Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "18" января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защита прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "26" октября 2015 года по делу N А69-2453/2015, принятое судьей Ханды А.М.,
установил:
акционерное общество "Тываэнергосбыт" (ИНН 1701040660, ОГРН 1061701024065, г. Красноярск) (далее - АО "Тываэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Тыва (ИНН 1701038075, ОГРН 1051700510586, г. Кызыл) (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.08.2015 N 430.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 26 октября 2015 года по делу N А69-2453/2015 заявленное требование удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении от 25.08.2015 N 430, вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Республике Тыва.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Управление ссылается на то, что квалификация правонарушений проведена правильно по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как со стороны АО "Тываэнсргосбыт" имеет место нарушение Правил оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
АО "Тываэнергосбыт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами, указанными в апелляционной жалобе, не согласилось, в ее удовлетворении просило отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва поступило заявление (от 16.06.2015 вх. N 3/261) Губаревой С.М., Симчитмаа А.Ш., Соловьевой Г.Н., Соловьевой Т.Н., Угдыжековой В.Ф., Ооржак К-К.М., Шулуужук Д.В. (жителей домов по ул. Маяковского, Карбышева), о том, что 15.06.2015 примерно в 17 часов 40 минут у потребителей перегорели электроприборы вследствие аварийного отключения электричества (в связи с отсутствием фазы "0" произошел скачок электроэнергии).
Как следует из письма ОАО "Тываэнерго" от 07.07.2015, согласно записям в оперативном журнале оперативно-диспетчерской службы 15.06.2015 во второй половине дня в связи с усилением ветра произошел обрыв нулевого провода на трансформаторной подстанции N 134, которые были устранены 15.06.2015 в 23 часа 43 минуты (в 18:29 зарегистрирована запись о проверке обрыва нулевого провода ВЛ-0,4КВ от ТЛ134 по улице Маяковского; в 23:43 зарегистрирована запись о том, что по ул. Карбышева обрыв нуля устранен.
На основании обращения потребителей административным органом определением от 29.06.2015 N 40 в отношении ОАО "Тываэнсргосбыт" возбуждено дело об административном правонарушении и решено провести административное расследование. Данное определение получено обществом 29.06.2015 (вх. N 3353).
В ходе проведения административного расследования административным органом установлено, что ОАО "Тываэнсргосбыт" допущены нарушения прав потребителей, а именно вследствие оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества перегорели электроприборы потребителей, ОАО "Тываэнсргосбыт" в течение суток с момента обнаружения факта некачественной услуги не проинформировало потребителей о причинах нарушения качества коммунальных услуг, в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы потребителей не направило им ответ об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявлений с указанием причин отказа. Административный орган пришел к выводу, что ОАО "Тываэнсргосбыт" допущено нарушение подпункта "д" пункта 3, подпунктов "а" и "к" пункта 31, пункта 104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Повестку о явке в Управление 22.07.2015 в 13 часов 00 минут для ознакомления с результатами проведенного административного расследования (проверки) и составления протокола об административном правонарушении общество получило 17.07.2015.
Усмотрев в действиях АО "Тываэнерго" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа в присутствии представителя общества по доверенности Шулуу Д.Г. составило протокол об административном правонарушении от 22.07.2015 N 430.
На основании указанного протокола заместителем руководителя Управления вынесло постановление от 28.08.2015 N 430 о привлечении АО "Тываэнерго" к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
На основании части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлены судом первой инстанции и обществом не оспаривается.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением АО "Тываэнергосбыт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении подпункта "д" пункта 3, подпунктов "а", "к" пункта 31, пункта 104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354 (вследствие оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества перегорели электроприборы потребителей, общество в течение суток с момента обнаружения факта некачественной услуги не проинформировало потребителя о причинах нарушения качества коммунальных услуг).
Арбитражный суд Республики Тыва, признавая незаконным и отменяя постановление административного органа от 25.08.2015 N 430, пришел к выводу о неверной квалификации установленного Управлением Роспотребнадзора по Республике Тыва нарушения в виде оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявителю вменяется нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Правила от 06.05.2011 N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил от 06.05.2011 N 354 коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); электрическая энергия, кроме прочего, является коммунальным ресурсом.
Под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил от 06.05.2011 N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 33 Правил от 06.05.2011 N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 3 указанных Правил одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг, которое должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам (подпункт "д").
