Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым актом обществу предписано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в связи с выявленными нарушениями п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) - Высоцкой С.В. (доверенность от 01.07.2017), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) - Усачевой А.В. (доверенность от 15.03.2017) и Василькив Е.Е. (доверенность от 07.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А53-2248/2017, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, контролирующий орган) о признании недействительным предписания от 25.11.2016 N 3780.
Решением от 28.02.2017 суд удовлетворил заявленное обществом требование. Решение суда мотивировано тем, что оспариваемое предписание контролирующего органа не соответствует закону и является неисполнимым в части требования об оснащении каждого многоквартирного дома коллективными приборами учета, а также не может быть исполнено в части требования о расчете платы за потребленную электроэнергию исходя из нормативов, поскольку спорные многоквартирные дома имеют единую систему электроснабжения с установленным на нее коллективным прибором учета, который обеспечивает учет потребленного ресурса всеми домами. Суд согласился с доводом общества о том, что обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного дела установлены в рамках дела N А53-14302/2015.
Постановлением от 15.05.2017 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 28.02.2017 и отказал обществу в удовлетворении заявленного требования. Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.11.2016 по делу N А53-14302/2015 не может иметь преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, поскольку в деле N А53-14302/2015 рассматривались иные правоотношения между юридическими лицами ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и ОАО "Донэнерго" (по оплате задолженности за оказанные услуги по договору); оспариваемое предписание инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права общества. Общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен на один многоквартирный дом, так как общее имущество одного многоквартирного дома не может быть общим имуществом другого многоквартирного дома.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель кассационной жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы права, а выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению общества, обстоятельства, установленные по делу N А53-14302/2015, имеют преюдициальное значение для данного дела; оспариваемое предписание инспекции не соответствует закону.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в инспекцию поступила жалоба гражданки Алексеевой Н.И. (г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский, 16, литер Б, кв. 2) на неправомерные действия общества в связи с необоснованным выставлением к уплате долга за коммунальную услугу по электроснабжению.
Заместитель начальника инспекции издал распоряжение от 10.11.2016 N 11591 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества по доводам жалобы.
Проверкой установлено, что расчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, произведен с нарушением пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при расчете применяются показания прибора учета электроэнергии, который не может являться расчетным. Общедомовые приборы учета электрический энергии, установленные в многоквартирном доме N 14 по пер. Доломановскому и подключенные к внутренним сетям, производят учет электроэнергии на несколько многоквартирных домов, а именно: один прибор учета, не имеющий контрольной пломбы, установленный в подъезде дома, производит учет части квартир указанного многоквартирного дома, второй общедомовой прибор учета, установленный на фасаде дома, учитывает потребление электроэнергии второй части квартир данного дома, а также квартир жилого многоквартирного дома N 16 по пер. Доломановскому, что противоречит требованиям Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.11.2016 N 11591, составленном с участием заместителя директора общества по реализации электроэнергии населению Капниным Р.Н.
Обществу выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований от 25.11.2016 N 3780, со сроком исполнения до 20.02.2017. Инспекция предписала обществу произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с пунктом 48 Правил N 354.
Не согласившись с предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 63, 67 Правил N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354 (пункты 1 и 36 Правил N 354). При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребителями услуг в сфере электро, тепло и водоснабжения, водоотведения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги для их предоставления лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.
Жилищный кодекс Российской Федерации в указанное правоотношение вводит дополнительный субъект - исполнителя коммунальных услуг, который приобретает у ресурсоснабжающей организации коммунальные услуги и оказывает услуги населению по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению и электроснабжению.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил N 491, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен на один многоквартирный дом, так как общее имущество одного многоквартирного дома не может быть общим имуществом другого многоквартирного дома, на что обоснованно указал суд апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила N 442), определение объема оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов.
С учетом того, что в силу пункта 137 Правил N 442 приборы учета, показания которых используются, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также быть допущены в эксплуатацию в установленном порядке, отсутствие допуска прибора учета в эксплуатацию лишает законной силы учет электрической энергии, осуществляемый данным прибором.
