Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.04.2016 ПО ДЕЛУ N А79-10475/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. по делу N А79-10475/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Долговой Ж.А.,
судей Вечканова А.И., Богуновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прядко Л.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.12.2015 по делу N А79-10475/2014,
принятое судьей Даниловым А.Р.,
по иску акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" (ОГРН 1052128000033) к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (ОГРН 1076450006280) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии,
В судебном заседании приняли участие:
- от истца - Иванов Д.Н., по доверенности от 16.07.2015 (сроком до 14.04.2016);
- от ответчика - Лукина Н.З., по доверенности от 14.08.2015 N Д/15-436 (сроком на один год), Порфирьев В.Л., по доверенности от 14.08.2015 N 19-15/37 (сроком до 10.07.2016).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

Акционерное общество "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - АО "Чувашская энергосбытовая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - ПАО "МРСК Волги", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 1420-000162 в части пунктов 1.1, 1.2, 2.2.1, 2.2.4, 3.3.1, 6.4, 7.11, 10.1, 12.6, 12.13 договора, приложениям N 2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, пунктам 2, 4, 5, 6, приложения N 5, пункта 1, 9 приложения N 7, пунктов 2.1.2, 3.5, 3.5.3 приложения N 1 к приложению N 7 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (протокол разногласий от 09.11.2015 (т. 8 л. д. 72 - 82).
Решением от 10.12.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики исковые требования удовлетворил частично:
- - в пункты 1.1, 2.2.1, 2.2.4, 10.1, 12.6, 12.13, пункты 1, 9 приложения N 7, пункты 2.1.2, 3.5, 3.5.3 приложения N 1 к приложению N 7 включена ссылка на приложение N 2.5;
- - договор дополнен приложением N 2.5 в редакции, предложенной ПАО "МРСК Волги";
- - в пункте 1.1 договора термин "Сетевые организации" изложен в следующей редакции:
"Сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основаниями объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
- В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - Смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг";
- - пункт 1.2 договора изложен в следующей редакции:
"Заказчик заключает настоящий договор в интересах:
- - Потребителей, имеющих непосредственное или опосредованное (через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) присоединение к электрической сети Исполнителя (ССО), которым в соответствии с ранее заключенными договорами энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) Заказчик обязан организовать передачу электроэнергии (мощности);
- - Потребителей, имеющих непосредственное или опосредованное (через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) присоединение к электрической сети Исполнителя (ССО), договоры энергоснабжения, с которыми заключены после заключения настоящего Договора";
- - пункт 3.3.1 договора изложен в следующей редакции:
- "Обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки Потребителей электрической энергии, в интересах которых заключается настоящий договор, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам (ГОСТ 32144-2013) и иным обязательным требованиям, с соблюдением величин аварийной и технологической брони";
- - пункт 6.4 договора изложен в следующей редакции:
- "По истечении срока действия доверенности (при несвоевременном предоставлении Исполнителю доверенности), подтверждающей полномочия лиц Заказчика, имеющих право подписи документов от имени Заказчика в рамках взаимодействия Сторон при введении ограничения (возобновлении) режима потребления электроэнергии, Исполнитель вправе приостановить встречную обязанность по реализации действий ограничения (возобновления) режима потребления у Потребителей Заказчика";
- - пункт 7.11 договора изложен в следующей редакции:
"Заказчик вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с Потребителем, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в действующем законодательстве, компенсации расходов на оплату действий Исполнителя (Субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого Потребителя и последующему его восстановлению, а также на совершение им действий, предусмотренных настоящим Договором.
Компенсация расходов Исполнителя по введению ограничения режима потребления электроэнергии и последующему его восстановлению производится Заказчиком на основании утвержденной Сторонами калькуляции, указанной в приложении N 10 к настоящему договору, за исключением случаев, когда расходы на их оплату включены в тариф на услуги по передаче электрической энергии, после возмещения указанных расходов Потребителем Заказчику.
