Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2017 N 08АП-7196/2017 ПО ДЕЛУ N А75-78/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2017 г. N 08АП-7196/2017

Дело N А75-78/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Глухих А.Н., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бойченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7196/2017) акционерного общества "Няганские энергетические ресурсы" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 апреля 2017 года по делу N А75-78/2017 (судья Гавриш С.А.), принятое по иску акционерного общества "Няганские энергетические ресурсы" (ОГРН 1048600204168, ИНН 8610016084) к акционерному обществу "ТЮМЕНСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ" (ОГРН 1058602102415, ИНН 8602067215) о разрешении преддоговорного спора,
разбирательство по жалобе проведено в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:

акционерное общество "НЯГАНСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ" (далее - истец, АО "НЯГАНСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к акционерному обществу "ТЮМЕНСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ" (далее - ответчик, АО "ТЭК"), в котором просило:
- принять пункт 5.5 договора энергоснабжения от 17.10.2016 N 06/009/0683 в редакции: "Расчеты по договору осуществляются путем перечисления денежных средств покупателем, либо третьим лицом по поручению покупателя, на расчетный счет продавца до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, на основании оригиналов счета-фактуры и акта объемов потребления электрической энергии"; - принять пункт 7.3 договора энергоснабжения от 17.10.2016 N 06/009/0683 в редакции: "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения покупателем обязательств по оплате потребленной им электрической энергии (мощности) и возникновения задолженности, соответствующей двум периодам платежа, установленного договором, продавец вправе ввести ограничение потребления электрической энергии в порядке, предусмотренном законодательством РФ".
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный расчетно-кассовый центр".
В ходе судебного разбирательства представитель истца заявил об отказе от иска в части разногласий по пункту 7.3. договора, который судом первой инстанции был принят на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 апреля 2017 года по делу N А75-78/2017 принят отказ АО "НЯГАНСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ" от иска в части разногласий по пункту 7.3. договора; производство по делу в указанной части прекращено. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С АО "НЯГАНСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб. 00 коп.
В апелляционной жалобе АО "НЯГАНСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ" просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, исходя из следующих мотивов:
- - юридическое лицо, предоставляющее потребителю, в том числе, холодную, горячую воду, тепловую энергию, отвод сточных вод, является исполнителем коммунальных услуг. Отсутствие статуса управляющей организации не влечет отсутствие статуса исполнителя коммунальных услуг, поскольку ТСЖ и управляющие компании законодатель указывает лишь в качестве возможных (но не единственных) исполнителей коммунальных услуг;
- - суд первой инстанции не учел наличие непосредственного управления, исключил наличие индивидуального жилого фонда, вагонообразований, т.е. жилых помещений, не входящих в состав многоквартирных жилых домов, где не может быть никаких управляющих компаний, и договоры на предоставление коммунальных услуг заключаются непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, являющейся исполнителем коммунальных услуг;
- - третьим лицом представлены доказательства, подтверждающие оказание коммунальных услуг потребителям г. Нягани со стороны АО "НЯГАНСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ";
- - АО "НЯГАНСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ", являясь исполнителем коммунальных услуг, оплачиваемых по регулируемым ценам населением обслуживаемых домов, производить оплату электрической энергии в месяце ее потребления возможности не имеет, что и было учтено законодателем в пункте 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012.
АО "ТЭК" и третье лицо отзывы на жалобу не направили.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку представителей в него не обеспечили. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 апреля 2017 года по делу N А75-78/2017 проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Повторно рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Выводы суда соответствуют представленным доказательствам и применимым нормам материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, для заключения договора энергоснабжения акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания" (продавец) направило акционерному обществу "Няганские энергетические ресурсы" (покупатель) проект договора энергоснабжения от 17.10.2016 N 06/009/0683 (далее по тексту - договор, том 1 л.д. 140-150).
Истцом договор был подписан с протоколом разногласий от 27.10.2016, в котором покупатель предложил изложить пункт 5.5 договора в редакции акционерного общества "Няганские энергетические ресурсы" (том 2 л.д. 1-3).
Продавец, не согласившись с предложениями покупателя, направил истцу протокол согласования разногласий от 02.11.2016, в котором настаивал на изложении пункта 5.5. договора в редакции, предложенной АО "ТЭК" (том 2 л.д. 4-6).
22.11.2016 стороны подписали протокол совещания по согласованию разногласий к договору энергоснабжения от 17.10.2016 N 06/009/0683, согласно которому по пункту 5.5 договора соглашение между сторонами не достигнуто (том 2 л.д. 8-10).
В связи с тем, что возникшие при заключении договора энергоснабжения от 17.10.2016 N 06/009/0683 разногласия урегулированы не были, истец, руководствуясь статьей 445 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Пунктом 33 (абзац 7) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), предусмотрено, что при несогласии потребителя (покупателя) с каким-либо условием договора, содержание которого предписано настоящим документом, по причине несоответствия формулировки такого условия настоящему документу либо при его несогласии с каким-либо условием договора, содержание которого в соответствии с настоящим документом может быть определено по усмотрению сторон, он вправе направить гарантирующему поставщику предложение о заключении договора на иных условиях.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения относится к публичным договорам.
При заключении договора энергоснабжения от 17.10.2016 N 06/009/0683 между продавцом и покупателем возникли разногласия относительно порядка расчетов за поставляемую электрическую энергию (мощность).
