Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 января 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2015 года по делу N А05-9924/2015 (судья Козьмина С.В.),
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" (место нахождения: 163035, г. Архангельск, ул. Парковая, дом 2; ОГРН 1072901002052, ИНН 2901160290; далее - ООО "Управляющая компания "Левобережье", ООО "УК "Левобережье") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Гайдара, дом 24; ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673; далее - управление, административный орган) от 06.08.2015 N 647/2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42; ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; далее - ОАО "ТГК-2").
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2015 года в заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение обществом размера платы за отопление за октябрь 2014 года и за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в счетах за октябрь - декабрь 2014 года, в том числе при отсутствии достоверных доказательств выхода из строя узла учета в ноябре и декабре, неправильном расчете общей площади жилого дома вопреки данным технического паспорта, игнорировании факта обществом существования в доме нецентрализованной системы горячего водоснабжения и отопления.
ОАО "ТГК-2" в возражениях доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От ООО "УК "Левобережье" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по обращению жильцов дома 11 корп. 1 по ул. Лочехина инспекцией на основании распоряжения от 19.02.2015 N ОК-03/01-15/558 в отношении ООО "Управляющая компания "Левобережье" проведена внеплановая документарная проверка на предмет правомерности определения обществом размера платы за отопление в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Уведомление о проведении проверки вручено обществу 02.03.2015.
В ходе проверки выявлены факты нарушений обязательных требований действующего законодательства при определении размера платы за отопление.
Инспекцией установлено, что ООО "УК "Левобережье" при определении размера платы за отопление за период с октября по декабрь 2014 года допустило обсчет потребителей квартир <...> дома 11 корп. 1 по ул. Лочехина. Указанное нарушение отражено в акте проверки соблюдения жилищного законодательства в сфере правомерности определения платы за отопление от 23.03.2015. Копия акта проверки вручена обществу 07.05.2015.
Инспекция направила в Управление Роспотребнадзора по Архангельской области (далее - управление) материалы внеплановой документарной проверки в отношении ООО "УК "Левобережье". Материалы проверки получены управлением 25.05.2015.
Определением управления от 19.06.2015 N 5014/04 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Определение получено обществом 23.06.2015, что подтверждается копией почтового уведомления о вручении.
Главный специалист-эксперт управления Черная М.А. 06.07.2015 в присутствии представителя общества по доверенности от 15.07.2014 Рашидова Э.А. составила протокол об административном правонарушении по факту выявленных нарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выразившихся в нарушении обществом установленного порядка ценообразования путем неправомерного повышения и предъявления собственникам квартир <...> платы за отопление в счетах за октябрь 2014 года, путем неправомерного предъявления собственникам квартир <...> платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в счетах за октябрь - декабрь 2014 года. Рашидову Э.А. разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2 - 24.4, 25.1, 25.4, 25.5, 30.1 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации. Рашидов Э.А. с протоколом ознакомлен, его копию получил, о чем свидетельствует его подпись в протоколе. Копия протокола также направлена по почте и получена обществом 09.07.2014.
Определением от 13.07.2015 N 647/2015 общество 17.07.2015 извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Заместитель руководителя управления Антонов А.Г. 06.08.2015 вынес постановление N 647/2015 о назначении административного наказания в отношении ООО "УК "Левобережье", которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.7 КоАП РФ и обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. Управление пришло к выводу о том, что в данном случае обществом допущен обсчет потребителей при исчислении платы за предоставленные ему коммунальные услуги, в связи с этим управление переквалифицировало правонарушение с части 2 статьи 14.6 на статью 14.7 КоАП РФ, так как это не ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности, и рассмотрение дела отнесено к полномочиям управления. Дело рассмотрено при участии представителя общества по доверенности от 20.01.2015 Перхуровой Л.В. Постановление получено обществом 05.09.2014.
Согласно оспариваемому постановлению по договору управления многоквартирным домом от 01.07.2008, ООО "УК "Левобережье" приняла на себя обязательства в течение срока действия настоящего договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома 11 корп. 1 по ул. Лочехина г. Архангельска, предоставлять услуги по отоплению, горячему водоснабжению, электроснабжению собственникам и пользователям помещений, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
По договору поставки ресурсов от 01.09.2011 N 2221 ресурсоснабжающая организация ОАО "ТГК N 2" поставляет ООО "УК "Левобережье", а ООО "УК "Левобережье" принимает и оплачивает ресурсы (тепловая энергия и теплоноситель (сетевая вода).