Согласно пункту 144 Правил N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Пунктом 145 Правил N 442 предусмотрена обязанность собственника энергопринимающих устройств обеспечить допуск установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу требований пункта 150 Правил N 442 в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе, собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона N 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
В силу пункта 152 Правил N 442 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Согласно пункту 167 Правил N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с названным разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Пунктом 48 Правил N 354 установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 Правил N 354, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно пункту 80 Правил N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
По правилам пункта 81 Правил N 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию (то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета), по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Суд апелляционной инстанции установил, что общество приказом антимонопольного органа от 08.11.2006 N 32-р с долей более 65% включено в Реестр хозяйствующих объектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% по виду деятельности - розничная реализация электрической энергии в границах расположения распределительных сетей электрической энергии, к которым присоединены потребители.
Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, соответственно, на деятельность общества на рынке услуг по реализации электрической энергии распространяются ограничения. Кроме того, общество является гарантирующим поставщиком на розничном рынке электроэнергии в Ростовской области (статус гарантирующего поставщика присвоен 13.10.2006 в соответствии с постановлением РСТ от 13.10.2006 N Ю/1).
Общество реализует электрическую энергию напрямую собственникам помещений в МКД без промежуточного субъекта, которым является исполнитель коммунальных услуг (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.д.).
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемой ситуации общество является "ресурсоснабжающей организацией" (поставщиком электроэнергии) и "исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению".
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2012 по делу N А53-20874/2012 утверждено мировое соглашение по заявлению ЗАО "Донэнергосбыт" к ОАО "Донэнерго" об урегулировании разногласий по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии. Согласно пункту 3.2.15. договора расчеты за оказанные услуги по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома производятся на основании показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений. В случае отсутствия общедомовых приборов учета объем переданной в многоквартирные жилые дома электрической энергии определяется расчетным способом на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Отношения между обществом и потребителями коммунальной услуги по электроснабжению (жителями многоквартирных домов) регулируются Правилами N 354 и Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции установил, что инспекция в ходе проверки выявила, что один прибор учета, установленный в подъезде дома N 14 по пер Доломановскому, учитывает потребление электроэнергии части квартир указанного многоквартирного дома, второй общедомовой прибор учета, установленный на фасаде дома, учитывает потребление электроэнергии второй части квартир данного дома, а также квартир жилого многоквартирного дома N 16 по пер. Доломановскому, то есть, один общедомовой прибор учета, в соответствие с которым определялся объем потребленной электрической энергии при расчете с потребителями одного многоквартирного жилого дома, учитывал также объем электроэнергии, потребленный потребителями другого многоквартирного жилого дома, в совокупности. При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что, в данном случае, действия заявителя приводят к ущемлению интересов физических лиц и нарушению установленного порядка ценообразования в части осуществления расчетов за потребленную электрическую энергию.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, установив, что при проведении проверки инспекция выявила, что общедомовой прибор учета, установленный на доме N 14 по пер. Доломановский, не имеет контрольной пломбы, что подтверждено актом от 24.11.2016 N 1196, составленным с представителем общества (л. д. 43-44; 47-48, том 1), и по существу обществом не оспорено, сделал правильный вывод о том, что расчет потребленной электрической энергии по показаниям этого прибора учета производиться не может.
Суд апелляционной инстанции предложил сторонам представить расчет объемов потребления электроэнергии по спорным многоквартирным домам исходя из нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды с применением формулы 15 приложения N 2 к Правилам N 354.
Как следует из расчета представленного инспекцией, расчет выполнен в двух вариантах: с применением данных о площадях мест общего пользования (МОП) из имеющихся в распоряжении инспекции области технических паспортов на соответствующие дома; с применением данных о площадях мест общего пользования (МОП), предоставленных обществом. Получившиеся объемы потребления электроэнергии на многоквартирный дом по нормативу потребления на один месяц приведены в графе "Нормативное потребление на дом в месяц, кВт*ч".
Поскольку в ходе проверки установлено, что общество потребителям электроэнергии в спорных домах произвело перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды по показаниям приборов учета, отраженный в платежных документах за август 2016 года (за период с октября 2013 года по июль 2016 года), было также рассчитано суммарное потребление электроэнергии на общедомовые нужды за 34 месяца (период перерасчета), которое отражено в графе "Должно быть начислено за период, кВт*ч".
