Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2016 ПО ДЕЛУ N А66-11111/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2016 г. по делу N А66-11111/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области представителя Кириллова Я.В. по доверенности от 28.03.2016, от Министерства финансов Тверской области представителя Носкова Д.А. по доверенности от 03.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и Министерства финансов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 января 2016 года по делу N А66-11111/2015 (судья Кольцова Т.В.),
установил:

муниципальное образование "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области в лице администрации (место нахождения: 170546, Тверская обл., Калининский р-н, с. Бурашево; ОГРН 1056900181381, ИНН 69240113242; далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, бульв. Радищева, д. 30; ОГРН 1026900557936, ИНН 6905043273; далее - Министерство ТЭК и ЖКХ) о взыскании за счет казны 7 202 556 руб. 40 коп. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников жилья "52-55" (далее - Товарищество), общество с ограниченной ответственностью "ГРЕЙД-СЕРВИС" (далее - Общество), Министерство финансов Тверской области (далее - Министерство финансов), Министерство строительства Тверской области.
Решением суда от 19 января 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Министерство ТЭК и ЖКХ и Министерство финансов с решением суда не согласились, обратились в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Министерство ТЭК и ЖКХ в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что Администрацией не соблюдены условия предоставления субсидии, установленные постановлением Администрации от 01.11.2010 N 552-п. Отмечает, что непредставление муниципальным образованием в предусмотренный Порядком срок сведений о фактическом софинансировании за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников работ по капитальному ремонту препятствует пропорциональному предоставлению субсидии. Поясняет, что, поскольку по итогам 2012 года Администрация не представила в Министерство ТЭК и ЖКХ необходимый пакет документов и не направила заявку на участие в мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 год в рамках соответствующей государственной программы Тверской области, а также в связи с отменой постановления Администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы", профинансировать ремонтные работы из средств областного бюджета не представляется возможным. Считает, что денежная сумма не может быть взыскана с ответчика со ссылкой на статьи 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку истцом не представлено доказательств причинения вреда в результате неправомерных действий государственных органов области или вследствие принятия незаконного акта. Считает, что именно бездействие истца, выразившееся в непринятии длительное время мер по включению в областные программы по проведению капитального ремонта домов, повлекло возникновение убытков.
Министерство финансов в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что поскольку по итогам 2012 года Администрацией в адрес ответчика не представлены необходимые документы для перечисления субсидии, а также отсутствовала заявка Администрации на участие в мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2013 году в рамках государственной программы Тверской области "Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области на 2013 - 2018 годы", правовые основания для выполнения расходного обязательства Тверской области отсутствуют.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства финансов поддержал доводы апелляционных жалоб.
Администрация в представленном в суд отзыве на апелляционные жалобы и ее представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Министерство ТЭК и ЖКХ в представленном отзыве считает жалобу Министерства финансов обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционные жалобы рассмотрены при состоявшейся явке в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей Министерства финансов, Администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа), предусматривающая оказание помощи органам местного самоуправления Тверской области в проведении капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств областного бюджета Тверской области на конкурсной основе. В соответствии с Программой условия оказания помощи муниципальным образованиям Тверской области и перечень муниципальных образований Тверской области, которым планируется предоставление финансовой поддержки в рамках областных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, устанавливаются правительством Тверской области.
В рамках реализации данной Программы постановлением администрации Тверской области от 25.10.2010 N 541-па утверждены порядок участия муниципальных образований Тверской области в областных мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и методика расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, включенного в областные мероприятия по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы (далее - Постановление N 541-па).
Порядок предоставления субсидии из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010-2012 годы в рамках Программы определен постановлением администрации Тверской области от 01.11.2010 N 552-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставление субсидии по данному направлению обусловлено необходимостью оказания поддержки городским округам и поселениям, входящим в состав муниципальных районов, при капитальном ремонте многоквартирных домов с целью создания безопасных и благоприятных условий для проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом.
В 2012 году Администрацией подана заявка на участие в Программе с целью проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Постановлением правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп утверждено распределение субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год, предусматривающее предоставление муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" субсидии из областного бюджета на проведение капитального ремонта жилых домов N 10, 52 - 55 в селе Бурашево в размере 7 921 668 руб., что составляет 50% от общей стоимости расходов на капитальное строительство. При этом размер субсидии, предоставляемой из бюджета муниципального образования, составляет 6 337 335 руб. (40% от общей стоимости расходов на проведение капитального ремонта), а сумма расходов собственников жилых помещений на проведение капитального ремонта многоквартирных домов определена в размере 1 584 336 руб. (10% от общей стоимости расходов на проведение капитального ремонта). Общая планируемая сумма затрат на капитальный ремонт - 15 843 339 руб.
В порядке реализации пункта 4 Постановления N 541-па Администрацией и Товариществом заключено соглашение N 1-ОБЛ о предоставлении субсидии от 13.12.2012.
Администрацией 24.10.2013 направлено Министерству ТЭК и ЖКХ письмо с предложением заключить соглашение о предоставлении субсидии. Однако соответствующее соглашение сторонами не подписано.