Согласно агентскому договору от 01.08.2011 N 2000-2043-11 ООО "УК "Левобережье" поручает, а ОАО "ТГК N 2" принимает на себя обязательство совершать от своего имени и за счет ООО "УК "Левобережье" юридические и иные действия по начислению и получению денежных средств за поставленную тепловую энергию и за оказанные ООО "УК "Левобережье" коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии многоквартирный дом N 11 корп. 1 по ул. Лочехина в г. Архангельске оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии.
ОАО "ТГК-2" как ресурсоснабжающая организация предъявило к оплате по статье "отопление" следующие суммы: собственнику квартиры <...> за октябрь 2014 года 3240 руб. 02 коп., за ноябрь 2014 года - 4658 руб. 19 коп.; собственнику квартиры <...> за октябрь 2014 года - 3220 руб. 70 коп., за ноябрь 2014 года - 4630 руб. 42 коп.
Согласно счетам начисления выполнены муниципальным учреждением муниципального образования "Город Архангельск" "Информационно-расчетный центр", исполнителем коммунальных услуг является ООО "Управляющая компания "Левобережье".
По представленным данным расчет платы за услуги отопления за октябрь - ноябрь 2014 года произведен следующим образом:
(Vопу. (от.гвс) - Vд.гвс x N 1 куб. м) x Sкв. / Sоб.2 x Ттепл.эн., где:
Vопу. (от.гвс) - количество потребленной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение по общедомовому прибору учета:
- - за октябрь 2014 года: 212,0202 Гкал/мес. (объем потребленной тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период 212,017; добавочный расход - расход, сложившийся вследствие проведения перерасчетов 0,0032);
- - за ноябрь 2014 года: 289,5899 Гкал/мес. (объем потребленной тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период 289,5899);
- Vд.гвс - суммарный объем горячей воды по МКД: за октябрь 2014 года: 503,4621 куб. м, за ноябрь 2014 года: 459,3699 куб. м;
- N 1 куб. м - норматив на подогрев 1 куб. м горячей воды (0,0576 Гкал) (постановление министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 06.03.2012 N 1-пн);
- Sкв. - площадь квартиры собственников квартиры <...> (67,1 кв. м), квартиры <...> (66,7 кв. м);
- Sоб.2 - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД по общедомовому прибору учета тепловой энергии (5793,6 кв. м);
- Ттепл.эн. - стоимость 1 Гкал (1528 руб. 52 коп.) (постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2013 N 83-т/51).
Итого размер платы составляет:
- - за октябрь 2014 года: для собственника квартиры <...> - (212,0202 - 503,4621 x 0,0576) x 67,1 / 5793,6 x 1528,52 = 3240 руб. 02 коп., для собственника квартиры <...> - (212,0202 - 503,4621 x 0,0576) x 66,7 / 5793,6 x 1528,52 = 3220 руб. 70 коп.;
- - за ноябрь 2014 года: для собственника квартиры <...> - (289,5899 - 459,3699 x 0,0576) x 67,1 / 5793,6 x 1528,52 = 4658 руб. 19 коп., для собственника квартиры <...> - (289,5899 - 459,3699 x 0,0576) x 66,7 / 5793,6 x 1528,52 = 4630 руб. 42 коп.
При расчете использован размер площади жилых и нежилых помещений, не соответствующий техническому паспорту на дом N 11, а именно 5793, 6 кв. м. По техническому паспорту площадь всех жилых и нежилых помещений составляет: 5792,3 кв. м.
По представленным данным расчет платы за услуги отопления за октябрь 2014 года произведен следующим образом: к объему потребленной тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период прибавляется добавочный расход, что Правилами N 354 не предусмотрено.
Вместе с тем, согласно представленным отчетам о суточных параметрах теплоснабжения, показания общедомового прибора учета за октябрь 2014 года составляют: количество потребленной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение за октябрь 2014 года: (352,275 - 143,293) = 208,982 Гкал/мес.
Тариф на тепловую энергию для населения с июля 2014 года составляет 1528 руб. 52 коп./Гкал (постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2013 N 83-т/51).
Норматив потребления по отоплению составляет 0,02513 Гкал/кв. м общей площади помещения (постановление Министерства энергетики и связи Архангельской области от 28.06.2013 N 100-пн).
Тем самым, суммы, предъявленные собственникам квартир <...> в счетах за октябрь 2014 года, начислены не верно. Расчет размера платы по статье "отопление" за октябрь 2014 года должен быть произведен следующим образом: для собственника квартиры <...> - (208,982 - 503,4621 x 0,0576) x 67,1 / 5792,3 x 1528,52 = 3186,93 руб., для собственника квартиры <...> - (208,982 - 503,4621 x 0,0576) x 66,7 / 5792,3 x 1528 руб. 52 коп. = 3167 руб. 94 коп.
