Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2016 N 07АП-5324/2016 ПО ДЕЛУ N А45-954/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. по делу N А45-954/2016


резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016
текст постановления изготовлен в полном объеме 28 июля 2016
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: Т.В. ПавлюкЮ А.Ю. Сбитнева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Бойко И.В. - доверенность от 05.05.16
от заинтересованного лица: без участия, извещен
от третьего лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Строймонтаж" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 апреля 2016 года по делу N А45-954/2016 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Строймонтаж" (ОГРН 1145476116059, ИНН 5410786919, г. Новосибирск, ул. Дунаевского, д. 3) к государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ОГРН 1055406102223, ИНН 5406308363, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 18)
третье лицо: акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (ОГРН 1045401912401, ИНН 5405270340, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, д. 57)
о признании предписания N 05-03-032/764-02 от 23.11.2015 недействительным,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Строймонтаж" (далее - заявитель, ООО "УК "Строймонтаж", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ) о признании недействительным предписания N 05-03-032/764-02 от 23.11.2015.
Определением от 16.03.2016 Арбитражного суда Новосибирской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - третье лица, АО "СИБЭКО").
Решением от 14.04.2016 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "УК "Строймонтаж" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.04.2016 по делу N А45-954/2016 полностью и принять по делу новый судебный акт: признать предписание Государственной жилищной инспекции Новосибирской области N 05-03-032/764-2 от 23.11.2015 недействительным.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что ГЖИ НСО не определило перечень мероприятий, которые общество должно исполнить в рамках предоставленных управляющей организации действующим законодательством РФ полномочий по предоставлению коммунальных услуг; с целью обеспечения собственников помещений МКД горячей водой, соответствующей установленному температурному режиму, ООО "УК "Строймонтаж" инициировала общие собрание собственников помещений МКД с вопросом об оснащении дома необходимым инженерным оборудованием; в материалы дела были представлены соответствующие протоколы общих собраний собственников помещений МКД, согласно которым собственники помещений отказались от работ по восстановлению циркуляции.
АО "СИБЭКО" представило пояснения, в которых указало, качество горячего водоснабжения в помещениях многоквартирного дома напрямую зависит от внутридомового оборудования, поддержание которого является зоной ответственности исполнителя коммунальных услуг, приобщаются в порядке статьи 81 АПК РФ.
Инспекция, третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя Инспекции и третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Государственной жилищной инспекцией Новосибирской области в отношении ООО "УК "Строймонтаж" была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению заявителем лицензионных требований и выполнению мероприятий по предписанию N 05-09-078/52 от 03.08.2015.
По результатам проверки заинтересованным лицом выдано обществу предписание от 23.11.2015 N 05-03-032/764-02, которым по выявленным нарушениям при оказании коммунальных услуг и предложено выполнить мероприятия и работы по исполнению лицензионных требований в срок до 01.03.2016 и обеспечить нормативным температурным режимом горячего водоснабжения не менее +60 градусов С в точке водоразбора у собственника жилого помещения N 2 с предоставлением акта, подтверждающего устранение недостатков предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "УК "Строймонтаж" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания заинтересованного лица.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Подпункт "б" пункта 4 Правил N 354 устанавливает, что горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исполнителем услуг, согласно указанным Правилам, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
ООО "УК "Строймонтаж" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 054-000113 от 29.04.2015 и договора управления многоквартирного дома от 01.01.2015, следовательно является исполнителем коммунальных услуг и ответственным лицом за обеспечение благоприятными и безопасными условиями проживания граждан, качественное предоставление коммунальных услуг жителям дома N 57 а по ул. Магистральная.
Подпункт "в" пункта 3 Правил N 354 устанавливает условия предоставления коммунальных услуг, согласно которым предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг (подпункт "а" пункт 149 Правил N 354).
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к данным Правилам.
Пунктами 4 и 5 приложения N 1 Правил N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг по горячему водоснабжению: бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года с допустимой продолжительностью перерыва подачи воды, обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) с допустимым отклонением температуры в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время - не более чем на 5°С, в дневное время - не более чем на 3°С.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Как следует из материалов дела, 16.11.2015 в 09.30 час. при проведении проверки выполнения мероприятий по предписанию N 05-09-078/52 от 03.08.2015 установлено, что при проведении замеров в точке водозабора ванной комнаты в квартире N 2 дома N 57а по ул. Магистральной температура горячей воды составила +44 градуса С, что не соответствует нормативу, и как следствие качеству коммунальных услуг, установленных Правилами N 354.
Согласно суточного отчета о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы температура подачи горячего водоснабжения на вводе в дом 16.11.2015 в 09.00 час. составила +60, 34 градусов С, а в 10 часов зафиксирована +60, 16 градусов С.
Условия договора управления многоквартирного дома от 01.01.2015 на управляющую компанию возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе для достижения целей предоставления коммунальных услуг надлежащего качества приняла на себя обязанности самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов организовать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, организовать предоставление коммунальных услуг установленного уровня качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления.
Таким образом, ООО "УК "Строймонтаж" нарушило правила предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, нормативы предоставления коммунальной услуги, а именно подпункты 31а, к, 104, 105, 107,108, 109, 110, п. 5 приложения N 1 Правил N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктами 10, 11 Положения о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 15.04.2012 N 208-п в целях соблюдения порядка предоставления коммунальных услуг закреплено право инспекции проводить мероприятия по контролю и инспекционные обследования любого подконтрольного объекта, независимо от его ведомственной подчиненности и формы собственности и выдавать в случае выявления нарушений обязательные для исполнения предписания.
