Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи И.В. Шумиловой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, г. Ижевск,
ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 24.02.2016 N 214, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Судом приобщены к материалам дела документы, представленные ответчиком в суд 07.04.2016. Возражений на отзыв ответчика от заявителя не поступило.
В соответствии со ст.ст. 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Из представленных по делу доказательств следует, что в связи с поступившим письменным обращением потребителя (вх. N 1959-ж от 28.10.2015) административным органом 02.11.2015 в отношении ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике установлено, что общество допустило оказание услуг по передаче электрической энергии, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок выполнения оказания населению услуг, а именно: 27 октября 2015 г. в жилом доме, расположенном по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87 была прекращена поставка электроэнергии, без предупреждения (уведомления), доведенного до сведения потребителей проживающих в данном доме путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги по "электроснабжению" исполнителем услуг ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" 27.10.2015 и будет приостановлено "электроснабжение", что является нарушением п. 117, п. 119 Правил N 354, кроме того: при отключении 11.06.2015 ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" также не направлено предварительное (за 3 суток) письменное извещение потребителю должнику путем вручения ему извещения под расписку о приостановлении коммунальной услуги; при отключении 06.10.2015 не направлено предупреждения (уведомления), доведенного до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги по "электроснабжению" исполнителем услуг ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" 06.10.2015 приостановлено "электроснабжение" жилого дома по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87.
Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении общества 23.12.2015 протокола об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов дела, в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.49 КоАП РФ, постановлением от 24.02.2015 N 214 заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая, что постановление является незаконным, заявитель обратился в суд.
В обоснование требований заявитель указал, что административный орган безосновательно сделал вывод об отсутствии в материалах дела предупреждения (уведомления) о приостановлении коммунальной услуги, и о ненаправлении заявителем потребителю предварительного (за трое суток) письменного извещения о приостановлении коммунальной услуги и несоблюдении порядка приостановления коммунальной услуги. В протоколе и постановлении об административном правонарушении неверно установлено основание приостановления коммунальной услуги. Как следует из письма заявителя от 09.11.2015 N 71400-29-01994 и приложенных к нему актов от 11.06.2015, от 06.10.2015, и от 27.10.2015, основанием для приостановления коммунальной услуги послужило наличие у абонента задолженности по оплате электрической энергии. Между тем в протоколе (стр. 3) и постановлении (стр. 2) административный орган в качестве причины приостановления коммунальной услуги указывает на неоднократное самовольное подключение абонента к электрическим сетям. Таким образом, в протоколе и постановлении неверно указана информация об основании приостановления коммунальной услуги. В протоколе об административном правонарушении отсутствует информация о том, какие именно действия (бездействие) ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" привели к нарушению установленных законодательством требований, о том какие именно требования были нарушены ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" при оказании коммунальной услуги и какие именно права потребителей были нарушены. Отсутствие указанной информации не позволяет определить объективную сторону и событие административного правонарушения.
Административный орган, возражая против требований заявителя указал, что оспариваемое постановление принято законно и обоснованно, наличие состава вменяемого заявителю правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Исследовав материалы дела, оценив доводы заявления и отзыва, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отношения в области предоставления коммунальных услуг урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с абзацем 9 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или два и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В пункте 119 Правил N 354 предусмотрено право исполнителя (если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг) в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.
Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в разделе 11 Правил N 354 (подпункт "а" пункта 117 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354 исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя - должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Пунктом 7 Правил ограничения режима потребления электроэнергии установлено, что инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю (сетевой организации) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения: а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления: б) основания введения ограничения режима потребления; в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю); г) сроки вводимого ограничения режима потребления: д) сведения об уведомлении потребителя о планируемом ограничении режима потребления.
В соответствии с пунктом 22 вышеуказанных правил, в случае если до указанной в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления даты предполагаемого введения ограничения режима потребления потребителем в полном объеме исполнено требование о погашении задолженности или представлены документы, свидетельствующие об отсутствии у него задолженности, либо устранены иные причины, обусловившие введение ограничения режима потребления, то ограничение режима потребления не вводится.
