Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению общества, завод в отопительный сезон поставлял тепловую энергию на нужды отопления для жителей многоквартирных домов, в которых, по его мнению, не установлен коллективный узел учета тепловой энергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хуснулиной Л.Р., участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - общества с ограниченной ответственностью "УК РЭП "Профессионал" (ИНН 6154125226, ОГРН 1126154006989) - Вергуновой Я.Б. (доверенность от 14.01.2016), от ответчика - открытого акционерного общества "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" (ИНН 6154023009, ОГРН 1026102573562) - Ромасева Р.А. (доверенность от 01.09.2015), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК РЭП "Профессионал" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2015 (судья Новик В.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 (судьи Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г., Попов А.А.) по делу N А53-17656/2015, установил следующее.
ООО "УК РЭП "Профессионал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" (далее - завод) об обязании произвести перерасчет излишне уплаченных обществом денежных средств в размере 401 936 рублей 20 копеек, произведя зачет указанной суммы в счет оплаты за последующие периоды по договору теплоснабжения.
Завод обратился с встречным иском к обществу о взыскании 158 444 рублей 04 копеек задолженности за тепловую энергию, поставленную на нужды отопления в находящиеся в управлении общества многоквартирные дома, 5209 рублей 75 копеек неустойки, а также процентов за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму, рассчитанных по ключевой ставке банковского процента по вкладам физических лиц по Южному федеральному округу в размере 11,19% годовых, с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения (уточненные в порядке статьи 49 АПК РФ требования - т. 2, л.д. 89-90).
Решением от 22.09.2015 суд отказал в удовлетворении первоначального иска, встречный иск удовлетворил частично, взыскал с общества в пользу завода 158 444 рубля 04 копейки задолженности, 5209 рублей 75 копеек неустойки, распределил расходы по уплате государственной пошлины.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции пришел к следующим выводам. До 31.07.2014 расчет за отопление с собственниками и нанимателями жилых помещений должен производиться на основании постановления Правительства Ростовской области от 10.09.2012 N 878 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Ростовской области" (далее - постановление N 878) и пунктами 21 и 25 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - постановление N 307). Доводы общества об установлении в квартирах N 12, 36, 59, 62 оборудования индивидуального отопления и необходимости на этом основании исключения площадей указанных квартир из объема потребленного многоквартирным жилым домом теплового ресурса суд счел необоснованными.
Удовлетворение встречного иска мотивировано доказанностью ненадлежащего исполнения обществом обязательств перед заводом по оплате поставленного в марте - апреле 2015 года теплового ресурса на сумму 158 444 рубля 04 копейки и обоснованностью требования о взыскании неустойки, предусмотренной заключенным обществом и заводом договором. Во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами отказано со ссылкой на пункт 4 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Постановлением от 04.02.2016 суд апелляционной инстанции принял отказ общества от иска в части обязания завода произвести перерасчет излишне уплаченных обществом денежных средств в размере 122 242 рублей 63 копеек (исходя из площадей лоджий, балконов и общего имущества), произведя зачет указанной суммы в счет оплаты за последующие периоды по договору теплоснабжения, решение от 22.09.2015 в этой части отменил, производство по делу прекратил, в остальной части решение оставил без изменения.