Установив, что помещения общего пользования имеют только дома с адресами пер. Доломановский, 14, литер А, литер Б, ул. Социалистическая, 11, литер А, ул. Обороны, 23, литер А, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды по нормативу потребления может быть осуществлено только потребителям, проживающим в данных домах. В домах без помещений общего пользования объем потребления на общедомовые нужды, рассчитанный по нормативу потребления, составляет 0 кВт*ч. Как по расчету общества, так и по расчету инспекции, плата за места общего пользования по имеющимся приборам учета в несколько раз больше, чем исходя из нормативов потребления электроэнергии.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что в данном случае при расчете электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, необходимо исходить из того, что, в данном случае, многоквартирные дома с несколькими литерами являются отдельными многоквартирными домами; общедомовой прибор учета должен быть установлен на каждый многоквартирный дом (литер), учитывающий объем потребленной электроэнергии именно в этом многоквартирном доме (литере); общедомовой прибор учета должен быть введен в эксплуатацию и иметь контрольную пломбу. В ином случае, расчет должен быть произведен исходя из нормативов потребления электроэнергии до устранения обществом допущенных им нарушений Правил N 354.
Учитывая установленные судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства по данному делу, вывод суда апелляционной инстанции о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и его исполнимости в указанный в предписании срок, является правильным. Документально данный вывод общество не опровергло.
Суд апелляционной инстанции исследовал и обоснованно отклонил довод общества, со ссылкой на часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о преюдициальном значении для данного дела судебных актов по делу N А53-14302/2015, установив, что по делу N А53-14302/2015 сторонами являлись общество и ОАО "Донэнерго", т.е. иные, относительно данного дела, лица.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы общества выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом апелляционной инстанции, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по делу N А53-2248/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 30.08.2017 N Ф08-6148/2017 ПО ДЕЛУ N А53-2248/2017
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым актом обществу предписано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в связи с выявленными нарушениями п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2017 г. по делу N А53-2248/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) - Высоцкой С.В. (доверенность от 01.07.2017), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) - Усачевой А.В. (доверенность от 15.03.2017) и Василькив Е.Е. (доверенность от 07.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А53-2248/2017, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, контролирующий орган) о признании недействительным предписания от 25.11.2016 N 3780.
Решением от 28.02.2017 суд удовлетворил заявленное обществом требование. Решение суда мотивировано тем, что оспариваемое предписание контролирующего органа не соответствует закону и является неисполнимым в части требования об оснащении каждого многоквартирного дома коллективными приборами учета, а также не может быть исполнено в части требования о расчете платы за потребленную электроэнергию исходя из нормативов, поскольку спорные многоквартирные дома имеют единую систему электроснабжения с установленным на нее коллективным прибором учета, который обеспечивает учет потребленного ресурса всеми домами. Суд согласился с доводом общества о том, что обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного дела установлены в рамках дела N А53-14302/2015.
Постановлением от 15.05.2017 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 28.02.2017 и отказал обществу в удовлетворении заявленного требования. Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.11.2016 по делу N А53-14302/2015 не может иметь преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, поскольку в деле N А53-14302/2015 рассматривались иные правоотношения между юридическими лицами ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и ОАО "Донэнерго" (по оплате задолженности за оказанные услуги по договору); оспариваемое предписание инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права общества. Общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен на один многоквартирный дом, так как общее имущество одного многоквартирного дома не может быть общим имуществом другого многоквартирного дома.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель кассационной жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы права, а выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. По мнению общества, обстоятельства, установленные по делу N А53-14302/2015, имеют преюдициальное значение для данного дела; оспариваемое предписание инспекции не соответствует закону.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в инспекцию поступила жалоба гражданки Алексеевой Н.И. (г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский, 16, литер Б, кв. 2) на неправомерные действия общества в связи с необоснованным выставлением к уплате долга за коммунальную услугу по электроснабжению.
