Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вяткиной А.А.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Шайко А.Е., действующего на основании доверенности от 01.06.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2017 по делу N А28-11434/2016, принятое судом в составе судьи Киселевой В.А.,
по иску открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (ОГРН 1024301316280, ИНН 4346011123)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Омега Люкс" (ОГРН 1084345137986, ИНН 4345242343),
о взыскании задолженности,
установил:
открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - Общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Омега Люкс" (далее - Компания, ответчик) 127 333 рублей 89 копеек задолженности по договору на подачу горячей воды от 08.07.2015 N 1 за период с мая по июль 2016 года.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. По мнению заявителя, заключив договор на поставку горячей воды, ответчик взял на себя обязанность оплачивать весь объем поставленного коммунального ресурса, исходя из показаний общедомового прибора учета. Тепловая энергия, затрачиваемая на горячее водоснабжение жильцами дома N 3 по ул. Егоровская, учитывается теплосчетчиком N ТСК-7, который фиксирует как количество тепловой энергии, затраченной на подогрев, так и объем ГВС. Расчет количества тепловой энергии, произведенный исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев и исключение из общего расчета остальной части количества тепловой энергии, зафиксированного прибором учета, является нарушением прав заявителя, поскольку Общество как ресурсоснабжающая организация имеет право получать плату за весь объем отпущенного ресурса.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что размер платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, должен определяться на основании пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя истца.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Обществом (ресурсоснабжающая организация) и Компанией (управляющая организация) заключен договор на подачу горячей воды от 08.07.2015 N 1 (далее - договор) (л.д. 15-25), в соответствии с пунктом 1.1 которого его предметом является подача ресурсоснабжающей организацией управляющей организации через присоединенную сеть горячей воды в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению потребителям коммунальных услуг в многоквартирных домах, управление которыми она осуществляет.
Перечень объектов жилищного фонда, договорное количество подаваемой горячей воды указаны в приложении N 1 к договору (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 3.3.1 договора управляющая организация обязалась производить оплату потребленной горячей воды в порядке и сроки, установленные договором.
Пунктом 4.1 договора определено, что объем отпущенной ресурсоснабжающей организацией горячей воды для целей расчетов по договору (расчетный объем) определяются на границе эксплуатационной ответственности сторон по каждому объекту жилищного фонда в соответствии с порядком определения общедомового потребления коммунальных услуг, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг, в том числе исходя из показаний общедомовых приборов учета, установленных на объектах жилищного фонда и допущенных в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также с использованием показаний индивидуальных приборов учета горячей воды и исходя из действующих нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.4 договора расчетный период для оплаты горячей воды устанавливается равным календарному месяцу (при наличии приборов учета календарный месяц исчисляется с 23 (25) по 23 (25) число).
Порядок расчетов за горячую воду установлен в приложении N 3 к договору (пункт 7.4 договора), в соответствии с которым до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, управляющей организации выставляется (доставляется нарочным, либо направляется по почте по месту нахождения управляющей организации) счет-фактура исходя из показаний приборов учета или нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды. В случае не оборудования объектов жилищного фонда общедомовыми приборами учета горячей воды счет-фактура выставляется с выделением: сумм, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в части платы за жилые помещения и места общего пользования; сумм, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в нежилых помещениях, которые не заключили договоры на подачу горячей воды с ресурсоснабжающей организацией, за коммунальные услуги, предоставленные в нежилые помещения и на общедомовые нужды; сумм, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в нежилых помещениях, которые заключили договоры на подачу горячей воды с ресурсоснабжающей организацией, за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды; сумм, подлежащих оплате управляющей организацией в связи с предоставлением потребителям по вине управляющей организации коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) в неустановленном объеме в размере произведенного снижения платы потребителям за горячее водоснабжение. Оплата производится управляющей организацией в разрезе указанных сумм ежедневно, по составляющей, указанной в пункте 1.2.4 приложения N 3 к договору в срок до 20-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, путем перечисления денежных средств с расчетного или специального банковского счета управляющей организации на расчетный счет ресурсоснабжающей организации. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
Согласно пунктам 9.1, 9.2 договора споры, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора, стороны будут стремиться решать путем обмена письмами (телеграммами, телетайпограммами и т.п.), заключения дополнительных соглашений, путем переговоров в порядке досудебного разбирательства, а также другими необходимыми мерами. Срок для рассмотрения претензий - 10 календарных дней с момента их получения. При недостижении согласия все споры и разногласия, связанные с заключением, изменением и расторжением договора, подлежат рассмотрению по заявлению одной из сторон в Арбитражном суде Кировской области.
