Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.05.2017 N 17АП-4321/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А71-13510/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2017 г. N 17АП-4321/2017-ГК

Дело N А71-13510/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Серово-1" (ИНН 1831159754, ОГРН 113183100269) - Осетров С.Л., предъявлен паспорт, доверенность от 23.11.2016;
- от заинтересованного лица Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ИНН 1831169801, ОГРН 1141831005580) - Востриков С.В., предъявлен паспорт, доверенность от 09.01.2017;
- от третьего лица Муниципального унитарного предприятия "Ижводоканал" (ИНН 1826000408, ОГРН 1021801583121) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики и Муниципального унитарного предприятия "Ижводоканал"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 14 февраля 2017 года
по делу N А71-13510/2016,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Серово-1"
к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие "Ижводоканал"
о признании недействительным приказа,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Серово-1" (далее - заявитель, общество, в соответствии с ч. 1 ст. 48 АПК РФ судом первой инстанции произведена процессуальная замена заявителя ООО "Серово" ИНН 1831159754 на ООО "Серово-1" ИНН 1831157059) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным приказа от 06.09.2016 N 16/26 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства в части установления платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенными объектами обслуживания и подземной автостоянкой по ул. К.Маркса в Октябрьском районе гор. Ижевска. Строение N 1, N 2" с подключаемой нагрузкой 48,11 куб. м/час к централизованной системе холодного водоснабжения МУП г. Ижевска "Ижводоканал" в индивидуальном порядке" в размере 4 223 771, 90 руб. (без учета НДС).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.02.2017 (резолютивная часть объявлена 09.02.2017) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что применение утвержденных Приказами Минстроя России укрупненных нормативов цены строительства для целей расчета размера расходов, ограничивающих размер тарифов на подключение (технологическое присоединение) при строительстве (реконструкции) водопроводных и канализационных сетей, при строительстве (реконструкции) объектов без привлечения бюджетных средств не предусмотрено, ссылаясь при этом на изменение правового регулирования (принятие Федерального закона от 03.07.2016 N 369-ФЗ).
Представитель Министерства в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы, при этом указал, что при отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта просит суд апелляционной инстанции изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции, исключив из нее выводы суда о праве заказчика строительства на выбор метода определения стоимости строительства.
Третье лицо МУП г. Ижевска "Ижводоканал" также обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе Министерства. Кроме того, указывает, что укрупненные сметные нормативы утверждены Приказом Минстроя России, который в установленном порядке не зарегистрирован и не опубликован; полагает, что укрупненные сметные нормативы приняты и направлены для урегулирования иных целей, отличных от целей подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения; в настоящем случае применение налога на прибыль в размере 20% от стоимости затрат на строительство (реконструкцию) не противоречит положениям п. 5 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации; потребность в модернизации объекта КНС возникла исключительно в связи с потребностью обеспечить необходимой нагрузкой подключаемый объект капитального строительства заявителя.
Заявитель ООО "Серово-1" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе заинтересованного лица и в апелляционной жалобе третьего лица, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционные жалобы.
Третье лицо представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Серово-1", являясь застройщиком многоквартирного жилого дома со встроенными объектами обслуживания и подземной автостоянкой по ул. К.Маркса в Октябрьском районе г. Ижевска, строение N 1, N 2, обратилось в организацию водопроводно-канализационного хозяйства МУП г. Ижевска "Ижводоканал" с заявлением от 14.06.2016 N 02-16р/126 о заключении договора о подключении и выдаче Технических условий подключения данного объекта капитального строительства к централизованным сетям холодного водоснабжения (т. 1 л.д. 50).
В соответствии с ТУ от 17.06.2016 N 198В, выданным МУП "Ижводоканал" (приложение N 1), точка подключения к централизованным системам холодного водоснабжения - вводов водопроводов в проектируемый объект: проектируемый кольцевой участок водопровода Dy = 300 мм, разрешенная подключаемая нагрузка по водоснабжению составляет 48,11 куб. м/ч (т. 1 л.д. 51-52).