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 N 158-ст, ГОСТ 32144-2013, ГОСТ 21128-83 "Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергией. Номинальные напряжения до 1000 В", утвержденном постановлением Госстандарта СССР от 29.11.1983 N 5576.
В соответствии с пунктом 3 ГОСТ 21128-83 номинальные напряжения на выходе систем электроснабжения, источников и преобразователей электрической энергии, номинальные напряжения сетей и на выводах непосредственно присоединяемых к ним приемников электрической энергии должны соответствовать 220 В.
Пунктом 149 Правил от 06.05.2011 N 354 установлено, что за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 29.01.2014 N 9896.42, заключенному между ОАО "Тываэнергосбыт" (заказчик) и ОАО "Тываэнерго" (исполнитель), исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей исполнителя, владельца объектов энергетики и энергопринимающих устройств и бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства до конечных потребителей, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя. Следовательно, исполнитель (ОАО "Тываэнерго"), являясь сетевой организацией, обязан обеспечить нормативный уровень и режим бесперебойной передачи и распределения по своим сетям электрической энергии, поскольку в случае прекращения обществом подачи коммунального ресурса гарантирующий поставщик не имеет возможности обеспечить потребителей (граждан и юридических лиц) электрической энергией.
Как уже указывалось выше, в силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, АО "Тываэнергосбыт" осуществляет продажу электроэнергии через присоединенную сеть потребителям, то есть, именно заявитель, осуществляющий поставку электроэнергии, вступает с потребителями в договорные отношения, получает оплату за поставленную электроэнергию (в счете-извещении об оплате за электроэнергию в качестве организации исполнителя услуг указано ОАО "Тываэнергосбыт", т. 2, л.д. 25), следовательно, несет ответственность за качество предоставляемой коммунальной услуги и является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
На основании изложенного апелляционный суд считает необоснованной ссылку АО "Тываэнергосбыт" на заключенный с ОАО "Тываэнерго" договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
Судом апелляционной инстанции установлено, что вменяемое обществу правонарушение выразилось в том, что вследствие оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества перегорели электроприборы потребителя.
При этом административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы (качественные, количественные) и режим предоставления коммунальных услуг.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
На основании изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что допущенные нарушения при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является специальным по отношению к составу правонарушения, предусмотренному статьей 14.4 КоАП РФ, имеющему в качестве объекта посягательства качество услуг в целом без учета сферы их оказания.
Таким образом, апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы и считает ошибочным вывод административного органа том, что установленное бездействие общества образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением обществу также вменяется несоблюдение требований подпункта "к" пункта 31 Правил от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
На основании пункта 104 Правил от 06.05.2011 N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Заявителю вменяется нарушение, выразившееся в том, что общество в течение суток с момента обнаружения факта некачественной услуги не проинформировало потребителя о причинах нарушения качества коммунальных услуг, в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) потребителя не направило потребителю ответ об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявлений с указанием причин отказа.
Вместе с тем, объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, является продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Таким образом, для привлечения к ответственности по данной статье необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Как обоснованно указал суд первой инстанции исходя из системного толкования изложенных выше норм материального права, потребитель электроэнергии имеет право на получение информации о качестве предоставления коммунальных услуг, то есть информации об услуге, вследствие чего, общество обязано как исполнитель предоставить такую информацию потребителю.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Таким образом, действия или бездействие, в том числе исполнителя коммунальных услуг, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации охватываются диспозицией части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку нарушают права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой им услуге.
