Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трощенковой Д.С.
при участии в заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от 3-х лиц: не явились, извещены;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11595/2016) ГЖИ Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.03.2016 по делу N А26-10873/2015 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ТСЖ "Радуга-5", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 5, офис 7, ОГРН 1081001020210,
к Администрации Петрозаводского городского округа, 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481,
3-и лица: Государственная жилищная инспекция Республики Карелия, Фонд капитального ремонта Республики Карелия
о признании недействительным ненормативного правового акта
Товарищество собственников жилья "Радуга-5" (далее - заявитель, ТСЖ "Радуга-5", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным пункта 380 Перечня многоквартирных домов, утвержденного Постановлением от 20.07.2015 года N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2730".
Определением от 01.02.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Государственная жилищная инспекция Республики Карелия (далее - Инспекция) и Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее - Фонд).
Представитель заявителя в судебном заседании в порядке статьи 49 АПК РФ изменил свои требования: просил признать недействительным постановление Администрации от 02.06.2015 N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731") в части включения в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, за порядковым номером 380 дома N 5 по улице Гоголя в город Петрозаводске и о признании незаконным отказа Государственной жилищной инспекции Республики Карелия во внесении принятого ТСЖ "Радуга-5" решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации, и предоставлении в адрес Администрации Петрозаводского городского округа сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме 5, расположенного по ул. Гоголя г. Петрозаводск, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Определением суда на основании статей 49, 46 АПК РФ удовлетворено ходатайство Товарищества об изменении предмета иска, об изменении правового статуса Государственной жилищной инспекции Республики Карелия с третьего лица на соответчика. В соответствии со ст. 46 АПК РФ Инспекция привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Решением суда от 17.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам, а также неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает на неверное применение судом части 1 статьи 172, части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 2 статьи 7 Закона Республики Карелия от 25.02.2015 N 1871-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 1871-ЗРК); а также на отсутствие в Инспекции на 06.05.2015 сведений ТСЖ для внесения в реестр специальных счетов.
Лица, привлеченные к участию в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Радуга-5" 10 июля 2014 года путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 5, приняло решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта - аккумулировать денежные средства по статье "капитальный ремонт", собираемые в рамках программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия за период 2014-2015 - и об открытии ТСЖ "Радуга-5" своего специального расчетного счета в отделении Сбербанка России.
28 июля 2014 года в Сбербанк России Товарищество обратилось с заявлением об открытии специального банковского счета в валюте Российской Федерации для формирования фонда капитального ремонта.
30 июля 2014 года между Товариществом и ПАО "Сбербанк России" заключен договор об открытии специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта, перенумерация которого произведена согласно письму банка 13.03.2015.
Письмом от 07 мая 2015 года Товарищество уведомило Администрацию Петрозаводского городского округа о принятом общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, ул. Гоголя. д. 5 решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта и об открытии в ПАО "Сбербанк России" специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта.
23.07.2015 копия указанного протокола и также копия договора об открытии специального банковского счета были направлены в Инспекцию.
Инспекция в письме от 31.07.2015 в адрес ТСЖ "Радуга-5" проинформировала, что по результатам анализа представленных документов установлено, что собственниками помещений в доме не принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, что является нарушением требований части 3 и части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, способ формирования фонда капитального ремонта не реализован. Правовые основания для внесения Инспекцией принятого решения в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации, отсутствуют. Инспекция также разъяснила, что согласно части 2 статьи 7 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее Закон N 1758-ЗРК) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано в течение пяти месяцев после официального опубликования региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Постановлением Правительства республики Карелия от 26.11.2014 N 346-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы" (далее - Программа). Программа опубликована 01.12.2014, следовательно, крайний срок для принятия решений - 05.05.2015. С учетом переноса праздничных дней, последней датой предоставления вышеуказанных документов принято считать 13 мая 2015 года.
07.05.2015 письмом N 3588/ГЖИ Инспекция направила в адрес Администрации информацию о том, что собственники помещения в многоквартирном доме N 8 по ул. Гоголя не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
На основании представленного Инспекцией письма от 07.05.2015 N 3588/ГЖИ Администрация 02.06.2015 приняла постановление N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован. В перечень многоквартирных домов, содержащийся в приложении к постановлению, включен спорный многоквартирный жилой дом. В указанное постановление внесены изменения постановлением от 20.07.2015 N 3528, приложение к постановлению, содержащее перечень многоквартирных жилых домов, изложено в новой редакции.
