Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 04 августа 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Ильющенко О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котловым Р.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании без участия представителей сторон дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" (ОГРН: 1061001043421; далее - ООО "Энергокомфорт".Карелия") к государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН: 1091001011265; далее - инспекция) о признании недействительным предписания N 41 от 28.01.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" (ОГРН: 1031000052335; далее - АО "ПКС".
Суд
следующее.
ООО "Энергокомфорт".Карелия" (ресурсоснабжающая организация) осуществляет продажу электрической энергии потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 2б по ул. Ровио в г. Петрозаводске.
В связи с обращением жильцов указанного дома об установке общедомового прибора учета электрической энергии и начислении платежей на основании его показаний инспекцией на основании распоряжения от 24.12.2015 N 887 в отношении ООО "Энергокомфорт".Карелия" проведена внеплановая документарная проверка.
В рамках проверки инспекция установила следующее.
АО "ПКС" (сетевая организация; ранее - ОАО "ПКС") в многоквартирном доме N 2б по ул. Ровио установило общедомовой прибор учета электроэнергии Меркурий 230 ART - PQCSIGDN, заводской номер N 19092428. АО "ПКС", ООО "Энергокомфорт".Карелия" и МУП "ПетроГИЦ" 05.09.2014 подписали акт N 31785 о приемке в коммерческую эксплуатацию прибора учета.
По запросу инспекции ООО "Энергокомфорт".Карелия" представило пояснения от 12.01.2016 N 302/1-73 и отчеты по расчету платы за электрическую энергию на общедомовые нужды с февраля по декабрь 2015 года, из которых следует, что заявитель начислял плату за электрическую энергию по формулам 10, 12, приведенным в пунктах 10, 13 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При этом в соответствии с формулой 12 объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определялся исходя из показаний общедомового прибора учета электрической энергии.
Инспекция также установила, что постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 20.02.2015 N 879 многоквартирный дом N 2б по ул. Ровио признан аварийным и подлежащим сносу, включен в Перечень домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после 01.01.2012.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 28.01.2016 N 887, в котором инспекция сделала вывод, что многоквартирный дом неправомерно оборудован прибором учета и объем электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, не может определяться на основании его показаний.
Предписанием N 41 от 28.01.2016 инспекция указала на нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), обязала ООО "Энергокомфорт".Карелия" в срок до 31.03.2016 выполнить корректировку платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды многоквартирного дома N 2б по ул. Ровио за период с февраля 2015 года, в соответствии с пунктом 48 Правил N 354.
Заявитель с предписанием N 41 от 28.01.2016 не согласен; считает, что поскольку спорный дом признан аварийным после 01.01.2013, он подлежит оборудованию общедомовым прибором учета, показания которого должны применяться при определении объема электрической энергии; считает, что основания для перерасчета платы за поставленную электрическую энергию отсутствуют. Третье лицо в возражениях на отзыв инспекции поддерживает позицию заявителя.
Инспекция с требованием не согласна; считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.
В отношении доводов сторон суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе к деятельности лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктами 2, 4, 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, пунктами 1, 9 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 N 281-П, инспекция осуществляет на территории Республики Карелия государственный контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований жилищного законодательства, в том числе требований к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, управлению многоквартирными домами, установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354, утвержденные в соответствии с указанной нормой, устанавливают, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учет, и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункты 44, 48 Правил N 354).
При этом используемый в формуле 10 показатель - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета определяется по формуле 12 исходя из показаний такого прибора учета (пункт 13 Приложения N 2), а при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета - исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги (пункт 17 Приложения N 2).
В рассматриваемом случае ООО "Энергокомфорт".Карелия" рассчитывало плату и определяло объем электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме.
Инспекция считает, что поскольку спорный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установка общедомового прибора учета не является правомерной и с момента признания дома аварийным (февраль 2015 года) плата за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды, должна быть пересчитана на основании норматива потребления (пункт 48 Правил N 354 - порядок определения размера платы за коммунальную услугу при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета).
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, в силу предложения 5 части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Суд не соглашается с доводами заявителя и третьего лица о том, что способы организации учета энергоресурсов, приведенные в данной норме, не подлежат применению только в том случае, когда дома признаны ветхими и аварийными до 01.01.2013, поскольку из буквального содержания данной нормы следует, что ограничение срока (до 1 января 2013 года) не распространяет свое действие на ветхое и аварийное жилье, а установлено только в отношении объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту.
Суд также не соглашается с выводом инспекции о том, что установка общедомового прибора учета в спорном доме неправомерна.
Из материалов дела следует, что на момент установки АО "ПКС" общедомового прибора учета дом N 2б по ул. Ровио не был признан аварийным, соответствующее постановление администрации Петрозаводского городского округа N 879 от 20.02.2015 было вынесено спустя полгода после установки прибора учета, таким образом, у сетевой организации имелись основания для его установки и данный вывод инспекции не обоснован.