МУП "Ижводоканал" обратилось в Министерство с заявлением от 13.07.2016 N 7571/17-15-1 об установлении индивидуального тарифа для ООО "Серово" на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения г. Ижевска вышеуказанного объекта капитального строительства в размере 4 809 689,40 руб. (без учета НДС), в том числе, плата за строительство сетей водоснабжения от точки подключения (технологического присоединения) водопроводных сетей к объектам централизованной системы водоснабжения до объекта "Многоквартирный жилой дом со встроенными объектами обслуживания и подземной автостоянкой по ул. К.Маркса в Октябрьском районе г. Ижевска. Строение N 1, N 2" в размере 4 809 689,40 руб., плата за подключаемую нагрузку - 90 121,90 руб. (без учета НДС) (т. 1 л.д. 42).
Для установления размера платы за подключение (технологическое присоединение) МУП г. Ижевска "Ижводоканал" были представлены все необходимые материалы и документы (т. 1 л.д. 43-60). При исчислении тарифа был применен локальный сметный расчет стоимости строительства.
Министерством сметные расчеты были направлены на экспертизу в АНО "Агентство по энергосбережению УР (т. 1 л.д. 61).
Согласно заключению АНО "Агентство по энергосбережению УР" по результатам экспертизы от 24.08.2016 N 1/1190 сметная стоимость строительства по сводному сметному расчету стоимости строительства сети водоснабжения составила 3 307 720 руб. (без НДС) (т. 1 л.д. 65).
По результатам экспертизы Министерством составлено заключение, согласно которому размер платы за подключение к центральной системе холодного водоснабжения объекта капитального строительства заявителя ООО "Серово", с учетом заключения АНО "Агентство по энергосбережению УР" и уплаты налога на прибыль в размере 20% составил 4 223 771, 90 руб. (без учета НДС) (т. 1 л.д. 63).
На основании пункта 25 протокола заседания Комиссии по тарифному регулированию министерства от 06.09.2016 N 16 в соответствии с Приказом министерства от 06.09.2016 N 16/25 плата за подключение к центральной систем холодного водоснабжения жилого дома рассчитана в индивидуальном порядке. Расходы, относимые на строительство сетей, составили 4 134 000, 65 руб. (без учета НДС).
06.09.2016 Министерством утвержден приказ N 16/25 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенными объектами обслуживания и подземной автостоянкой по ул. К.Маркса в Октябрьском районе г. Ижевска. Строение N 1, N 2", которым установлена плата за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства с подключаемой нагрузкой 48,11 куб. м/час к централизованной системе холодного водоснабжения МУП г. Ижевска "Ижводоканал" в индивидуальном порядке в размере 4 223 771 руб. 90 коп. (без НДС).
Усматривая несоответствие положениям действующего законодательства данного Приказа и нарушение им прав и законных интересов общества, ООО "Серово-1" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательств, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность их применения и соблюдения требований процессуального законодательства судом первой инстанции, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо установление совокупности условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о водоснабжении и водоотведении общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения направлены, в том числе на обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности регулируемой организации.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 5 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
При этом в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
Государственное регулирование тарифов и индивидуальной платы за подключение к централизованной системе водоснабжения направлено на обеспечение доступности услуги водоснабжения, оказываемой регулируемой организацией. Способом обеспечения доступности выступает ограничение размера расходов на реализацию регулируемой организацией мероприятий по подключению объектов абонентов к централизованной системе холодного водоснабжения.
В соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежит также плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В силу пункта 4 Основ ценообразования тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения входит в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами.
Пунктом 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов, с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 86 Основ ценообразования, суд первой инстанции правомерно отметил, что укрупненные сметные нормативы являются механизмом ограничения расходов регулируемой организации.
Установление регулируемых тарифов производится по предложению регулируемой организации. Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов.
Орган регулирования тарифов в силу пункта 25 Правил регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно информации АНО "Агентство по энергосбережению УР" от 24.08.2016 N 1/1190 по экспертизе сметных расчетов на строительство сетей водоснабжения и водоотведения сметная стоимость строительства по сводному сметному расчету стоимости строительства сети водоснабжения составляет 3 307 720 руб. (без НДС) (т. 1 л.д. 65).
По заключению Министерства размер платы за подключение к центральной системе холодного водоснабжения, с учетом заключения АНО "Агентство по энергосбережению УР" и уплаты налога на прибыль в размере 20% составил 4 223 771, 90 руб. (без учета НДС) (т. 1 л.д. 62-63).
