Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2017 N 06АП-5506/2017 ПО ДЕЛУ N А73-6159/2017

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2017 г. N 06АП-5506/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационный участок" - Купуржанова Н.Г., директор;
- от Администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" муниципального района имени Лазо Хабаровского края - Проживина Н.В., представитель по доверенности от 17.08.2017 N 1-15/936,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационный участок"
на решение от 04.08.2017
по делу N А73-6159/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Букиной Е.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационный участок" (ОГРН 1072713001085, ИНН 2713015300)
к Администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" (ОГРН 1022700778583, ИНН 2713010037)
об обязании к совершению определенных действий

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационный участок" (далее - ООО "РЭУ", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации городского поселения "Рабочий поселок Переяславка" (далее - Администрация, ответчик) об обязании установить не более 5 контейнеров на самостоятельной от других специальной площадке для сбора и вывоза мусора от домов, расположенных в р.п. Переяславка района имени Лазо по адресам: N 50 по ул. Октябрьской, N 6 по ул. Пионерской, N 12 по пер. Киинскому, N 1 по ул. Южной, N 9 по ул. Центральной, N 10 по ул. Центральной, N 6 по ул. Бойко Павлова, N 76 по ул. Октябрьская, N 34,40 по ул. Ленина, пер. Ленина, 14 с бетонным или асфальтированным покрытием, огражденных бордюром.
Кроме этого, истец просил взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.
Исковые требования нормативно обоснованы ссылкой на пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункт 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания населенных пунктов".
Решением суда от 04.08.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "РЭУ", ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение от 04.08.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что контейнерные площадки не являются по договорам управления общим имуществом; земельные участки, на которых расположены спорные МКД, не разграничены.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу выразила несогласия с изложенными в ней доводами.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил принятый по делу судебный акт отменить и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика в заседании суда отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Кроме того, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии решения Суда района имени Лазо Хабаровского края от 13.12.2016 по делу N 2-1176/2016, которым на общество возложена обязанность по установке контейнеров для сбора и вывоза мусора от спорных МКД.
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела вышеуказанное решение, как представленное в обоснование возражений относительно доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец на основании договоров управления осуществляет функции управляющей организации по отношению к МКД по адресам N 50 по ул. Октябрьской, N 6 по ул. Пионерской, N 12 по пер. Киинскому, N 1 по ул. Южной, N 9 по ул. Центральной, N 10 по ул. Центральной, N 6 по ул. Бойко Павлова, N 76 по ул. Октябрьской, N 34,40 по ул. Ленина, пер. Ленина, 14.
Полагая Администрацию обязанной к осуществлению действий по установке не более 5 контейнеров на самостоятельной от других специальной площадке для сбора и вывоза мусора от спорных МКД, с бетонным или асфальтированным покрытием, огражденных бордюром и ссылаясь на положения статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 36, 39 ЖК РФ, пункт 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания населенных пунктов, ООО "РЭУ" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ООО "РЭУ", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика испрашиваемых обществом действий.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения в силу следующего.
Согласно статье 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") (далее - постановление N 290) утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 26 (1) постановления N 290 одним из видов услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, являются работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Таким образом, содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку истец является управляющей организацией, он обязан к осуществлению мероприятий, указанных в минимальном перечне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "ж" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включен не только земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, но и иные объекты, предназначенные для обслуживания этого дома.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Согласно пункту 3.7.4 Правил, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Согласно пункту 2.6 "Правил благоустройства городского поселения "Рабочий поселок Переяславка", утвержденных Решением Совета депутатов от 25.06.2014 N 58 (далее - Правила N 58), придомовая территория - территория, внесенная в технический паспорт домовладения (здания, строения), либо земельный участок, входящий в состав общего имущества собственников многоквартирном доме, включающая дворовые территории, площадки (хозяйственные, спортивные, детские, для выгула собак) и иные территории.
В соответствии с пунктом 3.3 Правил N 58, Администрация городского поселения за счет средств соответствующего бюджета обеспечивает:
- - содержание (уборку и ремонт) проезжей части улиц, площадей, парков, остановок транспорта общего пользования, пешеходных территорий и иных территорий, за исключением территорий, уборку которых обязаны обеспечивать юридические и физические лица в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и договорными обязательствами;
- - содержание объектов благоустройства, являющихся собственностью муниципального образования городского поселения "Рабочий поселок Переяславка", а также иных объектов благоустройства, находящихся на территории муниципального образования, до определения их принадлежности и оформления права собственности;
- - ликвидацию стихийных (несанкционированных) свалок;
- - проведение иных мероприятий по благоустройству и озеленению в соответствии с законодательством и настоящими Правилами.
Юридические и физические лица обязаны обеспечивать уборку земельного участка, принадлежащего им на соответствующем праве, и прилегающей к нему территории.
В соответствии с пунктом 3.5 Правил N 58 границы прилегающих территорий определяются исходя из следующего:
- все владельцы объектов благоустройства убирают прилегающие к принадлежащим им объектам благоустройства территории на расстоянии в пределах 10 м по периметру от границ земельных участков, принадлежащих им на соответствующем праве, по фасаду до проезжей части дороги или тротуара включая парковочные карманы, за исключением следующих случаев:
- - лица или организации, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами, обязаны осуществлять уборку и содержание в надлежащем состоянии прилегающие территории на расстоянии в пределах 10 м от внешних стен многоквартирных жилых домов;
- - контейнерные площадки и прилегающие к ним территории убираются организацией, производящей вывоз ТБО, по периметру 5 м.
Пунктом 3.6 Правил N 58 установлено, что если земельный участок не оформлен надлежащим образом, владельцы объектов благоустройства обязаны обеспечивать уборку территории, прилегающей непосредственно к объекту благоустройства, в порядке, установленном настоящими Правилами в соответствии с пунктом 3.5.
Кроме этого, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПин 42-128-4690-88) (п. 1.1).
При этом в пункте 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" определено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Материалами дела установлено, что ООО "РЭУ" является организацией, управляющей МКД по адресам N 50 по ул. Октябрьской, N 6 по ул. Пионерской, N 12 по пер. Киинскому, N 1 по ул. Южной, N 9 по ул. Центральной, N 10 по ул. Центральной, N 6 по ул. Бойко Павлова, N 76 по ул. Октябрьская, N 34,40 по ул. Ленина, пер. Ленина, 14.
Таким образом, истец принял на себя обязательства совершать юридические и фактические действия по предоставлению собственникам помещений многоквартирного дома комплекс услуг и выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, в том числе, уборку придомовой территории, благоустройство прилегающей территории, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, содержание контейнерной площадки.
Кроме того, ООО "РЭУ" обязано осуществлять мероприятия по организации и содержанию прилегающей к дому территории независимо от оформления прав на земельный участок и постановки его на кадастровый учет, в том числе, содержать места накопления твердых коммунальных отходов, осуществлять надлежащую организацию сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что контейнерные площадки не являются по договорам управления общим имуществом, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Учитывая вышеуказанные нормы права, ООО "РЭУ" является организацией, управляющей спорными многоквартирными домами, на основании протоколов общего собрания собственников и заключенных договоров управления. В связи с чем, управляющая организация обязана осуществить мероприятия по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, осуществлять надлежащую организацию сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов.
Также действующим законодательством на заявителя возложена обязанность по содержанию прилегающей к дому территории, независимо от оформления прав на земельный участок и постановки его на кадастровый учет.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Исходя из изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы отнесены на истца в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.08.2017 по делу N А73-6159/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.А.ТИХОНЕНКО

Судьи
М.О.ВОЛКОВА
В.Г.ДРОЗДОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)