В случае изменения размера расходов Исполнитель направляет Заказчику новые расценки не менее чем за 30 календарных дней до момента их введения. При этом новые расценки применяются с момента внесения соответствующих изменений в настоящий Договор.
Компенсация расходов ССО по введению ограничения режима потребления электроэнергии и последующему его восстановлению производится Заказчиком Исполнителю в порядке, установленном настоящим Договором и на основании калькуляции, согласованной Сторонами путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору.
- Компенсация расходов иным субисполнителям по введению ограничения режима потребления электроэнергии и последующему его восстановлению производится Заказчиком Исполнителю в порядке, установленном настоящим Договором, и подтверждающих документов на компенсацию расходов, понесенных субисполнителями";
- - приложения N 1, 2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 в части, касающейся указания точек поставки потребителей электрической энергии, имеющих опосредованное присоединение к электрическим сетям сетевой организации, изложен в редакции, предложенной АО "Чувашская энергосбытовая компания";
- - пункт 2 приложения N 5 к договору изложен в следующей редакции:
- "Ограничение режима потребления, инициированное Заказчиком, вводится в точке (точках) поставки Потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления, Исполнителем, а в случаях, установленных действующим законодательством, - при участии субисполнителей";
- - пункт 4 приложения N 5 к договору изложен в следующей редакции:
- "В отношении домовладения либо при наличии в многоквартирном доме непосредственной формы управления функции Исполнителя коммунальных услуг исполняет Заказчик. Введение ограничения режима потребления в отношении Потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется Исполнителем коммунальной услуги по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации";
- - пункт 5 приложения N 5 к договору изложен в следующей редакции:
"В случаях, установленных действующим законодательством, Заказчик не позднее, чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет Исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащие сведения, предусмотренные пунктом 7 Правил ограничения.
Потребитель коммунальной услуги по электроснабжению может заключить договор энергоснабжения с Заказчиком, как в письменной форме, так и путем совершения действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальную услугу по электроснабжению или о фактическом потреблении такой услуги (далее - конклюдентные действия).
За исключением потребителей коммунальной услуги, совершивших конклюдентные действия, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении обстоятельства прекращения обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения, в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности).
- Не допускается введение ограничения режима потребления в отношении многоквартирного дома, жилого помещения многоквартирного дома или домовладения, по основаниям отсутствия договора энергоснабжения (в том числе письменного) либо прекращение действия договора энергоснабжения с предыдущим владельцем энергопринимающих устройств (потребителем коммунальной услуги), при совершении потребителем коммунальной услуги конклюдентных действий. Такое потребление электроэнергии не признается бездоговорным";
- - пункт 6 приложения N 5 к договору изложен в следующей редакции:
"Приостановление и ограничение подачи электрической энергии (коммунального ресурса) Исполнителю коммунальных услуг по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по оплате за поставленную электрическую энергию (коммунальный ресурс) должно исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.
При этом ограничение подачи электрической энергии (коммунального ресурса) Исполнителю коммунальных услуг, в отношении многоквартирного дома (в точке поставки в многоквартирный дом), по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем коммунальных услуг обязательств по оплате за поставленную электрическую энергию, не допускается".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Чувашская энергосбытовая компания" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции в части и принять по делу новый судебный акт, исключить из подпунктов 1.1, 2.2.1, 2.2.4, 10.1, 12.6, 12.13 договора, подпунктов 1, 9 приложения N 7 к договору, подпунктов 2.1.2, 3.5, 3.5.3 приложения N 1 к приложению N 7 к договору ссылки на приложение N 2.5 к договору, а также исключить само приложение N 2.5 к договору; принять приложения N 2.2 и N 2.3 к договору в редакции истца, в части указания в них информации о потребителях коммунальной услуги по электроснабжению, проживающих в многоквартирных жилых домах, выбравших непосредственное управление, и заключивших договоры энергоснабжения напрямую с истцом, с привязкой к точке поставки соответствующего многоквартирного дома (общедомовому прибору учета); принять пункты 4, 5, 6 приложения N 5 к договору в редакции истца.
