Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 26.05.2017 ПО ДЕЛУ N А71-3288/2017

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2017 г. по делу N А71-3288/2017


Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики г. Ижевск о признании незаконными постановлений от 22.02.2017 N И-6-02-109 и от 22.02.2017 N И-6-02-113 по делам об административных правонарушениях, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск (далее - ООО "УКС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - ГЖИ, инспекция, административный орган) по делам об административных правонарушениях от 22.02.2017 N И-6-02-109 и от 22.02.2017 N И-6-02-113.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2017 была произведена замена судьи в связи с отсутствием судьи М.Н. Кудрявцева по причине болезни. Дело передано на рассмотрение судье О.В. Иютиной. После замены судьи рассмотрение дела начато заново.
В соответствии со ст.ст. 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Согласно ст. 229 АПК РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.
22.05.2017 подписана и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" резолютивная часть решения по настоящему делу.
25.05.2017 ответчик обратился в суд с заявлением о составлении мотивированного решения в порядке ч. 2 ст. 229 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности ООО "Удмуртские коммунальные системы". В ходе проведения проверки установлено, что горячее водоснабжение в многоквартирном доме N 300 по ул. Удмуртская г. Ижевска отсутствовало в период с 04.08.2016 по 23.08.2016 (20 дней). В ходе проверки также установлено, что 03.08.2016 в связи с ненадлежащим обеспечением ресурсоснабжающей организацией ООО "УКС" обязанности по обеспечению установленной требованием жилищного законодательства минимальной температуры подаваемой до границы многоквартирного дома N 300 по ул. Удмуртская г. Ижевска горячей воды на вводе в дом на узле учета указанного многоквартирного дома температура составила Т1 = +51 град. C.
По результатам проверки заместителем Прокурора Октябрьского района г. Ижевска вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 23.01.2017.
Также в ходе проведения Прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска проверки установлено, что горячее водоснабжение в многоквартирном доме N 302 по ул. Удмуртская г. Ижевска отсутствовало в период с 04.08.2016 по 23.08.2016 (20 дней).
Кроме того, 03.08.2016 в связи с ненадлежащим обеспечением ресурсоснабжающей организацией ООО "УКС" обязанности по обеспечению установленной требованием жилищного законодательства минимальной температуры подаваемой до границы многоквартирного дома N 302 по ул. Удмуртская г. Ижевска горячей воды на вводе в дом на узле учета указанного многоквартирного дома составила Т1 = +49 град. C.
По результатам проверки заместителем Прокурора Октябрьского района г. Ижевска вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 23.01.2017.
Материалы проверки в отношении ООО "УКС" были направлены по подведомственности в ГЖИ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении были вынесены постановления от 22.02.2017 N И-6-02-109 и от 22.02.2017 N И-6-02-113 о привлечении ООО "УКС" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП в виде взыскания штрафа в размере 6000 руб. по каждому постановлению.
Несогласие заявителя с вынесенными постановлениями послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований ООО "УКС" указало, что согласно схеме тепловых сетей г. Ижевска потребители, проживающие в указанных домах, получают коммунальный ресурс посредством одного участка сети, запитаны от одной ЦТП 16а мкр. "Север" и являются последовательными в цепочке горячего водоснабжения. Согласно накопительной ведомости отключений ГВС г. Ижевска по указанным выше домам отключение ГВС имело место с 03.08.2016 по 25.08.2016 по причине порыва ввода ХВС на колонну. Работы проводила подрядная организация ООО "УКС" на ЦТП 16а мкр. "Север".
Нарушение подачи коммунального ресурса в жилые дома по адресам Удмуртская 300, Удмуртская 302 выявлены в ходе одной проверки Прокуратурой Октябрьского района, которая выявила несколько нарушений, совершенных в результате одного действия, подпадающего под квалификацию ст. 7.23 КоАП РФ и образующих единый состав административного правонарушения. Объективная сторона правонарушения выразилась в одном деянии, повлекшем несколько последствий.
По мнению заявителя, указанные действия образуют один состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, и являются одним общим правонарушением. Общество со ссылкой на решение Верховного суда РФ дело N 304-АД16-6984 от 26.07.2016 считает, что привлечение ООО "УКС" к административной ответственности за каждое из нарушений является неправомерным.
Административный орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзывах на заявление, считает вынесенные постановления законными и обоснованными. Также от ГЖИ поступили материалы административного дела.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами, направленные на создание комфортных и безопасных условий проживания.
Объективную сторону правонарушения образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами представления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее Правила).
Пунктом 2 Правил понятие "коммунальные услуги" определяется как деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "исполнителем" признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; под "ресурсоснабжающей организацией" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Таким образом, Правила распространяют действие на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы, то есть при определенных обстоятельствах ресурсоснабжающая организация несет ответственность за нарушение требований Правил.
Согласно п. 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие:
а) коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента;
б) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
г) предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам;
е) техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
Согласно подп. "б" п. 4 Правил N 354 горячее водоснабжение - снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом, также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, Правила N 354 не исключают распространение своего действия на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы. Следовательно, ресурсоснабжающая организация при определенных обстоятельствах также может быть субъектом ответственности за нарушение требований указанных Правил.