Суд апелляционной инстанции указал, что вывод суда первой инстанции о том, что расчет за отопление с собственниками и нанимателями жилых помещений до 31.07.2014 должен производиться на основании постановления N 878 и постановления N 307 ошибочен, однако это не привело к принятию неправильного судебного акта, поскольку фактически завод доначислил плату за поставленную тепловую энергию на нужды отопления в отопительный период 2013-2014 годов. В остальной части суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о необоснованности требований общества.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. Доводы кассационной жалобы повторяют доводы иска и апелляционной жалобы и сводятся к следующему:
- - суды не учли пункт 5.4.1 договора, в котором стороны согласовали, что на нужды отопления размер платы устанавливается согласно правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением N 307, используя данные технических паспортов многоквартирных жилых домов за исключением квартир с индивидуальным отоплением и помещений собственников нежилых помещений, а также не учли, что индивидуальное отопление в квартирах было установлено до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и постановления N 307;
- - суды не учли, что общество не получило от предыдущей управляющей компании протоколы общих собраний собственников помещений и иные документы о проведенных перепланировках, касающихся отдельных жилых помещений, сделали неверные выводы о непредоставлении обществом актов о проверке бытового газового счетчика и первичного обследования технического состояния, паспортов на газовое оборудование, актов об установке газового оборудования;
- - с 01.08.2014 установлены новые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом определения объема потребления тепловой энергии в период отопительного сезона в расчете на 7 календарных месяцев, в том числе неполных, поэтому общество с 01.08.2014 производило начисления за поставленную тепловую энергию жителям многоквартирных домов только в отопительный период.
Кассационная жалоба общества не содержит доводов относительно несогласия с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения встречного иска.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель завода высказал по ним возражения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Общество (потребитель) и завод (поставщик) заключили договор теплоснабжения от 25.03.2013 N 13П/Р643-093 (далее - договор теплоснабжения), в соответствии с условиями которого поставщик обязался подавать тепловую энергию в точку поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки и тепловых сетей потребителя и присоединенной тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации с максимальным часовым отпуском в зависимости от технической возможности котельной, пропускной способности трубопроводов, а потребитель обязался принять и оплатить принятую тепловую энергию, а также обеспечить учет потребляемой тепловой энергии и соблюдать предусмотренный данным договором режим ее потребления по каждому объекту, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В пункте 5.1 договора теплоснабжения стороны установили, что цена отпускаемой тепловой энергии устанавливается в соответствии с действующим законодательством по тарифам для поставщика, утвержденным Региональной службой по тарифам Ростовской области, и составляет 1571 рубль 72 копейки (с учетом НДС).
Согласно пункту 5.2 договора теплоснабжения в случае изменения тарифа поставщик извещает потребителя в письменной форме без оформления дополнительного соглашения. Оплата за принятую тепловую энергию производится потребителем по действующему тарифу поставщика со дня его введения в установленном законом порядке.
По первоначальному иску между сторонами возник спор относительно порядка определения объемов и, соответственно, стоимости тепловой энергии, потребленной с февраля 2013 года по октябрь 2014 года, в связи с тем, что завод не учел показания индивидуальных приборов учета, установленных в 4-х квартирах (N 62, 59, 36, 12) многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Л. Чайкиной, N 55/1.
Об исключении указанных квартир из начислений за поставленную тепловую энергию в связи с установкой в данных квартирах приборов индивидуального отопления общество уведомляло завод представленными в материалы дела письмами, в которых указывало, что общая площадь, которая должна быть исключена из начисления за потребленную тепловую энергию, составляет 219, 6 кв. м.
Помимо этого завод выставил обществу счет от 31.07.2014 N 90015122 на сумму 207 700 рублей 23 копейки в качестве корректировки размера платы за отопление в соответствии с пунктом 3 постановления N 431.
В ответ на запрос общества завод разъяснил, что в соответствии с постановлением N 431 ресурсоснабжающим организациям рекомендовано в срок до 31.07.2014 произвести корректировку размера платы за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением N 307.
Кроме того, общество утверждает, что завод в отопительный сезон 2013-2014 годов поставлял тепловую энергию на нужды отопления для жителей многоквартирных домов N 70 и 78 по ул. Инициативная, N 55/1, по ул. Л. Чайкиной, в которых, по его мнению, не установлен коллективный узел учета тепловой энергии. В связи с названным обстоятельством общество полагает, что общая сумма неосновательного обогащения на стороне завода составила 401 936 рублей 20 копеек, которая должна быть возвращена обществу путем зачисления излишне оплаченных сумм в счет будущих платежей за поставленную тепловую энергию.
