Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "27" июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мкртчян Э.Г.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Абушаева Г.А. - представитель по доверенности от 15.11.2016 г.,
от общества с ограниченной ответственностью "М.М. Расковой" - Никонова М.Н. по доверенности от 20.03.2017 г.,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 1 июня 2017 года по делу N А57-21447/2016, принятое судьей Д.Ю. Игнатьевым,
по иску общества с ограниченной ответственностью "М.М. Расковой", г. Саратов, (ОГРН 1166451057915, ИНН 6451009409),
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, публичное акционерное общество "Т Плюс", Московская обл., Красногорский район, автодорога Балтия,
об обязании совершить действия,
общество с ограниченной ответственностью "М. М. РАСКОВОЙ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик) об обязании провести реконструкцию и восстановить проектную схему подачи горячего водоснабжения.
В ходе рассмотрения дела судом, по ходатайству истца, привлечена к участию в деле в качестве соответчика администрация муниципального образования "Город Саратов".
Истец, с учетом проведенной судебной экспертизы в ходе рассмотрения спора, заявил ходатайство об изменении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которого просит суд обязать муниципальное образование "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21;
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21.
Обязать муниципальное образование "Город Саратов" восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21, к жилым домам, расположенным по адресам: г. Саратов, NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе в соответствии с принятыми проектными решениями. Обязать муниципальное образование "Город Саратов" провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 в соответствии с принятыми проектными решениями.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 1 июня 2017 года суд первой инстанции обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 2 1 д о многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Саратов, NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе;
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21.
Обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21, к жилым домам, расположенным по адресам: г. Саратов, NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе в соответствии с принятыми проектными решениями.
Обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 в соответствии с принятыми проектными решениями.
С муниципальное образование "Город Саратов", в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "М. М. РАСКОВОЙ" взысканы судебные расходы, понесенные за проведение судебной экспертизы в размере 45000 руб., расходы по оплаченной госпошлине в размере 6000 руб.
В иске к администрации муниципального образования "Город Саратов" отказано.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в апелляционный суд с жалобами, в которых просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель полагает решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: комитет по ЖКХ не наделен полномочиями по разработке плана модернизации, реконструкции и техперевооружения имущества, переданного в безвозмездное пользование, комитет не является стороной по договору безвозмездного пользования муниципального имущества от 01.01.2016 и не передавал вышеуказанное имущество ОАО "ВоТГК".
Представитель Администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал свою позицию по делу, просил удовлетворить требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "М.М. Расковой" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "М. М. РАСКОВОЙ" является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг, в частности горячего водоснабжения для многоквартирных домов NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе в г. Саратове на основании протоколов общих собраний собственников от 10.06.2016 г., договоров управления.
В соответствии с пунктом 3.4.8 договоров управления, собственники поручили управляющей организации от имени собственников помещений многоквартирных домов представлять интересы собственников в суда, государственных и иных органах и организациях по вопросам, связанным с исполнением условий договоров управления.
Полагая, что обязанность по обеспечению помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением лежит на ответчике, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг).
При этом: "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанностью закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг).
В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N 20.
Кроме того, 30 марта 1999 года был принят Федеральный Закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно преамбулы которого он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 3, 19, 39 указанного Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19). Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 39).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.09 г. N 20, которым утвержден СанПиН 2.1.4.2496-09, зарегистрировано в Минюсте РФ 05 мая 2009 года под регистрационным N 13891 и его текст опубликован в "Российской газете" от 22 мая 2009 г. N 92.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Указанная обязанность корреспондируется с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которого исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.
Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг). В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09.
В свою очередь пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качеств, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Все спорные многоквартирные дома снабжаются горячим водоснабжением от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 с которой они соединены внутриквартальными сетями, что подтверждается материалами дела.
При этом, по мнению истца, подача горячего водоснабжения в спорные жилые дома производится по тупиковой схеме (без циркуляции), в отсутствие циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения, в связи с чем, необходимо провести работы по восстановлению линий циркуляции горячего водоснабжения.
Отсутствие указанных трубопроводов делает невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 2.
Вышеуказанные обстоятельства, в том числе подтверждается распечатками общедомовых приборов учета вышеуказанных многоквартирных жилых домов.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Приоритет-оценка" (410056, г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти, д. 21), экспертам Сидоренко А.С., Афанасьевой А.В.
