Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2017 N 02АП-3953/2017, 02АП-4322/2017 ПО ДЕЛУ N А28-717/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2017 г. по делу N А28-717/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Первяковой О.П., действующей на основании доверенности от 24.01.2017,
представителя ответчика Луукконен Т.А., действующей на основании доверенности от 12.05.2017,
рассмотрев апелляционные жалобы государственной жилищной инспекции Кировской области и администрации муниципального образования "Город Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.04.2017 по делу N А28-717/2017, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Пушкина 38Б" (ИНН: 4345239407, ОГРН: 1084345135005)
к администрации муниципального образования "Город Киров" (ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238),
третьи лица: государственная жилищная инспекция Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089),
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" (ИНН: 4345982348, ОГРН: 1144300000118),
о признании незаконным и отмене постановления органа местного самоуправления об изменении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома,

установил:

товарищество собственников жилья "Пушкина 38Б" (далее - заявитель, ТСЖ "Пушкина 38Б", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального образования "Город Киров" (далее - ответчик, Администрация, муниципальный орган) от 24.10.2016 N 3534-п "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании "Город Киров" и о внесении изменения в постановление администрации города Кирова от 29.10.2014 N 4652/п", в соответствии с которым на основании части 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Пушкина, д. 38Б был изменен определенный решением общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и постановлено формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственная жилищная инспекция Кировской области (далее - Инспекция, орган государственного жилищного надзора) и некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" (далее - НКО "Фонд капитального ремонта").
Решением суда от 26.04.2017 требование заявителя удовлетворено, оспариваемое постановление Администрации признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами обратились Администрация и Инспекция.
Ответчик в своей апелляционной жалобе настаивает на том, что постановление от 24.10.2016 N 3534-п принято в полном соответствии с частью 10 статьи 173 ЖК РФ, которой императивно установлена обязанность органа местного самоуправления в течение месяца после получения уведомления органа государственного жилищного надзора принять соответствующее решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и уведомить о таком решении владельца специального счета. Администрация не согласна с выводом суда о том, что она обязана проверять предоставленную органом государственного жилищного надзора информацию путем направления уточняющих запросов в тот же орган; отмечает, что в рассматриваемом случае при получении от Инспекции информации о том, что в пятимесячный срок с момента получения уведомления владельцем специального счета не была погашена задолженность, которая составляла более пятидесяти процентов от размера представленных к оплате счетов, и последнему не были предоставлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, ответчик не имел оснований сомневаться в ее достоверности. Обращает внимание на то, что на момент принятия оспариваемого постановления Администрация не располагала сведениями о наличии между Инспекцией и ТСЖ "Пушкина 38Б" разногласий по сумме взносов на капитальный ремонт, к письму органа государственного жилищного надзора какие-либо дополнительные документы по этому поводу приложены не были. Муниципальный орган полагает, что факт правильности исчисления Инспекцией суммы задолженности на счете Товарищества не входит в предмет доказывания по настоящему спору, при этом убежден в неправомерности возложения на него обязанности опровергнуть довод заявителя о неправильном исчислении органом государственного жилищного надзора суммы задолженности. Указывает, что в силу части 8 статьи 173 ЖК РФ отношение величины поступивших на специальный счет денежных средств к размеру задолженности является значимым лишь при рассмотрении вопроса о направлении органом государственного жилищного надзора уведомления собственнику специального счета о необходимости погашения имеющейся задолженности, но не при принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Инспекция в своей апелляционной жалобе также указывает на то, что владелец специального счета обязан предоставлять информацию о поступлении взносов на капитальный ремонт и об остатке средств на специальном счете только в орган государственного жилищного надзора; орган местного самоуправления, принимающий решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора только лишь на основании уведомления органа государственного жилищного надзора, не обязан осуществлять анализ имеющейся задолженности, к тому же, исходя из буквального толкования положений статьи 173 ЖК РФ, Инспекция не обязана предоставлять информацию о такой задолженности муниципальному органу. Также Инспекция не согласна с выводом суда о применении в расчетах платежей за капитальный ремонт ошибочной площади помещений в многоквартирном доме.