АО "ТЭК" в проекте договора указало, что расчеты по договору осуществляются путем перечисления покупателем денежных средств на расчетный счет продавца:
- - 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
- - 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца; стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных покупателем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
Для расчета размера платежей, которые должны быть произведены покупателем в течение месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности), используется нерегулируемая цена за единицу электрической энергии (мощности) за последний расчетный период, в отношении которого она определена и официально опубликована для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации нерегулируемых цен, и объем электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период, определенный в отношении покупателя в соответствии с Основными положениями РРЭ (пункт 5.5. проекта договора).
В протоколе разногласий от 27.10.2016 покупатель (истец) предложил изложить пункт 5.5 в следующей редакции: "Расчеты по договору осуществляются путем перечисления денежных средств покупателем, либо третьим лицом по поручению покупателя, на расчетный счет продавца до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, на основании оригиналов счета-фактуры и актов объемов потребления электрической энергии".
Пунктом 82 Основных положений N 442, вступивших в силу с 12.06.2012, предусмотрено, что если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:
- 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
Указанная норма Основных положений N 442, как верно указал суд, является диспозитивной и учитывает интересы как потребителя электрической энергии, так и ее поставщика.
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (статья 421 ГК РФ).
Редакция ответчика соответствует содержанию пункта 82 Основных положений N 442. Об ином стороны согласия не достигли.
Доводы истца о наличии у него статуса исполнителя коммунальных услуг и необходимости применения к отношениям сторон условий пункта 81 Основных положений N 442, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, судом первой инстанции отклонены правомерно.
Суд апелляционной инстанции считает, что АО "НЯГАНСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ" процессуальными средствами доказывания не обосновало у себя наличие статуса исполнителя коммунальных услуг, в отношениях с участием которого действует порядок оплаты электрической энергии, предусмотренный абзацем 2 пункта 81 Основных положений N 442.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
- Согласно абз. 9, 10 п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
- В соответствии с пунктом 4 Правил N 354, потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;
б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);
в) водоотведение, то есть отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам;
г) электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
д) газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах;
е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления;
ж) обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 2 Правил N 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно абзацу семнадцатому пункта 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация (пункт 8 Правил N 354). В последнем случае предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании договоров, заключаемых с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, либо собственниками и пользователями жилого дома (домовладения) (пункт 6, подпункт "в" пункта 9, подпункт "а" пункта 10 Правил N 354). При этом собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений вносят плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям в том случае, если принято соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем шестым пункта 2 Правил N 354 ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Согласно п. 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Исходя из п. 8 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
В соответствии с п. 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
- При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.
- При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как являющемуся, так и не являющемуся его членом в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг;
в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из пункта 10 Правил N 354, условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги только при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Таким образом, с момента выбора способа управления многоквартирным домом путем заключения договора с управляющей организацией, создания ТСЖ, жилищного кооператива либо иного специализированного потребительского кооператива последние становятся исполнителями коммунальных услуг и обязаны заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации). Ресурсоснабжающая организация в таком случае в силу абзаца 17 пункта 2 Правил N 354 осуществляет лишь поставку коммунального ресурса.
В контексте процитированных положений жилищно-коммунального законодательства ресурсоснабжающая организация приобретает статус исполнителя коммунальных услуг при наличии оформленного решением общего собрания волеизъявления собственников помещений многоквартирного дома при непосредственном управлении либо при наличии персонального волеизъявления домовладельцев на заключение прямых договоров снабжения коммунальными ресурсами, и наличия заключенных договоров с собственниками (домовладельцами).
Поставка коммунального ресурса ввиду основного вида деятельности хозяйствующего субъекта сама по себе не наделяет поставщика статусом исполнителя коммунальных услуг.
По версии истца, покупаемая им по договору электрическая энергия необходима для оказания услуг водоснабжения и водоотведения юридическим лицам и гражданам, в том числе исполнителям коммунальных услуг.
В нарушение статьи 65 АПК РФ АО "НЯГАНСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ" не доказано, что, применительно к нормативно установленному порядку общество приобрело статус исполнителя коммунальных услуг. Заявителем не представлены протоколы общих собраний собственников (при непосредственном управлении многоквартирными домами), договоры с домовладельцами на оказание услуг водоснабжения и водоотведения. Имеющиеся в материалах дела платежные документы (л.д. 61-66 т. 2), сформированные третьим лицом для внесения платы за коммунальные услуги собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, условиям относимости, допустимости и достаточности доказательств приобретения истцом статуса исполнителя коммунальных услуг не удовлетворяют.
В соответствии с пунктом 68 Основных положений N 442 исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124.
Объявляя себя исполнителем в части оказания населению коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, истец не представил доказательств, в достаточной степени подтверждающих использование всего объема отпускаемой ответчиком по договору энергоснабжения электрической энергии для этих целей.
При таких обстоятельствах суд не может исключить, что АО "НЯГАНСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ" является ресурсоснабжающей организацией, поставщиком коммунальных ресурсов, что не тождественно исполнителю коммунальных услуг.
Абзацем 2 пункта 81 Основных положений N 442 предусмотрено, что исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Поскольку статус исполнителя АО "НЯГАНСКИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ" не обоснован, суд первой инстанции обоснованно отказал в разрешении преддоговорного спора в варианте, предлагаемом истцом со ссылкой на абз. 2 п. 81 Основных положений N 442.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказано.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 апреля 2017 года по делу N А75-78/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШАРОВА
Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
М.В.СМОЛЬНИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)