На разрешение экспертизы поставлены следующие вопросы:
1. Соответствует ли схема теплоснабжения жилых домов: NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 ул. М. Расковой; NN 16/24, 32а, 34, 34а по ул. Крымская; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе, в г. Саратове требованиям строительных норм и правил (СНиП), обеспечивающая круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующе температуры, требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20?
2. Соответствуют ли параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирных жилых домов: многоквартирных жилых домов: NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 ул. М. Расковой; NN 16/24, 32а, 34, 34а по ул. Крымская; NN 60, 62, 83, 85, 87 по Новоастраханскому шоссе, в г. Саратове требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПин 2.1.4.2496-09? Если нет, то каковы причины несоответствия параметров качества горячего водоснабжения? Может ли, существующая внутридомовая система спорных жилых домов обеспечивать подачу горячего водоснабжения надлежащего качества? Если нет, то почему?
3. Какие работы, их объем и стоимость необходимо произвести, как в самом центральном тепловом пункте (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 34; (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 21; (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 1 6 /2 4, так и на тепловых сетях на участке от этих ЦТП до многоквартирных жилых домов: NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 ул. М. Расковой; NN 16/24, 32а, 34, 34а по ул. Крымская; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе, в г. Саратове для обеспечения их помещений бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09? Какой срок выполнения данных монтажно-строительных работ, с учетом изготовления проекта?
Согласно заключению эксперта N 12/16-09 от 30 декабря 2016 г. в ходе проведения судебной экспертизы эксперты пришли к следующим выводам:
Схема теплоснабжения жилых домов: по ул. М. Расковой. д. NN 1, 3, 5, 6. 7, 9, 10; по ул. Крымская, д. 16/24, 32а, 34, 34а; по Новоастраханскому шоссе, д. NN 60, 62 в г. Саратове не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), обеспечивающая круглосуточную (без какого либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующие температуры, требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СНиП 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20.
Параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирных жилых домов: по ул. М. Расковой, д. NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10; по ул. Крымская, д. 16/24, 32а, 34, 34а; по Новоастраханскому шоссе, д. NN 60, 62 в г. Саратове не соответствуют требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СНиП 2.1.4.2496-09.
Причины несоответствия параметров качества горячего водоснабжения является следующее:
- - отсутствие циркуляции во внутриквартальных сетях системы ГВС (применена тупиковая схема ГВС - 3-трубная) - при существующей тупиковой схеме подачи ГВС по внутриквартальным сетям происходит остывание горячей воды в трубопроводах в период снижения или отсутствии водоразбора;
- - частичные потери тепла (остывание) горячей воды за счет отсутствия тепловой изоляции трубопроводов - часть трубопроводов тепловых сетей не обеспечена теплоизоляцией, либо теплоизоляция находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены;
- - отсутствие внутридомовой циркуляции.
Существующая внутридомовая система спорных жилых домов не может обеспечивать подачу горячего водоснабжения надлежащего качества, т. к. отсутствует внутридомовая циркуляция системы ГВС.
Для восстановления работоспособности системы горячего водоснабжения, а также соответствия параметров температуры горячего водоснабжения в исследуемых многоквартирных домах необходимо выполнить следующие работы:
- - восстановить внутридомовую циркуляцию системы ГВС (с учетом переустройства узла ввода, а также установкой приборов учета и контрольно-измерительных приборов и автоматики) с учетом действующих строительных норм и правил;
- - проложить циркуляционный трубопровод (Т4) от исследуемых ЦТП до вводов в исследуемые многоквартирные жилые дома;
- - выполнить реконструкцию исследуемых ЦТП в соответствии с принятыми проектными решениями (с условием восстановления циркуляционного трубопровода Т4) и в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
Реконструкцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения, а также ЦТП (при необходимости) следует производить в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании, нормативными документами и разработанной и согласованной проектной документацией.
Точные объемы и стоимость материалов, а также работ по реконструкции внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП до многоквартирных жилых домов может быть определена только после выполнения проектно-сметной документации. Сроки выполнения строительно-монтажных работ зависят от решений, принятых в проекте.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В силу части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является всего лишь одним из доказательств, исследуемых наряду с другими доказательствами по делу. Таким образом, процессуальный статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеется заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит оценке арбитражным судом наравне с другими представленными доказательствами.
Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу, что в силу статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации означает исследование доказательств с соблюдением принципа непосредственности.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Правовой статус заключения эксперта определен законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
Оснований для признания экспертного заключения недопустимым доказательством у суда не имеется.
Таким образом, представленные в материалах дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, проведенной в рамках рассматриваемого дела, с участием представителей сторон, подтверждают, что причиной предоставления населению услуг горячего водоснабжения ненадлежащего качества является отсутствие внутридомовой циркуляции, отсутствие внутриквартальных циркуляционных трубопроводов, надлежащего оборудования и циркуляционного трубопровода в центральном тепловом пункте (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 34; (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 21; (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 16/24.
В свою очередь, оборудование ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 и внутриквартальные сети от нее находятся в собственности муниципального образования "Город Саратов", что не оспаривается ответчиками и подтверждается комитетом по управлению имуществом администрации "Город Саратов" письмом N 02-61/939 от 31 мая 2016 г. и свидетельствами о праве собственности на вышеуказанные объекты.
Судебная коллегия находит правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции, что передача спорного имущества в безвозмездное пользование ПАО "Т плюс" по договору N 154 от 01.01.2006 г. не свидетельствует о возникновении у пользователя спорного имущества обязанностей по модернизации, реконструкции и техническом перевооружение указанного имущества.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ - имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 08 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ") к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статьи 50 Закона N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены и в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года.
С учетом изложенного, муниципальное образование "Город Саратов", в силу имеющихся в деле доказательств, норм права, а также согласно заключения судебной теплотехнической экспертизы для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Саратов, NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе бесперебойным горячим водоснабжение, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 обязано провести следующие работы:
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 2 1 д о многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Саратов, NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе;
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21;
- - восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21, к жилым домам, расположенным по адресам: г. Саратов, NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе в соответствии с принятыми проектными решениями.
- провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 в соответствии с принятыми проектными решениями.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательства положение статьи 12 ГК РФ как один из способов защиты гражданских прав предусматривает присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Довод комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" о том, что муниципальное образование "Город Саратов" в его лице не должно отвечать по заявленному иску был предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонен в силу следующего.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, у установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Пунктом 1.1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 21-202 от 25 октября 2007 года, предусмотрено, что комитет по ЖКХ является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова. Комитет в пределах своих полномочий представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета по ЖКХ.
К числу основных задач Комитета по ЖКХ, связанных с решением вопросов местного значения, пунктом 2.1.1. Положения о комитете отнесено участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Комитет по ЖКХ в соответствии с возложенными на него задачами обладает следующими полномочиями в сфере участия в организации в границах города в электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения: участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения комитет по ЖКХ осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Саратов", осуществляет функции муниципального заказчика, а в соответствии с пунктом 1.3 Положения представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Таким образом, надлежащим ответчиком от имени муниципального образования "Город Саратов" правомерно признан Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью "М.М. РАСКОВОЙ", как управляющая организация, поддерживая исковые требования, защищает не только законные интересы собственников и нанимателей помещений в спорных многоквартирных жилых домах на право ими получения горячего водоснабжения надлежащего качества, но и представляет фактически интересы граждан-жильцов, которые получают горячее водоснабжение ненадлежащего качества.
Пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в части 4 статьи 157 ЖК РФ, согласно которой - при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 - внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
При отсутствии циркуляции происходит остывание горячей воды в сетях, в связи с чем, жители спорных многоквартирных домов получают горячее водоснабжение ненадлежащего качества. Наличие циркуляции в сетях, даже в тех домах, стояки горячего водоснабжения в которых являются "тупиковыми" позволят жителям быстрее получать услугу "горячее водоснабжение" надлежащего качества и производить меньший слив воды из системы горячего водоснабжения до нормативных температур.
