Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 01.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6306/2015

Требование: О возложении на ответчика обязанности организовать проведение обследования строительных конструкций многоквартирного дома.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проверки установлены признаки аварийности отдельных конструктивных элементов многоквартирного дома, что может привести к обрушению здания, в связи с чем необходимо его признать аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. по делу N 33-6306


Судья Троцко Д.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Фомина В.И.
и судей Петуховой Е.В., Пьянкова Д.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 1 июля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 27 апреля 2015 года, которым постановлено:
иск прокурора г. Губахи удовлетворить полностью.
Возложить на Администрацию городского округа "Город Губаха" Пермского края обязанность в срок до 01 сентября 2015 года организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома N <...> по ул. <...> г. Губахи с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Губаха в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края о возложении на ответчика обязанности организовать в срок до 01.09.2015 г. проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома N <...> по ул. <...> г. Губаха с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в ходе проведенной Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проверки установлены признаки аварийности отдельных конструктивных элементов, ухудшения их эксплуатационных свойств и несущей способности указанного многоквартирного дома, что может привести к обрушению здания, в связи с чем, необходимо его признать аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В адрес администрации городского округа "Город Губаха" направлено заключение о техническом состоянии многоквартирного дома с целью проведения оценки межведомственной комиссией состояния строительных конструкций и дома в целом, в соответствии с требованиями, установленными "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.
Заключение Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края было рассмотрено в мае 2014 года на заседании межведомственной комиссии, которая не смогла решить вопрос о признании дома аварийным и подлежащим сносу в связи с не предоставлением администрацией городского округа "Город Губаха" заключения специализированной организации о техническом состоянии конструкций дома и других документов.
В указанном жилом доме 4 квартиры из 8 находятся в муниципальной собственности и предоставлены гражданам по договорам социального найма, однако, администрация городского округа в пределах своих полномочий, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, не обеспечила контроль за сохранностью помещений, находящихся в муниципальной собственности, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Это свидетельствует о проявлении администрацией городского округа "Город Губаха" бездействия в вопросах своевременного принятия мер по обследованию жилищного фонда с целью обеспечения безопасности граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, несмотря на наличие оснований для организации такого обследования.
Прокурор Москаленко Е.В. в судебном заседании на иске настаивала.
Представитель ответчика Б. в судебном заседании иск не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит администрация городского округа "Город Губаха" Пермского края. Заявитель считает решение суда незаконным и необоснованным; указывает на то, что судом дана неправильная оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела.
В суд апелляционной инстанции поступили возражения прокуратуры г. Губаха на поданную заявителем апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Пермской краевой прокуратуры Левыкина Л.Л. просила оставить решение суда без изменения; представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе заявителя.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, исходил из того, что проведенным 19.05.2014 г. Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края осмотром многоквартирного дома N <...> по ул. <...> г. Губаха были выявлены признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных свойств и несущей способности.
Согласно заключению о техническом состоянии дома от 19.05.2014 года признано необходимым решить вопрос о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу.
Муниципальному жилищному фонду городского округа "Город Губаха", принадлежит 4 из 8 квартир в спорном доме.
Согласно протоколу совещания межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилого помещения непригодным для проживания, жилого дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) от 28.05.2014 г. N 7, по результатам рассмотрения заключения Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в отношении дома N <...> по ул. <...> г. Губаха решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу принято не было в связи с не предоставлением заявления собственника помещения, а также заключения специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций дома и других документов.
Данные выводы комиссии препятствует решению вопроса о дальнейшей судьбе дома и нарушают права граждан, поскольку создают неопределенность при разрешении вопросов о расселении жильцов дома, изъятии жилых помещений у собственников, обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма нуждающихся в предоставлении жилых помещений лиц.
Администрация городского округа "Город Губаха", как собственник муниципального жилого фонда, в том числе дома N <...> по ул. <...> г. Губаха, вопреки требованиям ст. 1, 14 и 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 45 (1) "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции" не организовала проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома, не предоставила заключение специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций дома и другие документы, предусмотренные п. 45 названного Положения, необходимые для признания данного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, обоснованно возложил на ответчика - администрацию городского округа "Город Губаха" обязанность организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома N <...> по ул. <...> г. Губахи с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу положений ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Из смысла закона следует, что администрация городского округа "Город Губаха", как орган местного самоуправления, обязана осуществлять контроль за исполнением жилищного законодательства, включающий контроль за деятельностью межведомственной комиссии, которая проводит обследование и дает заключение на предмет признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Поскольку принятие межведомственной комиссией решения, предусмотренного Положением, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома, нарушение процедуры принятия решения, влечет нарушение жилищных прав граждан, а также и безопасности проживания граждан в указанном доме.
Вопросы признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления, вне зависимости от наличия в них жилых помещений частного жилищного фонда.
Признание межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, поэтому привлечение данной организации является одним из необходимых элементов деятельности комиссии, которая должна обеспечиваться органами местного самоуправления.
Указанные в доводах апелляционной жалобы обстоятельства не освобождают администрацию городского округа "Город Губаха", как орган местного самоуправления, от исполнения требований законодательства по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию соответствующих решений, а также от оперативного руководства и контролю за деятельностью территориальных органов.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем на законность постановленного судом решения не влияют, его отмену не влекут. Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Губахинского городского суда Пермского края от 27 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)