На основании пункта 25 протокола заседания Комиссии по тарифному регулированию Министерства от 06.09.2016 N 16 в соответствии с Приказом министерства от 06.09.2016 N 16/25 плата за подключение к центральной системе холодного водоснабжения жилого дома рассчитана в индивидуальном порядке. Расходы, относимые на строительство сетей, составили 4 134 000, 65 руб. (без учета НДС) (т. 1 л.д. 135-144).
06.09.2016 Министерством утвержден Приказ N 16/25 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенными объектами обслуживания и подземной автостоянкой по ул. К.Маркса в Октябрьском районе г. Ижевска. Строение N 1, N 2", которым установлена плата за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства с подключаемой нагрузкой 48,11 куб. м/час к централизованной системе холодного водоснабжения МУП г. Ижевска "Ижводоканал" в индивидуальном порядке в размере 4 223 771 руб. 90 коп. (без НДС).
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2014 N 506/пр утверждены укрупненные нормативы цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, в том числе для объектов "Сети водоснабжения и канализации" (НЦС 81-02-14-2014).
Приказом Минстроя России от 28.08.2014 N 506/пр "О внесении в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры" укрупненные сметные нормативы цены строительства, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения, внесены в федеральный реестр сметных нормативов.
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2016 N 303-КГ16-11435, применение органом госрегулирования при установлении платы за подключение укрупненных нормативов цены строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, не противоречит п. 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. Укрупненные нормативы строительства рассчитаны и представляют собой объем денежных средств, необходимый и достаточный для возведения объектов, рассчитанный на единицу измерения, при этом источник финансирования на стоимость строительства не влияет.
Таким образом, при установлении размера платы за технологическое подключение в индивидуальном порядке учет расходов регулируемой организации в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2014 N 506/пр, не противоречит п. 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании чего соответствующие доводы заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и третьего лица МУП г. Ижевска "Ижводоканал" о том, что укрупненные сметные нормативы приняты и направлены для урегулирования иных целей, отличных от целей подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения; применение утвержденных приказами Минстроя России укрупненных нормативов цены строительства для целей расчета размера расходов, ограничивающих размер тарифов на подключение (технологическое присоединение) при строительстве (реконструкции) водопроводных и канализационных сетей, при строительстве (реконструкции) объектов без привлечения бюджетных средств, не предусмотрено, являются ошибочными и подлежат отклонению.
Довод апелляционной жалобы третьего лица, что укрупненные сметные нормативы утверждены Приказом Минстроя России, который в установленном порядке не зарегистрирован и не опубликован, соответственно не может быть применен, подлежит отклонению, поскольку данный Приказ издан в соответствии с подпунктами 5.2.10, 5.2.11 подпункта 5.2 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, пунктом 20 Порядка разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 декабря 2012 г. N 75/ГС (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта 2013 г., регистрационный N 27573), Порядком формирования и ведения Федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в указанный реестр, утвержденным Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 5 февраля 2013 г. N 17/ГС (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта 2013 г., регистрационный N 27571).
Сметный норматив, по которому принято решение о внесении в федеральный реестр сметных нормативов, утверждается путем издания Госстроем приказа о внесении сметного норматива в федеральный реестр сметных нормативов (п. 20 Порядка), из чего следует, что обязательная регистрация данного документа не требуется).
Доводы заинтересованного лица и третьего лица об изменении правового регулирования в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 369-ФЗ подлежат отклонению в силу следующего.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ введена ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства объектов капитального строительства определяется с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором (ч. 1). Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, в установленном им порядке (ч. 3). Утвержденные сметные нормативы включаются в федеральный реестр сметных нормативов (ч. 4).
Согласно ст. 8.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ, федеральный реестр сметных нормативов является государственным информационным ресурсом. Указанный реестр является общедоступным, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (часть 1). Сметные нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (часть 2).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 369-ФЗ положения ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, применяются с даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
1) включение сметных нормативов, утвержденных в соответствии со ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в установленном порядке в федеральный реестр сметных нормативов;
2) введение в действие указанных сметных нормативов;
3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с ч. 5 ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 369-ФЗ положения ч. 2 ст. 8.4 и ч. 2 ст. 57.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 марта 2017 года.
