Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 5 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области представителя Макаровой А.С. по доверенности от 21.12.2015 N 248, от Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды представителя Коломоец О.И. по доверенности от 11.01.2016 N 13-0-4/4, от товарищества собственников жилья "Ива" представителя Рустиковой О.В. по доверенности от 04.08.2015, от товарищества собственников жилья "Ленинградская 109-б" представителя Майфат О.Л. по доверенности от 05.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 февраля 2016 года по делу N А13-15216/2014 (судья Лукенюк О.И.),
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; ИНН 3525237735, ОГРН 1103525003900; далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Ленина, дом 2; ИНН 3525197602, ОГРН 1073525019886; далее - Департамент), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы-3" (место нахождения: 160002, город Вологда, улица Гагарина, дом 82; ИНН 3525195010, ОГРН 1073525017719; далее - ООО "УК "РЭС-3"), товариществу собственников жилья "Ива" (место нахождения: 160034, город Вологда, улица Окружное шоссе, дом 17а; ИНН 3525349238, ОГРН 1153525013652, далее - ТСЖ "Ива"), товариществу собственников жилья "Ленинградская 109-б" (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Ленинградская, дом 109б, квартира 37; ИНН 3525181345, ОГРН 1073500000386; далее - ТСЖ "Ленинградская 109-б"), товариществу собственников жилья "Ленинградская, 115" (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Ленинградская, дом 115; ИНН 3525140797, ОГРН 1043500065311; далее - ТСЖ "Ленинградская, 115") о возложении на Департамент обязанности убрать контейнерную площадку с земельного участка с кадастровым номером: 35:24:0402013:113, расположенного примерно в 20 м от дома Ленинградская 109-а по направлению на юго-запад, а также о возложении обязанности вывезти накопившиеся бытовые отходы с земельного участка с кадастровым номером: 35:24:0402013:113, расположенного примерно в 20 м от дома 109а по улице Ленинградской по направлению на юго-запад.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил возложить на Департамент обязанность убрать контейнерную площадку с земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402013:113, расположенного примерно в 20 м от дома Ленинградская, 109а по направлению на юго-запад, а также обязать ответчиков - ООО "УК "РЭС-3", ТСЖ "Ива", ТСЖ "Ленинградская 109-б", ТСЖ "Ленинградская, 115" вывезти накопившиеся бытовые отходы с земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402013:113, расположенного примерно в 20 м от дома Ленинградская, 109а по направлению на юго-запад.
Уточнение иска принято судом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3; ИНН 3525144576, ОГРН 1043500093889; далее - Управление), товарищество собственников жилья "Окружное шоссе, дом 17" (место нахождения: 160034, город Вологда, улица Окружное шоссе, дом 17, квартира 137; ИНН 3525344303, ОГРН 1153525005490; далее - ТСЖ Окружное шоссе, дом 17").
Решением суда от 03.02.2016 в иске отказано.
Теруправление с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. На принадлежащем истцу земельном участке размещена контейнерная площадка для сбора мусора, установлены мусорные контейнеры. Наличие контейнерной площадки на указанном земельном участке препятствует осуществлению права пользования участком, мешает вовлечению земельного участка в хозяйственный оборот, а также снижает поступления в федеральный бюджет. Земельный участок захламлен бытовыми отходами, что следует из актов осмотра участка от 26.08.2014, 30.09.2014, 02.09.2015. Размещение контейнерной площадки на земельном участке федеральной собственности не согласовано с Теруправлением, которое в соответствии с Положением о Теруправлении осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества. Существующее место размещения контейнерных баков приводит к загрязнению близлежащие территории, чем нарушается конституционное право граждан, проживающих в соседних домах, на благоприятную окружающую среду. Судом при вынесении решения нарушены статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 45 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22).
Определением от 14.03.2016 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 19.04.2016. В судебном заседании 19.04.2016 объявлен перерыв до 26.04.2016.