Договор вступает в силу с момента его подписания последней из сторон и действует неопределенный срок. По соглашению сторон условия договора применяются к правоотношениям, возникшим с 19.06.2015 (пункт 11.1 договора).
Во исполнение условий договора истец в спорный период оказывал услуги по горячему водоснабжению в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, что подтверждается подписанными сторонами актами оказанных услуг (выполненных работ) (л.д. 88-90), и выставил для их оплаты счета-фактуры от 30.05.2016 N ТС/900/05/029 на сумму 144 707 рублей 77 копеек (л.д. 51), от 30.06.2016 N ТС/900/06/028 на сумму 116 638 рублей 41 копейка (л.д. 57), от 31.07.2016 N ТС/900/07/025 на сумму 49 715 рублей 15 копеек.
Расчет стоимости поданного ресурса произведен истцом по тарифам, утвержденным решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 30.11.2015 N 46/20-кс-2016 (л.д. 93-95).
В связи с неоплатой потребленного ресурса в предусмотренный договором срок истец направил ответчику претензию от 05.09.2016 N 22-01/6592 с требованием оплатить задолженность за май - июль 2016 года в размере 293 361 рубль 33 копейки.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Кировской области с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчик произвел частичное погашение задолженности, в связи с чем истец уточнил исковые требования, просил взыскать 127 333 рубля 89 копеек долга.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, придя к выводу о том, что размер платы за поставленный коммунальный ресурс должен определяться исходя из количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, признав ошибочной позицию истца, определившего стоимость горячей воды с учетом объема тепловой энергии, зафиксированного показаниями общедомового прибора учета.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статьям 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Обязательство ответчика по своевременной оплате поставленного истцом коммунального ресурса основано на заключенном сторонами договоре.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
С учетом того, что объектом поставки коммунального ресурса является многоквартирный жилой дом, к правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
В силу части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Материалами дела и пояснениями сторон подтверждается, что многоквартирный дом, горячее водоснабжение которого осуществлялось истцом, имеет закрытую систему теплоснабжения, так как горячая вода приготавливается на центральном тепловом пункте (пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении).
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Из пункта 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, следует, что под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 30.11.2015 N 46/20-кс-2016 для истца установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пунктом 38 Правил N 354 определено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Пунктом 26 приложения N 2 к правилам N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, в соответствии с которой размер платы рассчитывается исходя из объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, который, в свою очередь, рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, в качестве одного из компонентов формулы расчета является утвержденный в установленном порядке норматив.
Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 15.07.2015 N 101-р (л.д. 65-66) утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Учитывая вышеизложенное, и, принимая во внимание наличие утвержденного норматива, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что размер платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, должен определяться с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833, согласно которой управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется.
Пунктом 32 (1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила 306), установлено, что уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей. Таким образом, установленный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м) также учитывает и тепловые потери трубопроводов систем горячего водоснабжения, в том числе стояков и полотенцесушителей.
Также судебная коллегия находит необходимым отметить следующее.
Пунктом 15 Правил N 306 определено, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, определенном для их установления.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации).