При этом инициатор введения ограничения (гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация) обязан не позднее 1 часа после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления передать исполнителю (сетевой организации) способом, позволяющим определить дату и время передачи, подписанное уполномоченным лицом инициатора введения ограничения уведомление об устранении оснований для введения ограничения режима потребления в отношении потребителя, для которого введено или запланировано введение ограничения режима потребления, и об отмене ограничения. После получения в установленном порядке указанного уведомления от; инициатора введения ограничения исполнитель выполняет организационно-технические мероприятия, необходимые для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления, в срок, не превышающий 23 часов с момента получения такого уведомления от инициатора введения ограничения (от исполнителя).
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями установления порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и предусматривает, в том числе обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.
В соответствии с пунктом 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Как установлено материалами административного производства поставка электрической энергии в жилой дом, располагающийся по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87 в силу п.п. 6, 7, 30 Правил N 354, осуществляется по договору энергоснабжения с ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" путем совершения потребителем конклюдентных действий (в письменной форме договор отсутствует).
Из представленных в материалы дела счетов на оплату "электроэнергии" выставленных потребителю проживающему по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87 за период с июня по октябрь 2015 следует, что потребитель имеет задолженность за поставленную электроэнергию от 62 222 руб. до 7536,83 руб.
ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" 08.05.2015 вручило потребителю проживающему по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87 уведомление о вводе ограничения от 08.05.2015, в котором указано следующее: на основании акта N 140010750 от 08.05.2015 (показания 35012) о контрольном снятии показаний прибора учета за вами числится задолженность в размере 58102,61 руб. перед ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" за потребленную энергию. 08.05.2015 Вам было направлено уведомление о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность. Данное обязательство Вами не исполнено, в связи, с чем 11.06.2015 с 8:00 до 17:00 ч. будет прекращена подача электроэнергии".
11.06.2015, 06.10.2015 и 27.10.2015 ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" было произведено отключение электрической энергии потребителю, проживающему по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87.
Согласно актам от 06.10.2015 и 27.10.2015 причина повторного отключения электрической энергии - "отключение за неоплату использованной электроэнергии". В акте от 11.06.2015 причина отключения не указана.
При этом при отключении 11.06.2015 ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" не направлено потребителю должнику предварительное (за 3 суток) письменное извещение путем вручения ему извещения под расписку о приостановлении коммунальной услуги. При отключении 06.10.2015 и 27.10.2015 ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" не доведено до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) предупреждение (уведомление), о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги по "электроснабжению" жилого дома по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87 исполнителем услуг ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" 06.10.2015 и 27.10.2015 будет приостановлено "электроснабжение" жилого дома по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87.
Согласно части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей и порядок организации предпринимательской деятельности. Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный нарушает порядок (правила) оказания услуг населению.
Как следует из оспариваемого постановления, обжалуемым постановлением обществу фактически вменено нарушение режима оказания коммунальных услуг, поскольку потребитель электроэнергии не был предупрежден обществом в соответствии с Правилами N 354 о приостановлении предоставления коммунальной услуги по "электроснабжению".
Между тем, ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена ст. 7.23 КоАП РФ.
Данная норма определяет ответственность за невыполнение обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления лицами, в обязанности которых входит предоставление потребителю таких услуг.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила N 354.
Таким образом, общество, не предупредив потребителей электроэнергии в соответствии с Правилами N 354 о начале приостановления предоставления коммунальной услуги по "электроснабжению", нарушило данные Правила.
Статья 7.23 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, является специальной нормой по отношению к части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Поскольку в данном конкретном случае обществом нарушены требования Правил, его действия, выразившиеся в не предупреждении потребителя электроэнергии о начале приостановления предоставления коммунальной услуги по "электроснабжению", не могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 9 постановления от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Поскольку оспариваемое постановление административного органа содержит неправильную квалификацию правонарушения, привлечение общества к ответственности следует признать незаконным.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что заявление общества подлежит удовлетворению, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 24.02.2016 N 214 является незаконным и подлежащим отмене.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 24.02.2016 N 214 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс", ОГРН 1055612021981.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 10.05.2016 ПО ДЕЛУ N А71-2669/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП РФ (продажа товаров, работ, услуг ненадлежащего качества).Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 мая 2016 г. по делу N А71-2669/2016
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи И.В. Шумиловой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, г. Ижевск,
установил:
ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 24.02.2016 N 214, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Судом приобщены к материалам дела документы, представленные ответчиком в суд 07.04.2016. Возражений на отзыв ответчика от заявителя не поступило.