Представитель Теруправления в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Департамент, ТСЖ "Ленинградская 109-б" в отзывах на жалобу и их представители, а также представитель ТСЖ "Ива" в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От ТСЖ "Ленинградская, 115" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. От Управления поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителей Теруправления, Департамента, ТСЖ "Ленинградская 109-б" и ТСЖ "Ива", исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзывах на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и кадастрового плана земельного участка от 27.02.2008, выданного Территориальным (межрайонным) отделом по городу Вологде и Вологодскому району Управления Роснедвижимости по Вологодской области, 05.05.2008 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 35:24:0402013:113, площадью 2767 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства жилого дома, расположенный примерно в 20 м по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Ленинградская, дом 109а.
На принадлежащем истцу земельном участке размещена контейнерная площадка для сбора мусора, установлены мусорные контейнеры.
Как указано в исковом заявлении, наличие контейнерной площадки на указанном земельном участке препятствует осуществлению права пользования участком, земельный участок захламлен бытовыми отходами, на что указывают акты осмотра участка от 26.08.2014, 30.09.2014, 02.09.2015, составленные истцом.
Ссылаясь на нарушение действиями ответчиков права собственности на спорный земельный участок и необходимость приведения его в порядок, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их необоснованными по праву, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 45 Постановления Пленума N 10/22, в силу статей 304, 305 ГК РФ, иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Предъявляя негаторный иск, направленный на защиту правомочий владения и пользования имуществом, истец должен доказать факт создания ответчиком препятствий в осуществлении собственником правомочий по пользованию этим имуществом, противоправность действий ответчика, реальный характер чинимых препятствий.
Обращаясь с иском об устранении препятствий, истец должен доказать наличие у него права собственности или иного вещного права, наличие реальных препятствий в осуществлении прав собственности на земельный участок, не соединенных с лишением владения, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчики создают препятствия в использовании истцом принадлежащего ему имущества.
Как правильно указал суд первой инстанции, истец в порядке статьи 65 АПК РФ не представил объективные доказательства, свидетельствующие о том, что Департамент своими действиями (бездействием) чинит препятствия истцу в распоряжении, пользовании и владении земельным участком.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Пунктами 11, 24, 25, 26 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со статьями 12, 13 Закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3.13 Положения о Департаменте, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512, Департамент организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в границах муниципального образования "Город Вологда".
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся, в частности, к утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Суд первой инстанции установил, что контейнерная площадка по адресу: Окружное шоссе, дом 17а, предназначена для сбора твердых бытовых отходов от многоквартирных домов N 17, 17а по Окружному шоссе, N 109б, 115 по улице Ленинградской.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования "Город Вологда", утвержденного постановлением Главы города Вологды от 26.01.2010 N 309, твердые коммунальные отходы должны собираться в контейнеры для твердых коммунальных отходов или на специальных площадках для крупногабаритных отходов, площадках для бесконтейнерного сбора отходов, места размещения которых определяются утвержденной проектной документацией. В районах сложившейся застройки места размещения контейнерных площадок, специальных площадок для крупногабаритных отходов, площадок для бесконтейнерного сбора отходов определяются комиссией, созданной постановлением Администрации города Вологды.
Как установил суд первой инстанции, данная контейнерная площадка размещается в районе сложившейся застройки в соответствии с ранее выполненной планировкой дворовых территорий.
Данный вывод суда подтверждается установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами.
Суд установил, что, согласно листу из проектной документации на строительство жилого дома N 53.2 по генплану в 1У МКР по улице Ленинградской в городе Вологде (лист 053.00-ГП разбивочного плана, выполненного Челноковым Н.Н.) площадка для установки мусорных контейнеров запроектирована вблизи десятиэтажного жилого дома (N 51 по ГП 4 мкр. - строящийся). В соответствии с топографической съемкой, выполненной открытым акционерным обществом "ВологдаТИСИЗ", контейнерная площадка по адресу: город Вологда, Окружное шоссе, дом 17а, нанесена на планшеты города в сентябре 2007 года. Многоквартирные дома, пользующиеся спорной контейнерной площадкой, построены и введены в эксплуатацию в 1998 - 1999 годах.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 27.02.2008, право собственности истца зарегистрировано 05.05.2008.