В отзыве на первоначальный иск завод указал, что тепловая энергия в соответствии с пунктом 1.1 договора теплоснабжения поставлена обществу в полном объеме и надлежащего качества, общество произвело ее оплату в добровольном порядке и условия договора теплоснабжения выполнены обеими сторонами.
Суды верно квалифицировали сложившиеся между сторонами правоотношения как отношения, регулируемые параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Суды правильно определили, что в рамках спорных обязательств общество приобретает тепловую энергию для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 по делу N А31-333/2008-8, в части определения объема потребленной тепловой энергии к правоотношениям между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией подлежат применению Жилищный кодекс и постановление правительства N 307.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 354).
Постановлением N 354 введено, что оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Новый порядок расчета исключил необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
27 августа 2012 года Правительством Российской Федерации принято постановление N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 857).
В соответствии с названным постановлением (в редакции, действовавшей до 21.09.2013) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагалось применять один из следующих вариантов порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению:
1) применять порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил, а именно производить оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период;
2) принять решение, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, оплата коммунальной услуги по отоплению производится равномерно - каждый месяц календарного года;
3) принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с постановлением N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решения о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, в срок до 15.09.2012.
Принятием постановления N 878 утверждено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Ростовской области в 2012-2014 годах подлежит применению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением N 307, при этом подлежат использованию нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Согласно пункту 2 постановления N 878 оно применяется к правоотношениям, возникшим с 01.09.2012.
Завод указал, что, в связи с этим производил начисление платы с 01.09.2012 по 31.08.2013 в счет отпуска тепловой энергии за отопительный период 2012-2013 годов, а с 01.09.2013 - в счет отпуска тепловой энергии за отопительный период 2013-2014 годов (то есть распределяя плату за отопление равными долями на каждый календарный месяц в течение всего года). Согласно представленным обществом счетам, начиная с сентября 2013 года, завод выставлял обществу к оплате электрическую энергию в количестве 126,45 Гкал ежемесячно.
Постановлением Правительства Ростовской области от 16.06.2014 N 431 "О применении в Ростовской области порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 431) признано утратившим силу постановление N 878 с 01.08.2014.
Согласно пункту 2 постановления N 431 с 01.08.2014 на территории Ростовской области применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства N 354.
Ресурсоснабжающим организациям, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, являющимся исполнителями коммунальной услуги по отоплению, рекомендовано в срок до 31.07.2014 произвести корректировку размера платы за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением N 307 (пункт 3 постановления N 431).
Поскольку поставленная потребителям завода в течение отопительного периода 2013-2014 годов тепловая энергия на нужды отопления была фактически использована абонентом в полном объеме, завод выставил обществу счет от 31.07.2014 N 90015122 на сумму 207 700 рублей 23 копейки, в котором в качестве наименования услуг указал "корректировка размера платы за отопление в соответствие с пунктом 3 постановления N 431".
Действительно, постановлением N 307 предусмотрена возможность осуществления корректировки размера платы за отопление только применительно к многоквартирным домам, оборудованным общедомовыми приборами учета, поскольку предусмотренная правилами корректировка направлена на нивелирование разницы между стоимостью зафиксированного приборами учета объема потребленного коммунального ресурса и суммой денежных средств, начисленных гражданами по нормативу в пользу соответствующей стороны.
Однако в рассматриваемом споре судебные инстанции с учетом фактических обстоятельств установили, что завод фактически произвел не корректировку согласно пункту 3 постановления N 431, а произвел доначисление платы за поставленную заводом тепловую энергию на нужды отопления в отопительный период 2013-2014 годов.
При этом расчет платы за отопление в течение отопительного периода 2013-2014 годов завод произвел расчетным способом ввиду отсутствия в многоквартирных домах приборов учета. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители завода подтвердили, что в находящихся в управлении общества многоквартирных домах в спорный период отсутствовали общедомовые приборы учета.
