Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2016 N 09АП-20769/2016 ПО ДЕЛУ N А40-206999/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2016 г. N 09АП-20769/2016

Дело N А40-206999/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Румянцева П.В., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "На Юго-западе"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2016 по делу N А40-206999/2015, принятое судьей Дранко Л.А. (79-1675)
по заявлению: товарищества собственников жилья "На Юго-западе"
к Управлению Федеральной антимонопольной службе по г. Москве
третье лицо: ПАО "МОЭК"
о признании незаконным решения,
при участии:
- от заявителя: Ивакин А.А. по дов. от 01.02.2016, Курганова П.А. по дов. от 25.03.2015;
- от заинтересованных лиц: Айнутдинов Р.Ф. по дов. от 28.12.2015;
- от третьего лица: Золотарева Е.А. по дов. от 13.01.2016;

- установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2016, принятым по данному делу, в удовлетворении требований товарищества собственников жилья "На Юго-западе" (далее - ТСЖ "На Юго-западе", заявитель) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службе по г. Москве (далее - Московское УФАС, антимонопольный орган) от 10.09.2015 N ОК/36442 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "МОЭК", обязании УФАС по г. Москве возбудить и рассмотреть дело о нарушениях антимонопольного законодательства в отношении ПАО "МОЭК", отказано.
При этом суд исходил из того, что поскольку признаки нарушения антимонопольного законодательства не были установлены антимонопольным органом на стадии рассмотрения материалов, отказ в возбуждении дела не противоречит требованиям Закона о защите конкуренции и названного регламента.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ТСЖ "На Юго-западе" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Согласно доводам обратившегося с жалобой лица, изложенные в решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела, приобщенные к делу доказательства исследованы не в полном объеме, нормы материального права применены судом первой инстанции неправильно.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Московское УФАС России с жалобой, в которой просил обязать ПАО "МОЭК" произвести перерасчет стоимости поставленной тепловой энергии на услугу отопление в 2013 году исходя из суммы тарифов, не включающих в себя преобразование тепловой энергии на тепловом пункте и привлечь ПАО "МОЭК" к ответственности на основании главы 14 КоАП РФ. (л.д. 4-5, т. 1).
Московское УФАС России письмом от 10.09.2015 N ОК/36442 сообщило заявителю, что в результате работы, проведенной по заявлению в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также анализа дополнительно полученных документов и материалов, принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "МОЭК" в связи с отсутствием признаков его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.
Материалами дела установлено, что между ТСЖ "На Юго-западе" и ПАО "МОЭК" заключен договор теплоснабжения от 01.01.2012 N 08.704369-ТЭ (далее - Договор), предметом которого является поставка через присоединенную тепловую сеть тепловой энергии для нужд отопления, вентиляции, кондиционирования, сушки для собственных нужд и оказания коммунальных услуг гражданам.
ОАО "Мосгортепло" реорганизовано в форме присоединения к ПАО "МОЭК", в связи с чем 04.05.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации юридического лица в форме присоединения.
Таким образом, в результате универсального правопреемства, в соответствии со ст. 58 ГК РФ, к ОАО "МОЭК" на законном основании перешли от ОАО "Мосгортепло" права на тепловые пункты, с помощью которых осуществляется поставка тепловой энергии в многоквартирные дома, а вместе с ними и обязанности, связанные с их надлежащей эксплуатацией.
Так, теплоснабжение многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 9, д. 9 корп. 1, д. 11, д. 11 корп. 1 ид. 13, (далее - многоквартирные дома) осуществляется ОАО "МОЭК" (далее - теплоснабжающая организация) на основании договора теплоснабжения от 01.01.2012 N 08.704369-ТЭ, заключенного с ТСЖ "На Юго-Западе" (далее - договор теплоснабжения).
Многоквартирные дома, находящиеся в управлении ТСЖ "На Юго-Западе" оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и теплоносителя, которые принадлежат на праве собственности собственникам помещений соответствующих жилых домов.
Поставка тепловой энергии в многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 9 и д. 9 корп. 1 осуществляется от центрального теплового пункта (ЦТП) N 08-11-1001/028, оборудование которого принадлежит ОАО "МОЭК" на праве собственности.
Поставка тепловой энергии в многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 11, д. 11 корп. 1 и д. 13 осуществляется от центрального теплового пункта (ЦТП) N 08-11-1001/027, оборудование которого принадлежит ОАО "МОЭК" на праве собственности.
Согласно Актам разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (точка поставки) являются наружные стороны стен соответствующих многоквартирных домов.