Разница между предъявленными суммами в счетах за октябрь 2014 и рассчитанными в соответствии с Правилами N 354 составляет: для собственника квартиры <...> - 3240 руб. 02 коп. - 3186 руб. 93 коп. = 53 руб. 09 коп.; для собственника квартиры <...> - 3220 руб. 70 коп. - 3167 руб. 94 коп. = 52 руб. 76 коп.
В материалах дела отсутствует информация о показаниях прибора учета за ноябрь 2014 года. Определить количество потребленной тепловой энергии за ноябрь 2014 года не представляется возможным. Согласно представленному акту осмотра теплосчетчика от 12.12.2014 выявлена неисправность прибора. Период, в течение которого счетчик показывал хаотичные (неверные) показания, не установлен. Тем самым, не представляется возможным установить сбой в работе прибора в ноябре 2014 года.
Согласно счетам за октябрь - декабрь 2014 года ОАО "ТГК-2" предъявило плату за горячее водоснабжение на общедомовые нужды собственнику квартиры <...> в размере 32 руб. 54 коп., собственнику квартиры <...> в размере 32 руб. 35 коп.
Согласно данным использован размер площади всех жилых и нежилых помещений, не соответствующий техническому паспорту на дом N 11.
При определении размера платы за коммунальные услуги по данному многоквартирному дому N 11 следует учесть отсутствие централизованного горячего водоснабжения. Норматив, используемый в расчете (0,043) за октябрь - декабрь 2014 года, применим только для домов, оборудованных централизованным водоснабжением.
Вместе с тем, расчет стоимости горячего водоснабжения на общедомовые нужды должен быть рассчитан по формуле 20 Правил N 354, то есть информационно-расчетный центр произвел расчет размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за октябрь - декабрь 2014 года, который Правилами N 354 не предусмотрен.
На основании вышеизложенного, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения исчисление и взимание платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды не производится.
Таким образом, обществом допущен обсчет потребителя при исчислении платы за предоставленные ему коммунальные услуги, ответственность за который предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Судом первой инстанции вынесено решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод в отношении определения общей площади жилого дома вопреки данным технического паспорта, однако данный вывод не привел к вынесению ошибочного судебного акта.
В соответствии со статьей 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из оспариваемого постановления, управление вменяет в вину обществу обсчет потребителя при исчислении платы за предоставление ему коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, состоит в совершении противоправных действий, относящихся к формам обмана потребителей: обмеривание - отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи; обвешивание - отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи; обсчет - взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара, либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя (передача ему только части этой суммы); введение в заблуждение относительно потребительских свойств товара - передача потребителю товара, не соответствующего условиям договора, требованиям стандартов, техническим условиям, иным обязательным требованиям, предусмотренным в установленном законом порядке; иной обман потребителя - нарушение других условий договора купли-продажи (умышленное искажение сведений о сроке годности товара, его сортности (пересортица), продажа некомплектного товара и т.д.).
Указание в диспозиции статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение. При этом под обманом следует понимать преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в прямом умысле.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При квалификации правонарушений по признаку состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами, использующими такие понятия как обман, необходимо представление доказательств умышленного обмана потребителей лицом, совершающим противоправное действие, предвидение им вредных последствий своих действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 в числе видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, указано отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения 1 к данным Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 42.1 Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно этой формуле размер платы, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение определяется в зависимости от объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, значения общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений многоквартирного дома и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено управлением, расчет платы за услуги "отопление" выполнен исходя из следующего объем потребленной тепловой энергии по показаниям общедомового прибора: за октябрь 2014 года - 212,0202 Гкал/мес. Согласно представленным отчетам о суточных параметрах теплоснабжения 26.09.2014 - 23.10.2014 показания общедомового прибора учета за октябрь 2014 года составляют 208,982 Гкал/мес. (352,275 Гкал - 143,293 Гкал).
Вместе с тем, как следует из данного отчета, в период работы прибора учета были выявлены временные остановки, а именно в столбце ВОС указано количество часов в сутки - период отсутствия счета тепловой энергии: в октябре такой период составил 10 часов (02.10.2014 - 3 часа, 09.10.2014 - 2 часа, 10.10.2014 - 3 часа, 18.10.2014 - 2 часа).
Согласно пункту 86 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", при выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета. Время выхода прибора учета из строя определяется по данным архива тепловычислителя, а при их отсутствии - с даты сдачи последнего отчета о теплопотреблении.
В соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Таким образом, управление неправомерно и безосновательно в своем расчете не использует данные с учетом временной остановки системы, в связи с чем такой расчет административного органа безоснователен, а событие вмененного в вину обществу нарушения в этой части не доказано.
