Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Крайжилсервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.06.2016 по делу N А32-7537/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Крайжилсервис"
к заинтересованному лицу - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании предписания недействительным,
принятое в составе судьи В.Г. Колодкиной,
ООО "Управляющая компания "Крайжилсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) N 00228 от 10.12.2015.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 заявленное требование удовлетворено частично.
Признан недействительным пункт 1 предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 10.12.2015 г. N 002289. В остальной части заявленного требования отказано.
Решение мотивировано тем, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 39 по ул. Чекистов в г. Краснодаре от 20.09.2013 г. собственниками МКД определен порядок распределения объема коммунальной услуги, определенного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды по правилам, установленным п. 44 Правил. Действия данного решения распространяются на отношения, возникшие с 01.06.2013 г.
В этой связи суд пришел к выводу, что пункт 1 оспариваемого предписания от 10.12.2015 N 00228 при наличии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 39 по ул. Чекистов в г. Краснодаре от 20.09.2013 г. является недействительным.
Проверяя второй пункт спорного предписания, суд установил, что управляющая компания в нарушение условий договора управления с июля 2014 г. начисляла плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, превышающую размер, согласованный собственниками помещений в МКД на общем собрании.
С учетом данного обстоятельства, пункт второй спорного предписания признан законным.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Крайжилсервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение изменить, заявленные обществом требования удовлетворить полностью.
Исходя из позиции общества, изложенной в апелляционной жалобе, на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность проведения ежегодного общего собрания для определения размера платы за содержание и ремонт общего имущества. Плата, установленная общим собранием 29.08.2013, применялась лишь на период с 2013 по 2014 г.
В свою очередь, Государственная жилищная инспекция также обжаловала решение суда и просила в удовлетворении требований общества отказать полностью.
В обоснование жалобы инспекция указала, что из представленного протокола общего собрания от 20.09.2013 не усматривается, что собственниками помещений МКД принималось решение по вопросу о распределении объема коммунальной услуги в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Управляющая компания "Крайжилсервис" на основании протокола общего собрания собственников в многоквартирном доме от 29.08.2013 г. является управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 39 по ул. Чекистов в г. Краснодаре.
На основании распоряжения N 4631 от 16.11.2015 для рассмотрения обращения о фактах нарушения обязательных требований, предъявляемых к установлению размера платы за коммунальные услуги в отношении ООО "УК "Крайжилсервис" проведена документарная проверка, результаты которой отражены в акте N 004650 от 10.12.2015.
Согласно данному акту при проверке было установлено, что общество в нарушение ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 4.2 и 8.2 договора управления с июля 2014 г. не правомерно применяло размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, который составил 23,53 руб. /кв. м, а с июля 2015 по ноябрь 2015 не правомерно применяло размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, который составил 25,54 руб. /кв. м, в соответствии с постановлением администрации МО г. Краснодар N 908 от 19.02.2010 в редакциях от 21.05.2014 N 3200 и от 22.06.2015 N 4710.
Кроме того, инспекция также установила, что с апреля 2015 по ноябрь 2015 общество производило начисление платы за коммунальную услугу по энергоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в нарушение п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в отсутствие решения общего собрания собственников.
На основании вышеизложенного, обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 002289 от 10.12.2015 в срок до 01.02.2016 путем перерасчета платы по коммунальной услуге по электроснабжению на общедомовые нужды потребителям многоквартирного дома N 39 по ул. Чекистов за период с апреля 2013 г. по ноябрь 2015 г. в соответствии с п. 44 Правил и перерасчета платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД за период с июля 2014 по ноябрь 2015 в соответствии с принятой общим собранием собственников помещений в МКД платой в размере 16,31 руб. /кв. м и в соответствии с приложением N 2 к договору управления.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции ввиду следующего.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Абзацы второй и третий пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) закрепляют в качестве общего правила положение о том, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Из материалов дела видно, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 39 по ул. Чекистов в г. Краснодаре от 20.09.2013 г. собственниками МКД определен порядок распределения объема коммунальной услуги, определенного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды по правилам, установленным п. 44 Правил. Действия данного решения распространяются на отношения, возникшие с 01.06.2013 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что пункт 1 оспариваемого предписания от 10.12.2015 N 00228 при наличии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 39 по ул. Чекистов в г. Краснодаре от 20.09.2013 г., является недействительным.
