Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 13.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-18227/2017

Требование: О возложении обязанности перейти на индивидуальный источник отопления.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Собственниками помещений многоквартирного жилого дома на собрании было принято решение о переводе дома на индивидуальную систему теплоснабжения посредством установки газовых котлов, однако ответчики как собственники жилых помещений в доме решение общего собрания не исполняют.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2017 г. по делу N 33-18227/2017


Судья Шарифуллин И.И.
учет N 116г

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Абдуллиной Г.А. и Гиниатуллиной Ф.И.
при секретаре судебного заседания Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гилманова Р.Р. апелляционную жалобу М.Г. и М.П. и М.Е. и М. и М., В., А. на решение Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 06 сентября 2017 года, которым постановлено:
иск общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ютазинского муниципального района", исполнительного комитета п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан к М.Г., В. (М.), М., М.Е., М., М.П., А. о возложении обязанности перейти на индивидуальный источник отопления удовлетворить.
Обязать М.Г., В. (М.), М., М.Е., М., М.П., А. - собственников квартиры <адрес>, исполнить решение собственников многоквартирного жилого дома <адрес> от 19 июня 2017 года - перейти на индивидуальный источник отопления в течение двух недель со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с М.Г., В. (М.), М., М.Е., М., М.П., А. в соответствующий уровень бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ютазинского муниципального района" (далее - ООО "УК Ютазинского муниципального района"), исполнительный комитет п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан обратились в суд с иском к М.Г. и М.П. и М.Е. и М. и М., В., А. о возложении обязанности перейти на индивидуальный источник отопления.
В обоснование иска указано, что в соответствии с уведомлением конкурсного управляющего ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС", признанного несостоятельным (банкротом) решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2016 года, прекращается теплоснабжение всех потребителей п.г.т. Уруссу, получающих центральное отопление от ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС". Собственниками помещений многоквартирного жилого дома <адрес> 19 июня 2017 года принято решение о переходе указанного многоквартирного дома на индивидуальную поквартирную систему отопления помещений, допустив подрядную организацию для выполнения работ, в том числе по монтажу нового газопровода. Ответчики, являясь собственниками квартиры.... указанного дома, отказываются перейти на индивидуальную поквартирную систему отопления, что может привести к нарушению теплового баланса жилого дома и выходу из строя части общедомового имущества.
На основании изложенного, истцы просили суд обязать ответчиков исполнить решение собственников многоквартирного жилого дома <адрес> от 19 июня 2017 года - перейти на индивидуальный источник отопления.
Суд иск удовлетворил и принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе М.Г. и М.П. и М.Е. и М. и М., В., А. просят решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске. В жалобе указано на неправомерность возложения на ответчиков расходов по организации теплоснабжения их жилья, поскольку данные вопросы законом отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Помимо этого, в жалобе содержатся доводы о затруднительности исполнения вынесенного судом решения при отсутствии в его резолютивной части указаний о способе перехода на индивидуальную систему отопления.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 года, в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
В соответствии с п. 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации N 170 от 27 сентября 2003 года, системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 данного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно пп. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из материалов дела, М.Г. и М.П. и М.Е. и М. и М., В., А. являются собственниками жилого помещения по <адрес>.
Управление указанным многоквартирным жилым домом осуществляет ООО "УК Ютазинского муниципального района", которое является коммерческой организацией, созданной в целях: управления жилищным фондом и другими объектами жилищно-коммунальной сферы Ютазинского муниципального района Республики Татарстан; организации обеспечения содержания, эксплуатации, ремонта и благоустройства объектов жилищного фонда и других объектов жилищно-коммунальной сферы муниципального района (п. 2.1 Устава).
ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС" - единственная теплоснабжающая организация, которая обеспечивала тепловой энергией все многоквартирные жилые дома в п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан, в том числе и многоквартирный жилой дом <адрес>, в настоящее время выведена из эксплуатации.
В связи с предстоящим выводом из эксплуатации ЗАО "ТГК Уруссинская ГРЭС" исполнительным комитетом п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан принято постановление N 35 от 25 октября 2016 года, которым утверждена актуализированная схема теплоснабжения п.г.т. Уруссу Ютазинского муниципального района Республики Татарстан. Актуализированная схема теплоснабжения предусматривает 100% переход всех жилых помещений многоквартирных жилых домов на индивидуальные поквартирные системы отопления - установку в жилых помещениях двухконтурных газовых котлов с закрытой камерой сгорания.
19 июня 2017 года состоялось общее собрание собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по <адрес>. Согласно протоколу данного общего собрания собственников жилья, общее количество голосов собственников помещений многоквартирном доме, принявших участие в общем собрании составляет 70.52% от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
59% собственников жилых помещений, участвовавших на указанном общем собрании, решили перейти на индивидуальную поквартирную систему отопления.
Между муниципальным образованием "п.г.т. Уруссу" Ютазинского муниципального района, ГКУ "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей Республики Татарстан" и ООО "УК Ютазинского муниципального района" 01 января 2017 года заключено соглашение о взаимодействии при проектировании, строительстве газопровода на объектах жилого фонда в населенном пункте п.г.т. Уруссу, согласно условиям которого: муниципальное образование "п.г.т. Уруссу" предоставляет муниципальный правовой акт об изменении схемы теплоснабжения, технические условия на газоснабжение; ГКУ "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей Республики Татарстан" осуществляет строительный контроль объектов в соответствии с перечнем видов работ, согласно ПД, с привлечением специализированной организации; ООО "УК Ютазинского муниципального района" формирует заявку с перечнем объектов и мероприятий по строительству газопроводов, обеспечивает доступ к объектам жилого фонда для проведения газопровода.
Принимая решение об удовлетворении заявленных органом местного самоуправления и управляющей организацией исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вопросы о техническом переоборудовании системы газоснабжения многоквартирного жилого дома и переходе жилых помещений на индивидуальные источники отопления действующим жилищным законодательством Российской Федерации отнесены к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такое решение принято большинством голосов на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от 19 июня 2017 года. Данное решение общего собрания собственников помещений дома в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано, следовательно, в силу ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчики обязаны его исполнить.
Кроме того, судом правомерно отклонены возражения ответчиков против приобретения за их счет газового котла, системы отопления и финансирования работ по установке этого оборудования.
В соответствии с положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя содержания жилого помещения несет его собственник.
В соответствии с пунктом 3 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307, подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения. По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
При этом, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307, Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года N 808, не предусмотрена обязанность органов местного управления приобретать за счет средств муниципального бюджета теплопотребляющие установки и оборудование для потребителей тепловой энергии, а также финансировать работы по их установке в принадлежащих потребителям жилых помещениях.
С учетом изложенного, доводы ответчиков о несогласии с необходимостью несения расходов по оборудованию принадлежащей им квартиры индивидуальной системой отопления не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных управляющей организацией и органом местного самоуправления исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы ответчиков М.Г. и М.П. и М.Е. и М. и М., В., А. о том, что расходы по установке в их квартире индивидуальной системы отопления обязаны нести органы местного самоуправления за счет средств муниципального бюджета, в силу изложенного являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Доводы жалобы ответчиков о неясности порядка исполнения принятого судом решения не могут служить основанием для его отмены, поскольку в силу ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае наличия затруднений исполнения судебного акта заинтересованные лица вправе обратиться в суд с заявлением о его разъяснении.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ответчиков судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 06 сентября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Г. и М.П. и М.Е. и М. и М., В., А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)