Общество не оспаривает факт начисления платы гражданам за тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения за спорный период исходя из того, что общая площадь всех помещений в многоквартирном доме составила 5793,6 кв. м, данные площади жилых помещений применены по состоянию на 2014 - 2015 годы. Указанная площадь отличается от площади, зафиксированной в техническом паспорте дома на 2011 год - 5792,3 кв. м.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 11 - 14 приложения 2 к настоящим Правилам.
Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса (формула 12) определяется в соответствии с пунктом 13 приложения 2 к Правилам N 354.
При определении объема горячей воды на общедомовые нужды в соответствии с формулой N 12 учитывается общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме; общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Министерство регионального развития Российской Федерации письмом от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснило, что значения общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Таким образом, административный орган обоснованно указал, что при расчете платы необходимо применять общую площадь дома в размере 5792,3 кв. м.
При этом заявитель не представил в материалы дела какие-либо доказательства правомерности применения им при расчете платы площади дома в размере 5793,6 кв. м.
Вместе с тем, как следует из возражений заявителя на отзыв ответчика, при применении общей площади, указанной в техническом паспорте дома, заявитель должен будет доначислить потребителю квартиры <...> за октябрь 2014 года 71 коп., за ноябрь - 1,05 руб., а потребителю квартиры <...> за октябрь 2014 года - 71 коп., за ноябрь - 1,04 руб.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что в действиях общества отсутствует событие нарушения, выразившегося в обсчете потребителей, поскольку к оплате предъявлена сумма, меньшая, чем при выполнении расчета исходя из общей площади, указанной в техническом паспорте дома.
Согласно счетам за октябрь - декабрь 2014 года к оплате за горячее водоснабжение на общедомовые нужды собственнику квартиры <...> предъявлено 32 руб. 54 коп., собственнику квартиры <...> - 32 руб. 35 коп.
По мнению управления, при определении размера платы за данную коммунальную услугу следует учитывать отсутствие в доме N 11 корп. 1 по ул. Лочехина в г. Архангельске централизованного горячего водоснабжения и соответственно размер платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды определять по формуле N 20 Правил N 354. Управление полагает, что в доме N 11 по ул. Лочехина установлена нецентрализованная система горячего водоснабжения, коммунальная услуга по горячему водоснабжению производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома N 11 корп. 1 по ул. Лочехина. Подогрев воды осуществляется абонентом, то есть управляющей организацией самостоятельно с использованием индивидуального теплового пункта. Коммунальный ресурс "горячая вода" в дом не подается, приготовление горячей воды осуществляется непосредственно в доме.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В абзаце 3 пункта 54 Правил N 354 установлено, что размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой N 20 приложения 2 к названным Правилам как сумма 2 составляющих:
- - произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- - стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Как определено в статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416) нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Таким образом, Законом N 416-ФЗ при централизованной системе горячего водоснабжения предусмотрено два способа горячего водоснабжения: путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сети ГВС; путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети в тепловых пунктах.
Исходя из понятия нецентрализованной системы горячего водоснабжения абонент самостоятельно приготавливает горячую воду. В силу пункта 20 статьи 2 данного Закона приготовление горячей воды - это нагрев воды, а также при необходимости очистка, химическая подготовка и другие технологические процессы, осуществляемые с водой.
Согласно пункту 1.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.11.2002 N 40 "О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02" нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.
В данном случае согласно письменным пояснениям ОАО "ТГК N 2" источником тепла в системе теплоснабжения города Архангельска с 1970 года является теплоэлектроцентраль (далее - Архангельская ТЭЦ).
С момента ввода Архангельской ТЭЦ в эксплуатацию система теплоснабжения города Архангельска является централизованной системой теплоснабжения с закрытой схемой горячего водоснабжения, что подтверждается схемой теплоснабжения муниципального образования "Город Архангельск" до 2028 года, утвержденной постановлением мэра города Архангельска от 24.02.2014 N 136.
Исходя из части второй "Благоустройство общей площади" технического паспорта на рассматриваемый многоэтажный жилой дом жилые помещения оборудованы централизованным горячим водоснабжением.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы административного органа в указанной части не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В данном случае вода, используемая в дальнейшем для подогрева, поступает из централизованной системы водоснабжения, а не из подземного источника.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции согласен с выводом обжалуемого решения о том, что расчет стоимости услуги по ГВС на ОДН в соответствии с пунктом 54 и формулой 20 Правил N 354, произведенный управлением, является неверным.