В обоснование позиции, изложенной в апелляционной жалобе, заявитель приводит следующие аргументы.
Полагает неправомерными выводы суда относительно дополнения договора приложением N 2.5 в редакции, предложенной ответчиком, и ссылками на данное приложение в пункты 1.1, 2.2.1, 2.2.4, 10.1, 12.6, 12.13, пункты 1, 9 приложения N 7 к договору, пункты 2.1.2, 3.5, 3.5.3 приложения N 1 к приложению N 7 к договору, поскольку судом не учтены положения подпункта "а" пункта 15, подпункта "а" пункта 18, пункта 19 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Развивая данный довод, обращает внимание суда на то обстоятельство, что отсутствие согласованных в договоре сведений о потребителях электрической энергии, в интересах которых он заключается, в том числе о потребителях электрической энергии, проживающих в многоквартирных домах с формой непосредственного управления (Ф.И.О., адрес проживания и т.д.), сетевая компания не в состоянии исполнять вышеуказанные обязанности, исполнение которых обусловлено непосредственным взаимодействием сетевой организации с каждым конкретным потребителем электрической энергии.
Мотивируя позицию, касающуюся несогласия с выводом суда относительно включения в договор пункта 4 приложения N 5 к договору в редакции ответчика, приводит довод о том, что судом первой инстанции неправильно определен товарный рынок, на котором вводится ограничение и возобновление режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителей, поскольку данным рынком является не рынок предоставления коммунальной услуги по энергоснабжению, а рынок оказания услуг по передаче электрической энергии.
Указывает, что в данном случае предметом разбирательства явились разногласия по условиям договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а не договора оказания коммунальных услуг.
Полагает неправомерным ссылку суда лишь на положения Правил предоставления коммунальных услуг, поскольку последние не регулируют сферу общественных отношений, связанных с оказанием услуг по передаче электрической энергии сетевыми организациями потребителям соответствующих услуг.
Ссылаясь на положения абзаца 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункт 29 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), указывает на то, что в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации, сетевой организацией.
Обращает внимание суда на то, что техническая возможность введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению имеется только у сетевой организации.
Поясняет, что истец является ресурсоснабжающей организацией в части предоставления коммунального ресурса - электрической энергии указанными управляющим организациям, товариществам или кооперативам, предоставляющим коммунальные услуги, следовательно, исполнителем коммунальных услуг в таком случае не является.
Одновременно указывает, что действия сетевых организаций по введению ограничения режима потребления электрической энергии и последующему его возобновлению входят в состав оказываемых ими услуг по передаче электрической энергии и не рассматриваются в качестве самостоятельных услуг оказываемых сетевыми организациями, что подкреплено позицией Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, отраженной в письме от 27.06.2014 N 02/8.1-1622.
Также, по мнению апеллянта, является неправомерным отказ суда в принятии пунктов 5, 6 приложения N 5 к договору, в редакции, предложенной истцом.
В дополнении к апелляционной жалобе поясняет, что альтернативная редакция приложений N 2.2 и N 2.3 к договору со стороны ответчика истцу не предоставлялась.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с ее доводами, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, основанном на правильном применении норм материального права.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы.
Одновременно истец представил дополнение к апелляционной жалобе и просил приобщить к материалам дела следующие документы: копии писем от 27.06.2014 N 02/8.1-1622, 07.04.2015 N 02/17-970, предупреждение-уведомление от 29.10.2015 N 927/1, от 20.10.2015 N 850/1, копии постановлений: от 15.03.2013 по делу N А46-25741/2012, от 24.07.2012 по делу N 15 АП-7808/2012, от 05.09.2013 по делу N А35-1748/2013, от 17.02.2014 по делу N А23-3720/2013, от 28.07.2015 по делу N А62-344/2015, от 21.07.2015 по делу N А78-56/2015, от 04.08.2014 по делу N А69-3646/2013, от 20.11.2014 по делу N А69-1577/2014, от 22.04.2014 по делу N А69-3646/2013, от 23.11.2015 по делу N А38-2497/2015, от 26.02.2016 по делу N А38-2497/2015.