На основании изложенного, ГЖИ НСО обоснованно выдано ООО "УК "Строймонтаж" предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений Правил N 354.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при осуществлении управления многоквартирным домом N 57а по ул. Магистральная заявителем допущены нарушения лицензионных требований - не обеспечено принятие мер по устранению нарушений в предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям дома.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что конструктивные особенности системы централизованного горячего водоснабжения дома N 57а по ул. Магистральная в г. Новосибирске (отсутствие циркуляционного трубопровода во внутриквартальных и внутридомовых сетях) не могут служить основанием для освобождения общества от исполнения обязанности по предоставлению жителям дома коммунальной услуги надлежащего качества и не свидетельствуют о неисполнимости предписания, а также указал, что заявитель не представил доказательств о перерасчете собственникам помещений платы за коммунальную услугу; обращений к собственникам с предложением по монтажу системы циркуляции на доме с обоснованием стоимости работ по монтажу систему циркуляции к собственникам дома, с иными предложениями по нормализации качества предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Доводы общества о том, что в действиях ООО "УК "Строймонтаж" отсутствует вина в предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, поскольку температура горячей воды ненадлежащего качества предоставляется ресурсоснабжающей организацией (изложены в заявлении), не принимаются во внимание апелляционным судом, поскольку не свидетельствуют об отсутствии оснований выдачи оспариваемого предписания.
В рассматриваемом случае предметом заявленных требований является именно законность предписания, а не привлечение общества к административной ответственности за неисполнение предписания либо за совершение правонарушения, выразившегося в нарушении установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами, в связи с чем доводы апеллянта об отсутствии у него вины в допущенных нарушениях признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В связи с чем указанный довод апеллянта (об отсутствии вины в ненадлежащем качестве коммунальной услуги) не может служить доказательством незаконности предписания, само по себе не влечет освобождения ООО "УК "Строймонтаж" как исполнителя коммунальных услуг от обязанности оказывать жильцам многоквартирного дома коммунальную услугу горячего водоснабжения надлежащего качества, отвечающую санитарным и техническим требованиям, нарушение которых послужило основанием выдачи оспариваемого предписания.
Положения пункта 76 Правил N 354 означают возложение на исполнителя коммунальных услуг ответственности, в том числе и за выбор контрагента, поставляющего коммунальные ресурсы, используемые исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления названных услуг гражданам. Эти положения соответствуют закрепленному в пункте 49 Правил N 354 правовому статусу исполнителя коммунальных услуг как лица, обязанного, с одной стороны, самостоятельно производить или приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а с другой стороны, предоставлять потребителям коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для их жизни, здоровья и не причиняющие вреда их имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором управления.
Признание незаконным предписания в данном случае по существу освободит общество от обязанности по соблюдению санитарных и технических требований к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг и без достаточных оснований обременит потребителей коммунальных услуг необходимостью обращаться за защитой своих прав и законных интересов к иным лицам, с которыми они не связаны никакими правовыми отношениями.
Указанная позиция согласуется с выводами, изложенными в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.04.2012 N 15417/11.
При этом, как отмечено выше, ООО "УК "Строймонтаж" является организацией, которая взяла на себя ответственность за предоставление услуги горячего водоснабжения надлежащего качества.
ООО "УК "Строймонтаж" указывает на принятие им мер для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжения надлежащего качества: с АО "СИБЭКО" заключен договор горячего водоснабжения N 849 от 16.10.2015 с условием показателя качества горячей воды 63-75 гр.ц.; в адрес АО "СИБЭКО" направлены требования (претензии) по надлежащему исполнению договора N 849 от 16.10.2015 (в редакции протокола урегулирования разногласий), по принятию мер по восстановлению циркуляционной системы в поселке Пашино, в адрес прокуратуры Калининского района было направлено обращение о сложившейся ситуации и принятии мер прокурорского реагирования к собственнику инженерных сетей и ресурсоснабжающей организации по восстановлению циркуляционной системы в п. Пашино.
Несмотря на совершение указанных действий ООО "УК "Строймонтаж" не обеспечило соблюдение вышеуказанных Правил и не предприняло все возможные меры для обеспечения соблюдения требований по предоставлению коммунальной услуги потребителям многоквартирного дома.
Доводы о том, что с целью обеспечения собственников помещений МКД горячей водой, соответствующей установленному температурному режиму, ООО "УК "Строймонтаж" инициировала общие собрание собственников помещений МКД с вопросом об оснащении дома необходимым инженерным оборудованием, об отказе собственников помещений МКД от проведения работ по восстановлению циркуляции документально не подтверждены, протоколы общих собраний собственников помещений МКД в материалы дела не представлены.
Доводы о неисполнимости оспариваемого предписания не нашли своего подтверждения при проверке материалов дела.
Нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении внеплановой проверки судом апелляционной инстанцией не установлено.
При вынесении решения, суд в полном объеме исследовал доказательства, имеющие значения для дела, пришел к обоснованному выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы относятся на ее подателя, излишне уплаченная сумма государственной пошлины в размере 1500 руб., подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 156, 104, 110, 258, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14 апреля 2016 года по делу N А45-954/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Строймонтаж" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Строймонтаж" (ОГРН 1145476116059, ИНН 5410786919) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 05.05.2016 N 401.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
С.Н.ХАЙКИНА

Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
А.Ю.СБИТНЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)