Следовательно, привлечение общества к ответственности по статье 14.7 КоАП РФ, обоснованно признано судом неправомерным, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2015 года по делу N А05-9924/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.01.2016 ПО ДЕЛУ N А05-9924/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2016 г. по делу N А05-9924/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 января 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2015 года по делу N А05-9924/2015 (судья Козьмина С.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" (место нахождения: 163035, г. Архангельск, ул. Парковая, дом 2; ОГРН 1072901002052, ИНН 2901160290; далее - ООО "Управляющая компания "Левобережье", ООО "УК "Левобережье") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Гайдара, дом 24; ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673; далее - управление, административный орган) от 06.08.2015 N 647/2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42; ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; далее - ОАО "ТГК-2").
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2015 года в заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение обществом размера платы за отопление за октябрь 2014 года и за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в счетах за октябрь - декабрь 2014 года, в том числе при отсутствии достоверных доказательств выхода из строя узла учета в ноябре и декабре, неправильном расчете общей площади жилого дома вопреки данным технического паспорта, игнорировании факта обществом существования в доме нецентрализованной системы горячего водоснабжения и отопления.
ОАО "ТГК-2" в возражениях доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От ООО "УК "Левобережье" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по обращению жильцов дома 11 корп. 1 по ул. Лочехина инспекцией на основании распоряжения от 19.02.2015 N ОК-03/01-15/558 в отношении ООО "Управляющая компания "Левобережье" проведена внеплановая документарная проверка на предмет правомерности определения обществом размера платы за отопление в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Уведомление о проведении проверки вручено обществу 02.03.2015.
В ходе проверки выявлены факты нарушений обязательных требований действующего законодательства при определении размера платы за отопление.
Инспекцией установлено, что ООО "УК "Левобережье" при определении размера платы за отопление за период с октября по декабрь 2014 года допустило обсчет потребителей квартир <...> дома 11 корп. 1 по ул. Лочехина. Указанное нарушение отражено в акте проверки соблюдения жилищного законодательства в сфере правомерности определения платы за отопление от 23.03.2015. Копия акта проверки вручена обществу 07.05.2015.
Инспекция направила в Управление Роспотребнадзора по Архангельской области (далее - управление) материалы внеплановой документарной проверки в отношении ООО "УК "Левобережье". Материалы проверки получены управлением 25.05.2015.
Определением управления от 19.06.2015 N 5014/04 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Определение получено обществом 23.06.2015, что подтверждается копией почтового уведомления о вручении.
Главный специалист-эксперт управления Черная М.А. 06.07.2015 в присутствии представителя общества по доверенности от 15.07.2014 Рашидова Э.А. составила протокол об административном правонарушении по факту выявленных нарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выразившихся в нарушении обществом установленного порядка ценообразования путем неправомерного повышения и предъявления собственникам квартир <...> платы за отопление в счетах за октябрь 2014 года, путем неправомерного предъявления собственникам квартир <...> платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в счетах за октябрь - декабрь 2014 года. Рашидову Э.А. разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2 - 24.4, 25.1, 25.4, 25.5, 30.1 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации. Рашидов Э.А. с протоколом ознакомлен, его копию получил, о чем свидетельствует его подпись в протоколе. Копия протокола также направлена по почте и получена обществом 09.07.2014.
Определением от 13.07.2015 N 647/2015 общество 17.07.2015 извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Заместитель руководителя управления Антонов А.Г. 06.08.2015 вынес постановление N 647/2015 о назначении административного наказания в отношении ООО "УК "Левобережье", которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.7 КоАП РФ и обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. Управление пришло к выводу о том, что в данном случае обществом допущен обсчет потребителей при исчислении платы за предоставленные ему коммунальные услуги, в связи с этим управление переквалифицировало правонарушение с части 2 статьи 14.6 на статью 14.7 КоАП РФ, так как это не ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности, и рассмотрение дела отнесено к полномочиям управления. Дело рассмотрено при участии представителя общества по доверенности от 20.01.2015 Перхуровой Л.В. Постановление получено обществом 05.09.2014.
Согласно оспариваемому постановлению по договору управления многоквартирным домом от 01.07.2008, ООО "УК "Левобережье" приняла на себя обязательства в течение срока действия настоящего договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома 11 корп. 1 по ул. Лочехина г. Архангельска, предоставлять услуги по отоплению, горячему водоснабжению, электроснабжению собственникам и пользователям помещений, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
По договору поставки ресурсов от 01.09.2011 N 2221 ресурсоснабжающая организация ОАО "ТГК N 2" поставляет ООО "УК "Левобережье", а ООО "УК "Левобережье" принимает и оплачивает ресурсы (тепловая энергия и теплоноситель (сетевая вода).