ТСЖ "Радуга-5", полагая, что действия Инспекции и постановление Администрации не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Товариществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что собственники помещений спорного дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта (в материалах дела имеется протокол общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, уведомление об открытии специального счета уполномоченному лицу), то есть на дату принятия оспариваемого постановления об утверждении перечня домов Администрация располагала противоречивой информацией о решении собственников дома N 5 по ул. Гоголя в г. Петрозаводске. При этом суд отметил, что нарушение срока открытия специального счета кредитной организацией (открытие счета осуществлялось более двух месяцев) не могло послужить основанием для отрицания подтвержденного документально факта принятия и реализации собственниками помещений решений об аккумулировании взносов на специальном счете, а не на счете регионального оператора.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ за счет указанных взносов формируется фонд капитального ремонта.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Как следует из содержания части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: 1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; 3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; 4) владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 29.05.2015) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Суд пришел к правильному выводу, что поскольку действовавшая до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ редакция статьи 170 ЖК РФ не определяла условий, при которых решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным, соответственно, достаточным основанием для признания данного факта являлось наличие протокола общего собрания, соответствующего требованиям части 4 статьи 170 Кодекса.
Только после внесения изменений в часть 5 статьи 170 ЖК РФ (Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ) решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Региональная программа в отношении спорных многоквартирных домов опубликована на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 01.12.2014, и содержала норму о принятии и реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта.
Данный срок был уменьшен до пяти месяцев в соответствии с Законом Республики Карелия от 25.02.2015 N 1871-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Республики Карелия", который вступил в силу с 09.03.2015 (по истечении десяти дней со дня его официального опубликования).
Судом сделан правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае следовало применять шестимесячный срок для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, так именно этот срок был определен на момент включения в данную программу спорного многоквартирного жилого дома.
Вместе с тем, и пятимесячный срок Товариществом не был нарушен, так как срок принятия и представления в уполномоченный орган решения был установлен до 13.05.2015 с учетом выходных и праздничных дней, а ТСЖ направило в Администрацию решение 07.05.2015.
Как установил суд, до истечения указанного срока (а, по мнению Инспекции, предельным сроком с учетом почтового пробега является 13 мая 2015 года) 07 мая 2015 года письмом N 3588/ГЖИ Инспекция направила в адрес Администрации информацию о том, что собственники помещения в многоквартирном доме N 5 по ул. Гоголя не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
В то же время, в адрес Администрации поступило соответствующее письмо Товарищества, свидетельствующее об обратном.
Как следует из части 7 статьи 170 Кодекса, только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Таким образом, при наличии поступившей от товарищества информации, у Администрации не имелось оснований для включения дома N 5 по ул. Гоголя в г. Петрозаводске в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, утвержденный Постановлением от 20.07.2015 года N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2730".
Оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что собственники помещений спорного дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, при этом в любом случае направление Товариществом сведений в Инспекцию о реализации права жильцов спорного дома путем проведения 10.07.2014 (до принятия Региональной программы) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 5, не могло послужить основанием для отрицания подтвержденного документально факта принятия и реализации в период действовавшего на тот момент законодательства собственниками помещений решений об аккумулировании взносов на специальном счете, а не на счете регионального оператора, и посчитал отказ Инспекции не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку на основании уведомления Инспекции Администрация включила спорный дом в Перечень домов, содержащийся в приложении к постановлению N 3528 от 20.07.2015 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731" требования Общества к Администрации также удовлетворены судом правомерно.
Руководствуясь частями 2, 5 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права обязал Инспекцию внести специальные счета, открытые в ОАО "Сбербанк России" Товариществу по решению общего собрания жильцов спорного дома, в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и уведомить об этом Администрацию Петрозаводского городского округа, а Администрацию - исключить спорный дом из Перечня домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731").
Доводы апелляционной жалобы о неверном применении части 1 статьи 172, части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 2 статьи 7 Закона Республики Карелия от 25.02.2015 N 1871-ЗРК основаны на ином толковании норм права, что не может быть положено в основу отмены судебного акта.
При вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции оценены все доводы сторон и все представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 16.03.2016 судом также не допущено, а потому у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.03.2016 по делу N А26-10873/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГЖИ Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2016 N 13АП-11595/2016 ПО ДЕЛУ N А26-10873/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. N 13АП-11595/2016
Дело N А26-10873/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трощенковой Д.С.