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь ст. 41, 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении ходатайства истца о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к дополнению к апелляционной жалобе, на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Возражений против проверки в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило.
Поэтому в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое решение проверено лишь в части удовлетворения требований об урегулировании разногласий сторон, касающихся пунктов 1.1, 2.2.1, 2.2.4, 10.1, 12.6, 12.13, пунктов 1, 9 приложения N 7, пунктов 2.1.2, 3.5, 3.5.3 приложения N 1 к приложению N 7 относительно включения в них ссылки на приложение N 2.5; дополнения договора приложением N 2.5 в редакции, предложенной ПАО "МРСК Волги", пунктов 4, 5, 6 приложения N 5 к договору.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "МРСК Волги" направило АО "Чувашская энергосбытовая компания" для подписания проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 1420-000162 (т. 5 л. д. 13 - 109) (далее - договор).
АО "Чувашская энергосбытовая компания" договор подписало с разногласиями, изложенными в протоколе согласования разногласий.
Поскольку ПАО "МРСК Волги" в протоколе урегулирования разногласий редакцию условий договора, предложенную АО "Чувашская энергосбытовая компания", отклонило, последнее передало разногласия на рассмотрение суда.
Удовлетворяя заявленные исковые требования частично, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался следующими нормами права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
Как установлено пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 N 861 (далее - Правила N 861), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 861 по договору оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
Договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации (пункт 9 Правил N 861).
Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разногласия у сторон возникли при согласовании пунктов 1.1, 1.2, 2.2.1, 2.2.4, 3.3.1, 6.4, 7.11, 10.1, 12.6, 12.13 договора, приложениям N 2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 3, 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, пунктам 2, 4, 5, 6, приложения N 5, пункта 1, 9 приложения N 7, пунктов 2.1.2, 3.5, 3.5.3 приложения N 1 к приложению N 7 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (протокол разногласий от 09.11.2015 (т. 8 л. д. 72 - 82)).
Так, в пунктах 1.1, 2.2.1, 2.2.4, 10.1, 12.6, 12.13, пунктах 1, 9 приложения N 7, пунктах 2.1.2, 3.5, 3.5.3 приложения N 1 к приложению N 7 истец просил исключить ссылки на приложение N 2.5.
Возражая против требования истца, ответчик настаивал на включении в договор приложения N 2.5, содержащего перечень точек поставки электрической энергии в многоквартирные жилые дома, имеющие непосредственное или опосредованное присоединение к электрической сети исполнителя (т. 6 л. д. 203 - 206).
Спор возник по вопросу отражения сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирных жилых домах, в которых выбрана непосредственная форма управления либо форма управления не выбрана, с которыми у истца заключены договоры энергоснабжения.
- В пункте 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, определено, что точкой поставки на розничном рынке является место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики;
- Пунктами 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Местом исполнения (точкой поставки) сетевой организацией обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома, независимо от выбранной формы управления, является внешняя стена многоквартирного жилого дома.
Поскольку приложения 2.2 и 2.5 содержат сведения именно о точках поставки электрической энергии, ответчик относительно включения сведений о собственниках помещений возражал, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы ответчика основаны на нормах действующего законодательства.
Суд первой инстанции принял позицию ответчика о необходимости указания в рассматриваемых пунктах ссылки на приложение N 2.5, включении его в договор оказания услуг по передаче электрической энергии и в связи с этим изложения приложения N 2.2 в редакции, предлагаемой ответчиком.
Довод истца о необходимости включения в приложения к договору приложения N 2.2 "Перечень точек поставки и существенные условия договора по каждому потребителю коммунальной услуги по электроснабжению, имеющему непосредственное присоединение к электрической сети исполнителя" и приложения N 2.3 "Перечень точек поставки и существенные условия договора по каждому потребителю коммунальной услуги по электроснабжению, имеющему опосредованное присоединение к электрической сети исполнителя", содержащих не только информацию о потребителях коммунальной услуги по электроснабжению, проживающих в частных жилых домах (домовладениях), и их точках поставки, но и аналогичную информацию о потребителях коммунальной услуги по электроснабжению, проживающих в многоквартирных жилых домах, выбравших способ управления непосредственное управление и заключивших договор энергоснабжения напрямую с истцом, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку все существенные условия, необходимые для исполнения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии до точек поставки в многоквартирные жилые дома, указанные в приложении N 2.5 (в редакции ответчика), соблюдены.
