Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2017 N 02АП-6298/2017 ПО ДЕЛУ N А82-195/2017

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2017 г. по делу N А82-195/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В., без участия сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества городского округа город Рыбинск "Управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2017 по делу N А82-195/2017, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.,
по заявлению открытого акционерного общества городского округа город Рыбинск "Управляющая компания" (ИНН: 7610080401, ОГРН: 1087610002897)
к администрации городского округа город Рыбинск (ИНН: 7610070153, ОГРН: 1067610046459) в лице отдела муниципального жилищного контроля и защиты прав потребителей
о признании недействительным предписания об устранении нарушений жилищного законодательства,
установил:

открытое акционерное общество городского округа город Рыбинск "Управляющая компания" (далее - заявитель, ОАО "Управляющая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела муниципального жилищного контроля и защиты прав потребителей администрации городского округа город Рыбинск (далее - ответчик, Отдел, контролирующий орган) об устранении нарушений жилищного законодательства от 04.10.2016 N 450, выданного Обществу по результатам проведенной в отношении него внеплановой выездной проверки в рамках осуществления муниципального жилищного контроля.
Решением суда от 15.06.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, ОАО "Управляющая компания" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель настаивает на том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку причиной нарушения температурного режима горячего водоснабжения в многоквартирном доме является отсутствие постоянной циркуляции горячей воды в силу существующего устройства системы горячего водоснабжения; отмечает, что сама по себе система горячего водоснабжения в многоквартирном доме исправна, а в целях приведения параметров оказываемой коммунальной услуги в соответствие с нормативными требованиями необходимо не поддержание эксплуатационных характеристик, а их улучшение путем изменения всей системы горячего водоснабжения (реконструкции) в рамках капитального ремонта, осуществление которого не входит в объем прав и обязанностей Общества по договору управления и требует включения в программу капитального ремонта.
После принятия апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции и назначения ее к рассмотрению в судебном заседании от ОАО "Управляющая компания" поступили письменные дополнения, в которых заявитель, ссылаясь на положения частей 1.1, 7 статьи 20, статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также на решение Ярославского областного суда от 14.06.2017 по делу N 30-2-252/2017, постановление председателя Ярославского областного суда от 07.07.2017 по делу N 4а-221/2017 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 N 307-АД16-13243, обращает внимание на то, что у контролирующего органа ввиду отсутствия соответствующих полномочий отсутствовали правовые основания для проведения в отношении Общества как лицензиата внеплановой выездной проверки, в рамках которой проверялось соблюдение ОАО "Управляющая компания" требований пункта 5.2.1, а также пункта 12 приложения 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), исполнение которых в силу части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ является лицензионным требованием. С учетом этого заявитель убежден в том, что оспариваемое предписание выдано неуполномоченным органом и является незаконным.
В ходе подготовки к рассмотрению дела судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с решением муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 24.11.2016 N 202 "О внесении изменений в решение Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 28.04.2016 N 133 "О структуре администрации городского округа город Рыбинск", вступившим в силу 09.12.2016 (в день его опубликования), наименование отдела муниципального жилищного контроля и защиты прав потребителей, выдавшего Обществу оспариваемое предписание, изменено на отдел муниципального жилищного контроля. С учетом этого наименование органа муниципального жилищного контроля, в лице которого в рамках рассматриваемого спора действует администрация городского округа город Рыбинск как ответчик по настоящему делу, судом апелляционной инстанции уточнено.