Согласно агентскому договору от 01.08.2011 N 2000-2043-11 ООО "УК "Левобережье" поручает, а ОАО "ТГК N 2" принимает на себя обязательство совершать от своего имени и за счет ООО "УК "Левобережье" юридические и иные действия по начислению и получению денежных средств за поставленную тепловую энергию и за оказанные ООО "УК "Левобережье" коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии многоквартирный дом N 11 корп. 1 по ул. Лочехина в г. Архангельске оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии.
ОАО "ТГК-2" как ресурсоснабжающая организация предъявило к оплате по статье "отопление" следующие суммы: собственнику квартиры <...> за октябрь 2014 года 3240 руб. 02 коп., за ноябрь 2014 года - 4658 руб. 19 коп.; собственнику квартиры <...> за октябрь 2014 года - 3220 руб. 70 коп., за ноябрь 2014 года - 4630 руб. 42 коп.
Согласно счетам начисления выполнены муниципальным учреждением муниципального образования "Город Архангельск" "Информационно-расчетный центр", исполнителем коммунальных услуг является ООО "Управляющая компания "Левобережье".
По представленным данным расчет платы за услуги отопления за октябрь - ноябрь 2014 года произведен следующим образом:
(Vопу. (от.гвс) - Vд.гвс x N 1 куб. м) x Sкв. / Sоб.2 x Ттепл.эн., где:
Vопу. (от.гвс) - количество потребленной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение по общедомовому прибору учета:
- - за октябрь 2014 года: 212,0202 Гкал/мес. (объем потребленной тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период 212,017; добавочный расход - расход, сложившийся вследствие проведения перерасчетов 0,0032);
- - за ноябрь 2014 года: 289,5899 Гкал/мес. (объем потребленной тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период 289,5899);
- Vд.гвс - суммарный объем горячей воды по МКД: за октябрь 2014 года: 503,4621 куб. м, за ноябрь 2014 года: 459,3699 куб. м;
- N 1 куб. м - норматив на подогрев 1 куб. м горячей воды (0,0576 Гкал) (постановление министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 06.03.2012 N 1-пн);
- Sкв. - площадь квартиры собственников квартиры <...> (67,1 кв. м), квартиры <...> (66,7 кв. м);
- Sоб.2 - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД по общедомовому прибору учета тепловой энергии (5793,6 кв. м);
- Ттепл.эн. - стоимость 1 Гкал (1528 руб. 52 коп.) (постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2013 N 83-т/51).
Итого размер платы составляет:
- - за октябрь 2014 года: для собственника квартиры <...> - (212,0202 - 503,4621 x 0,0576) x 67,1 / 5793,6 x 1528,52 = 3240 руб. 02 коп., для собственника квартиры <...> - (212,0202 - 503,4621 x 0,0576) x 66,7 / 5793,6 x 1528,52 = 3220 руб. 70 коп.;
- - за ноябрь 2014 года: для собственника квартиры <...> - (289,5899 - 459,3699 x 0,0576) x 67,1 / 5793,6 x 1528,52 = 4658 руб. 19 коп., для собственника квартиры <...> - (289,5899 - 459,3699 x 0,0576) x 66,7 / 5793,6 x 1528,52 = 4630 руб. 42 коп.
При расчете использован размер площади жилых и нежилых помещений, не соответствующий техническому паспорту на дом N 11, а именно 5793, 6 кв. м. По техническому паспорту площадь всех жилых и нежилых помещений составляет: 5792,3 кв. м.
По представленным данным расчет платы за услуги отопления за октябрь 2014 года произведен следующим образом: к объему потребленной тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период прибавляется добавочный расход, что Правилами N 354 не предусмотрено.
Вместе с тем, согласно представленным отчетам о суточных параметрах теплоснабжения, показания общедомового прибора учета за октябрь 2014 года составляют: количество потребленной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение за октябрь 2014 года: (352,275 - 143,293) = 208,982 Гкал/мес.
Тариф на тепловую энергию для населения с июля 2014 года составляет 1528 руб. 52 коп./Гкал (постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2013 N 83-т/51).
Норматив потребления по отоплению составляет 0,02513 Гкал/кв. м общей площади помещения (постановление Министерства энергетики и связи Архангельской области от 28.06.2013 N 100-пн).
Тем самым, суммы, предъявленные собственникам квартир <...> в счетах за октябрь 2014 года, начислены не верно. Расчет размера платы по статье "отопление" за октябрь 2014 года должен быть произведен следующим образом: для собственника квартиры <...> - (208,982 - 503,4621 x 0,0576) x 67,1 / 5792,3 x 1528,52 = 3186,93 руб., для собственника квартиры <...> - (208,982 - 503,4621 x 0,0576) x 66,7 / 5792,3 x 1528 руб. 52 коп. = 3167 руб. 94 коп.