Довод жалобы инспекции о том, что протокол общего собрания не содержит решение по данному вопросу, отклоняется судебной коллегией, как противоречащий материалам дела (Т. 1, л.д. 27).
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья либо кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем на один год.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Согласно пункту 35 Правил N 491 указанные в пунктах 31 - 34 Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В соответствии с п. 3.2.4 договора управления многоквартирным домом от 30.12.2013 г. в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, либо голосование не состоялось или не проводилось, размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД устанавливается в сумме, ежегодно утверждаемой постановлением главы администрации МО г. Краснодар, либо администрации Краснодарского края.
В соответствии с п. 4.2 и 8.2 договора, Приложением N 2 к договору управления многоквартирным домом от 20.05.2013 г. утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, который составил 16,31 руб. /кв. м.
Материалами дела подтверждено, что иного собрания собственников жилых помещений для разрешения вопроса об установлении размеров платы за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома не проводилось, соответствующего решения собственниками помещений не принималось.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что решение об установлении размеров платы за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома принято управляющей организацией самостоятельно и в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 162 ЖК РФ внесение соответствующих изменений в договор управления возможно только путем проведения общего собрания собственников помещений в МКД, в том числе в форме заочного голосования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на оборотной стороне квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг обществом размещалось извещение о необходимости проведения собрания по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также то, что в случае непринятия данного решения будет применен размер платы, ежегодно утверждаемый постановлением администрации г. Краснодара, отклоняются судебной коллегией.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
Из п. 3.2.4 договора управления многоквартирным домом от 30.12.2013 г. следует, что управляющая компания вправе ежегодно готовить предложения по установлению на следующий год размера платы за управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества собственников на основании перечня работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества и сметы расходов на предстоящий год и направлять их на рассмотрение и утверждение на общее собрание собственников помещений.
Управляющей компанией не представлены доказательства принятия исчерпывающих мер по выполнению указанного условия договора.
Доводы апелляционных жалоб, с учетом изложенного, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права и фактически направленные на переоценку обстоятельств, рассмотренных в рамках данного дела.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 по делу N А32-7537/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2016 N 15АП-11538/2016 ПО ДЕЛУ N А32-7537/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2016 г. N 15АП-11538/2016
Дело N А32-7537/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Крайжилсервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.06.2016 по делу N А32-7537/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Крайжилсервис"
к заинтересованному лицу - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании предписания недействительным,
принятое в составе судьи В.Г. Колодкиной,
установил:
ООО "Управляющая компания "Крайжилсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) N 00228 от 10.12.2015.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 заявленное требование удовлетворено частично.
Признан недействительным пункт 1 предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 10.12.2015 г. N 002289. В остальной части заявленного требования отказано.
Решение мотивировано тем, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 39 по ул. Чекистов в г. Краснодаре от 20.09.2013 г. собственниками МКД определен порядок распределения объема коммунальной услуги, определенного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды по правилам, установленным п. 44 Правил. Действия данного решения распространяются на отношения, возникшие с 01.06.2013 г.
В этой связи суд пришел к выводу, что пункт 1 оспариваемого предписания от 10.12.2015 N 00228 при наличии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 39 по ул. Чекистов в г. Краснодаре от 20.09.2013 г. является недействительным.
Проверяя второй пункт спорного предписания, суд установил, что управляющая компания в нарушение условий договора управления с июля 2014 г. начисляла плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, превышающую размер, согласованный собственниками помещений в МКД на общем собрании.
С учетом данного обстоятельства, пункт второй спорного предписания признан законным.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Крайжилсервис" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение изменить, заявленные обществом требования удовлетворить полностью.
Исходя из позиции общества, изложенной в апелляционной жалобе, на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность проведения ежегодного общего собрания для определения размера платы за содержание и ремонт общего имущества. Плата, установленная общим собранием 29.08.2013, применялась лишь на период с 2013 по 2014 г.
В свою очередь, Государственная жилищная инспекция также обжаловала решение суда и просила в удовлетворении требований общества отказать полностью.
В обоснование жалобы инспекция указала, что из представленного протокола общего собрания от 20.09.2013 не усматривается, что собственниками помещений МКД принималось решение по вопросу о распределении объема коммунальной услуги в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Управляющая компания "Крайжилсервис" на основании протокола общего собрания собственников в многоквартирном доме от 29.08.2013 г. является управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 39 по ул. Чекистов в г. Краснодаре.