В соответствии со ст.ст. 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Из представленных по делу доказательств следует, что в связи с поступившим письменным обращением потребителя (вх. N 1959-ж от 28.10.2015) административным органом 02.11.2015 в отношении ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике установлено, что общество допустило оказание услуг по передаче электрической энергии, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок выполнения оказания населению услуг, а именно: 27 октября 2015 г. в жилом доме, расположенном по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87 была прекращена поставка электроэнергии, без предупреждения (уведомления), доведенного до сведения потребителей проживающих в данном доме путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги по "электроснабжению" исполнителем услуг ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" 27.10.2015 и будет приостановлено "электроснабжение", что является нарушением п. 117, п. 119 Правил N 354, кроме того: при отключении 11.06.2015 ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" также не направлено предварительное (за 3 суток) письменное извещение потребителю должнику путем вручения ему извещения под расписку о приостановлении коммунальной услуги; при отключении 06.10.2015 не направлено предупреждения (уведомления), доведенного до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги по "электроснабжению" исполнителем услуг ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" 06.10.2015 приостановлено "электроснабжение" жилого дома по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87.
Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении общества 23.12.2015 протокола об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов дела, в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.49 КоАП РФ, постановлением от 24.02.2015 N 214 заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая, что постановление является незаконным, заявитель обратился в суд.
В обоснование требований заявитель указал, что административный орган безосновательно сделал вывод об отсутствии в материалах дела предупреждения (уведомления) о приостановлении коммунальной услуги, и о ненаправлении заявителем потребителю предварительного (за трое суток) письменного извещения о приостановлении коммунальной услуги и несоблюдении порядка приостановления коммунальной услуги. В протоколе и постановлении об административном правонарушении неверно установлено основание приостановления коммунальной услуги. Как следует из письма заявителя от 09.11.2015 N 71400-29-01994 и приложенных к нему актов от 11.06.2015, от 06.10.2015, и от 27.10.2015, основанием для приостановления коммунальной услуги послужило наличие у абонента задолженности по оплате электрической энергии. Между тем в протоколе (стр. 3) и постановлении (стр. 2) административный орган в качестве причины приостановления коммунальной услуги указывает на неоднократное самовольное подключение абонента к электрическим сетям. Таким образом, в протоколе и постановлении неверно указана информация об основании приостановления коммунальной услуги. В протоколе об административном правонарушении отсутствует информация о том, какие именно действия (бездействие) ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" привели к нарушению установленных законодательством требований, о том какие именно требования были нарушены ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" при оказании коммунальной услуги и какие именно права потребителей были нарушены. Отсутствие указанной информации не позволяет определить объективную сторону и событие административного правонарушения.
Административный орган, возражая против требований заявителя указал, что оспариваемое постановление принято законно и обоснованно, наличие состава вменяемого заявителю правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Исследовав материалы дела, оценив доводы заявления и отзыва, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отношения в области предоставления коммунальных услуг урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с абзацем 9 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или два и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В пункте 119 Правил N 354 предусмотрено право исполнителя (если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг) в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.
Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в разделе 11 Правил N 354 (подпункт "а" пункта 117 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354 исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя - должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Пунктом 7 Правил ограничения режима потребления электроэнергии установлено, что инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю (сетевой организации) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения: а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления: б) основания введения ограничения режима потребления; в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю); г) сроки вводимого ограничения режима потребления: д) сведения об уведомлении потребителя о планируемом ограничении режима потребления.
В соответствии с пунктом 22 вышеуказанных правил, в случае если до указанной в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления даты предполагаемого введения ограничения режима потребления потребителем в полном объеме исполнено требование о погашении задолженности или представлены документы, свидетельствующие об отсутствии у него задолженности, либо устранены иные причины, обусловившие введение ограничения режима потребления, то ограничение режима потребления не вводится.