Разница между предъявленными суммами в счетах за октябрь 2014 и рассчитанными в соответствии с Правилами N 354 составляет: для собственника квартиры <...> - 3240 руб. 02 коп. - 3186 руб. 93 коп. = 53 руб. 09 коп.; для собственника квартиры <...> - 3220 руб. 70 коп. - 3167 руб. 94 коп. = 52 руб. 76 коп.
В материалах дела отсутствует информация о показаниях прибора учета за ноябрь 2014 года. Определить количество потребленной тепловой энергии за ноябрь 2014 года не представляется возможным. Согласно представленному акту осмотра теплосчетчика от 12.12.2014 выявлена неисправность прибора. Период, в течение которого счетчик показывал хаотичные (неверные) показания, не установлен. Тем самым, не представляется возможным установить сбой в работе прибора в ноябре 2014 года.
Согласно счетам за октябрь - декабрь 2014 года ОАО "ТГК-2" предъявило плату за горячее водоснабжение на общедомовые нужды собственнику квартиры <...> в размере 32 руб. 54 коп., собственнику квартиры <...> в размере 32 руб. 35 коп.
Согласно данным использован размер площади всех жилых и нежилых помещений, не соответствующий техническому паспорту на дом N 11.
При определении размера платы за коммунальные услуги по данному многоквартирному дому N 11 следует учесть отсутствие централизованного горячего водоснабжения. Норматив, используемый в расчете (0,043) за октябрь - декабрь 2014 года, применим только для домов, оборудованных централизованным водоснабжением.
Вместе с тем, расчет стоимости горячего водоснабжения на общедомовые нужды должен быть рассчитан по формуле 20 Правил N 354, то есть информационно-расчетный центр произвел расчет размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за октябрь - декабрь 2014 года, который Правилами N 354 не предусмотрен.
На основании вышеизложенного, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения исчисление и взимание платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды не производится.
Таким образом, обществом допущен обсчет потребителя при исчислении платы за предоставленные ему коммунальные услуги, ответственность за который предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Судом первой инстанции вынесено решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод в отношении определения общей площади жилого дома вопреки данным технического паспорта, однако данный вывод не привел к вынесению ошибочного судебного акта.
В соответствии со статьей 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из оспариваемого постановления, управление вменяет в вину обществу обсчет потребителя при исчислении платы за предоставление ему коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, состоит в совершении противоправных действий, относящихся к формам обмана потребителей: обмеривание - отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи; обвешивание - отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи; обсчет - взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара, либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя (передача ему только части этой суммы); введение в заблуждение относительно потребительских свойств товара - передача потребителю товара, не соответствующего условиям договора, требованиям стандартов, техническим условиям, иным обязательным требованиям, предусмотренным в установленном законом порядке; иной обман потребителя - нарушение других условий договора купли-продажи (умышленное искажение сведений о сроке годности товара, его сортности (пересортица), продажа некомплектного товара и т.д.).
Указание в диспозиции статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение. При этом под обманом следует понимать преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в прямом умысле.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При квалификации правонарушений по признаку состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами, использующими такие понятия как обман, необходимо представление доказательств умышленного обмана потребителей лицом, совершающим противоправное действие, предвидение им вредных последствий своих действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 в числе видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, указано отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения 1 к данным Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 42.1 Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно этой формуле размер платы, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение определяется в зависимости от объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, значения общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений многоквартирного дома и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено управлением, расчет платы за услуги "отопление" выполнен исходя из следующего объем потребленной тепловой энергии по показаниям общедомового прибора: за октябрь 2014 года - 212,0202 Гкал/мес. Согласно представленным отчетам о суточных параметрах теплоснабжения 26.09.2014 - 23.10.2014 показания общедомового прибора учета за октябрь 2014 года составляют 208,982 Гкал/мес. (352,275 Гкал - 143,293 Гкал).
Вместе с тем, как следует из данного отчета, в период работы прибора учета были выявлены временные остановки, а именно в столбце ВОС указано количество часов в сутки - период отсутствия счета тепловой энергии: в октябре такой период составил 10 часов (02.10.2014 - 3 часа, 09.10.2014 - 2 часа, 10.10.2014 - 3 часа, 18.10.2014 - 2 часа).
Согласно пункту 86 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", при выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета. Время выхода прибора учета из строя определяется по данным архива тепловычислителя, а при их отсутствии - с даты сдачи последнего отчета о теплопотреблении.
В соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Таким образом, управление неправомерно и безосновательно в своем расчете не использует данные с учетом временной остановки системы, в связи с чем такой расчет административного органа безоснователен, а событие вмененного в вину обществу нарушения в этой части не доказано.