Из пояснений завода следует, что при определении платы за отопление в течение отопительного периода 2013-2014 годов завод использовал утвержденный постановлением мэра города Таганрога от 20.12.2006 N 5380 норматив потребления услуг по централизованному отоплению, равный 0,013 Гкал за 1 кв. м общеполезной площади в календарный месяц. В исковом заявлении общество также использовало названный тариф при составлении контррасчета размера платы за отопление за спорный период.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10.11.2011 N 8413/11 по делу N А50-3946/2010, если величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится он к отопительному периоду (с сентября по май) или нет, оплата указанного общегодового нормативного количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы.
Согласно постановлению мэра города Таганрога от 20.12.2006 N 5380 указанный размер норматива утвержден как плата за 1 кв. м общеполезной площади в календарный, а не отопительный месяц. Следовательно, величина указанного норматива рассчитана путем деления годового расхода тепла на 12 месяцев.
Таким образом, указанное в счете от 31.07.2014 N 90015122 на сумму 207 700 рублей 23 копейки количество энергии составляет 1/12 от общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимого для бесперебойного круглосуточного отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода. На основании названного счета начислена оплата за тепло, поставленное в многоквартирные дома в отопительный период 2013-2014 годов, то есть период, в который начисление оплаты за отопление производилось на основании положений постановления N 307.
Неправильное указание заводом в счете от 31.07.2014 N 90015122 на то, что начисление указанной платы произведено на основании пункта 3 постановления N 431, правового значения не имеет, поскольку не влияет на квалификацию указанной платы и не изменяет основание ее начисления.
Общество не представило достоверных и достаточных доказательств того, что в спорный период в квартирах N 62, 59, 36, 12 многоквартирного жилого дома N 55/1 по ул. Л. Чайкиной в г. Таганроге отсутствовало централизованное отопление. Общество не представило акта о переоборудовании помещений, акта об отключении данных квартир от централизованного отопления. Составленные обществом в процессе рассмотрения апелляционной жалобы акты осмотра не подтверждают отсутствие ресурса в спорный период.
Кроме того, установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, представляют собой переустройство жилого помещения. Изменение конфигурации жилого помещения, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, представляет собой его перепланировку.
Как следует из пояснений истца, индивидуальное газовое оборудование в названных квартирах установлено в 2002-2003 годах. В связи с этим общество указало на необоснованное применение к данным правоотношения Жилищного кодекса, поскольку в период установки индивидуального оборудования указанный закон не был принят.
Действительно, в указанный обществом период действовал Жилищный кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 24.06.1983, в соответствии со статьей 128 которого капитальный ремонт жилого дома, квартиры с переустройством или перепланировкой помещений производится с разрешения исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Таким образом, как согласно действовавшему в 2002-2003 годах, так и действующему в настоящее время жилищному законодательству переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника или нанимателя квартиры, допустивших такие действия, от оплаты услуг теплоснабжения. Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.), при демонтаже радиаторов отопления обогрев жилого помещения в многоквартирном доме не прекращается. Представленная в материалы дела документация на газовое оборудование не подтверждает факт отключения квартир от централизованного отопления.