Кроме этого, согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016 (раздел "разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике", вопрос 3), в предложении 5 части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
В рассматриваемом случае доказательств отсутствия технической возможности установки прибора учета в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627, а также невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания прибора учета вследствие признания многоквартирного дома аварийным инспекция не представила. В техническом заключении по обследованию жилого дома, составленном ООО "САПР", такой вывод отсутствует.
Согласно распоряжению о проведении проверки и акту от 28.01.2016 N 887 инспекция проверяла начисление платы с февраля 2015 года по декабрь 2015 года. При этом из материалов проверки не усматривается что, установив использование с момента признании дома аварийным показаний общедомового прибора учета для определения объема электрической энергии, инспекция сравнивала размер обязательств собственников по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды, рассчитанных исходя из показаний общедомового прибора учета и нормативов потребления.
ООО "Энергокомфорт".Карелия" представило ежемесячные отчеты по расчету платы на общедомовые нужды, в которых отразило начисления исходя из показаний общедомового прибора учета по каждой квартире, а также начисления исходя из норматива потребления.
Из представленных отчетов следует, что с февраля по март 2015 года и с мая по декабрь 2015 года плата за электрическую энергию на общедомовые нужды исходя из объема электрической энергии, определенного по общедомовому прибору учета, значительно превышает плату исходя из объема электрической энергии, определенного по нормативу. В апреле 2015 года начисления жильцам не превышали платы, рассчитанной исходя из норматива потребления.
Таким образом, предписание от 28.01.2016 N 41 в части требования произвести корректировку платы с февраля по март 2015 года и с мая по декабрь 2015 года исходя из норматива потребления соответствует указанной правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016).
Поскольку в апреле 2015 года обязательства жильцов по оплате потребленной электрической энергии на общедомовые нужды не превышали утвержденные нормативы потребления, основания для корректировки платы за данный период отсутствуют и оспариваемое предписание в указанной части не является обоснованным.
При таких обстоятельствах заявленное требование подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", расходы заявителя по уплате государственной пошлины суд относит на инспекцию в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Заявленное требование удовлетворить частично.
Признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предписание государственной жилищной инспекции Республики Карелия N 41 от 28.01.2016 в части обязания общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" выполнить корректировку размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, за апрель 2015 года.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
2. Взыскать с государственной жилищной инспекции Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 04.08.2016 ПО ДЕЛУ N А26-2318/2016
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2016 г. по делу N А26-2318/2016
Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 04 августа 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Ильющенко О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котловым Р.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании без участия представителей сторон дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" (ОГРН: 1061001043421; далее - ООО "Энергокомфорт".Карелия") к государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН: 1091001011265; далее - инспекция) о признании недействительным предписания N 41 от 28.01.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" (ОГРН: 1031000052335; далее - АО "ПКС".
Суд
установил:
следующее.
ООО "Энергокомфорт".Карелия" (ресурсоснабжающая организация) осуществляет продажу электрической энергии потребителям, проживающим в многоквартирном доме N 2б по ул. Ровио в г. Петрозаводске.
В связи с обращением жильцов указанного дома об установке общедомового прибора учета электрической энергии и начислении платежей на основании его показаний инспекцией на основании распоряжения от 24.12.2015 N 887 в отношении ООО "Энергокомфорт".Карелия" проведена внеплановая документарная проверка.
В рамках проверки инспекция установила следующее.
АО "ПКС" (сетевая организация; ранее - ОАО "ПКС") в многоквартирном доме N 2б по ул. Ровио установило общедомовой прибор учета электроэнергии Меркурий 230 ART - PQCSIGDN, заводской номер N 19092428. АО "ПКС", ООО "Энергокомфорт".Карелия" и МУП "ПетроГИЦ" 05.09.2014 подписали акт N 31785 о приемке в коммерческую эксплуатацию прибора учета.
По запросу инспекции ООО "Энергокомфорт".Карелия" представило пояснения от 12.01.2016 N 302/1-73 и отчеты по расчету платы за электрическую энергию на общедомовые нужды с февраля по декабрь 2015 года, из которых следует, что заявитель начислял плату за электрическую энергию по формулам 10, 12, приведенным в пунктах 10, 13 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При этом в соответствии с формулой 12 объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определялся исходя из показаний общедомового прибора учета электрической энергии.
Инспекция также установила, что постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 20.02.2015 N 879 многоквартирный дом N 2б по ул. Ровио признан аварийным и подлежащим сносу, включен в Перечень домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после 01.01.2012.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 28.01.2016 N 887, в котором инспекция сделала вывод, что многоквартирный дом неправомерно оборудован прибором учета и объем электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, не может определяться на основании его показаний.
Предписанием N 41 от 28.01.2016 инспекция указала на нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), обязала ООО "Энергокомфорт".Карелия" в срок до 31.03.2016 выполнить корректировку платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды многоквартирного дома N 2б по ул. Ровио за период с февраля 2015 года, в соответствии с пунктом 48 Правил N 354.