На основании вышеизложенного, Арбитражный суд Республики Тыва правомерно пришел к выводу о том, что действия (бездействия) общества, выразившиеся в том, что общество в течение суток с момента обнаружения факта некачественной услуги не проинформировало потребителя о причинах нарушения качества коммунальных услуг, в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) потребителя не направило потребителю ответ об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявлений с указанием причин отказа, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, а не частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, как указал административный орган в оспариваемом постановлении.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в случае, если суд при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности установит, что данное постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
Таким образом, учитывая установленные по настоящему делу обстоятельства, изложенное выше нормативное правовое регулирование, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта имелись правовые основания для удовлетворения заявленных обществом требований и признания оспариваемого постановления незаконным.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Тыва от 26 октября 2015 года по делу N А69-2453/2015 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "26" октября 2015 года по делу N А69-2453/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2016 ПО ДЕЛУ N А69-2453/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. по делу N А69-2453/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "18" января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защита прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "26" октября 2015 года по делу N А69-2453/2015, принятое судьей Ханды А.М.,
установил:
акционерное общество "Тываэнергосбыт" (ИНН 1701040660, ОГРН 1061701024065, г. Красноярск) (далее - АО "Тываэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Тыва (ИНН 1701038075, ОГРН 1051700510586, г. Кызыл) (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.08.2015 N 430.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 26 октября 2015 года по делу N А69-2453/2015 заявленное требование удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении от 25.08.2015 N 430, вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Республике Тыва.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Управление ссылается на то, что квалификация правонарушений проведена правильно по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как со стороны АО "Тываэнсргосбыт" имеет место нарушение Правил оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
АО "Тываэнергосбыт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами, указанными в апелляционной жалобе, не согласилось, в ее удовлетворении просило отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва поступило заявление (от 16.06.2015 вх. N 3/261) Губаревой С.М., Симчитмаа А.Ш., Соловьевой Г.Н., Соловьевой Т.Н., Угдыжековой В.Ф., Ооржак К-К.М., Шулуужук Д.В. (жителей домов по ул. Маяковского, Карбышева), о том, что 15.06.2015 примерно в 17 часов 40 минут у потребителей перегорели электроприборы вследствие аварийного отключения электричества (в связи с отсутствием фазы "0" произошел скачок электроэнергии).
Как следует из письма ОАО "Тываэнерго" от 07.07.2015, согласно записям в оперативном журнале оперативно-диспетчерской службы 15.06.2015 во второй половине дня в связи с усилением ветра произошел обрыв нулевого провода на трансформаторной подстанции N 134, которые были устранены 15.06.2015 в 23 часа 43 минуты (в 18:29 зарегистрирована запись о проверке обрыва нулевого провода ВЛ-0,4КВ от ТЛ134 по улице Маяковского; в 23:43 зарегистрирована запись о том, что по ул. Карбышева обрыв нуля устранен.
На основании обращения потребителей административным органом определением от 29.06.2015 N 40 в отношении ОАО "Тываэнсргосбыт" возбуждено дело об административном правонарушении и решено провести административное расследование. Данное определение получено обществом 29.06.2015 (вх. N 3353).
В ходе проведения административного расследования административным органом установлено, что ОАО "Тываэнсргосбыт" допущены нарушения прав потребителей, а именно вследствие оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества перегорели электроприборы потребителей, ОАО "Тываэнсргосбыт" в течение суток с момента обнаружения факта некачественной услуги не проинформировало потребителей о причинах нарушения качества коммунальных услуг, в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы потребителей не направило им ответ об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявлений с указанием причин отказа. Административный орган пришел к выводу, что ОАО "Тываэнсргосбыт" допущено нарушение подпункта "д" пункта 3, подпунктов "а" и "к" пункта 31, пункта 104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Повестку о явке в Управление 22.07.2015 в 13 часов 00 минут для ознакомления с результатами проведенного административного расследования (проверки) и составления протокола об административном правонарушении общество получило 17.07.2015.
Усмотрев в действиях АО "Тываэнерго" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа в присутствии представителя общества по доверенности Шулуу Д.Г. составило протокол об административном правонарушении от 22.07.2015 N 430.
На основании указанного протокола заместителем руководителя Управления вынесло постановление от 28.08.2015 N 430 о привлечении АО "Тываэнерго" к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
На основании части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлены судом первой инстанции и обществом не оспаривается.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением АО "Тываэнергосбыт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении подпункта "д" пункта 3, подпунктов "а", "к" пункта 31, пункта 104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354 (вследствие оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества перегорели электроприборы потребителей, общество в течение суток с момента обнаружения факта некачественной услуги не проинформировало потребителя о причинах нарушения качества коммунальных услуг).
Арбитражный суд Республики Тыва, признавая незаконным и отменяя постановление административного органа от 25.08.2015 N 430, пришел к выводу о неверной квалификации установленного Управлением Роспотребнадзора по Республике Тыва нарушения в виде оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявителю вменяется нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Правила от 06.05.2011 N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил от 06.05.2011 N 354 коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); электрическая энергия, кроме прочего, является коммунальным ресурсом.
Под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил от 06.05.2011 N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 33 Правил от 06.05.2011 N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 3 указанных Правил одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг, которое должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам (подпункт "д").
