Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.12.2015 ПО ДЕЛУ N А13-12265/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2015 г. по делу N А13-12265/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.
при участии от Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области Самарина К.В. по доверенности от 19.03.2015 N 01-19/01-21, от общества с ограниченной ответственностью "Нерудная Компания "Гранд" Левшина А.А. по доверенности от 08.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 октября 2015 года по делу N А13-12265/2015 (судья Логинова О.П.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Нерудная Компания "Гранд" (место нахождения: 119517, Москва, улица Матвеевская, дом 36, офис 3; ИНН 3528173416, ОГРН 1103528011070; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; ИНН 3525148002, ОГРН 1053500023290; далее - Инспекция) от 12.08.2015 N 149 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Инспекция в апелляционной жалобе и ее представитель в судебном заседании апелляционного суда с решением суда не согласны, просят его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылаются на то, что в соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений и сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов; обязанность по оснащению зданий приборами учета предусмотрена императивной нормой части 7 статьи 11 указанного Закона, в связи с чем Общество обязано было выполнить указанные требования.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционного суда ссылаются на отсутствие вины Общества в совершении правонарушения. Указывают, что объект построен в соответствии с проектной документацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы, многоквартирный дом введен в эксплуатацию, что свидетельствует о соответствии его нормам энергетической эффективности.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Шекснинского района (далее - Прокуратура) проведена проверка соблюдения Обществом законодательства об энергоснабжении и энергоэффективности, в ходе которой установлено, что Общество на основании разрешения на строительство от 22.08.2012 RU 35526101-156 выполнило строительство 4-этажного 32-квартирного жилого дома по адресу: поселок Шексна, улица Садовая, дом 15 в (далее - многоквартирный жилой дом).
Обществу 13.03.2015 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 35526101-06.
Проектной документацией на строительство жилого дома установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии не предусмотрена. Соответствие построенного дома проектной документации подтверждается заключением Инспекции от 25.12.2014.
Прокуратура при проведении проверки установила, что Обществом не исполнена обязанность по оснащению указанного многоквартирного жилого дома индивидуальными приборами учета тепловой энергии, предусмотренная статьями 11, 13 Закона N 261-ФЗ, частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), в связи с чем посчитала, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения по части 3 статьи 9.16 КоАП РФ.
По данному факту 22.07.2015 заместителем прокурора Шекснинского района Еронен С.М. в отношении Общества и в присутствии его законного представителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 9.16 КоАП РФ.
Указанное постановление и материалы дела об административном правонарушении направлены в Инспекцию для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Постановлением начальника инспекции Крутковой Н.Н. от 12.08.2015 N 149 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.16 КоАП РФ, в виде назначения административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что Инспекцией не доказана вина Общества в совершении указанного правонарушения, поскольку материалами дела подтверждается, что Общество осуществляло строительство в соответствии с проектной документацией, разработанной с учетом применения обязательных для исполнения национальных стандартов и сводов правил.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу положений части 7 указанной статьи Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
На основании статьи 23.64 КоАП РФ, пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), пункта 3.5.10 Положения об инспекции государственного строительного надзора Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2008 N 1211, оспариваемое постановление принято уполномоченным лицом.
В соответствии с частью 3 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.
Статьей 31 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) определено, что в проектной документации должно быть предусмотрено оснащение зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Соответствие зданий и сооружений требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов должно обеспечиваться путем выбора в проектной документации оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений.
В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона N 261-ФЗ застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В силу части 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 7 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что здания, строения, сооружения и иные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу Закона N 261-ФЗ, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире).
В соответствии с пунктом 5 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" в отношении многоквартирных жилых домов, для которых Законом от N 261-ФЗ установлено требование по их оснащению на дату ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.
Частью 4 статьи 19 Закона N 190-ФЗ определено, что приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
С учетом изложенного апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что законодательством об энергосбережении установлена обязанность застройщика оснащать многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии. Техническая возможность для установления таких приборов презюмируется.
Частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, устанавливающей требования к оснащенности зданий и сооружений приборами учета, предусмотрено, что требования этой статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения, но не распространяются на объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Согласно пункту 2 статьи 48 Закона N 261-ФЗ требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные Законом N 261-ФЗ, не применяются к зданиям, строениям, сооружениям, строительство которых осуществляется в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, для установления фактической обязанности застройщика по оснащению многоквартирного дома, вводимого в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии необходимо установить:
- - подключение многоквартирного дома к системам централизованного теплоснабжения;
- - максимальный объем потребления тепловой энергии данным объектом;
- - предусмотрены ли индивидуальные приборы учета тепловой энергии проектной документацией на строительство дома;
- - дату утверждения или направления на государственную экспертизу проектной документации;
- - дату ввода объекта в эксплуатацию.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию 13.03.2015; подключен к системам центрального теплоснабжения; проектной документацией предусмотрен индивидуальный учет тепловой энергии в индивидуальном узле управления, который оснащен погодозависимой автоматикой и узлом учета в соответствии с Законом N 261-ФЗ и пунктом 6.1.1 СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха", а также общий максимальный объем потребления тепловой энергии по отоплению и горячей воде 240 725 Ккал/час; положительное заключение экспертизы получено 04.12.2012, то есть после вступления в силу требований об оснащенности приборами учета.
При этом суд первой инстанции правильно посчитал несостоятельными доводы Общества об отсутствии события правонарушения ввиду того, что многоквартирный жилой дом является объектом, максимальный объем потребления тепловой энергии которого составляет менее чем две десятых гигакалории, поскольку для применения нормы части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ о нераспространении требований энергоэффективности на определенные объекты установлению подлежит максимальный, а не фактический объем потребления тепловой энергии.
Проектной документацией предусмотрен общий максимальный объем потребления тепловой энергии по отоплению и горячей воде 240 725 Ккал/час (0,240725 Гкал/час), что составляет более чем две десятых гигакалории в час.
Вместе с тем суд первой инстанции согласился с доводами Общества об отсутствии его вины в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.16 КоАП РФ, при этом правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству объекта, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Строительство объекта капитального строительства регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Здания и сооружения любого назначения, включая сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения, а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы изыскания и проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) являются объектом технического регулирования согласно Закону N 384-ФЗ на всех этапах жизненного цикла здания или сооружения, в части 4 статьи 6 которого прямо закреплено, что национальные стандарты и своды правил являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" приняты и введены в действие с 01.01.2004 постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 26.06.2003 N 115 (далее - СНиП 41-01-2003).
В последующем, в соответствии с частью 1 статьи 6, частью 3 статьи 42 Закона N 384-ФЗ, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р, действовавшим на дату совершения вмененного Обществу в вину правонарушения, утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), которые являются обязательными для применения, пунктом 86 которого предусмотрено, в том числе, обязательное исполнение пунктов 6.1.1 - 6.4.4 СНиП 41-01-2003.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается Инспекцией, что согласно проектной документации система отопления и узел учета тепловой энергии спроектированы в соответствии с нормами СНиП 41-01-2003 и Закона N 261-ФЗ. При этом проектом предусмотрена вертикальная разводка внутридомовой системы теплоснабжения.
Согласно пункту 6.1.3 СНиП 41-01-2003 отопление жилых зданий следует проектировать, обеспечивая регулирование и учет расхода теплоты на отопление каждой квартирой, группами помещений общественного и другого назначения, расположенными в доме, а также зданием в целом.
Для определения расхода теплоты каждой квартирой (с учетом показаний общего счетчика) в жилых зданиях следует предусматривать: установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям.
Следовательно, при проектировании жилого дома применены строительные нормы и правила обязательные для исполнения и предусматривающие, в том числе, установку общего счетчика расхода теплоты жилого дома с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на то, что в соответствии с частью 6 статьи 11 Закона N 261-ФЗ не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений и сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Вместе с тем, как указано выше, материалами дела подтверждается, что многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию 13.03.2015, строительство жилого дома произведено в соответствии с требованиями проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы.
Апелляционный суд учитывает, что Инспекцией как контролирующим органом в период строительства данного объекта какие-либо замечания по несоответствию дома требованиям энергоэффективности и оснащенности приборами учета тепловой энергии не предъявлялись, а 25.12.2014 выдано заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации N 113.
Указанные обстоятельства Инспекцией не оспариваются.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что совокупностью установленных по делу обстоятельств подтверждается, что Общество в рассматриваемом случае осуществляло строительство в соответствии с проектной документацией, разработанной с учетом применения СНиП 41-01-2003, обязательных для исполнения национальных стандартов и сводов правил. Требование о проведении строительства в полном соответствии с проектной документацией установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
Исходя из части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, Инспекцией не доказана вина Общества в совершении выявленного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие вины (как элемента состава административного правонарушения) привлекаемого к административной ответственности лица, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 октября 2015 года по делу N А13-12265/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)