Общество не оспаривает факт начисления платы гражданам за тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения за спорный период исходя из того, что общая площадь всех помещений в многоквартирном доме составила 5793,6 кв. м, данные площади жилых помещений применены по состоянию на 2014 - 2015 годы. Указанная площадь отличается от площади, зафиксированной в техническом паспорте дома на 2011 год - 5792,3 кв. м.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 11 - 14 приложения 2 к настоящим Правилам.
Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса (формула 12) определяется в соответствии с пунктом 13 приложения 2 к Правилам N 354.
При определении объема горячей воды на общедомовые нужды в соответствии с формулой N 12 учитывается общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме; общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Министерство регионального развития Российской Федерации письмом от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснило, что значения общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Таким образом, административный орган обоснованно указал, что при расчете платы необходимо применять общую площадь дома в размере 5792,3 кв. м.
При этом заявитель не представил в материалы дела какие-либо доказательства правомерности применения им при расчете платы площади дома в размере 5793,6 кв. м.
Вместе с тем, как следует из возражений заявителя на отзыв ответчика, при применении общей площади, указанной в техническом паспорте дома, заявитель должен будет доначислить потребителю квартиры <...> за октябрь 2014 года 71 коп., за ноябрь - 1,05 руб., а потребителю квартиры <...> за октябрь 2014 года - 71 коп., за ноябрь - 1,04 руб.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что в действиях общества отсутствует событие нарушения, выразившегося в обсчете потребителей, поскольку к оплате предъявлена сумма, меньшая, чем при выполнении расчета исходя из общей площади, указанной в техническом паспорте дома.
Согласно счетам за октябрь - декабрь 2014 года к оплате за горячее водоснабжение на общедомовые нужды собственнику квартиры <...> предъявлено 32 руб. 54 коп., собственнику квартиры <...> - 32 руб. 35 коп.
По мнению управления, при определении размера платы за данную коммунальную услугу следует учитывать отсутствие в доме N 11 корп. 1 по ул. Лочехина в г. Архангельске централизованного горячего водоснабжения и соответственно размер платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на общедомовые нужды определять по формуле N 20 Правил N 354. Управление полагает, что в доме N 11 по ул. Лочехина установлена нецентрализованная система горячего водоснабжения, коммунальная услуга по горячему водоснабжению производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома N 11 корп. 1 по ул. Лочехина. Подогрев воды осуществляется абонентом, то есть управляющей организацией самостоятельно с использованием индивидуального теплового пункта. Коммунальный ресурс "горячая вода" в дом не подается, приготовление горячей воды осуществляется непосредственно в доме.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В абзаце 3 пункта 54 Правил N 354 установлено, что размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой N 20 приложения 2 к названным Правилам как сумма 2 составляющих:
- - произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- - стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Как определено в статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416) нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Таким образом, Законом N 416-ФЗ при централизованной системе горячего водоснабжения предусмотрено два способа горячего водоснабжения: путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сети ГВС; путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети в тепловых пунктах.
Исходя из понятия нецентрализованной системы горячего водоснабжения абонент самостоятельно приготавливает горячую воду. В силу пункта 20 статьи 2 данного Закона приготовление горячей воды - это нагрев воды, а также при необходимости очистка, химическая подготовка и другие технологические процессы, осуществляемые с водой.
Согласно пункту 1.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.11.2002 N 40 "О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02" нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.
В данном случае согласно письменным пояснениям ОАО "ТГК N 2" источником тепла в системе теплоснабжения города Архангельска с 1970 года является теплоэлектроцентраль (далее - Архангельская ТЭЦ).
С момента ввода Архангельской ТЭЦ в эксплуатацию система теплоснабжения города Архангельска является централизованной системой теплоснабжения с закрытой схемой горячего водоснабжения, что подтверждается схемой теплоснабжения муниципального образования "Город Архангельск" до 2028 года, утвержденной постановлением мэра города Архангельска от 24.02.2014 N 136.
Исходя из части второй "Благоустройство общей площади" технического паспорта на рассматриваемый многоэтажный жилой дом жилые помещения оборудованы централизованным горячим водоснабжением.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы административного органа в указанной части не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В данном случае вода, используемая в дальнейшем для подогрева, поступает из централизованной системы водоснабжения, а не из подземного источника.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции согласен с выводом обжалуемого решения о том, что расчет стоимости услуги по ГВС на ОДН в соответствии с пунктом 54 и формулой 20 Правил N 354, произведенный управлением, является неверным.
Следовательно, привлечение общества к ответственности по статье 14.7 КоАП РФ, обоснованно признано судом неправомерным, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 октября 2015 года по делу N А05-9924/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
В.И.СМИРНОВ
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)