Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 20.07.2016 ПО ДЕЛУ N 4А-182/2016

Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ (уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инфраструктур).

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2016 г. по делу N 4А-182/2016


Председатель Верховного Суда Республики Марий Эл Давыдов А.С., рассмотрев жалобу К. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 13 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 18 ноября 2015 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении К., родившегося <дата> в <...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <...>, <адрес>, в браке не состоящего, имеющего на иждивении несовершеннолетнего ребенка, занимающего должность председателя ТСЖ "Новатор", сведения о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не имеются,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 13 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 18 ноября 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 декабря 2015 года, К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл 15 июня 2016 года, К. просит отменить состоявшиеся судебные постановления, указывает, что в ходе внеплановой проверки в сентябре 2015 года Минсоцзащиты Республики Марий Эл нарушений не выявлено, поскольку отсутствовало заявление на установку пандуса. На заседании Правления ТСЖ "Новатор" 7 октября 2015 года принято решение о включении вопроса о пандусе и поручне в 6 подъезде и внесении расходов на их установку в смету расходов на 2016 год в повестку дня ежегодного общего собрания собственников многоквартирного дома в ноябре - декабре 2015 года, которое доведено до заявителя 8 ноября 2015 года. ТСЖ "Новатор" не является собственником многоквартирного дома, в связи с чем на него не распространяются обязанности установленные статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Наличие денежных средств на расчетном счете ТСЖ "Новатор" не свидетельствует о возможности установки пандуса.
Проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении, поступившее в Верховный Суд Республики Марий Эл 28 июня 2016 года, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
По смыслу статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605 (далее - СНиП 35-01-2001), в части общих требований к входам в здания устанавливают, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
В силу пункта 5.1.1 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В соответствии с пунктом 5.2.9 СНиП 35-01-2001 при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения.
Исходя из положений статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.
Из представленных материалов дела следует, что на основании заявления <...> Г. от 25 сентября 2015 года о рассмотрении вопроса установки откидного пандуса на крыльце 6 подъезда и поручней до места ее проживания по адресу: <...>, <адрес>, Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл 27 октября 2015 года провело внеплановую выездную проверку по контролю за соблюдением законодательства в области социальной защиты граждан в отношении ТСЖ "Новатор", зарегистрированного по адресу: <...>
В результате указанной проверки выявлено, что председатель ТСЖ "Новатор" К. допустил нарушение законодательства в области социальной защиты граждан: не созданы условия для инвалида для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, а именно: лестничный марш со 2-го этажа на 1-ый этаж (от квартиры инвалида до первого этажа) не оборудован вторым поручнем вдоль стены лестничного марша; крыльцо подъезда не оборудовано откидным пандусом.
Председателю ТСЖ "Новатор" К. было известно о проживании в <адрес>. <...> по <адрес> инвалида, который обращался в ТСЖ "Новатор" с заявлениями о создании условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в 2014 году и 25 сентября 2015 года.
По итогам проверки в адрес председателя ТСЖ "Новатор" вынесено предписание, обязывающее устранить в срок до 27 января 2016 года выявленные нарушения законодательства в области социальной защиты граждан.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27 октября 2015 года, актом проверки от 27 октября 2015 года, предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять региональный государственный контроль за соблюдением законодательства в области социальной защиты граждан, N 5 от 27 октября 2015 года, приказом N 510 от 5 октября 2015 года о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, заявлением <...> Г. от 25 сентября 2015 года.
Все эти доказательства согласуются между собой, допустимость и достоверность их сомнений не вызывает, они оценены мировым судьей и судьей городского суда в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Мировой судья судебного участка N 13 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл, судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о доказанности совершения председателем ТСЖ "Новатор" К. административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Указание заявителя на проведение в сентябре 2015 года надзорным органом аналогичной проверки, по результатам которой нарушения не были выявлены, не свидетельствует об отсутствии в действиях К. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на то, что обязанность по созданию предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" условий для инвалидов возложена исключительно на собственников помещения, застройщика дома либо проектировщика, основана на неверном толковании норм права и подлежит отклонению.
Доводы жалобы о проведении ТСЖ "Новатор" заседания правления по рассмотрению вопроса о включении расходов на установку откидного пандуса и поручней в смету расходов на ближайшем собрании собственников помещений, сведения о проведении которого не представлены, а также ссылка на имеющуюся у ТСЖ "Новатор" задолженность по выплате заработной платы и задолженность перед поставщиками ресурсов, которые превышают в несколько раз имеющуюся на расчетном счете ТСЖ "Новатор" сумму денежных средств, были предметом проверки судьи городского суда, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем решении.
Вывод мирового судьи о наличии в действиях председателя ТСЖ "Новатор" К. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ, является правильным. При пересмотре дела судьей Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл доводы жалобы К., приведенные в обоснование несогласия с постановлением мирового судьи, исследованы полно, им дана надлежащая оценка. Выводы, изложенные в решении судьи, мотивированы, соответствуют материалам дела и требованиям действующего законодательства.
Административное наказание назначено председателю ТСЖ "Новатор" К. в пределах, установленных санкцией статьи 9.13 КоАП РФ. При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное положение, совершение правонарушения впервые, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13, статьей 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 13 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 18 ноября 2015 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 КоАП РФ, в отношении К. оставить без изменения, жалобу К. - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Республики Марий Эл
А.С.ДАВЫДОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)