Заявитель с предписанием N 41 от 28.01.2016 не согласен; считает, что поскольку спорный дом признан аварийным после 01.01.2013, он подлежит оборудованию общедомовым прибором учета, показания которого должны применяться при определении объема электрической энергии; считает, что основания для перерасчета платы за поставленную электрическую энергию отсутствуют. Третье лицо в возражениях на отзыв инспекции поддерживает позицию заявителя.
Инспекция с требованием не согласна; считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.
В отношении доводов сторон суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе к деятельности лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктами 2, 4, 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, пунктами 1, 9 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 N 281-П, инспекция осуществляет на территории Республики Карелия государственный контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований жилищного законодательства, в том числе требований к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, управлению многоквартирными домами, установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354, утвержденные в соответствии с указанной нормой, устанавливают, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учет, и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункты 44, 48 Правил N 354).
При этом используемый в формуле 10 показатель - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета определяется по формуле 12 исходя из показаний такого прибора учета (пункт 13 Приложения N 2), а при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета - исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги (пункт 17 Приложения N 2).
В рассматриваемом случае ООО "Энергокомфорт".Карелия" рассчитывало плату и определяло объем электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме.
Инспекция считает, что поскольку спорный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установка общедомового прибора учета не является правомерной и с момента признания дома аварийным (февраль 2015 года) плата за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды, должна быть пересчитана на основании норматива потребления (пункт 48 Правил N 354 - порядок определения размера платы за коммунальную услугу при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета).
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, в силу предложения 5 части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Суд не соглашается с доводами заявителя и третьего лица о том, что способы организации учета энергоресурсов, приведенные в данной норме, не подлежат применению только в том случае, когда дома признаны ветхими и аварийными до 01.01.2013, поскольку из буквального содержания данной нормы следует, что ограничение срока (до 1 января 2013 года) не распространяет свое действие на ветхое и аварийное жилье, а установлено только в отношении объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту.
Суд также не соглашается с выводом инспекции о том, что установка общедомового прибора учета в спорном доме неправомерна.
Из материалов дела следует, что на момент установки АО "ПКС" общедомового прибора учета дом N 2б по ул. Ровио не был признан аварийным, соответствующее постановление администрации Петрозаводского городского округа N 879 от 20.02.2015 было вынесено спустя полгода после установки прибора учета, таким образом, у сетевой организации имелись основания для его установки и данный вывод инспекции не обоснован.
Кроме этого, согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016 (раздел "разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике", вопрос 3), в предложении 5 части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
В рассматриваемом случае доказательств отсутствия технической возможности установки прибора учета в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627, а также невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания прибора учета вследствие признания многоквартирного дома аварийным инспекция не представила. В техническом заключении по обследованию жилого дома, составленном ООО "САПР", такой вывод отсутствует.
Согласно распоряжению о проведении проверки и акту от 28.01.2016 N 887 инспекция проверяла начисление платы с февраля 2015 года по декабрь 2015 года. При этом из материалов проверки не усматривается что, установив использование с момента признании дома аварийным показаний общедомового прибора учета для определения объема электрической энергии, инспекция сравнивала размер обязательств собственников по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды, рассчитанных исходя из показаний общедомового прибора учета и нормативов потребления.
ООО "Энергокомфорт".Карелия" представило ежемесячные отчеты по расчету платы на общедомовые нужды, в которых отразило начисления исходя из показаний общедомового прибора учета по каждой квартире, а также начисления исходя из норматива потребления.
Из представленных отчетов следует, что с февраля по март 2015 года и с мая по декабрь 2015 года плата за электрическую энергию на общедомовые нужды исходя из объема электрической энергии, определенного по общедомовому прибору учета, значительно превышает плату исходя из объема электрической энергии, определенного по нормативу. В апреле 2015 года начисления жильцам не превышали платы, рассчитанной исходя из норматива потребления.
Таким образом, предписание от 28.01.2016 N 41 в части требования произвести корректировку платы с февраля по март 2015 года и с мая по декабрь 2015 года исходя из норматива потребления соответствует указанной правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016).
Поскольку в апреле 2015 года обязательства жильцов по оплате потребленной электрической энергии на общедомовые нужды не превышали утвержденные нормативы потребления, основания для корректировки платы за данный период отсутствуют и оспариваемое предписание в указанной части не является обоснованным.
При таких обстоятельствах заявленное требование подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", расходы заявителя по уплате государственной пошлины суд относит на инспекцию в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленное требование удовлетворить частично.
Признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предписание государственной жилищной инспекции Республики Карелия N 41 от 28.01.2016 в части обязания общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" выполнить корректировку размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, за апрель 2015 года.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
2. Взыскать с государственной жилищной инспекции Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
О.В.ИЛЬЮЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)