В порядке п. 31 Правил N 354, исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 3 Правил N 354 и пунктом 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, предусмотрено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
Согласно п.п. 4.12.2, 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем. Оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Согласно п. 4 приложения N 1 к Правилам N 354 собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах определены требования к качеству предоставления услуги по горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии тупиковой магистрали 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Требования к качеству горячей воды определены в СанПиН 2.1.4.249609 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения.
В силу п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C.
Допустимое отклонение составляет не более 5 град. C в ночное время и не более 3 град. C - в дневное.
Следовательно, оказание населению услуги горячего водоснабжения должно предоставляться в необходимых объемах и соответствовать вышеперечисленным стандартам качества.
В силу п. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а именно: внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В силу п. 8 Правил N 491 граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей энергоснабжающей организации проходит по внешней стене многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем ресурсоснабжающей организацией, организацией, которая обязана обеспечить бесперебойную поставку теплоресурсов надлежащего качества, на границе эксплуатационной ответственности, до внешней границы многоквартирных домов, расположенных по адресам г. Ижевск, ул. Удмуртская, 300 и 302, является ООО "УКС".
Заявителем не оспаривается факт того, что тепловые сети до ввода в указанный дом являются участками эксплуатационной ответственности общества.
Ответственность, установленную законодательством Российской Федерации за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг несет исполнитель (п. 149 Правил N 354).
Материалами дела подтверждается совершение ООО "УКС" правонарушения, выразившегося в нарушении нормативного уровня режима обеспечения населения коммунальными услугами (услугами по горячему водоснабжению) в части их бесперебойного предоставления и в части соблюдения температурного режима в вышеуказанные многоквартирные дома, что повлекло за собой нарушение режима обеспечения граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме коммунальной услугой.
Факт ненадлежащего исполнения обязанности по передаче коммунального ресурса в виде горячей воды в многоквартирные жилые дома по адресам г. Ижевск, ул. Удмуртская, 300 и 302, подтвержден материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что, ООО "УКС" при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований по передаче горячего водоснабжения.
Доказательств, принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на недопущение нарушения, а также отсутствие технологической возможности для соблюдения указанных правил обществом в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Вина ООО "УКС" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, установлена административным органом и подтверждается материалами дела.
Таким образом, в действиях ООО "УКС" содержатся все признаки состава вменяемого административного правонарушения, и, следовательно, действия административного органа по привлечению ООО "УКС" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ, правомерны.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, обществу была обеспечена возможность реализовать предоставленные законом права и гарантии, протокол об административном правонарушении и постановление вынесены административным органом в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов проверки.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Мера ответственности, назначенная ООО "УКС" в порядке ст. 4.3 КоАП РФ с учетом повторного совершения однородного правонарушения, соответствует санкции ст. 7.23 КоАП РФ, является справедливой и обоснованной.
Поскольку совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации жилищного фонда, на комфортные и безопасные условия проживания собственников помещений проверенного многоквартирного дома, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от ответственности не имеется.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Суд не принимает довод заявителя о том, что о повторном привлечении его к административной ответственности за одно и то же правонарушение, поскольку оспариваемыми постановлениями ООО "УКС" привлечено к ответственности за выявленные нарушения режима обеспечения коммунальных услуг граждан-потребителей многоквартирного дома по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, д. 300 и многоквартирного дома по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, д. 302.
Оба правонарушения являются самостоятельными, по факту которых вынесены соответствующие постановления о возбуждении административных дел. Ссылки общества на то, что оба дома запитаны от одной ЦТП, и что отключение горячего водоснабжения в оба дома произошло в связи с одной аварией, не свидетельствуют о совершении одного правонарушения. Общество, как ресурсоснабжающая организация несет обязанность предоставления коммунальных услуг в необходимых объемах гражданам-потребителям каждого многоквартирного дома. Данная позиция отражена в постановлении Верховного суда Российской Федерации от 21 августа 2015 г. N 305-АД15-5297.
Ссылка заявителя на решение Верховного Суда РФ дело N 304-АД16-6984 от 26.07.2016 судом отклоняется, поскольку в данном случае оно принято на основании положений статьи 30.17 КоАП РФ в связи с тем, что не допускается возможность ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке в порядке надзора вступивших в законную силу решений по делу об административном правонарушении.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:

В удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене постановлений Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 22.02.2017 N И-6-02-109 и от 22.02.2017 N И-6-02-113 по делу об административном правонарушении, вынесенных в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", отказать.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
О.В.ИЮТИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)