Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 03.07.2017 N Ф09-2577/17 ПО ДЕЛУ N А50-11376/2016

Требование: Об обязании ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии, соответствующий установленным требованиям.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: При принятии многоквартирного дома в управление истцом (управляющей организацией) обнаружено, что установленный ответчиком (ресурсоснабжающей организацией) прибор учета не соответствует требованиям закона (счетчик не позволяет учитывать параметры массы, давления и температуры теплоносителя в открытой системе теплоснабжения).
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2017 г. N Ф09-2577/17

Дело N А50-11376/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черемных Л.Н.,
судей Гайдука А.А., Сафроновой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСпецПром" (далее - общество "ИнвестСпецПром", заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.11.2016 по делу N А50-11376/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "ИНВЕСТСПЕЦПРОМ" - Михина Ж.А. (доверенность от 19.01.2017 N 213);
- общества с ограниченной ответственностью УК "ТВМ" (далее - общество УК "ТВМ") - Кобелев А.А. (доверенность от 14.01.2015).

Общество УК "ТВМ" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу "ИнвестСпецПром" (ИНН: 5904164851, ОГРН: 1075904008696) об обязании общество "ИнвестСпецПром" совершить действия по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Мира, 14, путем выполнения процедуры ввода узлов учета теплоснабжения в эксплуатацию в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1034 от 18.11.2013 (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 09.11.2016 (судья Пугин И.Н.) исковые требования удовлетворены: на общество "ИнвестСпецПром" возложена обязанность совершить действия по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Мира, 14, путем выполнения процедуры ввода узла учета теплоснабжения в эксплуатацию в соответствии с Правилами N 1034 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; с общества "ИнвестСпецПром" в пользу общества УК "ТВМ" взыскано 6000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины, а также денежные средства за неисполнение судебного акта в размере 30 000 руб. за каждый полный месяц неисполнения данного решения с даты по истечении месячного срока, установленного для исполнения решения, до его фактического исполнения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 (судьи Бородулина М.В., Масальская Н.Г., Яринский С.А.) решение суда оставлено без изменения.
Общество "ИнвестСпецПром", не согласившись с названными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы полагает, что выводы судов о наличии у него обязанности по установке общедомового прибора учета тепловой энергии и введения его в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства основаны на неправильном применении положений ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении). Общество "ИнвестСпецПром" считает, что из толкования указанной нормы следует, что услуги по установке, замене и (или) эксплуатации прибора учета оказываются энергоснабжающими организациями на основании договора.
По мнению заявителя, судами не принят во внимание Порядок заключения и определения существенных условий договора, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденный Приказом Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 N 149 (далее - Порядок N 149), из содержания п. 3, 5, 7, 11 которого следует, что именно управляющая компания должна инициировать установку прибора учета тепловой энергии в находящемся в ее управлении многоквартирном жилом доме путем обращения к ресурсоснабжающей организации с заявкой на заключение соответствующего договора.
Заявитель жалобы считает, что судами неправомерно не применены положения п. 39 - 41 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика). Ответчик указывает на несоответствие выводов судов данным пунктам о том, что установленный в доме по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Мира, 14, прибор учета не может быть допущен к эксплуатации в связи с отсутствием расходомера горячего водоснабжения.
Также общество "ИнвестСпецПром" отмечает, что отсутствие при приемке узла учета в эксплуатацию организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета, не является основанием для признания узла учета не соответствующим требованиям Закона об энергосбережении, Правилам N 1034.
Кроме того обжалуемое решение не обладает признаком исполнимости и не соответствует требованиями ч. 1 ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральному закону "Об исполнительном производстве".
В отзыве на кассационную жалобу общество УК "ТВМ" просит оставить ее без удовлетворения.
Через канцелярию суда 26.06.2017 от общества УК "ТВМ" поступило ходатайство о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя при рассмотрении кассационной жалобы в суде кассационной инстанции в сумме 40 000 рублей. В судебном заседании общество УК "ТВМ" данное заявление отозвало и просило его не рассматривать.

Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество УК "ТВМ" является управляющей компанией в отношении многоквартирного жилого дома N 14 по ул. Мира в г. Чайковский Пермского края с 01.04.2015, что подтверждается протоколом N 2 общего собрания собственников указанного дома от 20.12.2014.
До 01.04.2015 управление многоквартирным домом осуществляло общество с ограниченной ответственностью "ТеплоВодоМер".
При принятии настоящего дома в управлении истцом было обнаружено, что ранее установленный общедомовой прибор учета (далее - ОДПУ) является собственностью общества "ИнвестСпецПром". В связи с изложенным, истец запросил у ответчика техдокументацию на ОДПУ. При ее предоставлении было установлено несоответствие данного прибора учета действующему законодательству, а именно п. 37, 38 Методики, поскольку теплосчетчик КМ-5 не позволял учитывать параметры массы, давления и температуры теплоносителя в открытой системе теплоснабжения.
Вышеуказанный прибор учета был установлен ответчиком и согласно его пояснениям введен в эксплуатацию в 2014 году. Акт ввода в эксплуатацию ОДПУ в материалы дела не представлен.
Из представленных в материалы дела истцом документов усматривается, что 13.07.2016 года сторонами составлен акт допуска (повторного) в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя на спорном доме, который со стороны истца подписан с замечаниями, а именно с указанием на нарушение положений п. 37, 38 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, в отсутствие регистрации параметров теплоносителя для горячего водоснабжения.
В связи с непредставлением надлежащих доказательств ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, соответствующего требованиям законодательства, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта несоблюдения обществом "ИнвестСпецПром" процедуры ввода в эксплуатацию установленного в многоквартирном жилом доме по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Мира, 14, узла учета тепловой энергии и горячей воды и наличия у общества УК "ТВМ" права требовать от общества "ИнвестСпецПром" как ресурсоснабжающей организации исполнения обязанности по вводу в эксплуатацию установленного прибора учета в соответствии с нормами Закона об энергосбережении и Правилами N 1034.
Удовлетворяя требования истца о присуждении денежных средств за неисполнение судебного акта, основанные на нормах ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации частично, суды исходили из того, что в рассматриваемом случае компенсация в размере 30 000 руб. за каждый полный месяц неисполнения решения является справедливой.
В кассационной жалобе общество "ИнвестСпецПром" оспаривает принятые по делу судебные акты в части удовлетворения исковых требований об обязании совершить действия по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета. Правомерность удовлетворения требований общества УК "ТВМ" о присуждении денежных средств за неисполнение судебного акта заявителем не обжалуется, в связи с чем предметом рассмотрения в рамках настоящего кассационного производства не является.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1, 5 ст. 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае неисполнения ими указанной обязанности действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым собственники помещений впоследствии возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов (ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении).
Ресурсоснабжающие организации или организации, оказывающие услуги по передаче этих ресурсов, обязаны обеспечить оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанность по установке общедомового прибора учета (ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении).
В соответствии с п. 61, 62 Правил N 1034 смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Согласно п. 68 Правил N 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Обязательность ввода приборов учета в эксплуатацию установлена нормами Закона об энергосбережении, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
При этом действующее законодательство исходит из того, что фактически ввод прибора учета в эксплуатацию является частью услуги по установке прибора учета, представляет собой документальное оформление смонтированного прибора учета в качестве расчетного прибора, показания которого принимаются для определения размера платы за коммунальные услуги.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом "ИнвестСпецПром" в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Мира, д. 14, установлен прибор учета тепловой энергии, вместе с тем в эксплуатацию смонтированный узел учета не введен: документы на соответствующий узел учета обществу "ТеплоВодоМер", осуществлявшему функции управления указанным домом на момент установки узла учета, ответчиком не переданы, в связи с чем впоследствии не переданы и обществу УК "ТВМ", акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 13.07.2016 составлен в отсутствие представителя организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета, кроме того, подписан обществом УК "ТВМ" как потребителем с замечаниями, заключающимися в ссылках на отсутствие на узле учета расходомера горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество "ИнвестСпецПром" не выполнило надлежащим образом обязанность по обеспечению ввода установленного узла учета в эксплуатацию, что нивелирует смысл его установки на объекте жилищного фонда.
Как следует из системного толкования норм ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг собственники помещений в доме могут выбрать управляющую организацию.
При этом общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении (п. 6, подп. "ж" п. 10, подп. "к" п. 11, подп. "а" п. 28 Правил N 491).
С момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она в силу закона является полномочным представителем (ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации) собственников помещений в многоквартирном доме во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями, в том числе по оборудованию дома коллективными (общедомовыми) приборами учета.
С учетом изложенного на стороне общества УК "ТВМ" имеется право в интересах собственников помещений находящегося в его управлении многоквартирного дома требовать устранения допущенных обществом "ИнвестСпецПром" при оснащении данного дома узлом учета тепловой энергии нарушений и, следовательно, о наличии достаточных оснований для возложения на общество "ИнвестСпецПром" обязанности осуществить соответствующие действующему законодательству мероприятия по приемке узла учета и обеспечению его ввода в эксплуатацию, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили исковые требования общества УК "ТВМ".
Доводы общества "ИнвестСпецПром" о неправильном применении судами п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении со ссылками на то, что услуги по установке, замене и (или) эксплуатации прибора учета оказываются энергоснабжающими организациями на основании договора, а также на то, что обществом УК "ТВМ", обязанным инициировать заключение такого договора посредством обращения с соответствующей заявкой, указанные действия не осуществлены, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.














































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)