Учитывая вышеизложенное, суды обоснованно указали на отсутствие оснований для исключения площадей спорных квартир из числа отапливаемых.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам и нормам материального права, свидетельствуют о несогласии общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами представленных доказательств, переоценка которых в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
Поскольку постановлением апелляционного суда решение в части отменено и производство по делу в этой части прекращено, в силе подлежит оставлению апелляционное постановление.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по делу N А53-17656/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.05.2016 N Ф08-2719/2016 ПО ДЕЛУ N А53-17656/2015
Требование: Об обязании произвести перерасчет излишне уплаченных денежных средств по договору теплоснабжения.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению общества, завод в отопительный сезон поставлял тепловую энергию на нужды отопления для жителей многоквартирных домов, в которых, по его мнению, не установлен коллективный узел учета тепловой энергии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2016 г. по делу N А53-17656/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хуснулиной Л.Р., участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - общества с ограниченной ответственностью "УК РЭП "Профессионал" (ИНН 6154125226, ОГРН 1126154006989) - Вергуновой Я.Б. (доверенность от 14.01.2016), от ответчика - открытого акционерного общества "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" (ИНН 6154023009, ОГРН 1026102573562) - Ромасева Р.А. (доверенность от 01.09.2015), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК РЭП "Профессионал" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2015 (судья Новик В.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 (судьи Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г., Попов А.А.) по делу N А53-17656/2015, установил следующее.
ООО "УК РЭП "Профессионал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" (далее - завод) об обязании произвести перерасчет излишне уплаченных обществом денежных средств в размере 401 936 рублей 20 копеек, произведя зачет указанной суммы в счет оплаты за последующие периоды по договору теплоснабжения.
Завод обратился с встречным иском к обществу о взыскании 158 444 рублей 04 копеек задолженности за тепловую энергию, поставленную на нужды отопления в находящиеся в управлении общества многоквартирные дома, 5209 рублей 75 копеек неустойки, а также процентов за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму, рассчитанных по ключевой ставке банковского процента по вкладам физических лиц по Южному федеральному округу в размере 11,19% годовых, с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения (уточненные в порядке статьи 49 АПК РФ требования - т. 2, л.д. 89-90).
Решением от 22.09.2015 суд отказал в удовлетворении первоначального иска, встречный иск удовлетворил частично, взыскал с общества в пользу завода 158 444 рубля 04 копейки задолженности, 5209 рублей 75 копеек неустойки, распределил расходы по уплате государственной пошлины.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции пришел к следующим выводам. До 31.07.2014 расчет за отопление с собственниками и нанимателями жилых помещений должен производиться на основании постановления Правительства Ростовской области от 10.09.2012 N 878 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Ростовской области" (далее - постановление N 878) и пунктами 21 и 25 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - постановление N 307). Доводы общества об установлении в квартирах N 12, 36, 59, 62 оборудования индивидуального отопления и необходимости на этом основании исключения площадей указанных квартир из объема потребленного многоквартирным жилым домом теплового ресурса суд счел необоснованными.
Удовлетворение встречного иска мотивировано доказанностью ненадлежащего исполнения обществом обязательств перед заводом по оплате поставленного в марте - апреле 2015 года теплового ресурса на сумму 158 444 рубля 04 копейки и обоснованностью требования о взыскании неустойки, предусмотренной заключенным обществом и заводом договором. Во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами отказано со ссылкой на пункт 4 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Постановлением от 04.02.2016 суд апелляционной инстанции принял отказ общества от иска в части обязания завода произвести перерасчет излишне уплаченных обществом денежных средств в размере 122 242 рублей 63 копеек (исходя из площадей лоджий, балконов и общего имущества), произведя зачет указанной суммы в счет оплаты за последующие периоды по договору теплоснабжения, решение от 22.09.2015 в этой части отменил, производство по делу прекратил, в остальной части решение оставил без изменения.