В поступивших во Второй арбитражный апелляционный суд письменных отзывах Отдел опровергает доводы ОАО "Управляющая компания", изложенные в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней, настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и не усматривает правовых оснований для его отмены.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 часов 45 минут 26.09.2017.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и о перерыве в судебном заседании извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел", однако своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.09.2016 на основании полученных департаментом жилищного-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск через систему "Интернет-приемная" обращений жителей многоквартирного дома по адресу: г. Рыбинск, ул. Герцена, д. 39, по поводу неправомерного бездействия управляющей организации в части устранения причин подачи в жилые помещения горячей воды ненадлежащего качества заместителем главы администрации городского округа город Рыбинск по безопасности издан приказ N 878 о проведении в отношении ОАО "Управляющая компания" внеплановой выездной проверки в рамках муниципального жилищного контроля (листы дела 88-92, 94-95). Проведение проверки поручено должностным лицам Отдела. В качестве цели контрольного мероприятия обозначена проверка исполнения договора управления многоквартирным домом в части предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В ходе проверки в квартире N 154 указанного многоквартирного дома был произведен замер температуры горячей воды. После слива воды в течение 5 минут ее температура составила + 43 °C. Таким образом, проверяющими выявлены нарушения положений пунктов 3.1.1, 3.1.3 договора управления многоквартирным домом от 01.10.2008, требований пункта 5.3.1, а также пункта 12 приложения 7 к Правилам N 170. Результаты проверки и выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.10.2016 N 895 (листы дела 10-11).
04.10.2016 в адрес ОАО "Управляющая компания" выдано обязательное для исполнения предписание N 450 об устранении нарушений жилищного законодательства, в соответствии с которым Обществу было предписано обеспечить предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения в многоквартирном доме по адресу: г. Рыбинск, ул. Герцена, д. 39, в соответствии с нормативными требованиями (лист дела 9).
Не согласившись с данным предписанием, считая его неисполнимым вследствие того, что устранение поименованных в нем нарушений возможно лишь путем осуществления капитального ремонта системы горячего водоснабжения, которая сама по себе находится в исправном состоянии, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании данного предписания недействительным.
Установив ответственность Общества за выявленные контролирующим органом нарушения и отклонив доводы заявителя, суд первой инстанции признал оспариваемое предписание Отдела законным и обоснованным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, а также представленных ответчиком письменных отзывов, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом муниципального жилищного контроля по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой выездной проверки. При оценке вопроса о законности предписания выяснению подлежит как наличие у вынесшего это предписание органа полномочий и оснований для проведения проверки, так и наличие у управляющей организации обязанности по проведению требуемых мероприятий.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может быть обеспечено собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Следовательно, бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г"); постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (подпункт "д").
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами N 170. В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей (обслуживающей) компанией.
В соответствии с договором управления от 01.10.2008 ОАО "Управляющая компания" приняло на себя обязательства за плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Рыбинск, ул. Герцена, д. 39 (листы дела 78-84).
Таким образом, именно Общество несет ответственность за невыполнение обязательных требований и правил.
Пунктом 5.3.1 Правил N 170 предусмотрено, что расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 °C в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 °C - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 °C.
При этом пункт 12 приложения 7 к Правилам N 170 относит установку, замену и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях к текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, обязанность по выполнению которого возложена на управляющую организацию.
Из приведенных положений Правил N 170 следует, что управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг) обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы (в том числе системы горячего водоснабжения), с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю. Однако в рассматриваемом случае своевременных, действенных и достаточных мер в целях обеспечения нормативного уровня коммунальной услуги горячего водоснабжения Общество не приняло, при этом обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению необходимых мероприятий во избежание снижения качества коммунальной услуги, в апелляционной жалобе не приведено.
Позиция ОАО "Управляющая компания" о том, что исключительно состояние участка циркуляционной линии является единственной причиной предоставления услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества, а равно о том, что осуществление реконструкции системы горячего водоснабжения в рамках капитального ремонта является единственно возможным способом устранения выявленных нарушений, представляется бездоказательной. Оспариваемое предписание не содержит требований о выполнении работ капитального характера и предписывает Обществу именно устранить выявленные нарушения. Управляющей организации предоставлено право выбора способа устранения нарушений, а также определение объема необходимых работ, которые она обязана осуществлять в силу возложенных на нее договором и действующим жилищным законодательством обязательств.