Заместитель начальника инспекции издал распоряжение от 10.11.2016 N 11591 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества по доводам жалобы.
Проверкой установлено, что расчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, произведен с нарушением пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при расчете применяются показания прибора учета электроэнергии, который не может являться расчетным. Общедомовые приборы учета электрический энергии, установленные в многоквартирном доме N 14 по пер. Доломановскому и подключенные к внутренним сетям, производят учет электроэнергии на несколько многоквартирных домов, а именно: один прибор учета, не имеющий контрольной пломбы, установленный в подъезде дома, производит учет части квартир указанного многоквартирного дома, второй общедомовой прибор учета, установленный на фасаде дома, учитывает потребление электроэнергии второй части квартир данного дома, а также квартир жилого многоквартирного дома N 16 по пер. Доломановскому, что противоречит требованиям Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.11.2016 N 11591, составленном с участием заместителя директора общества по реализации электроэнергии населению Капниным Р.Н.
Обществу выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований от 25.11.2016 N 3780, со сроком исполнения до 20.02.2017. Инспекция предписала обществу произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с пунктом 48 Правил N 354.
Не согласившись с предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 63, 67 Правил N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354 (пункты 1 и 36 Правил N 354). При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" потребителями услуг в сфере электро, тепло и водоснабжения, водоотведения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги для их предоставления лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.
Жилищный кодекс Российской Федерации в указанное правоотношение вводит дополнительный субъект - исполнителя коммунальных услуг, который приобретает у ресурсоснабжающей организации коммунальные услуги и оказывает услуги населению по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению и электроснабжению.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил N 491, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен на один многоквартирный дом, так как общее имущество одного многоквартирного дома не может быть общим имуществом другого многоквартирного дома, на что обоснованно указал суд апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила N 442), определение объема оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов.
С учетом того, что в силу пункта 137 Правил N 442 приборы учета, показания которых используются, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также быть допущены в эксплуатацию в установленном порядке, отсутствие допуска прибора учета в эксплуатацию лишает законной силы учет электрической энергии, осуществляемый данным прибором.
Согласно пункту 144 Правил N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Пунктом 145 Правил N 442 предусмотрена обязанность собственника энергопринимающих устройств обеспечить допуск установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу требований пункта 150 Правил N 442 в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе, собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона N 261-ФЗ, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
В силу пункта 152 Правил N 442 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Согласно пункту 167 Правил N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с названным разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Пунктом 48 Правил N 354 установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 Правил N 354, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно пункту 80 Правил N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
По правилам пункта 81 Правил N 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию (то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета), по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Суд апелляционной инстанции установил, что общество приказом антимонопольного органа от 08.11.2006 N 32-р с долей более 65% включено в Реестр хозяйствующих объектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% по виду деятельности - розничная реализация электрической энергии в границах расположения распределительных сетей электрической энергии, к которым присоединены потребители.
Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, соответственно, на деятельность общества на рынке услуг по реализации электрической энергии распространяются ограничения. Кроме того, общество является гарантирующим поставщиком на розничном рынке электроэнергии в Ростовской области (статус гарантирующего поставщика присвоен 13.10.2006 в соответствии с постановлением РСТ от 13.10.2006 N Ю/1).
Общество реализует электрическую энергию напрямую собственникам помещений в МКД без промежуточного субъекта, которым является исполнитель коммунальных услуг (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.д.).
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемой ситуации общество является "ресурсоснабжающей организацией" (поставщиком электроэнергии) и "исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению".