На основании распоряжения N 4631 от 16.11.2015 для рассмотрения обращения о фактах нарушения обязательных требований, предъявляемых к установлению размера платы за коммунальные услуги в отношении ООО "УК "Крайжилсервис" проведена документарная проверка, результаты которой отражены в акте N 004650 от 10.12.2015.
Согласно данному акту при проверке было установлено, что общество в нарушение ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 4.2 и 8.2 договора управления с июля 2014 г. не правомерно применяло размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, который составил 23,53 руб. /кв. м, а с июля 2015 по ноябрь 2015 не правомерно применяло размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, который составил 25,54 руб. /кв. м, в соответствии с постановлением администрации МО г. Краснодар N 908 от 19.02.2010 в редакциях от 21.05.2014 N 3200 и от 22.06.2015 N 4710.
Кроме того, инспекция также установила, что с апреля 2015 по ноябрь 2015 общество производило начисление платы за коммунальную услугу по энергоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в нарушение п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в отсутствие решения общего собрания собственников.
На основании вышеизложенного, обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 002289 от 10.12.2015 в срок до 01.02.2016 путем перерасчета платы по коммунальной услуге по электроснабжению на общедомовые нужды потребителям многоквартирного дома N 39 по ул. Чекистов за период с апреля 2013 г. по ноябрь 2015 г. в соответствии с п. 44 Правил и перерасчета платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД за период с июля 2014 по ноябрь 2015 в соответствии с принятой общим собранием собственников помещений в МКД платой в размере 16,31 руб. /кв. м и в соответствии с приложением N 2 к договору управления.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции ввиду следующего.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Абзацы второй и третий пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) закрепляют в качестве общего правила положение о том, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Из материалов дела видно, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 39 по ул. Чекистов в г. Краснодаре от 20.09.2013 г. собственниками МКД определен порядок распределения объема коммунальной услуги, определенного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды по правилам, установленным п. 44 Правил. Действия данного решения распространяются на отношения, возникшие с 01.06.2013 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что пункт 1 оспариваемого предписания от 10.12.2015 N 00228 при наличии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 39 по ул. Чекистов в г. Краснодаре от 20.09.2013 г., является недействительным.
Довод жалобы инспекции о том, что протокол общего собрания не содержит решение по данному вопросу, отклоняется судебной коллегией, как противоречащий материалам дела (Т. 1, л.д. 27).
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья либо кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем на один год.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Согласно пункту 35 Правил N 491 указанные в пунктах 31 - 34 Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В соответствии с п. 3.2.4 договора управления многоквартирным домом от 30.12.2013 г. в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, либо голосование не состоялось или не проводилось, размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества МКД устанавливается в сумме, ежегодно утверждаемой постановлением главы администрации МО г. Краснодар, либо администрации Краснодарского края.
В соответствии с п. 4.2 и 8.2 договора, Приложением N 2 к договору управления многоквартирным домом от 20.05.2013 г. утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, который составил 16,31 руб. /кв. м.
Материалами дела подтверждено, что иного собрания собственников жилых помещений для разрешения вопроса об установлении размеров платы за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома не проводилось, соответствующего решения собственниками помещений не принималось.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что решение об установлении размеров платы за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома принято управляющей организацией самостоятельно и в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 162 ЖК РФ внесение соответствующих изменений в договор управления возможно только путем проведения общего собрания собственников помещений в МКД, в том числе в форме заочного голосования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на оборотной стороне квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг обществом размещалось извещение о необходимости проведения собрания по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также то, что в случае непринятия данного решения будет применен размер платы, ежегодно утверждаемый постановлением администрации г. Краснодара, отклоняются судебной коллегией.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
Из п. 3.2.4 договора управления многоквартирным домом от 30.12.2013 г. следует, что управляющая компания вправе ежегодно готовить предложения по установлению на следующий год размера платы за управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества собственников на основании перечня работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества и сметы расходов на предстоящий год и направлять их на рассмотрение и утверждение на общее собрание собственников помещений.
Управляющей компанией не представлены доказательства принятия исчерпывающих мер по выполнению указанного условия договора.
Доводы апелляционных жалоб, с учетом изложенного, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права и фактически направленные на переоценку обстоятельств, рассмотренных в рамках данного дела.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 по делу N А32-7537/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)