При этом инициатор введения ограничения (гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация) обязан не позднее 1 часа после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления передать исполнителю (сетевой организации) способом, позволяющим определить дату и время передачи, подписанное уполномоченным лицом инициатора введения ограничения уведомление об устранении оснований для введения ограничения режима потребления в отношении потребителя, для которого введено или запланировано введение ограничения режима потребления, и об отмене ограничения. После получения в установленном порядке указанного уведомления от; инициатора введения ограничения исполнитель выполняет организационно-технические мероприятия, необходимые для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления, в срок, не превышающий 23 часов с момента получения такого уведомления от инициатора введения ограничения (от исполнителя).
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями установления порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и предусматривает, в том числе обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.
В соответствии с пунктом 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Как установлено материалами административного производства поставка электрической энергии в жилой дом, располагающийся по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87 в силу п.п. 6, 7, 30 Правил N 354, осуществляется по договору энергоснабжения с ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" путем совершения потребителем конклюдентных действий (в письменной форме договор отсутствует).
Из представленных в материалы дела счетов на оплату "электроэнергии" выставленных потребителю проживающему по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87 за период с июня по октябрь 2015 следует, что потребитель имеет задолженность за поставленную электроэнергию от 62 222 руб. до 7536,83 руб.
ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" 08.05.2015 вручило потребителю проживающему по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87 уведомление о вводе ограничения от 08.05.2015, в котором указано следующее: на основании акта N 140010750 от 08.05.2015 (показания 35012) о контрольном снятии показаний прибора учета за вами числится задолженность в размере 58102,61 руб. перед ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" за потребленную энергию. 08.05.2015 Вам было направлено уведомление о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность. Данное обязательство Вами не исполнено, в связи, с чем 11.06.2015 с 8:00 до 17:00 ч. будет прекращена подача электроэнергии".
11.06.2015, 06.10.2015 и 27.10.2015 ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" было произведено отключение электрической энергии потребителю, проживающему по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87.
Согласно актам от 06.10.2015 и 27.10.2015 причина повторного отключения электрической энергии - "отключение за неоплату использованной электроэнергии". В акте от 11.06.2015 причина отключения не указана.
При этом при отключении 11.06.2015 ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" не направлено потребителю должнику предварительное (за 3 суток) письменное извещение путем вручения ему извещения под расписку о приостановлении коммунальной услуги. При отключении 06.10.2015 и 27.10.2015 ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" не доведено до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) предупреждение (уведомление), о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги по "электроснабжению" жилого дома по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87 исполнителем услуг ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" 06.10.2015 и 27.10.2015 будет приостановлено "электроснабжение" жилого дома по адресу: Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Гольянская, 87.
Согласно части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей и порядок организации предпринимательской деятельности. Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный нарушает порядок (правила) оказания услуг населению.
Как следует из оспариваемого постановления, обжалуемым постановлением обществу фактически вменено нарушение режима оказания коммунальных услуг, поскольку потребитель электроэнергии не был предупрежден обществом в соответствии с Правилами N 354 о приостановлении предоставления коммунальной услуги по "электроснабжению".
Между тем, ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена ст. 7.23 КоАП РФ.
Данная норма определяет ответственность за невыполнение обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления лицами, в обязанности которых входит предоставление потребителю таких услуг.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила N 354.
Таким образом, общество, не предупредив потребителей электроэнергии в соответствии с Правилами N 354 о начале приостановления предоставления коммунальной услуги по "электроснабжению", нарушило данные Правила.
Статья 7.23 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, является специальной нормой по отношению к части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Поскольку в данном конкретном случае обществом нарушены требования Правил, его действия, выразившиеся в не предупреждении потребителя электроэнергии о начале приостановления предоставления коммунальной услуги по "электроснабжению", не могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 9 постановления от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Поскольку оспариваемое постановление административного органа содержит неправильную квалификацию правонарушения, привлечение общества к ответственности следует признать незаконным.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что заявление общества подлежит удовлетворению, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 24.02.2016 N 214 является незаконным и подлежащим отмене.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 24.02.2016 N 214 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс", ОГРН 1055612021981.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
И.В.ШУМИЛОВА
И.В.ШУМИЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)