Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.12.2015 ПО ДЕЛУ N А05-6502/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2015 г. по делу N А05-6502/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уют" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 сентября 2015 года по делу N А05-6502/2015 (судья Шишова Л.В.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Уют" (ОГРН 1112907000117, ИНН 2907014168; место нахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Горького, дом 1, корпус 7; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - Инспекция) от 14.04.2015 N ОК-03/07-06/66 об устранении выявленных нарушений.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (ОГРН 1052901029235, ИНН 2901134250; место нахождения: 369000, Карачаево-Черкесская республика, город Черкесск, проспект Ленина, дом 147; далее - Компания).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывает, что при определении нормативного объема потребления электроэнергии должна учитываться общая площадь подвального помещения, являющегося помещением, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Компания отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка Общества по вопросу правомерности начисления платы за коммунальные услуги в связи с обращением гражданина, проживающего в доме N 91/11 по улице Советской в городе Вельске Архангельской области.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу, что при определении размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с января по декабрь 2014 года Обществом допущен обсчет потребителя, проживающего в доме N 91/11 по улице Советской в городе Вельске Архангельской области, на сумму 412 руб. 79 коп.
Данный вывод отражен в акте проверки от 26.03.2015 N ОК-03/07-01/196 и послужил основанием для выдачи предписания от 14.04.2015 N ОК-03/07-06/66, которым на Общество возложена обязанность устранить выявленные нарушения и произвести потребителю квартиры <...> дома N 91/11 по улице Советской города Вельска Архангельской области перерасчет на сумму 412 руб. 79 коп. по статье "Электроэнергия на общедомовые нужды" за период с января по декабрь 2014 года.
Допущенное заявителем, по мнению Инспекции, завышение предъявленной суммы оплаты электроэнергии произошло в связи с тем, что Общество, при расчете размера платы исходило из площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме, равной 605,2 кв. м, и включающей площадь подвального помещения - 447,7 кв. м в то время как, по мнению Инспекции, в площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме, не включается площадь подвального помещения, поэтому площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме, составляет 157,5 кв. м.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Обществом в спорный период показателя общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, в размере 605,2 кв. м. При этом суд отклонил представленные заявителем экспликацию к поэтажному плану здания (строение) по состоянию на 13.04.2015, акт обследования подвального помещения в многоквартирном доме указав, что данные документы составлены позднее рассматриваемого периода. Суд также сослался на пункты 3.3.5 и 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, согласно которым подвальные помещения не являются местами общего пользования в многоквартирном доме. Также суд указал, что в силу пункта В.1.1 Приложения В "Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности и строительного объема" к СП 54.13330.2011. "Свод Правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" (утв. приказом Минрегиона России от 24.12.2010 N 778) площади подполья для проветривания здания, неэксплуатируемого чердака, технического подполья, технического чердака, внеквартирных инженерных коммуникаций с вертикальной (в каналах, шахтах) и горизонтальной (в межэтажном пространстве) разводкой, а также тамбуров, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов в площадь здания не включаются. Суд отметил, что в представленном Обществом в Инспекцию техническом паспорте на жилой дом по состоянию на 02.12.2002 такой показатель как "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования" отсутствует.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 01.01.2013 по 31.05.2015 Общество являлось организацией, осуществлявшей управление многоквартирным домом N 91/11 по ул. Советской в городе Вельске Архангельской области и предоставлявшей собственникам многоквартирного дома коммунальные услуги по энергоснабжению.
Между Компанией и Обществом заключен договор энергоснабжения N 2-00688 от 01.01.2013, в соответствии с которым Компания обязалась подавать электрическую энергию, а Общество - оплачивать приобретаемую электрическую энергию, в порядке, количестве (объеме) и сроки, предусмотренные договором.
Согласно пункту 1.3 указанного договора Компания осуществляет расчет стоимости электроэнергии (электроснабжения жилых помещений, а также электроснабжения общего имущества многоквартирных домов, включая потери) на лиц, являющихся фактическими потребителями электрической энергии (собственники и наниматели жилых и нежилых помещений).
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с частью 2 указанной статьи доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил N 354 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является электрическая энергия, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил N 354 и пунктами 10, 11, 13, 15, 16 Приложения N 2 Правил N 354 регулируется порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, при оборудовании дома общедомовым прибором учета.
В рассматриваемом случае многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета определения объемов потребления электроэнергии.