При этом согласно реестру мест размещения твердых бытовых отходов на территории города Вологды, утвержденному постановлением администрации города Вологды от 28.12.2011 N 8042, по указанному адресу возможно размещение 7 мусоросборников.
Как указал суд первой инстанции, место размещения данной контейнерной площадки является социально значимым, исторически сложившимся. Материалами дела подтверждается, что данная площадка использовалась по назначению до постановки вышеуказанного земельного участка на кадастровый учет. Пользователями контейнерной площадки являются жители близлежащих домов, расположенные рядом со спорным земельным участком, на протяжении многих лет. При этом расположение контейнерной площадки в данном месте не противоречит пункту 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10, в соответствии с которым расстояние от контейнерных площадок для сбора бытового мусора до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м.
Суд обоснованно указал, что Теруправление при формировании земельного участка не могло не знать о размещении на нем согласованных в установленном порядке контейнерных площадок. Земельный участок предоставлен истцу для строительства жилого дома.
Как установил суд первой инстанции, истец заключил договор аренды от 01.07.2008 N 199 с обществом с ограниченной ответственностью "Стройинвест", которому передан спорный земельный участок для строительства жилого дома сроком действия до 31.12.2008. Срок действия договора истек, дом не построен.
Как правильно обосновал суд первой инстанции, доказательств того, что ответчик чинит препятствия в пользовании земельным участком истцом не представлено, как и не обосновано истцом, в чем конкретно выражаются незаконные действия Департамента.
В данном случае доводы ответчиков и выводы суда первой инстанции о том, что в результате действий (бездействия) ответчиков для истца созданы препятствия в пользовании земельным участком, истцу невозможно или затруднительно осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему имуществом, Теруправлением не опровергнуты.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, оснований для удовлетворения искового заявления у суда первой инстанции не имелось. В иске отказано правомерно.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 февраля 2016 года по делу N А13-15216/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2016 ПО ДЕЛУ N А13-15216/2014
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2016 г. по делу N А13-15216/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 5 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области представителя Макаровой А.С. по доверенности от 21.12.2015 N 248, от Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды представителя Коломоец О.И. по доверенности от 11.01.2016 N 13-0-4/4, от товарищества собственников жилья "Ива" представителя Рустиковой О.В. по доверенности от 04.08.2015, от товарищества собственников жилья "Ленинградская 109-б" представителя Майфат О.Л. по доверенности от 05.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 февраля 2016 года по делу N А13-15216/2014 (судья Лукенюк О.И.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; ИНН 3525237735, ОГРН 1103525003900; далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Ленина, дом 2; ИНН 3525197602, ОГРН 1073525019886; далее - Департамент), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Региональные эксплуатационные системы-3" (место нахождения: 160002, город Вологда, улица Гагарина, дом 82; ИНН 3525195010, ОГРН 1073525017719; далее - ООО "УК "РЭС-3"), товариществу собственников жилья "Ива" (место нахождения: 160034, город Вологда, улица Окружное шоссе, дом 17а; ИНН 3525349238, ОГРН 1153525013652, далее - ТСЖ "Ива"), товариществу собственников жилья "Ленинградская 109-б" (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Ленинградская, дом 109б, квартира 37; ИНН 3525181345, ОГРН 1073500000386; далее - ТСЖ "Ленинградская 109-б"), товариществу собственников жилья "Ленинградская, 115" (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Ленинградская, дом 115; ИНН 3525140797, ОГРН 1043500065311; далее - ТСЖ "Ленинградская, 115") о возложении на Департамент обязанности убрать контейнерную площадку с земельного участка с кадастровым номером: 35:24:0402013:113, расположенного примерно в 20 м от дома Ленинградская 109-а по направлению на юго-запад, а также о возложении обязанности вывезти накопившиеся бытовые отходы с земельного участка с кадастровым номером: 35:24:0402013:113, расположенного примерно в 20 м от дома 109а по улице Ленинградской по направлению на юго-запад.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил возложить на Департамент обязанность убрать контейнерную площадку с земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402013:113, расположенного примерно в 20 м от дома Ленинградская, 109а по направлению на юго-запад, а также обязать ответчиков - ООО "УК "РЭС-3", ТСЖ "Ива", ТСЖ "Ленинградская 109-б", ТСЖ "Ленинградская, 115" вывезти накопившиеся бытовые отходы с земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402013:113, расположенного примерно в 20 м от дома Ленинградская, 109а по направлению на юго-запад.