Помимо изложенного, истцом указано на несогласие с выводом суда о принятии в редакции ответчика пунктов 4, 5, 6 приложения N 5 к договору, касающихся порядка ограничения режима потребления электроэнергии в случае ненадлежащего исполнения потребителями обязательств по оплате электрической энергии.
Судом первой инстанции установлено, что пункт 4 приложения N 5, предложен ответчиком в следующей редакции: "В отношении домовладения либо при наличии в многоквартирном доме непосредственной формы управления функции Исполнителя коммунальных услуг исполняет Заказчик. Введение ограничения режима потребления в отношении Потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется Исполнителем коммунальной услуги по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации", истец просит изложить: "Введение ограничения режима потребления в отношении Потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации, Исполнителем, а в случаях, установленных действующим законодательством, - при участии субисполнителей".
Принимая предложенную ответчиком редакцию упомянутого пункта приложения, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 442 введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для названной категории потребителей основания и порядок введения режима ограничения энергопотребления устанавливается жилищным законодательством.
Согласно разделу XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг производится исполнителем в случаях и порядке, предусмотренных названным разделом.
Как следует из пункта 2 Правил N 354, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу пунктов 8, 9 Правил N 354 при избрании собственниками многоквартирного дома непосредственной формы управления исполнителем коммунальных услуг выступает ресурсоснабжающая организация, с которой каждый собственник непосредственно заключает договор поставки коммунального ресурса (часть 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом "в" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм права, при избрании собственниками непосредственной формы управления многоквартирным домом (а также в отношении домовладений) отношения по оказанию коммунальной услуги возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и собственником. При ненадлежащем исполнении последним своих обязательств ресурсоснабжающая организация вправе приостанавливать оказание услуги в порядке, предусмотренном разделом X Правил N 354.
Довод истца о том, что действия по введению ограничения обязана выполнять сетевая организация, правомерно признан судом первой инстанции несостоятельным.
Введение режима ограничения энергопотребления вводится в месте присоединения общедомового электрооборудования и энергопринимающего устройства конкретного потребителя. Выполнение работ по введению ограничения может производиться исключительно лицом, владеющим на законном основании общедомовым электрооборудованием.
В пункте 21 Правил N 354 закреплено, что в договоре электроснабжения, заключаемом с ресурсоснабжающей организацией, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Для введения режима ограничения энергопотребления истец, как исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению, обязан обращаться к лицу, осуществляющему обслуживание внутридомовых инженерных систем. Судом первой инстанции справедливо отмечено, что введение ограничения режима потребления исполнителем (ответчиком) нормами жилищного законодательства не предусмотрено.
Несогласие истца с определением его статуса как исполнителя коммунальных услуг, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку именно на истца, как ресурсоснабжающую организацию, в соответствии с положениями Правил N 354 возлагается обязанность урегулирования с потребителем порядка действий при необходимости введения в отношении последнего ограничений режима потребления.
Также спорным является содержание пункта 5 приложения N 5 в редакции, предложенной ответчиком:
"В случаях, установленных действующим законодательством Заказчик не позднее, чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет Исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащие сведения, предусмотренные пунктом 7 Правил ограничения.
Потребитель коммунальной услуги по электроснабжению может заключить договор энергоснабжения с Заказчиком, как в письменной форме, так и путем совершения действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальную услугу по электроснабжению или о фактическом потреблении такой услуги (далее - конклюдентные действия).
За исключением потребителей коммунальной услуги, совершивших конклюдентные действия, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении обстоятельства прекращения обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения, в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности).
