Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.04.2017 ПО ДЕЛУ N 33-5733/2017

Требование: О возложении обязанности совершить действия по реализации программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокурор указал, что межведомственной комиссией приняты решения о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу, муниципалитетом не издаются распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 апреля 2017 г. по делу N 33-5733/2017


Судья Бажева Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Деменевой Л.С., Ильиной О.В.
при секретаре судебного заседания Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора г. Березовского Свердловской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Березовского городского округа о возложении обязанности совершить действия в определенный срок
по апелляционной жалобе представителя Администрации Березовского городского округа - С. на решение Березовского городского суда Свердловской области от 23.12.2016.
Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Д., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Березовского Свердловской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Березовского городского округа о возложении обязанности совершить действия в определенный срок.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Березовского Свердловской области по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан. На территории Березовского городского округа реализуется программа по переселению из аварийного жилищного фонда, утвержденная Правительством Свердловской области от 10.06.2013 N 727 ПП, признанного таковым в установленном порядке до <...>. Установлено, что за период с <...> по <...> межведомственной комиссией принято 21 решение о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу. На основании полученных заключений Администрацией Березовского городского округа решения не принимаются, распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ не издаются.
Просил признать незаконным бездействие Администрации Березовского городского округа в части непринятия распоряжений на основании заключений межведомственной комиссии Березовского городского округа с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, обязать Администрацию Березовского городского округа в срок до <...> издать распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в отношении следующих многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу:
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>);
- - <...> (заключение от <...>).
В ходе рассмотрения дела истец в силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменил исковые требования и просил признать незаконным бездействие Администрации Березовского городского округа в части непринятия распоряжений на основании заключений межведомственной комиссии Березовского городского округа с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, обязать Администрации Березовского городского округа в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в отношении многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с постановленным решением суда, ответчик Администрация Березовского городского округа в лице представителя С., действующий на основании доверенности от <...>, подал на него апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное определение и недоказанность установленных судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Указал, что из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года следует, что само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. 85 - 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение услуги для осуществления права на жилище. Также полагает необходимым учитывать, что сроки отселения граждан из многоквартирных жилых домов, призванных аварийными и подлежащими сносу, зависят от сроков строительства новых многоквартирных жилых домов для переселения указанных граждан и соответственно от наличия источников финансирования данного строительства. Источниками финансирования по данной программе являются средства финансовой поддержки государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", субсидии на софинансирование расходов за счет средств областного бюджета, а также средства местного бюджета. Для принятия распоряжения о сроках отселения граждан из аварийных домов, необходимы свободные жилые помещения, пригодные для проживания, а также объективная информация о количестве и сроков ввода в эксплуатацию новых жилых помещений муниципального жилищного фонда. Поскольку переселение граждан из аварийных домов происходит постепенно с учетом времени признания многоквартирного дома аварийным и в настоящее время не закончена программа "Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 гг.", администрация Березовского городского округа не располагает объективной информацией о размере жилого фонда, предназначенного для переселения граждан, проживающих в аварийных жилых домах, признанных аварийными после <...>.
В материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу от помощника прокурора г. Березовского, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Д. с доводами апелляционной жалобы не согласилась. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении всех участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений <...>, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", принимая во внимание, что доводы жалобы не содержат новой информации об обстоятельствах дела, для их проверки личного участия и дачи объяснений сторон не требуется, при том, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на территории Березовского городского округа находится 21 многоквартирный дом, признанный аварийным.
В соответствии с актами обследования помещения и заключениями межведомственной комиссии указанные жилые дома признаны непригодными для постоянного проживания.
Из ответа Администрации Березовского городского округа от <...> следует, что информация о жилых домах, признанных аварийными после <...> направлялась в Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области, региональная адресная программа по переселению из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным после <...>, не сформирована.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд исходил из того, что поскольку многоквартирные жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, представляют опасность для жизни и безопасности граждан, проживающих в данных жилых помещениях, Администрация Березовского городского округа, получив заключение межведомственной комиссии, обязана в 30-дневный срок принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на правильном толковании и применении норм материального права и соответствующими установленным судом первой инстанции обстоятельствам дела.
Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЖК РФ).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Согласно абз. 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п. 44 Положения).
В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как усматривается из материалов дела, межведомственными комиссиями выявлены несоответствие вышеуказанных многоквартирных домов требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правильно признал незаконным бездействие администрации Березовского городского округа в части непринятия распоряжений на основании заключений межведомственной комиссии Березовского городского округа.
Учитывая, что многоквартирные жилые дома заключениями межведомственных комиссий признаны не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилому помещению, администрация, получив заключения межведомственных комиссий, должна принять решение и издать распоряжение с указанием дальнейшего использования помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
С учетом изложенного решение суда является законным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
При этом не является юридически значимым обстоятельством по делу и не влечет отмену решения суда первой инстанции невозможность произвольного установления срока снова аварийного жилого фонда, отсутствие источников финансирования жилищного строительства, отсутствие на территории Свердловской области соответствующей программы по отселению из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после <...>.
Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Юридически значимые обстоятельства определены и установлены судом правильно, нарушений норм материального права судом не допущено, оценка доказательств судом дана верная, в связи с чем, доводы жалобы являются необоснованными.
При указанных обстоятельствах и руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Березовского городского суда Свердловской области от 23.12.2016 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Березовского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.П.МОСКАЛЕНКО

Судьи
Л.С.ДЕМЕНЕВА
О.В.ИЛЬИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)