Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.03.2016 ПО ДЕЛУ N 33-5366/2016

Требование: О признании действий по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации незаконными, об обязании опубликовать объявление об аннулировании результатов конкурса.

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Собственник помещения в многоквартирном жилом доме указал на нарушение его права на выбор способа управления домом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 марта 2016 г. по делу N 33-5366/2016


Судья Ткач Г.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковелина Д.Е., судей Волошковой И.А., Кучеровой Р.В. при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч. к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург" о признании действий по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании незаконными, о возложении обязанности публикации объявления об аннулировании результатов конкурса
по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург" на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 05.11.2015.
Заслушав доклад судьи Волошковой И.А., объяснения представителя ответчика Ц., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург", представителя ответчика К., действующей в интересах Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, поддержавших доводы жалобы, истца Ч., его представителя Х., действующей также в интересах третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищества собственников недвижимости (жилья) "Стачек, 34А", представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, З., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "Зеленый город", возражавших относительно доводов жалобы и согласных с решением суда, судебная коллегия

установила:

решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 05.11.2015 с учетом определения Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 15.01.2016 об исправлении описки удовлетворен иск Ч. к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург" о признании действий по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании незаконными, о возложении обязанности публикации объявления об аннулировании результатов конкурса. Действия Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом по <...> признаны незаконными. Суд обязал Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга устранить нарушение прав Ч. путем размещения на сайте в сети Интернет http://torgi.gov.ru объявления об аннулировании результатов конкурса от 15.06.2015 по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом <...>.
С таким решением не согласился ответчик общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург". В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Ссылается на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает ее доводы.
В поступивших возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Администрация г. Екатеринбурга, общество с ограниченной ответственностью "УК "РЭМП-Эльмаш", общество с ограниченной ответственностью УК "Народная".
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 22.03.2016 определением от 29.02.2016.
Извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела направлены лицам, участвующим в деле, 29.02.2016. Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения").
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Администрация г. Екатеринбурга, общество с ограниченной ответственностью "УК "РЭМП-Эльмаш", общество с ограниченной ответственностью УК "Народная" извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 7 Федерального закона N 255-ФЗ от 21.07.2014 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015, после указанной даты осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Если в срок до 01.04.2015 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности, либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые указаны в настоящей части и осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 7 названного закона собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем шестнадцать, в случае непосредственного управления таким домом в срок до 1 апреля 2015 обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления. В случае, если указанное решение не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. Согласно ч. 4 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение 15 дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенное в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, о выборе способа управления таким домом не принято и (или) не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с ч. 4 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в ч. 4 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Порядок организации и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом проводится, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ч. 4.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 в качестве официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении Конкурсов определен сайт www.torgi.gov.ru.
Согласно пункту 5 Правил нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной названными Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Администрацией Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга 08.05.2015 на официальном сайте в сети Интернет http://torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении торгов в форме открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: ул. Стачек, 34А. Основанием проведения конкурса явилось отсутствие у управляющей компании общества с ограниченной ответственностью УК "Зеленый город" лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами по данным на 01.05.2015 в соответствии с ФЗ N 255 от 21.07.2014.
Согласно Конкурсной документации, утвержденной Заместителем Главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по вопросам жилищного и коммунального хозяйства 06.05.2015, срок предоставления конкурсной документации установлен с 08.05.2015, дата вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе 08.06.2015. Время рассмотрения заявок на участие в конкурсе - на рабочих совещаниях с 08.06.2015 по 19.06.2015. Время проведения конкурса - 19.06.2015 в 10.00 часов, место проведения - Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга <...>. Согласно протоколу от 08.06.2015 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по многоквартирному дому по <...> заявки поступили от общества с ограниченной ответственностью "УЖК ЖКО-Екатеринбург", общества с ограниченной ответственностью "УК "РЭМП-Эльмаш", общества с ограниченной ответственностью "УК "Народная". Данные организации признаны участниками конкурса. Протоколом от 15.06.2015 победителем конкурса по отбору управляющей организации по многоквартирному дому по адресу: <...> г. Екатеринбург признано общество с ограниченной ответственностью "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
Судом установлено, что конкурс был проведен ранее даты, указанной в извещении, то есть 15.06.2015, а не 19.06.2015, однако никаких изменений в конкурсную документацию не вносилось. До конкурса, 04.06.2015, собственники провели общее собрание и выбрали форму управления домом - товарищество собственников недвижимости (жилья <...> о чем письменно уведомили Главу Администрации Орджоникидзевского района 05.06.2015. Документы для государственной регистрации указанного юридического лица согласно расписке Инспекции ФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга представлены в регистрирующий орган 18.06.2015. При этом на расписке имеется отметка о том, что дата выдачи документов, предусмотренных законодательством о регистрации - 25.06.2015. До объявленной официальной даты проведения конкурса (до 19.06.2015) товарищество собственников недвижимости (жилья) <...> 18.06.2015 представило в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга копию расписки о сдаче документов на регистрацию созданного товарищества, а также представило в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга требование собственников помещений многоквартирного дома об отмене конкурса по отбору управляющей компании для управления указанным домом. Запись о регистрации товарищества собственников недвижимости (жилья) "Стачек, 34А" внесена в единый государственный реестр юридических лиц 25.06.2015.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>", являются незаконными.
В соответствии с пунктом 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 по делу N ГКПИ09-830, вступившим в законную силу 13.10.2009, признан недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу абзац первый пункта 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Исходя из того, что собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, 04.06.2015 в установленном законом порядке выбран способ управления многоквартирным домом, а также принимая во внимание, что собственники помещений в многоквартирном доме 18.06.2015 реализовали принятое ими решение о выборе способа управления многоквартирным домом, представив в регистрирующий орган (Инспекцию ФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга) документы о регистрации товарищества собственников недвижимости (жилья) "Стачек, 34А" и уведомив 18.06.2015 об этом Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, и принимая во внимание, что реализация принятого решения о выборе способа управления многоквартирным домом состоялась 18.06.2015, то есть до официальной даты, когда должно было состояться проведение конкурса (до 19.06.2015), судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что собственниками помещений многоквартирного дома способ управления многоквартирным домом выбран и реализован.
При таких обстоятельствах, как верно указал в решении суд, действиями Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга были нарушены права Ч. как собственника комнаты под номером N, находящейся в доме <...>, на определение способа управления многоквартирным домом.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга не выполнила обязанности, возложенные на нее пунктом <...> Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, не выполнила обязанности, возложенные на нее статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона N 255-ФЗ от 21.07.2014 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Данный вывод подробно мотивирован, основан на законе и материалах дела, не опровергается доводами апелляционной жалобы.
Поскольку оспариваемыми действиями Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга нарушены права истца Ч., предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, на выбор способа управления многоквартирным домом, а проведение открытого конкурса по отбору управляющей компании не основано на требованиях закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска Ч.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом проверки суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, исследованных в суде первой инстанции.
Все доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании апеллянтом норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 05.11.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург" - без удовлетворения.

Председательствующий
Д.Е.КОВЕЛИН

Судьи
И.А.ВОЛОШКОВА
Р.В.КУЧЕРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)