Таким образом, в случае, если у Общества при применении нормативов, установленных распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 15.07.2015 N 101-р, возникают убытки, она праве обратиться в уполномоченный орган с обращением о их пересмотре либо инициировать процесс их пересмотра в судебном порядке.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2017 по делу N А28-11434/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Коммунэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2017 N 02АП-2712/2017 ПО ДЕЛУ N А28-11434/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2017 г. по делу N А28-11434/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вяткиной А.А.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Шайко А.Е., действующего на основании доверенности от 01.06.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Коммунэнерго"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2017 по делу N А28-11434/2016, принятое судом в составе судьи Киселевой В.А.,
по иску открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (ОГРН 1024301316280, ИНН 4346011123)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Омега Люкс" (ОГРН 1084345137986, ИНН 4345242343),
о взыскании задолженности,
установил:
открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - Общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Омега Люкс" (далее - Компания, ответчик) 127 333 рублей 89 копеек задолженности по договору на подачу горячей воды от 08.07.2015 N 1 за период с мая по июль 2016 года.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. По мнению заявителя, заключив договор на поставку горячей воды, ответчик взял на себя обязанность оплачивать весь объем поставленного коммунального ресурса, исходя из показаний общедомового прибора учета. Тепловая энергия, затрачиваемая на горячее водоснабжение жильцами дома N 3 по ул. Егоровская, учитывается теплосчетчиком N ТСК-7, который фиксирует как количество тепловой энергии, затраченной на подогрев, так и объем ГВС. Расчет количества тепловой энергии, произведенный исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев и исключение из общего расчета остальной части количества тепловой энергии, зафиксированного прибором учета, является нарушением прав заявителя, поскольку Общество как ресурсоснабжающая организация имеет право получать плату за весь объем отпущенного ресурса.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что размер платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, должен определяться на основании пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя истца.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Обществом (ресурсоснабжающая организация) и Компанией (управляющая организация) заключен договор на подачу горячей воды от 08.07.2015 N 1 (далее - договор) (л.д. 15-25), в соответствии с пунктом 1.1 которого его предметом является подача ресурсоснабжающей организацией управляющей организации через присоединенную сеть горячей воды в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению потребителям коммунальных услуг в многоквартирных домах, управление которыми она осуществляет.
Перечень объектов жилищного фонда, договорное количество подаваемой горячей воды указаны в приложении N 1 к договору (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 3.3.1 договора управляющая организация обязалась производить оплату потребленной горячей воды в порядке и сроки, установленные договором.
Пунктом 4.1 договора определено, что объем отпущенной ресурсоснабжающей организацией горячей воды для целей расчетов по договору (расчетный объем) определяются на границе эксплуатационной ответственности сторон по каждому объекту жилищного фонда в соответствии с порядком определения общедомового потребления коммунальных услуг, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг, в том числе исходя из показаний общедомовых приборов учета, установленных на объектах жилищного фонда и допущенных в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также с использованием показаний индивидуальных приборов учета горячей воды и исходя из действующих нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.4 договора расчетный период для оплаты горячей воды устанавливается равным календарному месяцу (при наличии приборов учета календарный месяц исчисляется с 23 (25) по 23 (25) число).
Порядок расчетов за горячую воду установлен в приложении N 3 к договору (пункт 7.4 договора), в соответствии с которым до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, управляющей организации выставляется (доставляется нарочным, либо направляется по почте по месту нахождения управляющей организации) счет-фактура исходя из показаний приборов учета или нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды. В случае не оборудования объектов жилищного фонда общедомовыми приборами учета горячей воды счет-фактура выставляется с выделением: сумм, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в части платы за жилые помещения и места общего пользования; сумм, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в нежилых помещениях, которые не заключили договоры на подачу горячей воды с ресурсоснабжающей организацией, за коммунальные услуги, предоставленные в нежилые помещения и на общедомовые нужды; сумм, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в нежилых помещениях, которые заключили договоры на подачу горячей воды с ресурсоснабжающей организацией, за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды; сумм, подлежащих оплате управляющей организацией в связи с предоставлением потребителям по вине управляющей организации коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) в неустановленном объеме в размере произведенного снижения платы потребителям за горячее водоснабжение. Оплата производится управляющей организацией в разрезе указанных сумм ежедневно, по составляющей, указанной в пункте 1.2.4 приложения N 3 к договору в срок до 20-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, путем перечисления денежных средств с расчетного или специального банковского счета управляющей организации на расчетный счет ресурсоснабжающей организации. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
Согласно пунктам 9.1, 9.2 договора споры, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора, стороны будут стремиться решать путем обмена письмами (телеграммами, телетайпограммами и т.п.), заключения дополнительных соглашений, путем переговоров в порядке досудебного разбирательства, а также другими необходимыми мерами. Срок для рассмотрения претензий - 10 календарных дней с момента их получения. При недостижении согласия все споры и разногласия, связанные с заключением, изменением и расторжением договора, подлежат рассмотрению по заявлению одной из сторон в Арбитражном суде Кировской области.