Из содержания приведенных норм права не следует, что на момент принятия Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики оспариваемого Приказа от 06.09.2016 N 16/26 при установлении размера платы за технологическое подключение в индивидуальном порядке не подлежали учету укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2014 N 506/пр.
Ссылка заинтересованного лица на представленное в суд апелляционной инстанции письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2017 N 11226-ХМ/09 об обратном не свидетельствует.
Документы, представленные апеллятором, на которые также имеется ссылка в апелляционной жалобе, не являются нормативными правовыми актами, подлежащими обязательному применению.
При действующем на момент издания оспариваемого приказа нормативно-правовом регулировании суд апелляционной инстанции признает основополагающим для разрешения спора наличие в пунктах 85, 86 Основ ценообразования ограничений размера расходов на реализацию мероприятий по подключению заявителя, учитываемый в составе платы за подключение, на что обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении суда.
Отклоняя доводы апелляторов в соответствующей части, суд апелляционной инстанции при этом не усматривает оснований для исключения из мотивировочной части обжалуемого судебного акта выводов суда первой инстанции о праве заказчика строительства на выбор метода определения стоимости строительства.
Как следует из материалов дела, стоимость работ при строительстве определялась на основе индексов АНО "Удмуртский региональный центр ценообразования в строительстве", а стоимость материалов при строительстве - по текущему уровню цен в соответствии с п. 4.24 МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05 марта 2004 N 15/1 (далее - Методика).
В соответствии с п. 3.27 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) при составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости: ресурсный; ресурсно-индексный; базисно-индексный; на основе укрупненных сметных нормативов, в т.ч. банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.
Согласно п. 3.1 данной Методики (МДС 81-35.2004) сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
Согласно ст. 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, в котором приводятся исходные данные, необходимые для составления технической документации, что предполагает, в том числе, выбор метода составления сметной документации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе нормативно-методическими документами в сфере строительства, решение о выборе метода определения стоимости строительства относится к компетенции заказчика строительства.
Между тем, при вынесении оспариваемого приказа ответчиком был применен базисно-индексный метод определения стоимости строительства, когда заявителем был применен ресурсно-индексный метод, предусматривающий сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве (п. 3.29 МДС 81-35.2004).
При определении стоимости базисно-индексным методом сметная документация (локальные сметы) составляется в базисном уровне цен, предусмотренном в сборниках сметно-нормативной базы (ФЕР-2001 или ТЕР-2001), с последующим перемножением на индекс, соответствующий периоду составления сметной документации или периоду выполнения работ, предусмотренных указанной сметной документацией.
Применение ответчиком базисно-индексного метода определения стоимости строительства, положенного в основу расчета индивидуальной платы, привело к существенному, необоснованному завышению цен заложенных в смету материалов по сравнению с рыночными ценами в г. Ижевске.
Поскольку применение МДС 81-35.2004 должно осуществляться с учетом соблюдения положений пункта 4 части 1 статьи 3 Закона N 416-ФЗ, согласно которым общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения направлены, в том числе, на обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности регулируемой организации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что при установлении индивидуальной платы за подключение к централизованной системе водоснабжения объекта, в отношении затрат, не учтенных НЦС 81-02-14-2014, при определении стоимости строительства наружных сетей, возможно было применить ресурсно-индексный метод согласно п. 3.27 и п. 4.24 МДС 81-35.2004 с выделением стоимости материалов в текущем уровне цен.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица относительно возникновения потребности в модернизации объекта КНС и применения налога на прибыль в размере 20% от стоимости затрат на строительство (реконструкцию) не подлежат рассмотрению, поскольку не были предметом судебного разбирательства суда первой инстанции, заявителем в качестве обоснования заявленных требований не приводились, в связи с чем правовая оценка указанным обстоятельствам дана быть не может, при этом следует отметить, что предмет спора касается подключения к системе холодного водоснабжения, а не водоотведения, как по делу N А71-13511/2016.
С учетом вышеизложенного оспариваемый Приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 06 сентября 2016 года N 16/25 обоснованно признан судом первой инстанции недействительным как несоответствующий действующему законодательству и нарушающий права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 февраля 2017 года по делу N А71-13510/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, Муниципального унитарного предприятия "Ижводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Х.РИБ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)