Суд апелляционной инстанции указал, что вывод суда первой инстанции о том, что расчет за отопление с собственниками и нанимателями жилых помещений до 31.07.2014 должен производиться на основании постановления N 878 и постановления N 307 ошибочен, однако это не привело к принятию неправильного судебного акта, поскольку фактически завод доначислил плату за поставленную тепловую энергию на нужды отопления в отопительный период 2013-2014 годов. В остальной части суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о необоснованности требований общества.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. Доводы кассационной жалобы повторяют доводы иска и апелляционной жалобы и сводятся к следующему:
- - суды не учли пункт 5.4.1 договора, в котором стороны согласовали, что на нужды отопления размер платы устанавливается согласно правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением N 307, используя данные технических паспортов многоквартирных жилых домов за исключением квартир с индивидуальным отоплением и помещений собственников нежилых помещений, а также не учли, что индивидуальное отопление в квартирах было установлено до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и постановления N 307;
- - суды не учли, что общество не получило от предыдущей управляющей компании протоколы общих собраний собственников помещений и иные документы о проведенных перепланировках, касающихся отдельных жилых помещений, сделали неверные выводы о непредоставлении обществом актов о проверке бытового газового счетчика и первичного обследования технического состояния, паспортов на газовое оборудование, актов об установке газового оборудования;
- - с 01.08.2014 установлены новые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом определения объема потребления тепловой энергии в период отопительного сезона в расчете на 7 календарных месяцев, в том числе неполных, поэтому общество с 01.08.2014 производило начисления за поставленную тепловую энергию жителям многоквартирных домов только в отопительный период.
Кассационная жалоба общества не содержит доводов относительно несогласия с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения встречного иска.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель завода высказал по ним возражения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Общество (потребитель) и завод (поставщик) заключили договор теплоснабжения от 25.03.2013 N 13П/Р643-093 (далее - договор теплоснабжения), в соответствии с условиями которого поставщик обязался подавать тепловую энергию в точку поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки и тепловых сетей потребителя и присоединенной тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации с максимальным часовым отпуском в зависимости от технической возможности котельной, пропускной способности трубопроводов, а потребитель обязался принять и оплатить принятую тепловую энергию, а также обеспечить учет потребляемой тепловой энергии и соблюдать предусмотренный данным договором режим ее потребления по каждому объекту, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В пункте 5.1 договора теплоснабжения стороны установили, что цена отпускаемой тепловой энергии устанавливается в соответствии с действующим законодательством по тарифам для поставщика, утвержденным Региональной службой по тарифам Ростовской области, и составляет 1571 рубль 72 копейки (с учетом НДС).
Согласно пункту 5.2 договора теплоснабжения в случае изменения тарифа поставщик извещает потребителя в письменной форме без оформления дополнительного соглашения. Оплата за принятую тепловую энергию производится потребителем по действующему тарифу поставщика со дня его введения в установленном законом порядке.
По первоначальному иску между сторонами возник спор относительно порядка определения объемов и, соответственно, стоимости тепловой энергии, потребленной с февраля 2013 года по октябрь 2014 года, в связи с тем, что завод не учел показания индивидуальных приборов учета, установленных в 4-х квартирах (N 62, 59, 36, 12) многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Л. Чайкиной, N 55/1.
Об исключении указанных квартир из начислений за поставленную тепловую энергию в связи с установкой в данных квартирах приборов индивидуального отопления общество уведомляло завод представленными в материалы дела письмами, в которых указывало, что общая площадь, которая должна быть исключена из начисления за потребленную тепловую энергию, составляет 219, 6 кв. м.
Помимо этого завод выставил обществу счет от 31.07.2014 N 90015122 на сумму 207 700 рублей 23 копейки в качестве корректировки размера платы за отопление в соответствии с пунктом 3 постановления N 431.
В ответ на запрос общества завод разъяснил, что в соответствии с постановлением N 431 ресурсоснабжающим организациям рекомендовано в срок до 31.07.2014 произвести корректировку размера платы за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением N 307.
Кроме того, общество утверждает, что завод в отопительный сезон 2013-2014 годов поставлял тепловую энергию на нужды отопления для жителей многоквартирных домов N 70 и 78 по ул. Инициативная, N 55/1, по ул. Л. Чайкиной, в которых, по его мнению, не установлен коллективный узел учета тепловой энергии. В связи с названным обстоятельством общество полагает, что общая сумма неосновательного обогащения на стороне завода составила 401 936 рублей 20 копеек, которая должна быть возвращена обществу путем зачисления излишне оплаченных сумм в счет будущих платежей за поставленную тепловую энергию.