Уточнение иска принято судом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3; ИНН 3525144576, ОГРН 1043500093889; далее - Управление), товарищество собственников жилья "Окружное шоссе, дом 17" (место нахождения: 160034, город Вологда, улица Окружное шоссе, дом 17, квартира 137; ИНН 3525344303, ОГРН 1153525005490; далее - ТСЖ Окружное шоссе, дом 17").
Решением суда от 03.02.2016 в иске отказано.
Теруправление с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. На принадлежащем истцу земельном участке размещена контейнерная площадка для сбора мусора, установлены мусорные контейнеры. Наличие контейнерной площадки на указанном земельном участке препятствует осуществлению права пользования участком, мешает вовлечению земельного участка в хозяйственный оборот, а также снижает поступления в федеральный бюджет. Земельный участок захламлен бытовыми отходами, что следует из актов осмотра участка от 26.08.2014, 30.09.2014, 02.09.2015. Размещение контейнерной площадки на земельном участке федеральной собственности не согласовано с Теруправлением, которое в соответствии с Положением о Теруправлении осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества. Существующее место размещения контейнерных баков приводит к загрязнению близлежащие территории, чем нарушается конституционное право граждан, проживающих в соседних домах, на благоприятную окружающую среду. Судом при вынесении решения нарушены статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 45 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22).
Определением от 14.03.2016 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 19.04.2016. В судебном заседании 19.04.2016 объявлен перерыв до 26.04.2016.
Представитель Теруправления в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Департамент, ТСЖ "Ленинградская 109-б" в отзывах на жалобу и их представители, а также представитель ТСЖ "Ива" в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От ТСЖ "Ленинградская, 115" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. От Управления поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителей Теруправления, Департамента, ТСЖ "Ленинградская 109-б" и ТСЖ "Ива", исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзывах на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и кадастрового плана земельного участка от 27.02.2008, выданного Территориальным (межрайонным) отделом по городу Вологде и Вологодскому району Управления Роснедвижимости по Вологодской области, 05.05.2008 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 35:24:0402013:113, площадью 2767 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства жилого дома, расположенный примерно в 20 м по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Ленинградская, дом 109а.
На принадлежащем истцу земельном участке размещена контейнерная площадка для сбора мусора, установлены мусорные контейнеры.
Как указано в исковом заявлении, наличие контейнерной площадки на указанном земельном участке препятствует осуществлению права пользования участком, земельный участок захламлен бытовыми отходами, на что указывают акты осмотра участка от 26.08.2014, 30.09.2014, 02.09.2015, составленные истцом.
Ссылаясь на нарушение действиями ответчиков права собственности на спорный земельный участок и необходимость приведения его в порядок, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их необоснованными по праву, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 45 Постановления Пленума N 10/22, в силу статей 304, 305 ГК РФ, иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Предъявляя негаторный иск, направленный на защиту правомочий владения и пользования имуществом, истец должен доказать факт создания ответчиком препятствий в осуществлении собственником правомочий по пользованию этим имуществом, противоправность действий ответчика, реальный характер чинимых препятствий.
Обращаясь с иском об устранении препятствий, истец должен доказать наличие у него права собственности или иного вещного права, наличие реальных препятствий в осуществлении прав собственности на земельный участок, не соединенных с лишением владения, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчики создают препятствия в использовании истцом принадлежащего ему имущества.
Как правильно указал суд первой инстанции, истец в порядке статьи 65 АПК РФ не представил объективные доказательства, свидетельствующие о том, что Департамент своими действиями (бездействием) чинит препятствия истцу в распоряжении, пользовании и владении земельным участком.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Пунктами 11, 24, 25, 26 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со статьями 12, 13 Закона N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3.13 Положения о Департаменте, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512, Департамент организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в границах муниципального образования "Город Вологда".