С учетом изложенного, исковые требования истца правомерно удовлетворены в полном объеме. Надлежащим ответчиком по делу признано муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов". Разработка проектно-сметной документации, проведение реконструкции и восстановление проектной схемы подачи горячего водоснабжения осуществляется за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Саратовской области от 1 июня 2017 года по делу N А57-21447/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.08.2017 ПО ДЕЛУ N А57-21447/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2017 г. по делу N А57-21447/2016
Резолютивная часть постановления объявлена "27" июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мкртчян Э.Г.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Абушаева Г.А. - представитель по доверенности от 15.11.2016 г.,
от общества с ограниченной ответственностью "М.М. Расковой" - Никонова М.Н. по доверенности от 20.03.2017 г.,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 1 июня 2017 года по делу N А57-21447/2016, принятое судьей Д.Ю. Игнатьевым,
по иску общества с ограниченной ответственностью "М.М. Расковой", г. Саратов, (ОГРН 1166451057915, ИНН 6451009409),
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, публичное акционерное общество "Т Плюс", Московская обл., Красногорский район, автодорога Балтия,
об обязании совершить действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "М. М. РАСКОВОЙ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик) об обязании провести реконструкцию и восстановить проектную схему подачи горячего водоснабжения.
В ходе рассмотрения дела судом, по ходатайству истца, привлечена к участию в деле в качестве соответчика администрация муниципального образования "Город Саратов".
Истец, с учетом проведенной судебной экспертизы в ходе рассмотрения спора, заявил ходатайство об изменении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которого просит суд обязать муниципальное образование "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21;
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21.
Обязать муниципальное образование "Город Саратов" восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21, к жилым домам, расположенным по адресам: г. Саратов, NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе в соответствии с принятыми проектными решениями. Обязать муниципальное образование "Город Саратов" провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 в соответствии с принятыми проектными решениями.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 1 июня 2017 года суд первой инстанции обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 2 1 д о многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Саратов, NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе;
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21.
Обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21, к жилым домам, расположенным по адресам: г. Саратов, NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе в соответствии с принятыми проектными решениями.
Обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 в соответствии с принятыми проектными решениями.
С муниципальное образование "Город Саратов", в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "М. М. РАСКОВОЙ" взысканы судебные расходы, понесенные за проведение судебной экспертизы в размере 45000 руб., расходы по оплаченной госпошлине в размере 6000 руб.
В иске к администрации муниципального образования "Город Саратов" отказано.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в апелляционный суд с жалобами, в которых просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель полагает решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: комитет по ЖКХ не наделен полномочиями по разработке плана модернизации, реконструкции и техперевооружения имущества, переданного в безвозмездное пользование, комитет не является стороной по договору безвозмездного пользования муниципального имущества от 01.01.2016 и не передавал вышеуказанное имущество ОАО "ВоТГК".
Представитель Администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал свою позицию по делу, просил удовлетворить требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "М.М. Расковой" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "М. М. РАСКОВОЙ" является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг, в частности горячего водоснабжения для многоквартирных домов NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе в г. Саратове на основании протоколов общих собраний собственников от 10.06.2016 г., договоров управления.
В соответствии с пунктом 3.4.8 договоров управления, собственники поручили управляющей организации от имени собственников помещений многоквартирных домов представлять интересы собственников в суда, государственных и иных органах и организациях по вопросам, связанным с исполнением условий договоров управления.
Полагая, что обязанность по обеспечению помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением лежит на ответчике, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг).
При этом: "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанностью закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг).
В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N 20.
Кроме того, 30 марта 1999 года был принят Федеральный Закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно преамбулы которого он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 3, 19, 39 указанного Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19). Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 39).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.09 г. N 20, которым утвержден СанПиН 2.1.4.2496-09, зарегистрировано в Минюсте РФ 05 мая 2009 года под регистрационным N 13891 и его текст опубликован в "Российской газете" от 22 мая 2009 г. N 92.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Указанная обязанность корреспондируется с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которого исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.
Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг). В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09.
В свою очередь пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качеств, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Все спорные многоквартирные дома снабжаются горячим водоснабжением от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 с которой они соединены внутриквартальными сетями, что подтверждается материалами дела.
При этом, по мнению истца, подача горячего водоснабжения в спорные жилые дома производится по тупиковой схеме (без циркуляции), в отсутствие циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения, в связи с чем, необходимо провести работы по восстановлению линий циркуляции горячего водоснабжения.
Отсутствие указанных трубопроводов делает невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 2.
Вышеуказанные обстоятельства, в том числе подтверждается распечатками общедомовых приборов учета вышеуказанных многоквартирных жилых домов.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Приоритет-оценка" (410056, г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти, д. 21), экспертам Сидоренко А.С., Афанасьевой А.В.