На основании положений ст. ст. 424, 544 Гражданского кодекса РФ стоимость поставленной в многоквартирный дом тепловой энергии рассчитывается как произведение количества (объема) поставленных тепловой энергии и тарифа, установленного для соответствующей группы потребителей ОАО "МОЭК".
Согласно ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) количество тепловой энергии, теплоносителя подлежит коммерческому учету путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, а при их отсутствии или неисправности - расчетным методом.
В соответствии с разделом 3 договора теплоснабжения учет принятой потребителем (ТСЖ "На Юго-Западе") тепловой энергии осуществляется узлами (приборами) учета, установленными в точке поставки и допущенными в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034.
С 1 января 2013 года по настоящее время объем поставленной в многоквартирные дома тепловой энергии определялся на основании допущенных в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, что в полной мере соответствует положениям ч. 1 ст. 19 Закона о теплоснабжении (копии актов допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя прилагается).
В силу пп. "а" п. 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила, обязательные при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).
Таким образом, ОАО "МОЭК" правомерно осуществляло расчеты с ТСЖ "На Юго-Западе" за поставленную в период с января 2013 года по настоящее время тепловую энергию исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с условиями договора, которые полностью соответствуют Гражданскому кодексу РФ и Правилам, обязательным при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Деятельность по поставке и передаче тепловой энергии подлежит обязательному государственному регулированию.
В связи с этим расчеты за поставляемую тепловую энергию осуществляются на основании постановлений РЭК Москвы об утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "МОЭК" в отношении нежилых зданий (помещений){\super 2 и постановлений Правительства Москвы об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, реализуемые на нужды населения на соответствующий период".
На 2013 год для ПАО "МОЭК" постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП были установлены следующие тарифы на тепловую энергию для расчетов с населением города Москвы: тариф на тепловую энергию (покупка, производство, передача тепловой энергии по тепловым сетям с учетом расходов на содержание тепловых сетей (ЦТП, тепловых вводов, насосных станций) 01.01.2013-31.07.2013-1440,50 руб./Гкал, 01.08.2013 - 31.10.2014 - 1570,14 руб./Гкал
Постановление РЭК Москвы от 21.12.2012 N 381 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" на 2013 год" в отношении нежилых зданий (помещений) тариф на тепловую энергию в период с 01.01.2013 по 01.01.2014 установлен в размере 1558,47 руб./Гкал.
По условиям заключенного договора теплоснабжения границей эксплуатационной ответственности сторон являются наружные стены соответствующих многоквартирных домов, к которым через тепловой ввод присоединены тепловые сети, принадлежащие ОАО "МОЭК" на праве собственности, подключено оборудование центральных тепловых пунктов, обеспечивающих снабжение их тепловой энергией.
Таким образом, ОАО "МОЭК" поставляет произведенную тепловую энергию по своим тепловым сетям до точки поставки, определенной условиями заключенного договора теплоснабжения.
Соответственно ТСЖ "На Юго-Западе" получает тепловую энергию не на коллекторах производителя, а после ее преобразования на оборудовании ЦТП и передачи по сетям, принадлежащим на праве собственности ОАО "МОЭК".
В связи с тем, что энергопринимающее оборудование потребителя присоединено не к источнику тепловой энергии (коллектору), а к тепловым сетям энергоснабжающей организации, которая помимо поставки тепловой энергии, также оказывает услуги по ее передаче посредством собственных тепловых сетей, ОАО "МОЭК" правомерно применяет в расчетах с ТСЖ "На Юго-Западе" за тепловую энергию, поставленную в спорный период, тариф на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих покупку, производство и передачу тепловой энергии.
В период с января по декабрь 2013 года расчеты ОАО "МОЭК" с исполнителем коммунальных услуг за поставленную тепловую энергию производились с применением тарифа на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих покупку, производство и передачу тепловой энергии с учетом расходов на содержание тепловых сетей (ЦТП, тепловых вводов, насосных станций).
Исходя из этого, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение УФАС России по Москве, изложенное в письме от 10.09.2015 N ОК/36442, об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО "МОЭК" не противоречит ч. 9 ст. 44 Закона о защите конкуренции и не нарушает права и охраняемые законом интересы Заявителя.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2016 по делу N А40-206999/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
С.М.МУХИН

Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Л.Г.ЯКОВЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)