Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Органом местного самоуправления в сфере жилищного и коммунального хозяйства выдано предписание о необходимости перерасчета размера платы за услугу отопления исходя из норматива потребления тепловой энергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления жилищного и коммунального хозяйства администрации города Екатеринбурга (далее - Управление, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу N А60-21173/2015 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" (далее - ЗАО "УЖК "Урал-СТ", общество) - Кузнецова Ю.В. (доверенность от 17.07.2015), Сизинцев В.А. (доверенность от 02.07.2015 N 212/06);
- Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга - Брагин А.Н. (доверенность от 13.01.2016 N 1/05/05-25), Морозова Н.В. (доверенность от 31.12.2015 N 11/05/19.10-06), Погорелова Н.В. (доверенность от 18.01.2016 N 3/05/05-23).
ЗАО "УЖК "Урал-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению о признании незаконным предписания от 31.03.2014 N 19.10-09/15/34-ПР об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Решением суда от 31.07.2015 (судья Хачев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 (судьи Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г., Муравьева Е.Ю.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным предписание Управления об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 19.10-09/15/34-ПР от 31.03.2014 и обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам. Ссылаясь на соответствие своих действий по проверке соблюдения ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" обязательных требований жилищного законодательства содержанию п. 9 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 19, ч. 1.1 и ч. 4.2 ст. 20, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", оспаривает вывод суда об отсутствии у Управления полномочий по выдаче оспариваемого предписания. Заявитель указывает, что из содержания ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не следует обязательность установления принадлежности проверяемого жилищного фонда к муниципальной либо частной собственности при назначении, проведении проверки, составлении акта. Управление ссылается на установленный судом факт несоблюдения ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" требований законодательства, регулирующего начисление платы потребителям за услугу "отопление", при том, что нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не доказано, следовательно, оснований для признания выданного предписания недействительным у суда апелляционной инстанции не имелось в силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество в отзыве считает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обжалуемый судебный акт, основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права. ЗАО "УЖК "Урал-СТ" указывает, ссылаясь на положения п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 9 ч. 1 ст. 14, ч. 1.1, 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, что муниципальный жилищный контроль может быть осуществлен только в отношении муниципального жилищного фонда. Согласно п. 1, п. 3 Административного регламента исполнения функций по муниципальному жилищному контролю, утвержденного постановлением администрации города Екатеринбурга N 3575 от 18.10.2013 Управление является органом, уполномоченным на организацию и исполнение функций по муниципальному жилищному контролю. ЗАО "УЖК "Урал-СТ" полагает, ссылаясь на содержание ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, что в рассматриваемом случае допустимыми для проведения проверки могли служить только основания, вытекающие из нарушения обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилья. По мнению Общества, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по осуществлению контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, что следует из п. 161 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". ЗАО "УЖК "Урал-СТ" ссылается на то, что уполномоченным на проведение названных проверок органом - Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - по факту совершения нарушения ЗАО "УЖК "Урал-СТ" проведена проверка и вынесено предписание от 03.07.2015 N 29-11-06-28. При таких обстоятельствах проведение проверки Управлением является повторным, что недопустимо согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Вынесение предписания Управлением при отсутствии у данного органа соответствующих полномочий не соответствует ч. 1 ст. 1, п. 4 ст. 3, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и нарушает права Общества.
ЗАО "УЖК "Урал-СТ" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 22 по ул. Вилонова в г. Екатеринбурге.
На основании распоряжения от 09.03.2015 N 19.10-09/15/34 Управлением проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЗАО "УЖК "Урал-СТ" обязательных требований при осуществлении расчета платы за услугу "отопление" жителям указанного многоквартирного дома.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 31.03.2015 N 19.10-09/15/34-П, на основании которого ЗАО "УЖК "Урал-СТ" выдано предписание от 31.03.2015 N 19.10-09/15/34-ПР об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства. В предписании указано на необходимость в срок до 05.05.2015 устранить нарушения требований подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, подп. 2 п. 2 Приложения N 2 к указанным Правилам в части перерасчета в январе 2015 года размера платы за услугу отопления за период с января 2014 года по май 2014 года исходя из норматива потребления тепловой энергии по многоквартирному дому N 22 по ул. Вилонова в г. Екатеринбурге.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, ЗАО "УЖК "Урал-СТ" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, установив факт совершения Обществом вмененного нарушения.
Суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов. Указанное постановление в связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утратило силу за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 г.
В соответствии с п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа местного самоуправления, от имени которого действуют эти должностные лица.
Согласно п. 1, 3 Административного регламента исполнения функций по муниципальному жилищному контролю, утвержденного постановлением Администрации города Екатеринбурга N 3575 от 18.10.2013 (далее - Административный регламент) Управление является органом, уполномоченным на организацию и исполнение функции по муниципальному жилищному контролю. Целями исполнения функций по муниципальному жилищному контролю является повышение качества и эффективности проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п. 5 Административного регламента (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания) предметом исполнения функций по муниципальному жилищному контролю является организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Вместе с тем доказательств принадлежности помещений в указанном многоквартирном доме к муниципальному жилищному фонду в материалах дела не имеется, такие доказательства Управлением не представлены ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь названными нормами, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о несоответствии закону выданного предписания.
