Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
- от Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик - Купцовой Н.В. по доверенности от 04.05.2016 N 110-52-2597/16-01-11;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.01.2016 по делу N А32-32231/2015, принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройстиль"
к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройстиль" (далее - ООО "Стройстиль", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженный в письме от 28.05.2015 N 110-52-2819/15-01-11, об обязании выдать разрешение на строительство многоквартирного дома по ул. Гоголя, 5 в г. Геленджике Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 оспариваемый отказ признан незаконным, как не соответствующий Градостроительному и Воздушному кодексам Российской Федерации, суд обязал Управление выдать обществу разрешение на строительство многоквартирного дома по ул. Гоголя, 5 в г. Геленджике в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем наряду с другими документами, необходимыми для получения разрешения на строительство, представлен градостроительный план земельного участка, содержащий сведения о возможности строительства многоэтажного жилого дома. В составе проектной документации обществом представлено заключение предварительного рассмотрения материалов объекта строительства, утвержденное управляющим директором ОАО "Международный аэропорт "Краснодар" 12.02.2015. Суд также не принял ссылки Управления на то, что согласно схеме планировочной организации земельного участка объекты размещены за пределами места допустимого размещения зданий, строений и сооружений, установленного градостроительным планом земельного участка, указав, что последний не устанавливает какие-либо характеристики строящегося объекта, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в иных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Довод Управления о том, что в соответствии с п. 2.2.15 нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования г. Геленджик от 26.06.2012 N 769, не предусмотрены площадки для выгула собак, детского отдыха и занятия физкультурой, не принят судом, как не соответствующий части 6 статьи 30, пункту 5 части 1 статьи 38 и части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и не являющийся основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Кроме того, суд указал, что заявителем спроектировано строительство подземных парковок в количестве, превышающем требуемое. На месте наземных парковок спроектировано оборудование площадок для занятия спортом и детских игр, что подтверждается выписками из проектной документации, приобщенными в дело. Проект организации строительства объекта прошел негосударственную экспертизу. Проведенной экспертизой нарушения норм градостроительного законодательства не выявлены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указало, что участок застройки расположен в общественно-деловой зоне; в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка объекты строительства расположены за пределами места допустимого размещения, установленного градостроительным планом. Также обществом не представлено предусмотренное частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласование Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта. Кроме того, в представленной проектной документации не соблюдены нормативы градостроительного проектирования, утвержденные решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 26.06.2012 N 769.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами Управления, просило решение суда оставить без изменения. Заявитель указал, что по результатам публичных слушаний постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 08.11.2011 N 2858 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в общественно-деловой зоне, для размещения многоквартирного дома. Необходимое согласование в соответствии с воздушным законодательством получено. Требование о соблюдении нормативов градостроительного планирования не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации. Кроме того, строительство необходимых парковок и площадок для занятия спортом и детских игр спроектировано, что подтверждается выписками из проектной документации.
В судебном заседании представитель управления просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:40:0407023:7023 на основании договора аренды от 01.04.2013 N 4000001854 (договор уступки прав и перевода долга от 02 08 2013).
Общество 19.05.2015 обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома по ул. Гоголя, 5 в городе Геленджик. Согласно копии расписки обществом к заявлению приложены, в том числе, градостроительный план земельного участка, договор уступки прав, проектная документация, положительное заключение негосударственной экспертизы, договор аренды земельного участка (том 1, л.д. 19).
Письмом от 28.05.2015 N 110-52-2819/15-01-11 Управлением отказано обществу в выдаче разрешения на строительство (т. 1 л.д. 8-10).
Отказ мотивирован тем, что земельный участок расположен в общественно-деловой зоне (ОД); отсутствует согласование с Южным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта ФАВТ; в разделе проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" многоквартирный дом и здание пристроенного паркинга расположены за пределами места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, установленного градостроительным планом земельного участка по указанному адресу; при проектировании многоквартирного дома не предусмотрено размещение площадок и парковки.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Иные документы для получения разрешения на строительство требовать не допускается (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
- - проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
- - проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- - выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
На основании части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Как следует из отказа Управления в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 28.05.2015 N 110-52-2819/15-01-11, в разделе проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" многоквартирный дом и здание пристроенного паркинга расположены за пределами места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, установленного градостроительным планом земельного участка по указанному адресу.
Как было указано выше, в соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений органы проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно представленным документам, в том числе разделу 2 "Схема планировочной организации земельного участка" проектной документации, а также копии градостроительного плана земельного участка проектируемые объекты расположены за пределами места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, установленного градостроительным планом земельного участка, что свидетельствует о несоответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (т. 2 л.д. 60, 63, 135).
Согласно выкопировке территории муниципального образования город-курорт Геленджик, копии градостроительного плана земельный участок расположен в границах 2-ой зоны санитарной охраны Геленджикской группы курортов, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494.
В соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
При этом курортом федерального значения является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти (ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494 установлены границы и режим округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае. В соответствии со ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции, действующей до принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ) отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществлялось в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.
До принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) курорты входили в состав особо охраняемых природных территорий в качестве одной из их категорий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в первоначальной редакции). Законом N 406-ФЗ курорты исключены из состава особо охраняемых природных территорий. Признан утратившим силу раздел VIII "Лечебно-оздоровительные местности и курорты" Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Также внесены изменения в Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в соответствии с которыми курорты стали относиться не к особо охраняемой природной территории, а к особо охраняемой территории (статья 2 Закона N 406-ФЗ). Изменена редакция статьи 94 Земельного кодекса РФ, из подпункта 1 пункта 2 которой исключено указание на лечебно-оздоровительные местности и курорты, как относящихся к землям особо охраняемых природных территорий, а также подверглась изменению статья 96 (пункт 1) Земельного кодекса РФ, утратившая упоминание о курортах, как о землях особо охраняемых природных территорий.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона (до 30 декабря 2013 года), сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
Как следует из материалов дела, земельный участок, на котором планируется осуществление строительства многоквартирного жилого дома, расположен в границах 2-ой зоны санитарной охраны Геленджикской группы курортов, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494.
Учитывая вышеизложенное, а также нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", постановление Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494, спорный земельный участок относится к числу земель особо охраняемых природных территорий, расположен в границах II зоны горно-санитарной охраны курорта.
Согласно части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена необходимость проведения государственной экологической экспертизы при строительстве объектов на землях особо охраняемых природных территорий.
Указанный документ предоставляется заинтересованным лицом в уполномоченный орган в составе перечня документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для получения разрешения на строительство, в данном случае, действующее законодательство требует наличие государственной экологической экспертизы проектной документации.
Материалы дела свидетельствуют о том, что обществом в уполномоченный орган заключение государственной экологической экспертизы вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство не представлялось, что подтверждается копией расписки в получении документов на получение разрешения на строительство (том 1, л.д. 19).
Отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Кроме того, согласно части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит государственной экспертизе.
Соответствующее заключение государственной экспертизы согласно пункту 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации должно быть представлено в числе документов для получения разрешения на строительство.
Однако заключение государственной экспертизы проектной документации отсутствует в числе документов, представленных для получения разрешения на строительство, что также является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах отказ Управления в выдаче обществу разрешения на строительство не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с неполным исследованием всех обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 по делу N А32-32231/2015 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.05.2016 N 15АП-3516/2016 ПО ДЕЛУ N А32-32231/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2016 г. N 15АП-3516/2016
Дело N А32-32231/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
- от Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик - Купцовой Н.В. по доверенности от 04.05.2016 N 110-52-2597/16-01-11;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.01.2016 по делу N А32-32231/2015, принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройстиль"
к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройстиль" (далее - ООО "Стройстиль", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженный в письме от 28.05.2015 N 110-52-2819/15-01-11, об обязании выдать разрешение на строительство многоквартирного дома по ул. Гоголя, 5 в г. Геленджике Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 оспариваемый отказ признан незаконным, как не соответствующий Градостроительному и Воздушному кодексам Российской Федерации, суд обязал Управление выдать обществу разрешение на строительство многоквартирного дома по ул. Гоголя, 5 в г. Геленджике в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу. Судебный акт мотивирован тем, что заявителем наряду с другими документами, необходимыми для получения разрешения на строительство, представлен градостроительный план земельного участка, содержащий сведения о возможности строительства многоэтажного жилого дома. В составе проектной документации обществом представлено заключение предварительного рассмотрения материалов объекта строительства, утвержденное управляющим директором ОАО "Международный аэропорт "Краснодар" 12.02.2015. Суд также не принял ссылки Управления на то, что согласно схеме планировочной организации земельного участка объекты размещены за пределами места допустимого размещения зданий, строений и сооружений, установленного градостроительным планом земельного участка, указав, что последний не устанавливает какие-либо характеристики строящегося объекта, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в иных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Довод Управления о том, что в соответствии с п. 2.2.15 нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования г. Геленджик от 26.06.2012 N 769, не предусмотрены площадки для выгула собак, детского отдыха и занятия физкультурой, не принят судом, как не соответствующий части 6 статьи 30, пункту 5 части 1 статьи 38 и части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и не являющийся основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Кроме того, суд указал, что заявителем спроектировано строительство подземных парковок в количестве, превышающем требуемое. На месте наземных парковок спроектировано оборудование площадок для занятия спортом и детских игр, что подтверждается выписками из проектной документации, приобщенными в дело. Проект организации строительства объекта прошел негосударственную экспертизу. Проведенной экспертизой нарушения норм градостроительного законодательства не выявлены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указало, что участок застройки расположен в общественно-деловой зоне; в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка объекты строительства расположены за пределами места допустимого размещения, установленного градостроительным планом. Также обществом не представлено предусмотренное частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласование Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта. Кроме того, в представленной проектной документации не соблюдены нормативы градостроительного проектирования, утвержденные решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 26.06.2012 N 769.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами Управления, просило решение суда оставить без изменения. Заявитель указал, что по результатам публичных слушаний постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 08.11.2011 N 2858 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в общественно-деловой зоне, для размещения многоквартирного дома. Необходимое согласование в соответствии с воздушным законодательством получено. Требование о соблюдении нормативов градостроительного планирования не соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации. Кроме того, строительство необходимых парковок и площадок для занятия спортом и детских игр спроектировано, что подтверждается выписками из проектной документации.