при участии в заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от 3-х лиц: не явились, извещены;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11595/2016) ГЖИ Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.03.2016 по делу N А26-10873/2015 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ТСЖ "Радуга-5", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 5, офис 7, ОГРН 1081001020210,
к Администрации Петрозаводского городского округа, 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481,
3-и лица: Государственная жилищная инспекция Республики Карелия, Фонд капитального ремонта Республики Карелия
о признании недействительным ненормативного правового акта
установил:
Товарищество собственников жилья "Радуга-5" (далее - заявитель, ТСЖ "Радуга-5", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным пункта 380 Перечня многоквартирных домов, утвержденного Постановлением от 20.07.2015 года N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2730".
Определением от 01.02.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Государственная жилищная инспекция Республики Карелия (далее - Инспекция) и Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее - Фонд).
Представитель заявителя в судебном заседании в порядке статьи 49 АПК РФ изменил свои требования: просил признать недействительным постановление Администрации от 02.06.2015 N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731") в части включения в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, за порядковым номером 380 дома N 5 по улице Гоголя в город Петрозаводске и о признании незаконным отказа Государственной жилищной инспекции Республики Карелия во внесении принятого ТСЖ "Радуга-5" решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации, и предоставлении в адрес Администрации Петрозаводского городского округа сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме 5, расположенного по ул. Гоголя г. Петрозаводск, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Определением суда на основании статей 49, 46 АПК РФ удовлетворено ходатайство Товарищества об изменении предмета иска, об изменении правового статуса Государственной жилищной инспекции Республики Карелия с третьего лица на соответчика. В соответствии со ст. 46 АПК РФ Инспекция привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Решением суда от 17.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам, а также неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает на неверное применение судом части 1 статьи 172, части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 2 статьи 7 Закона Республики Карелия от 25.02.2015 N 1871-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 1871-ЗРК); а также на отсутствие в Инспекции на 06.05.2015 сведений ТСЖ для внесения в реестр специальных счетов.
Лица, привлеченные к участию в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Радуга-5" 10 июля 2014 года путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 5, приняло решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта - аккумулировать денежные средства по статье "капитальный ремонт", собираемые в рамках программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия за период 2014-2015 - и об открытии ТСЖ "Радуга-5" своего специального расчетного счета в отделении Сбербанка России.
28 июля 2014 года в Сбербанк России Товарищество обратилось с заявлением об открытии специального банковского счета в валюте Российской Федерации для формирования фонда капитального ремонта.
30 июля 2014 года между Товариществом и ПАО "Сбербанк России" заключен договор об открытии специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта, перенумерация которого произведена согласно письму банка 13.03.2015.
Письмом от 07 мая 2015 года Товарищество уведомило Администрацию Петрозаводского городского округа о принятом общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, ул. Гоголя. д. 5 решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта и об открытии в ПАО "Сбербанк России" специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта.
23.07.2015 копия указанного протокола и также копия договора об открытии специального банковского счета были направлены в Инспекцию.
Инспекция в письме от 31.07.2015 в адрес ТСЖ "Радуга-5" проинформировала, что по результатам анализа представленных документов установлено, что собственниками помещений в доме не принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, что является нарушением требований части 3 и части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, способ формирования фонда капитального ремонта не реализован. Правовые основания для внесения Инспекцией принятого решения в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации, отсутствуют. Инспекция также разъяснила, что согласно части 2 статьи 7 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее Закон N 1758-ЗРК) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано в течение пяти месяцев после официального опубликования региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Постановлением Правительства республики Карелия от 26.11.2014 N 346-П утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы" (далее - Программа). Программа опубликована 01.12.2014, следовательно, крайний срок для принятия решений - 05.05.2015. С учетом переноса праздничных дней, последней датой предоставления вышеуказанных документов принято считать 13 мая 2015 года.
07.05.2015 письмом N 3588/ГЖИ Инспекция направила в адрес Администрации информацию о том, что собственники помещения в многоквартирном доме N 8 по ул. Гоголя не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
На основании представленного Инспекцией письма от 07.05.2015 N 3588/ГЖИ Администрация 02.06.2015 приняла постановление N 2731 "Об утверждении перечня многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован. В перечень многоквартирных домов, содержащийся в приложении к постановлению, включен спорный многоквартирный жилой дом. В указанное постановление внесены изменения постановлением от 20.07.2015 N 3528, приложение к постановлению, содержащее перечень многоквартирных жилых домов, изложено в новой редакции.