При рассмотрении кассационной жалобы нарушения судом апелляционной инстанции норм процессуального права не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу N А60-21173/2015 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 01.02.2016 N Ф09-10803/15 ПО ДЕЛУ N А60-21173/2015
Требование: О признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Органом местного самоуправления в сфере жилищного и коммунального хозяйства выдано предписание о необходимости перерасчета размера платы за услугу отопления исходя из норматива потребления тепловой энергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2016 г. N Ф09-10803/15
Дело N А60-21173/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления жилищного и коммунального хозяйства администрации города Екатеринбурга (далее - Управление, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу N А60-21173/2015 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" (далее - ЗАО "УЖК "Урал-СТ", общество) - Кузнецова Ю.В. (доверенность от 17.07.2015), Сизинцев В.А. (доверенность от 02.07.2015 N 212/06);
- Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга - Брагин А.Н. (доверенность от 13.01.2016 N 1/05/05-25), Морозова Н.В. (доверенность от 31.12.2015 N 11/05/19.10-06), Погорелова Н.В. (доверенность от 18.01.2016 N 3/05/05-23).
ЗАО "УЖК "Урал-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению о признании незаконным предписания от 31.03.2014 N 19.10-09/15/34-ПР об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Решением суда от 31.07.2015 (судья Хачев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 (судьи Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г., Муравьева Е.Ю.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным предписание Управления об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 19.10-09/15/34-ПР от 31.03.2014 и обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам. Ссылаясь на соответствие своих действий по проверке соблюдения ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" обязательных требований жилищного законодательства содержанию п. 9 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 19, ч. 1.1 и ч. 4.2 ст. 20, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", оспаривает вывод суда об отсутствии у Управления полномочий по выдаче оспариваемого предписания. Заявитель указывает, что из содержания ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не следует обязательность установления принадлежности проверяемого жилищного фонда к муниципальной либо частной собственности при назначении, проведении проверки, составлении акта. Управление ссылается на установленный судом факт несоблюдения ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" требований законодательства, регулирующего начисление платы потребителям за услугу "отопление", при том, что нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не доказано, следовательно, оснований для признания выданного предписания недействительным у суда апелляционной инстанции не имелось в силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество в отзыве считает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обжалуемый судебный акт, основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права. ЗАО "УЖК "Урал-СТ" указывает, ссылаясь на положения п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 9 ч. 1 ст. 14, ч. 1.1, 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, что муниципальный жилищный контроль может быть осуществлен только в отношении муниципального жилищного фонда. Согласно п. 1, п. 3 Административного регламента исполнения функций по муниципальному жилищному контролю, утвержденного постановлением администрации города Екатеринбурга N 3575 от 18.10.2013 Управление является органом, уполномоченным на организацию и исполнение функций по муниципальному жилищному контролю. ЗАО "УЖК "Урал-СТ" полагает, ссылаясь на содержание ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, что в рассматриваемом случае допустимыми для проведения проверки могли служить только основания, вытекающие из нарушения обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилья. По мнению Общества, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по осуществлению контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, что следует из п. 161 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". ЗАО "УЖК "Урал-СТ" ссылается на то, что уполномоченным на проведение названных проверок органом - Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - по факту совершения нарушения ЗАО "УЖК "Урал-СТ" проведена проверка и вынесено предписание от 03.07.2015 N 29-11-06-28. При таких обстоятельствах проведение проверки Управлением является повторным, что недопустимо согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Вынесение предписания Управлением при отсутствии у данного органа соответствующих полномочий не соответствует ч. 1 ст. 1, п. 4 ст. 3, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и нарушает права Общества.
ЗАО "УЖК "Урал-СТ" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 22 по ул. Вилонова в г. Екатеринбурге.
На основании распоряжения от 09.03.2015 N 19.10-09/15/34 Управлением проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЗАО "УЖК "Урал-СТ" обязательных требований при осуществлении расчета платы за услугу "отопление" жителям указанного многоквартирного дома.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 31.03.2015 N 19.10-09/15/34-П, на основании которого ЗАО "УЖК "Урал-СТ" выдано предписание от 31.03.2015 N 19.10-09/15/34-ПР об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства. В предписании указано на необходимость в срок до 05.05.2015 устранить нарушения требований подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, подп. 2 п. 2 Приложения N 2 к указанным Правилам в части перерасчета в январе 2015 года размера платы за услугу отопления за период с января 2014 года по май 2014 года исходя из норматива потребления тепловой энергии по многоквартирному дому N 22 по ул. Вилонова в г. Екатеринбурге.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, ЗАО "УЖК "Урал-СТ" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, установив факт совершения Обществом вмененного нарушения.
Суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов. Указанное постановление в связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утратило силу за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 г.
В соответствии с п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа местного самоуправления, от имени которого действуют эти должностные лица.
Согласно п. 1, 3 Административного регламента исполнения функций по муниципальному жилищному контролю, утвержденного постановлением Администрации города Екатеринбурга N 3575 от 18.10.2013 (далее - Административный регламент) Управление является органом, уполномоченным на организацию и исполнение функции по муниципальному жилищному контролю. Целями исполнения функций по муниципальному жилищному контролю является повышение качества и эффективности проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п. 5 Административного регламента (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания) предметом исполнения функций по муниципальному жилищному контролю является организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Вместе с тем доказательств принадлежности помещений в указанном многоквартирном доме к муниципальному жилищному фонду в материалах дела не имеется, такие доказательства Управлением не представлены ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь названными нормами, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о несоответствии закону выданного предписания.
При рассмотрении кассационной жалобы нарушения судом апелляционной инстанции норм процессуального права не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу N А60-21173/2015 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
О.Г.ГУСЕВ
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
О.Г.ГУСЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)