Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.05.2017 N Ф08-2825/2017 ПО ДЕЛУ N А32-32052/2016

Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ за несоблюдение нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжением).

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2017 г. по делу N А32-32052/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 2 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) - Щеглова Н.С. (доверенность от 22.12.2016), от заинтересованного лица - Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Пироговой С.Ф. (доверенность от 26.12.2016), Олизаренко Т.Н. (доверенность от 26.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2016 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-32052/2016, установил следующее.
ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление) от 05.09.2016 N 06-46-20/2016 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 110 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 24.11.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.01.2017, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что выявленное правонарушение характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжением), ответственность за которое предусмотрена специальной по отношению к части 1 статьи 14.43 Кодекса нормой, а именно статьей 7.23 Кодекса.
Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 24.11.2016 и постановление апелляционной инстанции от 31.01.2017, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что является обоснованным вывод управления о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 1 статьи 14.43 Кодекса, поскольку объектом правонарушения является сертифицированная электрическая энергия (продукция), а не коммунальная услуга.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 04.08.2016 N 01-30/960 и обращения граждан от 03.08.2016 вх. N 7-06/11-437-36ж управление провело внеплановую выездную проверку общества на предмет соблюдения обязательных требований госстандартов при реализации электрической энергии потребителям, в ходе которой установило, что электрическая энергия, реализуемая обществом потребителям по договорам энергоснабжения, не соответствует требованиям ГОСТ 32144-2013 "Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие Приказом Госстандарта от 22.07.2013 N 400-ст.
По результатам проверки управление составило акт проверки от 31.08.2016 N 7.06.34-960, протокол об административном правонарушении от 31.08.2016 N 108 и вынесло постановление от 05.09.2016 N 06-46-20/2016 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 Кодекса в виде 110 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
На основании статьи 3 Закона N 35-ФЗ к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии; энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Положениями части 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статей 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом противоправного посягательства, установленного частью 1 статьи 14.43 Кодекса, являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к пищевой продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при изготовлении, реализации (поставке, продаже) продукции.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, между потребителями (гражданами, проживающими по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Кучугуры, ул. Виноградная) и обществом заключены договоры энергоснабжения, на основании которых общество поставляет в жилые дома потребителей электрическую энергию, в связи с чем условия таких договоров должны соответствовать параграфу 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
В пункте 20 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 04.05.2012 N 442, установлено, что договоры с потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.
Общество в соответствии с абзацем девятым пункта 2 Правил является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения для цели обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых домов и в соответствии с пунктом 31 Правил обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Суды установили, что электрические сети принадлежат ПАО "Кубаньэнерго" (г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2 А). Общество реализует (поставляет, продает) электрическую энергию по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.01.2014 N 407/30-5 по сетям ПАО "Кубаньэнерго".
Суды учли, что проверка проведена на основании обращения граждан, а из акта проверки от 31.08.2016 N 7.06.34-960 (с учетом письма ПАО "Кубаньэнерго" от 23.09.2016 N СлЭС/1/2966) следует, что управлением проводился контроль качества электрической энергии на опорах N 21 ВЛ-0,4 кВ по ул. Виноградная, д. 4 от ТП3П9-851, присоединение 2 филиал ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети (ПС 35/10 кВ "Запорожская") и N 8 ВЛ-0,4 кВ по ул. Виноградная, д. 66 от ТП3П9-851, присоединение 1 филиал ПАО "Кубаньэнерго" Славянские электрические сети (ПС 35/10 кВ "Запорожская"), которые являются точками поставки в жилые частные дома потребителей электроэнергии (физических лиц). Таким образом, предметом проверки являлась электрическая энергия, реализуемая обществом в соответствии с договорами энергоснабжения гражданам.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 31.08.2016 N 108 и оспариваемому постановлению от 05.09.2016 N 06-46-20/2016 реализована электрическая энергия ненадлежащего качества.
В силу пункта 21 Правил договоры электроснабжения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Следовательно, в конкретном случае контроль качества электрической энергии производился в точке, где исходя из положений пункта 21 Правил ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги по энергоснабжению.
Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам.
Согласно пункту 10 указанного приложения N 1 напряжение и частота электрического тока должно постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения в жилых домах проверяются на соответствие, в том числе требованиям ГОСТ 32144-2013, который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.
Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ 32144-2013 система электроснабжения общего назначения определяется как совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество в указанных точках оказывает коммунальную услугу - энергоснабжение, предназначенную для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Доказательств того, что общество осуществляет энергоснабжение (поставка) прочим потребителям (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям) для целей, отличных от потребления электроэнергии исключительно для бытовых нужд, материалы дела не содержат. Доказательств обратного управление не представило.
При указанных обстоятельствах является правомерным вывод судебных инстанций, что предметом проверки является коммунальная услуга - энергоснабжение, а, следовательно, выявленное нарушение неправильно квалифицировано управлением по части 1 статьи 14.43 Кодекса.
Как правильно указали судебные инстанции, правонарушение, выявленное управлением, характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжением), ответственность за которое предусмотрена специальной по отношению к части 1 статьи 14.43 Кодекса нормой, а именно нормой статьи 7.23 Кодекса.
В силу статьи 7.23 Кодекса нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которым исполнитель обязан предоставлять потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
Ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которые нарушили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Поскольку на управление действующим законодательством не возложены полномочия по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, в силу статьи 23.55 Кодекса дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса, уполномочены рассматривать органы государственной жилищной инспекции.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2017 N 308-АД16-19807, постановлении апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2015 N 9-АД-15-14.
С учетом изложенного суды, руководствуясь пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление управления.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов, по существу сводятся к несогласию с квалификацией вменяемого правонарушения по статье 7.23 Кодекса и отклоняются, как основанные на иной правовой оценке обстоятельств дела и неправильном толковании вышеприведенных норм права.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы управления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 по делу N А32-32052/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Судьи
Т.Н.ДРАБО
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)