В отзыве на первоначальный иск завод указал, что тепловая энергия в соответствии с пунктом 1.1 договора теплоснабжения поставлена обществу в полном объеме и надлежащего качества, общество произвело ее оплату в добровольном порядке и условия договора теплоснабжения выполнены обеими сторонами.
Суды верно квалифицировали сложившиеся между сторонами правоотношения как отношения, регулируемые параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Суды правильно определили, что в рамках спорных обязательств общество приобретает тепловую энергию для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 по делу N А31-333/2008-8, в части определения объема потребленной тепловой энергии к правоотношениям между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией подлежат применению Жилищный кодекс и постановление правительства N 307.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 354).
Постановлением N 354 введено, что оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Новый порядок расчета исключил необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
27 августа 2012 года Правительством Российской Федерации принято постановление N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 857).
В соответствии с названным постановлением (в редакции, действовавшей до 21.09.2013) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагалось применять один из следующих вариантов порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению:
1) применять порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный действующей редакцией Правил, а именно производить оплату коммунальной услуги по отоплению в отопительный период;
2) принять решение, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, оплата коммунальной услуги по отоплению производится равномерно - каждый месяц календарного года;
3) принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с постановлением N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решения о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в пунктах 2 и 3, в срок до 15.09.2012.
Принятием постановления N 878 утверждено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Ростовской области в 2012-2014 годах подлежит применению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением N 307, при этом подлежат использованию нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Согласно пункту 2 постановления N 878 оно применяется к правоотношениям, возникшим с 01.09.2012.
Завод указал, что, в связи с этим производил начисление платы с 01.09.2012 по 31.08.2013 в счет отпуска тепловой энергии за отопительный период 2012-2013 годов, а с 01.09.2013 - в счет отпуска тепловой энергии за отопительный период 2013-2014 годов (то есть распределяя плату за отопление равными долями на каждый календарный месяц в течение всего года). Согласно представленным обществом счетам, начиная с сентября 2013 года, завод выставлял обществу к оплате электрическую энергию в количестве 126,45 Гкал ежемесячно.
Постановлением Правительства Ростовской области от 16.06.2014 N 431 "О применении в Ростовской области порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 431) признано утратившим силу постановление N 878 с 01.08.2014.
Согласно пункту 2 постановления N 431 с 01.08.2014 на территории Ростовской области применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства N 354.
Ресурсоснабжающим организациям, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, являющимся исполнителями коммунальной услуги по отоплению, рекомендовано в срок до 31.07.2014 произвести корректировку размера платы за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением N 307 (пункт 3 постановления N 431).
Поскольку поставленная потребителям завода в течение отопительного периода 2013-2014 годов тепловая энергия на нужды отопления была фактически использована абонентом в полном объеме, завод выставил обществу счет от 31.07.2014 N 90015122 на сумму 207 700 рублей 23 копейки, в котором в качестве наименования услуг указал "корректировка размера платы за отопление в соответствие с пунктом 3 постановления N 431".
Действительно, постановлением N 307 предусмотрена возможность осуществления корректировки размера платы за отопление только применительно к многоквартирным домам, оборудованным общедомовыми приборами учета, поскольку предусмотренная правилами корректировка направлена на нивелирование разницы между стоимостью зафиксированного приборами учета объема потребленного коммунального ресурса и суммой денежных средств, начисленных гражданами по нормативу в пользу соответствующей стороны.
Однако в рассматриваемом споре судебные инстанции с учетом фактических обстоятельств установили, что завод фактически произвел не корректировку согласно пункту 3 постановления N 431, а произвел доначисление платы за поставленную заводом тепловую энергию на нужды отопления в отопительный период 2013-2014 годов.
При этом расчет платы за отопление в течение отопительного периода 2013-2014 годов завод произвел расчетным способом ввиду отсутствия в многоквартирных домах приборов учета. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители завода подтвердили, что в находящихся в управлении общества многоквартирных домах в спорный период отсутствовали общедомовые приборы учета.