На разрешение экспертизы поставлены следующие вопросы:
1. Соответствует ли схема теплоснабжения жилых домов: NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 ул. М. Расковой; NN 16/24, 32а, 34, 34а по ул. Крымская; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе, в г. Саратове требованиям строительных норм и правил (СНиП), обеспечивающая круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующе температуры, требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20?
2. Соответствуют ли параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирных жилых домов: многоквартирных жилых домов: NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 ул. М. Расковой; NN 16/24, 32а, 34, 34а по ул. Крымская; NN 60, 62, 83, 85, 87 по Новоастраханскому шоссе, в г. Саратове требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПин 2.1.4.2496-09? Если нет, то каковы причины несоответствия параметров качества горячего водоснабжения? Может ли, существующая внутридомовая система спорных жилых домов обеспечивать подачу горячего водоснабжения надлежащего качества? Если нет, то почему?
3. Какие работы, их объем и стоимость необходимо произвести, как в самом центральном тепловом пункте (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 34; (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 21; (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 1 6 /2 4, так и на тепловых сетях на участке от этих ЦТП до многоквартирных жилых домов: NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 ул. М. Расковой; NN 16/24, 32а, 34, 34а по ул. Крымская; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе, в г. Саратове для обеспечения их помещений бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09? Какой срок выполнения данных монтажно-строительных работ, с учетом изготовления проекта?
Согласно заключению эксперта N 12/16-09 от 30 декабря 2016 г. в ходе проведения судебной экспертизы эксперты пришли к следующим выводам:
Схема теплоснабжения жилых домов: по ул. М. Расковой. д. NN 1, 3, 5, 6. 7, 9, 10; по ул. Крымская, д. 16/24, 32а, 34, 34а; по Новоастраханскому шоссе, д. NN 60, 62 в г. Саратове не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), обеспечивающая круглосуточную (без какого либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующие температуры, требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СНиП 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20.
Параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирных жилых домов: по ул. М. Расковой, д. NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10; по ул. Крымская, д. 16/24, 32а, 34, 34а; по Новоастраханскому шоссе, д. NN 60, 62 в г. Саратове не соответствуют требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СНиП 2.1.4.2496-09.
Причины несоответствия параметров качества горячего водоснабжения является следующее:
- - отсутствие циркуляции во внутриквартальных сетях системы ГВС (применена тупиковая схема ГВС - 3-трубная) - при существующей тупиковой схеме подачи ГВС по внутриквартальным сетям происходит остывание горячей воды в трубопроводах в период снижения или отсутствии водоразбора;
- - частичные потери тепла (остывание) горячей воды за счет отсутствия тепловой изоляции трубопроводов - часть трубопроводов тепловых сетей не обеспечена теплоизоляцией, либо теплоизоляция находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены;
- - отсутствие внутридомовой циркуляции.
Существующая внутридомовая система спорных жилых домов не может обеспечивать подачу горячего водоснабжения надлежащего качества, т. к. отсутствует внутридомовая циркуляция системы ГВС.
Для восстановления работоспособности системы горячего водоснабжения, а также соответствия параметров температуры горячего водоснабжения в исследуемых многоквартирных домах необходимо выполнить следующие работы:
- - восстановить внутридомовую циркуляцию системы ГВС (с учетом переустройства узла ввода, а также установкой приборов учета и контрольно-измерительных приборов и автоматики) с учетом действующих строительных норм и правил;
- - проложить циркуляционный трубопровод (Т4) от исследуемых ЦТП до вводов в исследуемые многоквартирные жилые дома;
- - выполнить реконструкцию исследуемых ЦТП в соответствии с принятыми проектными решениями (с условием восстановления циркуляционного трубопровода Т4) и в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
Реконструкцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения, а также ЦТП (при необходимости) следует производить в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании, нормативными документами и разработанной и согласованной проектной документацией.
Точные объемы и стоимость материалов, а также работ по реконструкции внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП до многоквартирных жилых домов может быть определена только после выполнения проектно-сметной документации. Сроки выполнения строительно-монтажных работ зависят от решений, принятых в проекте.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В силу части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является всего лишь одним из доказательств, исследуемых наряду с другими доказательствами по делу. Таким образом, процессуальный статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеется заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит оценке арбитражным судом наравне с другими представленными доказательствами.
Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу, что в силу статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации означает исследование доказательств с соблюдением принципа непосредственности.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Правовой статус заключения эксперта определен законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
Оснований для признания экспертного заключения недопустимым доказательством у суда не имеется.