В судебном заседании представитель управления просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:40:0407023:7023 на основании договора аренды от 01.04.2013 N 4000001854 (договор уступки прав и перевода долга от 02 08 2013).
Общество 19.05.2015 обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома по ул. Гоголя, 5 в городе Геленджик. Согласно копии расписки обществом к заявлению приложены, в том числе, градостроительный план земельного участка, договор уступки прав, проектная документация, положительное заключение негосударственной экспертизы, договор аренды земельного участка (том 1, л.д. 19).
Письмом от 28.05.2015 N 110-52-2819/15-01-11 Управлением отказано обществу в выдаче разрешения на строительство (т. 1 л.д. 8-10).
Отказ мотивирован тем, что земельный участок расположен в общественно-деловой зоне (ОД); отсутствует согласование с Южным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта ФАВТ; в разделе проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" многоквартирный дом и здание пристроенного паркинга расположены за пределами места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, установленного градостроительным планом земельного участка по указанному адресу; при проектировании многоквартирного дома не предусмотрено размещение площадок и парковки.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Иные документы для получения разрешения на строительство требовать не допускается (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
- - проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
- - проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- - выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
На основании части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Как следует из отказа Управления в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 28.05.2015 N 110-52-2819/15-01-11, в разделе проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" многоквартирный дом и здание пристроенного паркинга расположены за пределами места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, установленного градостроительным планом земельного участка по указанному адресу.
Как было указано выше, в соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений органы проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно представленным документам, в том числе разделу 2 "Схема планировочной организации земельного участка" проектной документации, а также копии градостроительного плана земельного участка проектируемые объекты расположены за пределами места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, установленного градостроительным планом земельного участка, что свидетельствует о несоответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (т. 2 л.д. 60, 63, 135).
Согласно выкопировке территории муниципального образования город-курорт Геленджик, копии градостроительного плана земельный участок расположен в границах 2-ой зоны санитарной охраны Геленджикской группы курортов, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494.
В соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
При этом курортом федерального значения является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти (ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494 установлены границы и режим округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае. В соответствии со ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции, действующей до принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ) отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществлялось в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.
До принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) курорты входили в состав особо охраняемых природных территорий в качестве одной из их категорий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в первоначальной редакции). Законом N 406-ФЗ курорты исключены из состава особо охраняемых природных территорий. Признан утратившим силу раздел VIII "Лечебно-оздоровительные местности и курорты" Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Также внесены изменения в Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в соответствии с которыми курорты стали относиться не к особо охраняемой природной территории, а к особо охраняемой территории (статья 2 Закона N 406-ФЗ). Изменена редакция статьи 94 Земельного кодекса РФ, из подпункта 1 пункта 2 которой исключено указание на лечебно-оздоровительные местности и курорты, как относящихся к землям особо охраняемых природных территорий, а также подверглась изменению статья 96 (пункт 1) Земельного кодекса РФ, утратившая упоминание о курортах, как о землях особо охраняемых природных территорий.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона (до 30 декабря 2013 года), сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
Как следует из материалов дела, земельный участок, на котором планируется осуществление строительства многоквартирного жилого дома, расположен в границах 2-ой зоны санитарной охраны Геленджикской группы курортов, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494.
Учитывая вышеизложенное, а также нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", постановление Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494, спорный земельный участок относится к числу земель особо охраняемых природных территорий, расположен в границах II зоны горно-санитарной охраны курорта.
Согласно части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена необходимость проведения государственной экологической экспертизы при строительстве объектов на землях особо охраняемых природных территорий.
Указанный документ предоставляется заинтересованным лицом в уполномоченный орган в составе перечня документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для получения разрешения на строительство, в данном случае, действующее законодательство требует наличие государственной экологической экспертизы проектной документации.
Материалы дела свидетельствуют о том, что обществом в уполномоченный орган заключение государственной экологической экспертизы вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство не представлялось, что подтверждается копией расписки в получении документов на получение разрешения на строительство (том 1, л.д. 19).
Отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Кроме того, согласно части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит государственной экспертизе.
Соответствующее заключение государственной экспертизы согласно пункту 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации должно быть представлено в числе документов для получения разрешения на строительство.
Однако заключение государственной экспертизы проектной документации отсутствует в числе документов, представленных для получения разрешения на строительство, что также является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах отказ Управления в выдаче обществу разрешения на строительство не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с неполным исследованием всех обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 по делу N А32-32231/2015 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)