Из пояснений завода следует, что при определении платы за отопление в течение отопительного периода 2013-2014 годов завод использовал утвержденный постановлением мэра города Таганрога от 20.12.2006 N 5380 норматив потребления услуг по централизованному отоплению, равный 0,013 Гкал за 1 кв. м общеполезной площади в календарный месяц. В исковом заявлении общество также использовало названный тариф при составлении контррасчета размера платы за отопление за спорный период.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10.11.2011 N 8413/11 по делу N А50-3946/2010, если величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится он к отопительному периоду (с сентября по май) или нет, оплата указанного общегодового нормативного количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы.
Согласно постановлению мэра города Таганрога от 20.12.2006 N 5380 указанный размер норматива утвержден как плата за 1 кв. м общеполезной площади в календарный, а не отопительный месяц. Следовательно, величина указанного норматива рассчитана путем деления годового расхода тепла на 12 месяцев.
Таким образом, указанное в счете от 31.07.2014 N 90015122 на сумму 207 700 рублей 23 копейки количество энергии составляет 1/12 от общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимого для бесперебойного круглосуточного отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода. На основании названного счета начислена оплата за тепло, поставленное в многоквартирные дома в отопительный период 2013-2014 годов, то есть период, в который начисление оплаты за отопление производилось на основании положений постановления N 307.
Неправильное указание заводом в счете от 31.07.2014 N 90015122 на то, что начисление указанной платы произведено на основании пункта 3 постановления N 431, правового значения не имеет, поскольку не влияет на квалификацию указанной платы и не изменяет основание ее начисления.
Общество не представило достоверных и достаточных доказательств того, что в спорный период в квартирах N 62, 59, 36, 12 многоквартирного жилого дома N 55/1 по ул. Л. Чайкиной в г. Таганроге отсутствовало централизованное отопление. Общество не представило акта о переоборудовании помещений, акта об отключении данных квартир от централизованного отопления. Составленные обществом в процессе рассмотрения апелляционной жалобы акты осмотра не подтверждают отсутствие ресурса в спорный период.
Кроме того, установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, представляют собой переустройство жилого помещения. Изменение конфигурации жилого помещения, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, представляет собой его перепланировку.
Как следует из пояснений истца, индивидуальное газовое оборудование в названных квартирах установлено в 2002-2003 годах. В связи с этим общество указало на необоснованное применение к данным правоотношения Жилищного кодекса, поскольку в период установки индивидуального оборудования указанный закон не был принят.
Действительно, в указанный обществом период действовал Жилищный кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 24.06.1983, в соответствии со статьей 128 которого капитальный ремонт жилого дома, квартиры с переустройством или перепланировкой помещений производится с разрешения исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Таким образом, как согласно действовавшему в 2002-2003 годах, так и действующему в настоящее время жилищному законодательству переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника или нанимателя квартиры, допустивших такие действия, от оплаты услуг теплоснабжения. Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.), при демонтаже радиаторов отопления обогрев жилого помещения в многоквартирном доме не прекращается. Представленная в материалы дела документация на газовое оборудование не подтверждает факт отключения квартир от централизованного отопления.
Учитывая вышеизложенное, суды обоснованно указали на отсутствие оснований для исключения площадей спорных квартир из числа отапливаемых.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам и нормам материального права, свидетельствуют о несогласии общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами представленных доказательств, переоценка которых в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
Поскольку постановлением апелляционного суда решение в части отменено и производство по делу в этой части прекращено, в силе подлежит оставлению апелляционное постановление.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по делу N А53-17656/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ЧЕСНЯК
Н.В.ЧЕСНЯК
Судьи
О.В.БАБАЕВА
Ю.В.РЫЖКОВ
О.В.БАБАЕВА
Ю.В.РЫЖКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)