Таким образом, представленные в материалах дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, проведенной в рамках рассматриваемого дела, с участием представителей сторон, подтверждают, что причиной предоставления населению услуг горячего водоснабжения ненадлежащего качества является отсутствие внутридомовой циркуляции, отсутствие внутриквартальных циркуляционных трубопроводов, надлежащего оборудования и циркуляционного трубопровода в центральном тепловом пункте (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 34; (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 21; (ЦТП) по адресному ориентиру Крымская, 16/24.
В свою очередь, оборудование ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 и внутриквартальные сети от нее находятся в собственности муниципального образования "Город Саратов", что не оспаривается ответчиками и подтверждается комитетом по управлению имуществом администрации "Город Саратов" письмом N 02-61/939 от 31 мая 2016 г. и свидетельствами о праве собственности на вышеуказанные объекты.
Судебная коллегия находит правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции, что передача спорного имущества в безвозмездное пользование ПАО "Т плюс" по договору N 154 от 01.01.2006 г. не свидетельствует о возникновении у пользователя спорного имущества обязанностей по модернизации, реконструкции и техническом перевооружение указанного имущества.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ - имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 08 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ") к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статьи 50 Закона N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно статьи 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены и в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года.
С учетом изложенного, муниципальное образование "Город Саратов", в силу имеющихся в деле доказательств, норм права, а также согласно заключения судебной теплотехнической экспертизы для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Саратов, NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе бесперебойным горячим водоснабжение, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 обязано провести следующие работы:
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 2 1 д о многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Саратов, NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе;
- - разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21;
- - восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21, к жилым домам, расположенным по адресам: г. Саратов, NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 по ул. М. Расковой; NN 16/24, 19, 21, 25, 32а, 34, 34а по ул. Крымской; NN 60,62 по Новоастраханскому шоссе в соответствии с принятыми проектными решениями.
- провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. Крымская, 16/24, ул. Крымская, 34, ул. Крымская, 21 в соответствии с принятыми проектными решениями.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательства положение статьи 12 ГК РФ как один из способов защиты гражданских прав предусматривает присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Довод комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" о том, что муниципальное образование "Город Саратов" в его лице не должно отвечать по заявленному иску был предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонен в силу следующего.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, у установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Пунктом 1.1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 21-202 от 25 октября 2007 года, предусмотрено, что комитет по ЖКХ является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова. Комитет в пределах своих полномочий представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета по ЖКХ.
К числу основных задач Комитета по ЖКХ, связанных с решением вопросов местного значения, пунктом 2.1.1. Положения о комитете отнесено участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Комитет по ЖКХ в соответствии с возложенными на него задачами обладает следующими полномочиями в сфере участия в организации в границах города в электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения: участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения комитет по ЖКХ осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Саратов", осуществляет функции муниципального заказчика, а в соответствии с пунктом 1.3 Положения представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Таким образом, надлежащим ответчиком от имени муниципального образования "Город Саратов" правомерно признан Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью "М.М. РАСКОВОЙ", как управляющая организация, поддерживая исковые требования, защищает не только законные интересы собственников и нанимателей помещений в спорных многоквартирных жилых домах на право ими получения горячего водоснабжения надлежащего качества, но и представляет фактически интересы граждан-жильцов, которые получают горячее водоснабжение ненадлежащего качества.
Пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в части 4 статьи 157 ЖК РФ, согласно которой - при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 - внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
При отсутствии циркуляции происходит остывание горячей воды в сетях, в связи с чем, жители спорных многоквартирных домов получают горячее водоснабжение ненадлежащего качества. Наличие циркуляции в сетях, даже в тех домах, стояки горячего водоснабжения в которых являются "тупиковыми" позволят жителям быстрее получать услугу "горячее водоснабжение" надлежащего качества и производить меньший слив воды из системы горячего водоснабжения до нормативных температур.
С учетом изложенного, исковые требования истца правомерно удовлетворены в полном объеме. Надлежащим ответчиком по делу признано муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов". Разработка проектно-сметной документации, проведение реконструкции и восстановление проектной схемы подачи горячего водоснабжения осуществляется за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 1 июня 2017 года по делу N А57-21447/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА
В.А.КАМЕРИЛОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)