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 N 158-ст, ГОСТ 32144-2013, ГОСТ 21128-83 "Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергией. Номинальные напряжения до 1000 В", утвержденном постановлением Госстандарта СССР от 29.11.1983 N 5576.
В соответствии с пунктом 3 ГОСТ 21128-83 номинальные напряжения на выходе систем электроснабжения, источников и преобразователей электрической энергии, номинальные напряжения сетей и на выводах непосредственно присоединяемых к ним приемников электрической энергии должны соответствовать 220 В.
Пунктом 149 Правил от 06.05.2011 N 354 установлено, что за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 29.01.2014 N 9896.42, заключенному между ОАО "Тываэнергосбыт" (заказчик) и ОАО "Тываэнерго" (исполнитель), исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей исполнителя, владельца объектов энергетики и энергопринимающих устройств и бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства до конечных потребителей, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя. Следовательно, исполнитель (ОАО "Тываэнерго"), являясь сетевой организацией, обязан обеспечить нормативный уровень и режим бесперебойной передачи и распределения по своим сетям электрической энергии, поскольку в случае прекращения обществом подачи коммунального ресурса гарантирующий поставщик не имеет возможности обеспечить потребителей (граждан и юридических лиц) электрической энергией.
Как уже указывалось выше, в силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, АО "Тываэнергосбыт" осуществляет продажу электроэнергии через присоединенную сеть потребителям, то есть, именно заявитель, осуществляющий поставку электроэнергии, вступает с потребителями в договорные отношения, получает оплату за поставленную электроэнергию (в счете-извещении об оплате за электроэнергию в качестве организации исполнителя услуг указано ОАО "Тываэнергосбыт", т. 2, л.д. 25), следовательно, несет ответственность за качество предоставляемой коммунальной услуги и является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
На основании изложенного апелляционный суд считает необоснованной ссылку АО "Тываэнергосбыт" на заключенный с ОАО "Тываэнерго" договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
Судом апелляционной инстанции установлено, что вменяемое обществу правонарушение выразилось в том, что вследствие оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества перегорели электроприборы потребителя.
При этом административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы (качественные, количественные) и режим предоставления коммунальных услуг.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
На основании изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что допущенные нарушения при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является специальным по отношению к составу правонарушения, предусмотренному статьей 14.4 КоАП РФ, имеющему в качестве объекта посягательства качество услуг в целом без учета сферы их оказания.
Таким образом, апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы и считает ошибочным вывод административного органа том, что установленное бездействие общества образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением обществу также вменяется несоблюдение требований подпункта "к" пункта 31 Правил от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
На основании пункта 104 Правил от 06.05.2011 N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Заявителю вменяется нарушение, выразившееся в том, что общество в течение суток с момента обнаружения факта некачественной услуги не проинформировало потребителя о причинах нарушения качества коммунальных услуг, в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) потребителя не направило потребителю ответ об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявлений с указанием причин отказа.
Вместе с тем, объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, является продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Таким образом, для привлечения к ответственности по данной статье необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Как обоснованно указал суд первой инстанции исходя из системного толкования изложенных выше норм материального права, потребитель электроэнергии имеет право на получение информации о качестве предоставления коммунальных услуг, то есть информации об услуге, вследствие чего, общество обязано как исполнитель предоставить такую информацию потребителю.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Таким образом, действия или бездействие, в том числе исполнителя коммунальных услуг, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации охватываются диспозицией части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку нарушают права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой им услуге.
На основании вышеизложенного, Арбитражный суд Республики Тыва правомерно пришел к выводу о том, что действия (бездействия) общества, выразившиеся в том, что общество в течение суток с момента обнаружения факта некачественной услуги не проинформировало потребителя о причинах нарушения качества коммунальных услуг, в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) потребителя не направило потребителю ответ об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявлений с указанием причин отказа, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, а не частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, как указал административный орган в оспариваемом постановлении.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в случае, если суд при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности установит, что данное постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
Таким образом, учитывая установленные по настоящему делу обстоятельства, изложенное выше нормативное правовое регулирование, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта имелись правовые основания для удовлетворения заявленных обществом требований и признания оспариваемого постановления незаконным.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Тыва от 26 октября 2015 года по делу N А69-2453/2015 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "26" октября 2015 года по делу N А69-2453/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.А.ИВАНЦОВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)