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2012 по делу N А53-20874/2012 утверждено мировое соглашение по заявлению ЗАО "Донэнергосбыт" к ОАО "Донэнерго" об урегулировании разногласий по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии. Согласно пункту 3.2.15. договора расчеты за оказанные услуги по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома производятся на основании показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений. В случае отсутствия общедомовых приборов учета объем переданной в многоквартирные жилые дома электрической энергии определяется расчетным способом на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Отношения между обществом и потребителями коммунальной услуги по электроснабжению (жителями многоквартирных домов) регулируются Правилами N 354 и Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции установил, что инспекция в ходе проверки выявила, что один прибор учета, установленный в подъезде дома N 14 по пер Доломановскому, учитывает потребление электроэнергии части квартир указанного многоквартирного дома, второй общедомовой прибор учета, установленный на фасаде дома, учитывает потребление электроэнергии второй части квартир данного дома, а также квартир жилого многоквартирного дома N 16 по пер. Доломановскому, то есть, один общедомовой прибор учета, в соответствие с которым определялся объем потребленной электрической энергии при расчете с потребителями одного многоквартирного жилого дома, учитывал также объем электроэнергии, потребленный потребителями другого многоквартирного жилого дома, в совокупности. При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что, в данном случае, действия заявителя приводят к ущемлению интересов физических лиц и нарушению установленного порядка ценообразования в части осуществления расчетов за потребленную электрическую энергию.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, установив, что при проведении проверки инспекция выявила, что общедомовой прибор учета, установленный на доме N 14 по пер. Доломановский, не имеет контрольной пломбы, что подтверждено актом от 24.11.2016 N 1196, составленным с представителем общества (л. д. 43-44; 47-48, том 1), и по существу обществом не оспорено, сделал правильный вывод о том, что расчет потребленной электрической энергии по показаниям этого прибора учета производиться не может.
Суд апелляционной инстанции предложил сторонам представить расчет объемов потребления электроэнергии по спорным многоквартирным домам исходя из нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды с применением формулы 15 приложения N 2 к Правилам N 354.
Как следует из расчета представленного инспекцией, расчет выполнен в двух вариантах: с применением данных о площадях мест общего пользования (МОП) из имеющихся в распоряжении инспекции области технических паспортов на соответствующие дома; с применением данных о площадях мест общего пользования (МОП), предоставленных обществом. Получившиеся объемы потребления электроэнергии на многоквартирный дом по нормативу потребления на один месяц приведены в графе "Нормативное потребление на дом в месяц, кВт*ч".
Поскольку в ходе проверки установлено, что общество потребителям электроэнергии в спорных домах произвело перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды по показаниям приборов учета, отраженный в платежных документах за август 2016 года (за период с октября 2013 года по июль 2016 года), было также рассчитано суммарное потребление электроэнергии на общедомовые нужды за 34 месяца (период перерасчета), которое отражено в графе "Должно быть начислено за период, кВт*ч".
Установив, что помещения общего пользования имеют только дома с адресами пер. Доломановский, 14, литер А, литер Б, ул. Социалистическая, 11, литер А, ул. Обороны, 23, литер А, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды по нормативу потребления может быть осуществлено только потребителям, проживающим в данных домах. В домах без помещений общего пользования объем потребления на общедомовые нужды, рассчитанный по нормативу потребления, составляет 0 кВт*ч. Как по расчету общества, так и по расчету инспекции, плата за места общего пользования по имеющимся приборам учета в несколько раз больше, чем исходя из нормативов потребления электроэнергии.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что в данном случае при расчете электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, необходимо исходить из того, что, в данном случае, многоквартирные дома с несколькими литерами являются отдельными многоквартирными домами; общедомовой прибор учета должен быть установлен на каждый многоквартирный дом (литер), учитывающий объем потребленной электроэнергии именно в этом многоквартирном доме (литере); общедомовой прибор учета должен быть введен в эксплуатацию и иметь контрольную пломбу. В ином случае, расчет должен быть произведен исходя из нормативов потребления электроэнергии до устранения обществом допущенных им нарушений Правил N 354.
Учитывая установленные судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства по данному делу, вывод суда апелляционной инстанции о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и его исполнимости в указанный в предписании срок, является правильным. Документально данный вывод общество не опровергло.
Суд апелляционной инстанции исследовал и обоснованно отклонил довод общества, со ссылкой на часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о преюдициальном значении для данного дела судебных актов по делу N А53-14302/2015, установив, что по делу N А53-14302/2015 сторонами являлись общество и ОАО "Донэнерго", т.е. иные, относительно данного дела, лица.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы общества выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом апелляционной инстанции, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по делу N А53-2248/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Т.Н.ДРАБО
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)