Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.10.2016 ПО ДЕЛУ N 11-15760/2016

Требование: Об оспаривании распоряжения об отказе в предоставлении субсидии, признании права на получение субсидии, обязании предоставить субсидию, заключить соглашение о рассрочке погашения задолженности по оплате капитального ремонта.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица указала, что является матерью двоих детей, в браке не состоит, в собственности истицы и ее детей находится квартира; истица подала заявление и необходимые документы для назначения субсидии, но ей в предоставлении данной субсидии было отказано ввиду предоставления неполного пакета документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2016 г. по делу N 11-15760/2016


Судья Карпова О.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Галимовой Р.М.
судей Скрябиной С.В., Козиной Н.М.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.Л.Р.А. на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 11 августа 2016 года по иску К.Л.Р.А. к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа, Специализированной некоммерческой организации - фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" об оспаривании распоряжения об отказе в предоставлении субсидии, признании права на получение субсидии, возложении обязанности предоставить субсидию, заключить соглашение о рассрочке погашения задолженности оплаты за капитальный ремонт.
Заслушав доклад судьи Галимовой Р.М. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:

К.Л.Р.А. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжения N 22 от 29 сентября 2015 года об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на получение субсидии с июля 2015 года, возложении обязанности на Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа предоставить субсидию с июля 2015 года, возложении обязанности на Специализированную некоммерческую организацию - фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" заключить с ней соглашение о рассрочке погашения задолженности оплаты за капитальный ремонт (л.д. 4, 15).
В обоснование иска истец указала, что является матерью двоих детей, в браке не состоит и имеет доход в размере менее **** рублей, в собственности истца и ее детей находится квартира по адресу: **** ****. 15 сентября 2015 истец через МФЦ подала заявление и необходимые документы для назначения субсидии, 02 октября 2015 года по почте выслано Распоряжение N 22 от 29 сентября 2015 г. УСЗН г. Златоуста об отказе в предоставлении субсидии ввиду предоставления неполного пакета документов; при повторном обращении в марте 2016 г. ей был указан список документов, которые нужно предоставить в МФЦ г. Златоуста, в котором значилась квитанция об оплате за капитальный ремонт или обязательство по рассрочке оплаты. На май 2016 г. долг по оплате за капитальный ремонт истца составлял более **** рублей, МФЦ г. Златоуста отказал в приеме документов ввиду не заключения соглашения о рассрочке оплаты задолженности с СНОФ "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области". В Златоустовском отделе СНОФ "РО капитального ремонта МКД Челябинской области" на заявление от 17 мая 2016 г. был дан отказ в предоставлении рассрочки оплаты.
Определением судьи от 01 июля 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Специализированная некоммерческая организация - фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" (л.д. 1).
Истец К.Л.Р.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.
Представители ответчиков Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа, Специализированной некоммерческой организации - фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" в судебном заседании участия не принимали.
Решением суда в удовлетворении исковых требований К.Л.Р.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец К.Л.Р.А. просит об отмене решения суда. Указывает, суд сослался на подзаконные нормативные акты и не учел ст. 159 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой у истца есть право на льготы; суд не учел наличие у истца инвалидности, назначение ей центром социальной защиты населения г. Златоуста материальной помощи в размере **** рублей; суд не учел, что на момент обращения к ответчику истец еще находилась на лечении и не вспомнила о подписанной расписке в МФЦ ЗГО о том, что она осведомлена о сдаче неполного пакета документов, расписку она увидела только в суде; суд не учел, что семья истца является малообеспеченной.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены: истец - посредством смс-уведомления при наличии в деле согласия на такой способ извещения, ответчики - заказной почтовой корреспонденцией, в суд апелляционной инстанции не явились, причины неявки не сообщили, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, \\ используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (ч. 2).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3).
В силу части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, * перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного предписания постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с п. 6 Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Пунктом 8 Правил предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления субсидии: а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения; б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими* платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; в), копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); в) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации; г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения; е) копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи - в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.
Аналогичный перечень документов предусмотрен Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 23 мая 2012 г. N 247-П.
Согласно п. 42 Правил уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, К.Л.Р.А., К.И.А., К.Е.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: **** (л.д. 42-49).