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов было привлечено Общество на основании договора от 13.12.2012, заключенного с Товариществом по результатам конкурса.
Общая сумма расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов составила 15 044 324 руб. 29 коп., вместо 15 843 339 руб., предусмотренных изначально соглашением.
Платежными поручениями от 25.04.2013 N 220, от 29.05.2013 N 321, от 23.07.2013 N 403, от 26.07.2013 N 503 Товариществу перечислена субсидия из бюджета муниципального образования в общей сумме 6 337 335 руб. Данные денежные средства выплачены подрядным организациям.
Постановлением правительства Тверской области от 10.12.2012 N 752-пп постановление Администрации Тверской области от 24.06.2010 N 310-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" с 01.01.2013 признано утратившим силу, реализация Программы прекращена.
Вместе с тем работы по капитальному ремонту рассматриваемых многоквартирных жилых домов по состоянию на 01.01.2013 не были завершены.
С сопроводительным письмом от 30.04.2013 N 1525 Администрация направила Министерству ТЭК и ЖКХ часть документации по выполненным работам.
По окончании всех работ по капитальному ремонту Администрацией с сопроводительным письмом от 03.02.2014 N 351 направлен ответчику отчет о финансировании за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, справки о стоимости выполненных работ и затрат, акты о приемке выполненных работ.
В ответе от 12.02.2014 Министерство ТЭК и ЖКХ указало на невозможность софинансирования ремонтных работ из средств областного бюджета ввиду несвоевременного представления отчетной документации, прекращения действия Программы, отсутствия заявки Администрации на участие в мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2013 году в рамках соответствующей государственной программы Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03.03.2015 по делу N А66-6837/2014 с муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" в лице Администрации за счет казны муниципального образования, в пользу Товарищества взыскано 7 202 556 руб. 40 коп. субсидии, 450 949 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 61 267 руб. 52 коп. расходов по уплате государственной пошлины. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.08.2015 данное решение суда в части взыскания субсидии оставлено без изменения, в остальной части отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Администрация, указывая на то, что в связи с отказом ответчика в предоставлении финансирования, понесла убытки в размере взысканной решением суда в пользу Товарищества субсидии, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их правомерными и удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием за счет соответствующей казны.
Применение меры ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, возможно при доказанности наличия совокупности нескольких условий, а именно: несения истцом убытков и их размера; неправомерности действий (бездействия) органов публичной власти; причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившим вредом.
Предметом заявленных исковых требований является возмещение истцу убытков в виде неполученной субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в том числе в форме субсидий местным бюджетам.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
Как указывалось ранее, постановлением администрации Тверской области от 01.11.2010 N 552-па во исполнение положений Программы был определен порядок предоставления субсидии из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы.
Согласно пункту 4 Порядка получателями субсидий являются муниципальные образования Тверской области. При этом под муниципальными образованиями Тверской области понимаются городские округа и поселения, входящие в состав муниципальных районов. Субсидии зачисляются на счета бюджетов муниципальных образований Тверской области - получателей субсидии с отражением их в местных бюджетах (пункт 12 Порядка).
Главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидии муниципальным образованиям Тверской области, является Министерство ТЭК и ЖКХ (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 10 Порядка предоставление субсидии муниципальным образованиям Тверской области осуществляется на капитальный ремонт многоквартирных домов, включенных в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, утвержденный постановлением администрации Тверской области.
Постановлением правительства Тверской области от 06.11.2012 N 674-пп предусмотрено предоставление муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" субсидии из областного бюджета на проведение капитального ремонта жилых домов N 10, 52 - 55 в селе Бурашево, определен размер данной субсидии в сумме 7 921 668 руб.
Данное постановление в установленном законом порядке не оспорено и недействительным не признано.
Судебная коллегия отмечает, что бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования. Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
При таких обстоятельствах, поскольку работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов в селе Бурашево в рамках реализации Программы выполнены, обязательства по софинансированию данных работ Администрацией и Товариществом исполнены, более того, вступившим в законную силу решением суда с Администрации в пользу Товарищества взыскана невыплаченная сумма субсидии, суд правомерно удовлетворил требования Администрации, возложив на ответчика обязанность по исполнению своих бюджетных обязательств.
Доводы апеллянтов о нарушении Администрацией сроков предоставления документации отклоняются апелляционным судом. Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что нарушение срока представления документов не может служить основанием для отказа в предоставлении субсидии, поскольку данный срок не является пресекательным. Каких-либо последствий пропуска этого срока, в том числе в виде отказа в предоставлении субсидии, действующим законодательством не предусмотрено.
Судом также обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что Администрация не имела возможности представить ответчику необходимый пакет документов для получения субсидии в 2012 году, поскольку работы по капитальному ремонту домов завершены в октябре 2013 года, что подтверждается актами о приемке выполненных работ.
Ссылку Министерства ТЭК и ЖКХ на бездействие Администрации апелляционный суд находит необоснованной.
В силу изложенного, поскольку доводы апелляционных жалоб не опровергают правомерность выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном акте, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права при рассмотрении спора судом не допущено, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 19 января 2016 года по делу N А66-11111/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и Министерства финансов Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ЧЕРЕДИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)