастрового учета не может рассматриваться в качестве основания для освобождения от обязанности по уплате земельного налога.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.08.2007 г. по делу N А14-4292-2007/167/25 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Дубовка" без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.08.2007 года по делу N А14-4292-2007/167/25 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Дубовка" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий судья
В.А.СКРЫННИКОВ

Судьи
М.Б.ОСИПОВА
А.И.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)