Согласно справке ООО "Биллинговый центр начислений" от 11 мая 2016 года (л.д. 14) у истца и членов ее семьи имеется задолженность по предоставленным коммунальным услугам в общей сумме **** рублей, в том числе по оплате за капитальный ремонт - **** рубля (л.д. 18). 14 сентября 2015 г. К.Л.Р.А. и ООО "НОВАТЭК-Челябинск" заключено соглашение о реструктуризации задолженности по оплате за природный газ в сумме **** рублей (л.д. 30). 15 сентября 2015 года К.Л.Р.А. было подписано обязательство перед ООО "БЦН" о погашении долга по ЖКУ (квартплате) по **** рублей ежемесячно (л.д. 28). 15 сентября 2015 К.Л.Р.А. обратилась к начальнику Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 марта 2015 года по 31 августа 2015 года (л.д. 27).
При этом К.Л.Р.А. были предоставлены следующие документы: справки ООО УК "КГХ" от 15 сентября 2016 года о составе семьи и начислении коммунальных услуг; обязательство о погашении долга по ЖКУ (квартплате), заключенное К.Л.Р.А. с ООО "БЦН"; справки ООО "НОВАТЭК-Челябинск" и М. ЧЭС; справка ЗФ ЧЭС от 11 сентября 2015 г.; соглашение о реструктуризации задолженности по оплате за природный газ, заключенное К.Л.Р.А. с ООО "НОВАТЭК-Челябинск" от 14 сентября 2015 г.; справка о доходах К.Л.Р.А. от 10 сентября 2015 г.; справка о размере алиментов, копии трудовой книжки и трудового договора К.Л.РА.; копия паспорта, свидетельства о расторжении брака К.Л.Р.А.; свидетельства о рождении детей; свидетельство о государственной регистрации права собственности.
К.Л.Р.А. при обращении в Многофункциональный центр настояла на приеме неполного пакета документов, предусмотренного п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и п. 11 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что подтверждено ее распиской (л.д. 26).
Распоряжением N 22 от 29 сентября 2015 Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа К.Л.Р.А. отказано в предоставлении субсидии по заявлению от 15 сентября 2015 г. на период с сентября 2015 г. по февраль 2016 г. на основании пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 N 761, в связи с предоставлением не полного пакета документов, о чем заявитель была уведомлена 29 сентября 2015 г. (л.д. 24). 17 мая 2016 года К.Л.Р.А. обратилась в Специализированную некоммерческую организацию - фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" с заявлением о принятии обязательства о том, что она обязуется оплачивать по **** рублей в месяц в счет погашения задолженности за капитальный ремонт в случае предоставления субсидии по квартплате (л.д. 16).
Письмом Специализированной некоммерческой организации - фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" от 07 июня 2016 года (л.д. 14 а) К.Л.Р.Б. разъяснено, что согласно постановлению Правительства Челябинской области N 511-п от 09 декабря 2013 г. Региональный оператор является некоммерческой организацией без права осуществления банковской и кредитной деятельности. В Уставе Регионального оператора не закреплено право предоставлять займы с рассрочкой платежа.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований К.Л.Р.А., суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение УСЗН N 22 от 29 сентября 2015 года об отказе в предоставлении субсидии вынесено обоснованно ввиду предоставления неполного пакета документов самой истицей, а именно: истцом не было приложено к заявлению соглашение об оплате задолженности за электроэнергию, документы о доходах не содержали сведений о годе, за который доходы получены, трудовая книжка и трудовой договор представлены в виде незаверенных копий; кроме того, истец не относится к категории граждан, имеющих льготы по уплате взносов на капитальный ремонт, законодательством РФ не предусмотрена обязанность СНОФ "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" заключать с должниками соглашения о рассрочке погашения задолженности по оплате за капитальный ремонт; введенные с 01 января 2016 года Федеральным законом N 399-ФЗ от 29 декабря 2015 года, Законом Челябинской области от 24 декабря 2015 года дополнительные меры поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт для отдельных категорий граждан в виде компенсации расходов будут реализовываться Управлением социальной защиты населения по установленному графику.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд сослался на подзаконные нормативные акты и не учел ст. 159 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой у истца есть право на льготы, не являются основанием к отмене решения суда, так как законодатель предусмотрел определенный порядок предоставления льгот по этой норме права, в частности, предоставления пакета документов, что указано в приведенных выше нормативных актах, истец сама не представила полный пакет необходимых документов, то есть не предприняла предусмотренные законом действия для получения льготы в виде субсидии, а это в силу ст. 42 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, является самостоятельным основанием к вынесению решения УСЗН об отказе в предоставлении льготы.
По этим же основаниям не состоятельны и доводы апелляционной жалобы о непринятии судом во внимание наличия у истца инвалидности, назначения ей центром социальной защиты населения г. Златоуста материальной помощи в размере **** рублей; того, что семья истца является малообеспеченной.
Доводы апелляционной жалобы истца о непринятии судом во внимание, что на момент обращения к ответчику истец еще находилась на лечении и не вспомнила о подписанной расписке в МФЦ ЗГО о том, что она осведомлена о сдаче неполного пакета документов, расписку она увидела только в суде; не состоятельны, так как эти обстоятельства правового значения не имеют.
Судом достоверно установлен факт сдачи истцом неполного пакета документов.
Законом предусмотрено предоставление льготы только при документальном подтверждении права на эту льготу при обращении в уполномоченный орган - в данном случае в Управление социальной защиты населения. Суд не может подменять собой данный уполномоченный орган.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 11 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Л.Р.А. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)