Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2016 N 18АП-3291/2016 ПО ДЕЛУ N А07-28397/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. N 18АП-3291/2016

Дело N А07-28397/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.02.2016 по делу N А07-28397/2015 (судья Азаматов А.Д.).

Открытое акционерное общество Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, общество, ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района") обратилось в арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Комитет) о признании незаконным предписания от 29.10.2015 N ЦО-15-148-0108.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.02.2016 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района" обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на незаконность оспоренного предписания. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то обстоятельство, что в тексте предписания указана отсутствующая норма - п. 54 Правил 307. Полагает, что содержание предписания не отвечает критериям ясности и доступности для понимания.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебно заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу Комитет против удовлетворения апелляционной жалобы возражает. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ОАО "УЖХ Орджоникидзевского района" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.12.2008 за основным государственным регистрационным номером 1080277013090 и осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда.
В соответствии с договором на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 02.12.2013, общество осуществляет управление многоквартирным домом N 22 по ул. Космонавтов в г. Уфе. В соответствии с этим договором, в обязанности общества включено в том числе выполнение работ и оказание услуг по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общества имущества в нем, предоставление коммунальных услуг.
В связи с поступлением в Комитет жалобы жителя указанного дома от 30.09.2015 по вопросу доначисления размера платы за горячее водоснабжение с июня 2015 года (л.д. 41), распоряжением исполняющего обязанности председателя Комитета от 26.10.2015 N 9263 назначено проведение внеплановой выездной проверки заявителя в целях проверки соблюдения лицензионных требований, исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, обязательных требований к содержанию жилого дома (л.д. 45-46).
На основании этого распоряжения 28.10.2015 должностным лицом Комитета в присутствии представителя заявителя проведена проверка общества, результаты которой отражены в акте проверки от 29.10.2015 N А-15-9263-148 (л.д. 47-49). Проверкой выявлено следующее нарушение: перерасчеты по горячему водоснабжению не соответствуют законодательству, что противоречит требованиям пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). В частности проверкой установлено, что многоквартирный жилой дом N 22 по ул. Космонавтов г. Уфа оборудован индивидуальным тепловым пунктом для приготовления горячего водоснабжения и общедомовым прибором учета холодного водоснабжения. Общедомовой прибор учета теплоснабжения отсутствует. Начисление размера платы за горячее водоснабжение по указанному многоквартирному дому с июля 2014 года производится в размере 115,80 руб. за 1 м3, а с 01 июля 2015 года - в размере 132,37 руб. за 1 м3 (дом с неизолированными стояками и без полотенцесушителей от горячего водоснабжения). С июня 2015 года по лицевым счетам дома производится доначисление размера платы за горячее водоснабжение в размере 1000 руб., что при отсутствии общедомового прибора учета горячего водоснабжения является недопустимым
По итогам проверки 29.10.2015 обществу выдано предписание N 15-148-0108, которым предписано в срок до 29.11.2015 устранить нарушения: начисление размера платы за горячее водоснабжение по многоквартирному дому N 22 по ул. Космонавтов г. Уфа привести в соответствие с п. 54 Правил N 307, вернуть гражданам излишне доначисленную сумму за горячее водоснабжение с июня 2015 года до полного устранения нарушения; предоставить в Комитет в сроки, установленные в предписании, письменную информацию о проведении мероприятий с приложением платежных документов, платежный документ собственника квартиры (л.д. 50).
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписание от 29.10.2015 N 15-148-0108 выдано Комитетом в пределах компетенции, предоставленной этому органу ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору", утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616, по результатам проверки выполнения заявителем обязательных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды, определяется в порядке, установленном Правилами N 354.
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
В силу п. 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) этих Правил. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к этим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
На основании пп. "а" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с пп. 1 п. 1 приложения N 2 к данным Правилам, которым была установлена необходимость корректировки платы за отопление 1 раз в год.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 из Правил N 307 исключены нормы, определяющие порядок проведения корректировки платы. Этот нормативный акт вступил в силу по истечении 7 дней после его официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 30.05.2011, "Российской газете" - 01.06.2011).
Таким образом, после вступления в силу изменений в постановление Правила N 307 указанная выше корректировка платы полностью исключена, а потому выставление гражданам дополнительных платежей за горячее водоснабжение в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, является неправомерным.
Учитывая, что многоквартирный жилой дом N 22 по ул. Космонавтов в г. Уфе не оборудован общедомовым прибором учета, корректировка размера платы (доначисление) с июня 2015 не соответствует п. 54 Правил N 354.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии оспоренного предписания закону.
В тексте предписания (в графе "предписываемые меры по устранению выявленного нарушения") ошибочно сделана ссылка на п. 54 Правил N 307, на что обоснованно указывает податель апелляционной жалобы.
Однако, в графе "Конкретное описание выявленного нарушения" оспоренного предписания приведено правильное наименование нарушенной обществом нормы. Кроме того, выявленные в ходе проверки нарушения с отражением нарушенных норм зафиксированы в акте проверки, ссылка на который также содержится в тексте предписания. В этой связи указанная выше техническая ошибка не может являться основанием для признания предписания несоответствующим закону.
По своему содержанию предписание является конкретным и исполнимым, а изложенные в апелляционной жалобе возражения общества в этой части представляются противоречащими материалам дела.
Соответствие оспоренного предписания закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании такого акта недействительным.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При обращении в суд с апелляционной жалобой заявителем излишне уплачена госпошлина в размере 1500 руб. Указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.02.2016 по делу N А07-28397/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу Управление жилищного хозяйства Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (основной государственный регистрационный номер 1080277013090) из федерального бюджета госпошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 595 от 10.02.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ

Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)