В соответствии с абзацем первым пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно указанной формуле размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, определяется произведением объема (количество) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункт 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
В рассматриваемом случае собственники помещений в многоквартирном доме решение о распределении сверхнормативного потребления не принимали.
Инспекция в ходе проверки пришла к выводу, что размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, предъявленной потребителю квартиры <...> дома N 91/11 по ул. Советской в г. Вельске за период с января по декабрь 2014 года, превышает на 412,79 руб. размер этой платы, рассчитанный исходя из норматива потребления, в связи с чем по указанной квартире необходимо произвести перерасчет платы по статье "электроэнергия на общедомовые нужды".
Объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, исходя из установленного норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, определяется по формуле 15 Приложения N 2 к Правилам N 354:

одн.5 одн ои Si
V = N x S x ----, где:
i об
S

- N{\super одн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306);
- S{\super ои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
- Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- S{\super об - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Ни Правила N 354, ни Правила N 306 не раскрывают, площадь каких помещений многоквартирного дома следует учитывать при определении показателя - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в целях исчисления объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, исходя из норматива потребления.
Определяя размер платы, исходя из норматива потребления, Инспекция использовала показатель общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме, равным 157,5 кв. м, соответствующим площади лестничных клеток.
Общество считает, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме, составляет 605,2 кв. м, в том числе: площадь подвального помещения - 447,7 кв. м и площадь лестничных клеток - 157,5 кв. м.
При использовании в расчете платы, исходя из норматива потребления, показателя общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме, равного 605,2 кв. м завышение размера платы за электроэнергию, использованную на общедомовые нужды, по квартире <...> дома N 91/11 по ул. Советской в г. Вельске, отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Таким образом, из приведенных положений нормативных актов следует, что подвалы входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Однако при решении вопроса, нужно ли учитывать площадь подвалов при определении общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме, в целях применения норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды следует принять во внимание, какие помещения учитывались при установлении этого норматива.
В данном случае при расчете подлежал применению норматив в размере 4 кВтч на 1 кв. м площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области".
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258, не определяют, какие помещения следовало учитывать при установлении данного норматива.
Как следует из разъяснений министерства энергетики и связи Архангельской области, изложенных в письме от 27.09.2012 N 203/01-13/2946 при определении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению площадь мест общего пользования принята равной показателю "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования" технического паспорта.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, в силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, уполномоченного давать разъяснения по применению Правил N 354, значения общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации. Указанным приказом утверждена форма технического паспорта здания.
В соответствии с Приложением 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37), технический паспорт здания (раздел "Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели") включает в себя показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
В представленном Обществом в ходе проверки в Инспекцию техническом паспорте на жилой дом, расположенный по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Советская, д. 91/11, составленном по состоянию на 02.12.2002, предусмотрена графа "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования", однако данная графа не заполнена.
Тем не менее, указанное обстоятельство не влечет невозможность применения установленного норматива с целью определения объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.
Материалы дела позволяют установить размер площади, соответствующий показателю "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
Обществом не оспаривается, что площадь лестничных клеток составляет 175,5 кв. м.
О наличии какой-либо иной площади, кроме площади подвала, подлежащей учету при определении размера показателя "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования", ООО "Уют" не заявляет.
Подвал не относится к общим коридорам или местам общего пользования, что следует из пунктов 3.3.5 и 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, и заявителем также не оспаривается.
В материалах дела имеется технический паспорт на жилой дом N 91/11 по ул. Советской г. Вельск Архангельской области, составленный по состоянию на 20.07.2015, согласно которому уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования составляет 605,2 кв. м. Однако данный документ составлен после принятия Инспекцией оспариваемого предписания и в ходе проверки Инспекции не был представлен. Кроме того, этот документ составлен за рамками проверенного периода - 2014 год. Таким образом, указанный технический паспорт не может быть принят в качестве надлежащего доказательства при проверке законности оспариваемого предписания.
Суд первой инстанции правомерно не принял в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, представленные Обществом с заявлением в суд экспликацию к поэтажному плану здания (строения) по состоянию на 13.04.2015 и акт обследования подвального помещения в многоквартирном доме N 91/11 по ул. Советской в г. Вельске от 15.05.2015, поскольку указанные документы составлены позднее рассматриваемого периода.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при расчете размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, следует учитывать площадь лестничных клеток - 175.5 кв. м.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания недействительным оспариваемого предписания Инспекции.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 сентября 2015 года по делу N А05-6502/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уют" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)