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся, в частности, к утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Суд первой инстанции установил, что контейнерная площадка по адресу: Окружное шоссе, дом 17а, предназначена для сбора твердых бытовых отходов от многоквартирных домов N 17, 17а по Окружному шоссе, N 109б, 115 по улице Ленинградской.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования "Город Вологда", утвержденного постановлением Главы города Вологды от 26.01.2010 N 309, твердые коммунальные отходы должны собираться в контейнеры для твердых коммунальных отходов или на специальных площадках для крупногабаритных отходов, площадках для бесконтейнерного сбора отходов, места размещения которых определяются утвержденной проектной документацией. В районах сложившейся застройки места размещения контейнерных площадок, специальных площадок для крупногабаритных отходов, площадок для бесконтейнерного сбора отходов определяются комиссией, созданной постановлением Администрации города Вологды.
Как установил суд первой инстанции, данная контейнерная площадка размещается в районе сложившейся застройки в соответствии с ранее выполненной планировкой дворовых территорий.
Данный вывод суда подтверждается установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами.
Суд установил, что, согласно листу из проектной документации на строительство жилого дома N 53.2 по генплану в 1У МКР по улице Ленинградской в городе Вологде (лист 053.00-ГП разбивочного плана, выполненного Челноковым Н.Н.) площадка для установки мусорных контейнеров запроектирована вблизи десятиэтажного жилого дома (N 51 по ГП 4 мкр. - строящийся). В соответствии с топографической съемкой, выполненной открытым акционерным обществом "ВологдаТИСИЗ", контейнерная площадка по адресу: город Вологда, Окружное шоссе, дом 17а, нанесена на планшеты города в сентябре 2007 года. Многоквартирные дома, пользующиеся спорной контейнерной площадкой, построены и введены в эксплуатацию в 1998 - 1999 годах.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 27.02.2008, право собственности истца зарегистрировано 05.05.2008.
При этом согласно реестру мест размещения твердых бытовых отходов на территории города Вологды, утвержденному постановлением администрации города Вологды от 28.12.2011 N 8042, по указанному адресу возможно размещение 7 мусоросборников.
Как указал суд первой инстанции, место размещения данной контейнерной площадки является социально значимым, исторически сложившимся. Материалами дела подтверждается, что данная площадка использовалась по назначению до постановки вышеуказанного земельного участка на кадастровый учет. Пользователями контейнерной площадки являются жители близлежащих домов, расположенные рядом со спорным земельным участком, на протяжении многих лет. При этом расположение контейнерной площадки в данном месте не противоречит пункту 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10, в соответствии с которым расстояние от контейнерных площадок для сбора бытового мусора до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м.
Суд обоснованно указал, что Теруправление при формировании земельного участка не могло не знать о размещении на нем согласованных в установленном порядке контейнерных площадок. Земельный участок предоставлен истцу для строительства жилого дома.
Как установил суд первой инстанции, истец заключил договор аренды от 01.07.2008 N 199 с обществом с ограниченной ответственностью "Стройинвест", которому передан спорный земельный участок для строительства жилого дома сроком действия до 31.12.2008. Срок действия договора истек, дом не построен.
Как правильно обосновал суд первой инстанции, доказательств того, что ответчик чинит препятствия в пользовании земельным участком истцом не представлено, как и не обосновано истцом, в чем конкретно выражаются незаконные действия Департамента.
В данном случае доводы ответчиков и выводы суда первой инстанции о том, что в результате действий (бездействия) ответчиков для истца созданы препятствия в пользовании земельным участком, истцу невозможно или затруднительно осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему имуществом, Теруправлением не опровергнуты.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, оснований для удовлетворения искового заявления у суда первой инстанции не имелось. В иске отказано правомерно.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 февраля 2016 года по делу N А13-15216/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Н.В.ЧЕРЕДИНА
А.Н.ШАДРИНА
Н.В.ЧЕРЕДИНА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)