Договор вступает в силу с момента его подписания последней из сторон и действует неопределенный срок. По соглашению сторон условия договора применяются к правоотношениям, возникшим с 19.06.2015 (пункт 11.1 договора).
Во исполнение условий договора истец в спорный период оказывал услуги по горячему водоснабжению в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, что подтверждается подписанными сторонами актами оказанных услуг (выполненных работ) (л.д. 88-90), и выставил для их оплаты счета-фактуры от 30.05.2016 N ТС/900/05/029 на сумму 144 707 рублей 77 копеек (л.д. 51), от 30.06.2016 N ТС/900/06/028 на сумму 116 638 рублей 41 копейка (л.д. 57), от 31.07.2016 N ТС/900/07/025 на сумму 49 715 рублей 15 копеек.
Расчет стоимости поданного ресурса произведен истцом по тарифам, утвержденным решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 30.11.2015 N 46/20-кс-2016 (л.д. 93-95).
В связи с неоплатой потребленного ресурса в предусмотренный договором срок истец направил ответчику претензию от 05.09.2016 N 22-01/6592 с требованием оплатить задолженность за май - июль 2016 года в размере 293 361 рубль 33 копейки.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Кировской области с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчик произвел частичное погашение задолженности, в связи с чем истец уточнил исковые требования, просил взыскать 127 333 рубля 89 копеек долга.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, придя к выводу о том, что размер платы за поставленный коммунальный ресурс должен определяться исходя из количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, признав ошибочной позицию истца, определившего стоимость горячей воды с учетом объема тепловой энергии, зафиксированного показаниями общедомового прибора учета.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статьям 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Обязательство ответчика по своевременной оплате поставленного истцом коммунального ресурса основано на заключенном сторонами договоре.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
С учетом того, что объектом поставки коммунального ресурса является многоквартирный жилой дом, к правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
В силу части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Материалами дела и пояснениями сторон подтверждается, что многоквартирный дом, горячее водоснабжение которого осуществлялось истцом, имеет закрытую систему теплоснабжения, так как горячая вода приготавливается на центральном тепловом пункте (пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении).
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Из пункта 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, следует, что под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 30.11.2015 N 46/20-кс-2016 для истца установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пунктом 38 Правил N 354 определено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Пунктом 26 приложения N 2 к правилам N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, в соответствии с которой размер платы рассчитывается исходя из объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, который, в свою очередь, рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, в качестве одного из компонентов формулы расчета является утвержденный в установленном порядке норматив.
Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 15.07.2015 N 101-р (л.д. 65-66) утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Учитывая вышеизложенное, и, принимая во внимание наличие утвержденного норматива, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что размер платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, должен определяться с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833, согласно которой управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется.
Пунктом 32 (1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила 306), установлено, что уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей. Таким образом, установленный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м) также учитывает и тепловые потери трубопроводов систем горячего водоснабжения, в том числе стояков и полотенцесушителей.
Также судебная коллегия находит необходимым отметить следующее.
Пунктом 15 Правил N 306 определено, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, определенном для их установления.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации).
Таким образом, в случае, если у Общества при применении нормативов, установленных распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 15.07.2015 N 101-р, возникают убытки, она праве обратиться в уполномоченный орган с обращением о их пересмотре либо инициировать процесс их пересмотра в судебном порядке.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2017 по делу N А28-11434/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Коммунэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Судьи
Т.М.ПОЛЯШОВА
Т.В.ЧЕРНИГИНА
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Судьи
Т.М.ПОЛЯШОВА
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)