Названные апелляционные жалобы Инспекции и Администрации с учетом пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" назначены к рассмотрению в одном судебном заседании.
НКО "Фонд капитального ремонта" представила письменный отзыв на апелляционную жалобу Администрации, поддерживает изложенные в ней доводы, просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель муниципального органа поддержал требования апелляционной жалобы, настаивал на необходимости ее удовлетворения; представитель Товарищества с позицией ответчика не согласился, настаивал на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Инспекция и НКО "Фонд капитального ремонта" своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом. В этой связи в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Пушкина, д. 38Б, принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете, владельцем специального счета собственники избрали ТСЖ "Пушкина 38Б".
Инспекция на основании предоставленных Товариществом (владельцем специального счета) в порядке части 3 статьи 172 ЖК РФ сведений установила, что по состоянию на 25.03.2016 размер выставленных к оплате собственникам помещений в многоквартирном доме счетов составлял 117 132 рубля 96 копеек, в то время как размер фактических поступлений на специальный счет на указанную дату составлял 0 рублей 00 копеек.
28.03.2016 органом государственного жилищного надзора в адрес председателя ТСЖ "Пушкина 38Б" направлено уведомление в порядке частей 8, 9 статьи 173 ЖК РФ, в котором указано на необходимость сообщить о выполнении мероприятий по взысканию задолженности с разъяснением, что непредставление документов, подтверждающих погашение задолженности, повлечет принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Уведомление вручено адресату 07.04.2016.
12.04.2016 председатель ТСЖ "Пушкина 38Б" представил в Инспекцию отчет о поступлении на специальный счет денежных средств в сумме 116 582 рублей 00 копеек (выписка Банка ВТБ (ПАО) по лицевому счету за 04.04.2016). При этом из пояснений, данных представителем Товарищества в суде, следует, что расхождение уплаченной суммы с той, которая была указана в уведомлении органа государственного жилищного надзора, обусловлено тем, что Инспекцией при расчете задолженности, размер которой составил 117 132 рубля 96 копеек, использовалась ошибочная площадь помещений в многоквартирном доме, о чем председатель ТСЖ "Пушкина 38Б" сообщил Инспекции; заявитель был убежден в том, что в апреле 2016 года собственники помещений в многоквартирном доме в полном объеме погасили задолженность, которая имелась по состоянию на 25.03.2016.
20.09.2016 Инспекция направила главе Администрации письмо N 9779-64-1-11 "О принятии решения по формированию фондов капитального ремонта", в котором указала, что в пятимесячный срок с момента получения владельцем специального счета уведомления органа государственного жилищного надзора о необходимости погашения задолженности по взносам на капитальный ремонт информация о фактическом погашении данной задолженности в Инспекцию владельцем специального счета не представлена.
24.10.2016 муниципальным органом издано постановление N 3534-п "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании "Город Киров" и о внесении изменения в постановление администрации города Кирова от 29.10.2014 N 4652-п", в соответствии с которым на основании части 10 статьи 173 ЖК РФ в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Пушкина, д. 38Б, был изменен определенный решением общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и постановлено формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании данного постановления Администрации незаконным и его отмене. В обоснование необходимости удовлетворения заявленных требований было указано, что собственники в многоквартирном доме избрали способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, во исполнение данного решения они уплачивают взносы на специальный счет, по состоянию на 07.10.2016 общая сумма поступлений за 2015-2016 гг. составила 211 249 рублей 85 копеек.
Не усмотрев достаточных оснований для изменения муниципальным органом определенного решением общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, признав оспариваемое постановление Администрации недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб Инспекции и Администрации, а также письменного отзыва НКО "Фонд капитального ремонта" на апелляционную жалобу муниципального органа, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Статья 169 ЖК РФ предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16-17 ЖК РФ. Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Из материалов дела видно, что собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Пушкина, д. 38Б, принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете, владельцем специального счета собственники избрали ТСЖ "Пушкина 38Б". В целях реализации данного решения открыт специальный счет в банке. Орган государственного жилищного надзора был надлежащим образом уведомлен о принятии и реализации решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете.