Не допускается введение ограничения режима потребления в отношении многоквартирного дома, жилого помещения многоквартирного дома или домовладения, по основаниям отсутствия договора энергоснабжения (в том числе письменного) либо прекращение действия договора энергоснабжения с предыдущим владельцем энергопринимающих устройств (потребителем коммунальной услуги), при совершении потребителем коммунальной услуги конклюдентных действий. Такое потребление электроэнергии не признается бездоговорным" истец просит изложить в следующей редакции: "В случаях, предусмотренных действующим законодательством, когда ограничение режима потребления электрической энергии в отношении Потребителей электрической энергии (Потребителей коммунальной услуги по электроснабжению) вводится по инициативе Заказчика, Заказчик не позднее, чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет Исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В случаях прекращения в предусмотренных действующим законодательством случаях обязательств Заказчика по снабжению электрической энергией (мощностью) энергопринимающих устройств Потребителя электрической энергии (Потребителя коммунальной услуги по электроснабжению) по договору энергоснабжения, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) Исполнитель (ССО) вводит в отношении них ограничение режима потребления электрической энергии (мощности).
Потребитель коммунальной услуги по электроснабжению вправе заключить договор энергоснабжения с Заказчиком, как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальную услугу по электроснабжению или о фактическом потреблении такой услуги".
В силу пункта 7 Правил ограничения инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:
а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;
б) основания введения ограничения режима потребления;
в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);
г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);
д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.
Согласно пункту 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354 коммунальные услуги предоставляются потребителям, начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно:
- с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам;
- с момента предоставления жилого помещения жилищным, жилищно-строительным кооперативом - члену жилищного, жилищно-строительного кооператива и проживающим с ним лицам;
- со дня заключения договора найма - нанимателю жилого помещения по такому договору и проживающим с ним лицам;
- со дня заключения договора аренды - арендатору жилого помещения и проживающим с ним лицам.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункты 6, 7 Правил N 354).
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязательное заключение письменного договора для оказания коммунальной услуги.
Основания введения ограничения или приостановления оказания коммунальных услуг приведены в пунктах 115, 117 Правил N 354. Названные положения введение ограничения режима энергоснабжения по основанию отсутствия договора энергоснабжения не содержат.
Редакция пункта 5 приложения N 5, предложенная ответчиком, корреспондирует положениям действующего законодательства, поэтому обоснованно принята судом первой инстанции.
Пункт 6 приложения N 5, предложен ответчиком в редакции:
"Приостановление и ограничение подачи электрической энергии (коммунального ресурса) Исполнителю коммунальных услуг по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по оплате за поставленную электрическую энергию (коммунальный ресурс) должно исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.
При этом ограничение подачи электрической энергии (коммунального ресурса) Исполнителю коммунальных услуг, в отношении многоквартирного дома (в точке поставки в многоквартирный дом), по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем коммунальных услуг обязательств по оплате за поставленную электрическую энергию, не допускается", истец просит изложить в следующей редакции: "Приостановление и ограничение подачи электрической энергии (коммунального ресурса) потребителю, приобретающему ее в целях оказания коммунальных услуг гражданам (исполнителю коммунальных услуг) по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по оплате за поставленную электрическую энергию (коммунальный ресурс) должно исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг".
В соответствии с пунктом 121 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
На основании пункта 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:
а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Судом установлено, что редакция пункта 6 приложения N 5, предлагаемая ответчиком, корреспондирует названным нормам права, в связи с чем условие договора изложено судом в указанной редакции.
Доводу истца, сводящемуся в конечном итоге к выводу о необходимости возложения на сетевую организацию (ответчика) обязанности по осуществлению действий по введению ограничения в отношении конечных потребителей коммунальной услуги, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями вышеуказанных нормативных правовых актов, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
С учетом изложенного оснований для отмены решения в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт в обжалуемой части соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.12.2015 по делу N А79-10475/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Ж.А.ДОЛГОВА
Судьи
А.И.ВЕЧКАНОВ
Е.А.БОГУНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)