Следует отметить, что сама по себе необходимость проведения капитального ремонта не снимает с управляющей организации возложенной на нее обязанности по выполнению работ и услуг, направленных на обеспечение исполнения нормативных требований к содержанию и эксплуатации отдельных конструктивных элементов жилого дома до момента проведения капитального ремонта. Обратный подход свидетельствовал бы о том, что, однажды зафиксировав необходимость проведения капитального ремонта общего имущества дома, организация, получающая от жителей данного дома денежные средства за оказание услуг в рамках договора управления, не выполняла бы никаких работ и оказывала бы коммунальные услуги ненадлежащего качества до проведения капитального ремонта, что явно противоречит условиям договора и закону.
Аргументы о неисполнимости предписания опровергаются фактом его исполнения управляющей организацией, что установлено 13.12.2016 в ходе проведения Отделом внеплановой выездной проверки (акт проверки от 13.12.2016 N 1223 - лист дела 76). В ходе данного проверочного мероприятия контролирующим органом проведены замеры температуры горячей воды в квартире N 154 многоквартирного дома; полученные показатели соответствовали нормативным требованиям.
С учетом изложенных обстоятельств следует признать, что изложенное в оспариваемом предписании Отдела требование, возлагающее на ОАО "Управляющая компания" обязанность по устранению нарушений обязательных требований, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав заявителя. У контролирующего органа имелись достаточные правовые основания для выдачи в адрес Общества обязательного для исполнения предписания, целью которого является обеспечение комфортного проживания в доме жильцов, а также поддержание в исправном состоянии общего имущества многоквартирного дома.
Оценивая аргументы заявителя о том, что предписание выдано неуполномоченным органом, поскольку Отдел не обладает компетенцией на проведение контрольных мероприятий с целью проверки соблюдения лицензионных требований хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений помимо прочего относится осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, распределение полномочий по осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного надзора предусматривается как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Следовательно, для случаев проверки выполнения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, то есть выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, федеральным законодателем предусмотрена возможность осуществления муниципального жилищного надзора. Указанное полномочие реализуется уполномоченным органом безотносительно к проведению лицензионного контроля.
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, соблюдение обязательных требований к управлению многоквартирными домами, выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах относится к ведению государственного жилищного надзора.
При этом пункт 6 данного Положения устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области жилищного надзора в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство допускает расширение сферы деятельности муниципального жилищного надзора законами субъекта Российской Федерации. Муниципальный жилищный контроль распространяется только на муниципальный жилищный фонд, но при этом в полномочия контролирующего органа входит проверка соблюдения проверяемыми лицами обязательных требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
На территории Ярославской области действует Закон Ярославской области от 06.12.2012 N 61-з "О муниципальном жилищном контроле на территории Ярославской области" (далее - Закон N 61-з), который в соответствии со статьей 20 ЖК РФ устанавливает порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ярославской области и порядок взаимодействия при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля уполномоченного органа исполнительной власти Ярославской области, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, с органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 1 статьи 5 названного Закона орган муниципального жилищного контроля организует и осуществляет муниципальный жилищный контроль на территории соответствующего муниципального образования путем контроля за исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными домами, обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирном доме либо их часть находятся в муниципальной собственности (пункт 1); контроля за использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, техническим состоянием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдением требований к содержанию такого общего имущества, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирном доме либо их часть находятся в муниципальной собственности (пункт 2); контроля за соблюдением правил предоставления коммунальных услуг нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 3).
В силу пункта 1 части 2 статьи 5 Закона N 61-з при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля в соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи орган муниципального жилищного контроля проводит внеплановую проверку в отношении управляющей организации в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ, а в силу пункта 2 части 2 статьи 5 Закона N 61-з при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля в соответствии с пунктами 2 - 5 части 1 данной статьи - внеплановые проверки соблюдения обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими управление многоквартирными домами, в которых все жилые и (или) нежилые помещения или их часть находятся в муниципальной собственности.
Из приведенных норм следует, что одним из вопросов осуществления муниципального жилищного контроля в том случае, если все жилые и (или) нежилые помещения в многоквартирном доме либо их часть находятся в муниципальной собственности, является исполнение обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, то есть выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме.
Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Как указано выше, муниципальный жилищный контроль распространяется на муниципальный жилищный фонд (в частности многоквартирные дома, в которых все жилые и (или) нежилые помещения или их часть находятся в муниципальной собственности), но при этом в полномочия контролирующего органа входит проверка соблюдения проверяемыми лицами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. Такой вывод следует из буквального восприятия части 1.1 статьи 20 ЖК РФ.
Правила N 170 разработаны в соответствии с федеральным законодательством - действовавшим на тот момент Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики"; в настоящее время их юридическая сила обусловлена статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 34 Устава городского округа город Рыбинск, принятого решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 27.04.2006 N 41, администрация городского округа город Рыбинск является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
В силу пункта 6 статьи 34 Устава администрация города Рыбинска является органом, уполномоченным на организацию и осуществление муниципального контроля за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципального контроля за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Ярославской области.
В соответствии с Уставом городского округа город Рыбинск решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 25.05.2017 N 240 утверждена структура администрации городского округа город Рыбинск, где отдел муниципального жилищного контроля (в ранее действовавшей редакции - отдел муниципального жилищного контроля и защиты прав потребителей) является одним из структурных подразделений администрации городского округа город Рыбинск.
Таким образом, Отдел, являясь структурным подразделением администрации городского округа город Рыбинск, осуществляет свою деятельность на территории города Рыбинска в рамках предоставленных ему полномочий.
Довод Общества о невозможности осуществления муниципального жилищного контроля в отношении него как управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, не осуществляется государственный жилищный надзор. Вместе с тем из содержания статьи 20 ЖК РФ следует, что государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль являются самостоятельными видами деятельности разных уполномоченных органов. Положения части 7 статьи 20 ЖК РФ устанавливают в данном случае запрет в отношении государственного жилищного надзора, но не в отношении муниципального жилищного контроля.
По информации муниципального казенного учреждения городского округа город Рыбинск "Жилкомцентр", представленной по запросу Отдела (письмо от 19.09.2016 N 01/02-2496 - лист дела 93), в рассматриваемом многоквартирном доме по адресу: г. Рыбинск, ул. Герцена, д. 39, имеется 13 квартир, находящихся в муниципальной собственности. Соответственно, Отдел имеет право осуществлять муниципальный жилищный контроль как в отношении жилых помещений, так в отношении и общего имущества многоквартирного дома.
Согласно приказу заместителя главы администрации городского округа город Рыбинск по безопасности от 22.09.2016 N 878 и акту проверки от 04.10.2016 N 895 в отношении ОАО "Управляющая компания" проведены мероприятия по контролю за исполнением договора управления в части предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения надлежащего качества. Проверка соблюдения Обществом лицензионных требований не осуществлялась.
При таких обстоятельствах следует признать, что проведение спорной проверки в рамках муниципального жилищного контроля не выходило за пределы полномочий контролирующего органа.
Поименованные в апелляционной жалобе судебные акты вынесены по обстоятельствам, не являющимся идентичными с рассматриваемыми в рамках настоящего дела. Указанные судебные акты не имеет преюдициального значения для данного спора.
Выводы касательно полномочий органа муниципального жилищного контроля на проведение проверки, которая должна осуществляться в рамках лицензионного контроля, изложенные в постановлении председателя Ярославского областного суда от 07.07.2017 по делу N 4а-221/2017, касаются конкретного предписания, выданного в отношении конкретного многоквартирного дома и по сути представляют собой правовую оценку природы различных видов публичного контроля. При этом следует отметить, что арбитражный суд при рассмотрении иного спора не связан выводами других судов о правовой квалификации отношений, толковании правовых норм, оценке представленных сторонами доказательств.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого предписания Отдела, которое выдано в рамках полномочий ответчика и с соблюдением процедуры.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, однако они должным образом не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
В этой связи обжалуемое решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2017 по делу N А82-195/2017 следует признать законным и обоснованным, а в удовлетворении апелляционной жалобы ОАО "Управляющая компания" надлежит отказать.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2017 по делу N А82-195/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества городского округа город Рыбинск "Управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Г.Г.ИВШИНА
Судьи
Е.В.МИНАЕВА
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)