Часть 2 статьи 171 ЖК РФ предусматривает, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
По смыслу части 3 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете. Таким образом, орган государственного жилищного надзора осуществляет контроль собираемости средств фонда капитального ремонта.
Из содержания части 1 статьи 173 ЖК РФ следует, что по общему правилу способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 8 статьи 173 ЖК РФ в случае, если на основании сведений, полученных в порядке части 3 статьи 172 ЖК РФ, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных данным Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Согласно части 9 статьи 173 ЖК РФ владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения пятимесячного срока со дня получения уведомления органа государственного жилищного надзора владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
На основании части 10 статьи 173 ЖК РФ, если в течение пяти месяцев с даты получения названного выше уведомления задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Таким образом, с учетом положений действующего законодательства, в случае поступления от Инспекции уведомления, в котором указано, что в пятимесячный срок с момента получения владельцем специального счета уведомления органа государственного жилищного надзора о необходимости погашения задолженности информация о ее погашении в Инспекцию представлена не была, Администрация имела правовые основания для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта по многоквартирному дому на счете регионального оператора.
Между тем из материалов данного дела усматривается, что фактически собственники помещений в рассматриваемом многоквартирном доме не игнорировали обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. Так, получив уведомление Инспекции от 28.03.2016 N 3562-64-1-11, в котором указано, что по состоянию на 25.03.2016 размер представленных к оплате собственникам помещений в многоквартирном доме счетов составлял 117 132 рубля 96 копеек, председатель ТСЖ "Пушкина 38Б" незамедлительно проинформировал орган государственного жилищного надзора о том, что остаток денежных средств на специальном счете составляет 116 582 рубля 00 копеек (соответствующие доказательства по состоянию на апрель 2016 года имеются в деле). Расхождения в сумме по выставленным счетам и в сумме по поступившим на специальный счет взносам были незначительными. При этом со стороны собственников помещений в многоквартирном доме имелись возражения по вопросу правильности определения величины площади помещений в многоквартирном доме, использованной органом государственного жилищного надзора при расчете задолженности, и, соответственно, правильности определения указанной в уведомлении от 28.03.2016 N 3562-64-1-11 суммы. Впоследствии площадь дома была уточнена.
В дальнейшем Товарищество информировало Инспекцию о том, что специальный счет продолжает пополняться. Из отчета о поступлении денежных средств на специальный счет по формированию фонда капитального ремонта многоквартирного дома от 07.10.2016 следует, что с начала года на счет поступило 211 249 рублей 85 копеек.
Проанализировав обстоятельства данного конкретного спора, учитывая фактически сложившуюся ситуацию, уведомление собственниками в апреле 2016 года органа государственного жилищного надзора о том, что остаток денежных средств на специальном счете составляет 116 582 рубля, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что изданное Администрацией постановление от 24.10.2016 N 3534-п "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании "Город Киров" и о внесении изменения в постановление администрации города Кирова от 29.10.2014 N 4652/п" ущемляет интересы собственников помещений в многоквартирном доме, выразивших свою волю на аккумулирование денежных средств для целей формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, и противоречит целям правового регулирования в рассматриваемой сфере, предполагающего приоритет способа формирования фонда капитального ремонта на специальных счетах, в связи с чем такое постановление не может быть признано законным.
Ссылка в апелляционных жалобах на законодательно определенный безальтернативный порядок действий органа местного самоуправления при поступлении к нему уведомления органа государственного жилищного надзора, в рассматриваемой ситуации не может не учитывать права собственников жилых помещений, определивших способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и вносящих взносы на капитальный ремонт.
Доводы апелляционных жалоб судом исследованы и отклоняются, как не учитывающие обстоятельств конкретного спора.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения Арбитражного суда Кировской области от 26.04.2017 по делу N А28-717/2017 не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку Администрация и Инспекция в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 26.04.2017 по делу N А28-717/2017 оставить без изменения, а апелляционные жалобы государственной жилищной инспекции Кировской области и администрации муниципального образования "Город Киров" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Г.Г.ИВШИНА

Судьи
П.И.КОНОНОВ
Е.В.МИНАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)