ТСЖ "Радуга-5", полагая, что действия Инспекции и постановление Администрации не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Товариществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что собственники помещений спорного дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта (в материалах дела имеется протокол общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, уведомление об открытии специального счета уполномоченному лицу), то есть на дату принятия оспариваемого постановления об утверждении перечня домов Администрация располагала противоречивой информацией о решении собственников дома N 5 по ул. Гоголя в г. Петрозаводске. При этом суд отметил, что нарушение срока открытия специального счета кредитной организацией (открытие счета осуществлялось более двух месяцев) не могло послужить основанием для отрицания подтвержденного документально факта принятия и реализации собственниками помещений решений об аккумулировании взносов на специальном счете, а не на счете регионального оператора.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ за счет указанных взносов формируется фонд капитального ремонта.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Как следует из содержания части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: 1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; 3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; 4) владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 29.05.2015) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Суд пришел к правильному выводу, что поскольку действовавшая до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ редакция статьи 170 ЖК РФ не определяла условий, при которых решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным, соответственно, достаточным основанием для признания данного факта являлось наличие протокола общего собрания, соответствующего требованиям части 4 статьи 170 Кодекса.
Только после внесения изменений в часть 5 статьи 170 ЖК РФ (Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ) решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Региональная программа в отношении спорных многоквартирных домов опубликована на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 01.12.2014, и содержала норму о принятии и реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта.
Данный срок был уменьшен до пяти месяцев в соответствии с Законом Республики Карелия от 25.02.2015 N 1871-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Республики Карелия", который вступил в силу с 09.03.2015 (по истечении десяти дней со дня его официального опубликования).
Судом сделан правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае следовало применять шестимесячный срок для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, так именно этот срок был определен на момент включения в данную программу спорного многоквартирного жилого дома.
Вместе с тем, и пятимесячный срок Товариществом не был нарушен, так как срок принятия и представления в уполномоченный орган решения был установлен до 13.05.2015 с учетом выходных и праздничных дней, а ТСЖ направило в Администрацию решение 07.05.2015.
Как установил суд, до истечения указанного срока (а, по мнению Инспекции, предельным сроком с учетом почтового пробега является 13 мая 2015 года) 07 мая 2015 года письмом N 3588/ГЖИ Инспекция направила в адрес Администрации информацию о том, что собственники помещения в многоквартирном доме N 5 по ул. Гоголя не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок.
В то же время, в адрес Администрации поступило соответствующее письмо Товарищества, свидетельствующее об обратном.
Как следует из части 7 статьи 170 Кодекса, только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Таким образом, при наличии поступившей от товарищества информации, у Администрации не имелось оснований для включения дома N 5 по ул. Гоголя в г. Петрозаводске в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, утвержденный Постановлением от 20.07.2015 года N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2730".
Оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что собственники помещений спорного дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, при этом в любом случае направление Товариществом сведений в Инспекцию о реализации права жильцов спорного дома путем проведения 10.07.2014 (до принятия Региональной программы) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 5, не могло послужить основанием для отрицания подтвержденного документально факта принятия и реализации в период действовавшего на тот момент законодательства собственниками помещений решений об аккумулировании взносов на специальном счете, а не на счете регионального оператора, и посчитал отказ Инспекции не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку на основании уведомления Инспекции Администрация включила спорный дом в Перечень домов, содержащийся в приложении к постановлению N 3528 от 20.07.2015 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731" требования Общества к Администрации также удовлетворены судом правомерно.
Руководствуясь частями 2, 5 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права обязал Инспекцию внести специальные счета, открытые в ОАО "Сбербанк России" Товариществу по решению общего собрания жильцов спорного дома, в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и уведомить об этом Администрацию Петрозаводского городского округа, а Администрацию - исключить спорный дом из Перечня домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (в редакции постановления от 20.07.2015 N 3528 "О внесении изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 02.06.2015 N 2731").
Доводы апелляционной жалобы о неверном применении части 1 статьи 172, части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 2 статьи 7 Закона Республики Карелия от 25.02.2015 N 1871-ЗРК основаны на ином толковании норм права, что не может быть положено в основу отмены судебного акта.
При вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции оценены все доводы сторон и все представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 16.03.2016 судом также не допущено, а потому у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.03.2016 по делу N А26-10873/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГЖИ Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА
О.И.ЕСИПОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
И.Б.ЛОПАТО
Г.В.БОРИСОВА
И.Б.ЛОПАТО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)